Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Главная - Культурология - Культура и цивилизация

Культура и цивилизация Культурология . Реферат

  • Тема: Культура и цивилизация
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Культурология
  • Страниц: 15
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: москва
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Беглый взгляд на историю и логику развития взаимоотношений между цивилизацией и культурой позволяет выделить в них следующие этапы.
Понятие цивилизации впервые применяется по отношению к историческому периоду, пришедшему на смену первобытному обществу. Древние цивилизации это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, доклассовому и догосударственному, догородскому и до гражданскому, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры отмечали С, С.Аверинцев и Г. М. Бопгэрд-Левин. Обратим внимание здесь на «единство», то есть абсолютную слитность цивилизационных и культурных признаков общества.
Культура и цивилизационное бытие человека не разведены еще и в Античности, где культура рассматривалась скорее, как следование человека за космической упорядоченностью мира, а не как результат его творения.
Средневековье, сформировав теоцентрическую картину мира, трактовало человеческое бытие как исполнение людьми заповедей Бога-Творца, как приверженность букве и духу Священного Писания. Следовательно, и в этот период культура и цивилизация в рефлексирующем сознании не разделялись.
Соотношение культуры и цивилизации (не рефлексия этого отношения, а оно само) обозначилось впервые, когда в эпоху Возрождения культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация с историческим процессом гражданского общества. Но рефлексия несовпадения их предметной области возникла не сразу.
В эпоху Просвещения культура рассматривалась как индивидуально-личностное и общественно-гражданское обустройство жизни, и тем самым культура и процесс цивилизационного развития наложились друг на друга. Собственно термин «цивилизация» был введен французскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость, правовой строй, т.е. для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития.
Не случайно Л.Морган и Ф. Энгельс (XIX в.) рассматривают цивилизацию как стадию развития общества, наступившую вслед за дикостью и варварством, характеризующуюся упорядоченностью общественного строя, и потому более «высокую» качественно.
И все-таки именно потому, что отсутствовала рефлексия места культуры в содержании истории, культура и цивилизация отождествлялись. Но понимание культуры как земного самодеятельного процесса противоположность средневековой ее трактовке как предзаданного человеку вероисповедания, начинает в Новое время формировать осознание культуры как определенного самосознания человека в качестве субъекта истории. Культура наполняется духом подлинного человеческого бытия .

Содержание

Оглавление
Введение 3
1 Актуальность проблемы соотношения культуры и цивилизации 4
2 Смысл понятия «цивилизация» 5
3 История и логика развития соотношения между цивилизацией и культурой 8
4 Типология цивилизаций 10
5 Перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации и тенденции их развития в ближайшем и отдаленном будущем 12
Заключение 15
Список использованных источников 16
































Введение
Есть такие виды деятельности, которые не содержат в себе священного смысла, не вызывают горения человеческого духа. В таком случае правильно говорить не о творении, а о повторном воспроизведении однажды найденного, воплощенного в чем-то конкретном, т.е. в нашем примере: идея плуга и ее переработка культура, а сам плуг цивилизация. Разумеется, такое разграничение, повторим еще раз, условно, но в научном плане оно предельно важно для определения культуры.
Деятельность человека многообразна. Это факт известный. Но далеко не всегда человеческая активность сопряжена с прорывом в области духа. «Вторая природа» включает в себя и акты простого воспроизведения, копирования. Работник, который изобрел колесо, творец культуры. Работник, который прилаживает колесо на оси, человек цивилизации. Так обнаруживает себя проблема, которая в XX в. получила название «проблема культуры и цивилизации». Цивилизация это, условно говоря, вещественное воплощение культуры.
У человека есть инстинктивная программа, но в отличие от других живых существ он имеет и программу социальную. Инстинкт подсказывает, что нужно делать. Муравей вступает в бой, несет пушинку, воспроизводит потомство. Но все это он делает не сознательно, а повинуясь инстинкту. В процессе эволюции получилось так, что у человека инстинкт перестает играть решающую роль в его приспособлении к природе.
Он пытается реализовать не только побуждения, которые являются инстинктивными. Культура в этом смысле выступает как продукт открытой, незавершенной человеческой природы. Пытаясь воплотить свою недостаточность для существования в природном мире, человек обратился к творческой, свободной деятельности. Вот почему с данной точки зрения культура предстает как совокупность смыслов и ценностей, рожденных творческой активностью человека .
1 Актуальность проблемы соотношения культуры и цивилизации
Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна и ее осмысление осуществлено далеко не полно, так как это пока еще новое, находящееся в процессе становления, направление социальной культурологии.
Попытаемся высветить три аспекта этой проблемы: становление соотношения цивилизации и культуры и его рефлексии; место и роль культуры в цивилизации и перспективы развития этого отношения.
Понятие цивилизации в последние годы стало одним из самых ключевых в российской социально-гуманитарной науке. Оно явилось не только попыткой занять нишу, освободившуюся после падения монополии ортодоксального марксизма и, в первую очередь, формационной теории исторического процесса, но и результатом знакомства с ранее неизвестными широкому кругу исследователей работами западных основоположников теории цивилизации А. Тойнби, О. Шпенглера, М. Вебера и др., а также обретением «прав гражданства» отечественных разработок культурно-цивилизационной проблематики в последующие два десятилетия.
С другой стороны, постижение внутренних смыслов культуры, освоение широких горизонтов культурного разнообразия, знакомство с внутренним строем той или иной культуры, осмысление ритмов исторического бытия общества, и перспектив грядущего сделали проблему соотношения цивилизации и культуры одной из актуальных в социально-научном и гуманитарном познании .

Литература

Багдасарьян Н.Г. Культурология: Учебник для студентов технических вузов. 5-е изд., испр. и доп. М.: Высш.шк, 2004. 709 с.
2) Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. М.: Знание, 1999. 288 с.
3) Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003, 336 с.
4) Розин В.М. Введение в культурологию. Учебник. Издательство: Инфра-М, 2000, 312 с.
5) Эренгросс Б.А. Культурология. Учебник для вузов. Издательство: Оникс, 2007 г., 480 стр.

Форма заказа

Напрмер, Экономика

Похожие работы

Название Цена
Первобытная культура и первобытность культуры. 500
Миф и ритуал и их место в культуре 500
История формирования идей 500
Культура эпохи Просвещения. 500
Культура и природа 500
Американизация" как явление современной культуры 500
культурология реферат 500
Современная культура Греции 20-21 вв. 500
Влияние буддизма на искусство Индии. 500
Архитектура Древней Греции 500

© 2010-2017, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.