Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Главная - Психология - Вербальные средства коммуникации

Вербальные средства коммуникации Психология . Реферат

  • Тема: Вербальные средства коммуникации
  • Автор: Ольга Максимова
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 19
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: г. Москва
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

1. Вербальная коммуникация: понятие, сущность

Вербальная коммуникация представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. Язык как знаковая система является оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Система языка на-ходит свою реализацию в речи, т.е. язык присутствует в нас постоянно в со-стоянии возможности. Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов коммуникативной деятельности чело-века: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь - это конкретная деятельность человека, выражающаяся либо в устной, либо в письменной форме. Во-вторых, речью называется результат деятельности в за-висимости от условий и целей коммуникации (деловая речь, официальная речь и т.д.) [5, с. 158].
Отличия речи от языка состоят в следующем. Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространст-ве. Во-вторых, речь активна, в отличие от языка менее консервативна, более динамична, подвижна. В-третьих, речь отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и не-упорядочена.
Каждое высказывание в процессе коммуникации выполняет ту или иную функцию (установление контакта, привлечение внимания, передача информа-ции и др.). Частные функции конкретных высказываний могут быть объедине-ны в более общие, которые и называются функциями речи. Обычно выделяют следующе функции речи:
Коммуникативную, или репрезентативную (репрезентация - представле-ние, изображение), которая является доминирующей;
Аппелятивная (аппеляция - призыв, обращение, т. е. воздействие), кото-рая грамматически выражается в основном в повелительном наклонении и зва-тельной форме;
Экспрессивная - выражение выразительности речи;
Фатическая, т.е. контактоустанавливающая. Затрагивает область речево-го этикета и осуществляется посредством обмена ритуальными формулами;
Метаязыковая, т.е. функция толкования, когда говорящему или слу-шающему необходимо проверить, пользуются ли они при общении одним и тем же кодом.
Волюнтативная, т. е. функция волеизъявления [12, с. 254].
Итак, функции, которые выполняет речь в каждой конкретной ситуации общения, определяют внешний вид высказывания, в первую очередь отбор слов и синтаксических конструкций. Мы отметили, что доминирующей функцией речи является коммуникативная функция, т.е. обслуживание процесса комму-никации. Коммуникационный процесс можно рассматривать как обмен инфор-мацией между людьми, а его целью считать осознание и понимание передавае-мой и получаемой информации. Информация, содержащаяся в речи, определя-ется как вербализованная передача уже добытых, осмысленных и организован-ных фактов объективной действительности.
Рассмотрим особенности основной модели передачи информации с точки зрения вербальной коммуникации. Источником информации в вербальной коммуникации выступает говорящий или пишущий субъект. Каналом инфор-мации может быть голосовой аппарат создателя сообщения, а также техниче-ские средства распространения информации. Код в случае речевого общения - это сама речь. При этом, кодирование определяется как перевод информации в языковые единицы, а декодирование -как обратный ему процесс восприятия и понимания высказывания. Выбор кода при передаче вербальной коммуника-ции, как правило, происходит автоматически. Обычно кодом является родной язык говорящего. Однако, код можно рассматривать и как средство зашифров-ки сообщения. Помехи и искажения - следующий важный элемент рассматри-ваемой модели вербальной коммуникации. В данном случае искажения могут быть обусловлены лингвистическими, экстралингвстическими и акустико-произносительными причинами или графическим обликом сообщения в пись-менной речи. Лингвистические искажения связаны с недостаточной отточенно-стью фразы, чрезмерной усложненностью сообщения, неправильным синтакси-ческим оформлением и т.д. Экстралингвистические помехи обусловлены запа-сом знаний получателя сообщения. Также психологи замечают, что защитные механизмы человеческой психики выбирают ту информацию, которая соответ-ствует предрасположениям индивида и не воспринимают то, что противоречит взглядам и убеждениям человека. Чтобы придать сообщению помехоустойчи-вость, любая информация должна обладать некоторой долей избыточности. Из-быточность информации - это полное или частичное повторение сообщения, которое сопровождает получение новых данных и служит для проверки и кор-ректировки наших представлений. Подсчитано, что избыточность должна со-ставлять от 50 до 95 % запаса знаний в рассматриваемой области [4, с. 558].
Очень важная характеристика вербальной информации - ценность. Под ценностью понимается новая информация, получаемая от реализации инфор-мативности, содержащейся в языковом знаке. Ценность информации содержа-тельного характера определяется ее новизной и неожиданностью.
Таким образом, мы кратко охарактеризовали основные особенности пе-редачи вербальной информации. Однако, в реальном общении целью акта вер-бальной коммуникации выступает, как правило, не собственно передача ин-формации, а некоторое воздействие на собеседника. По этой причине выделяют три основных типа результатов коммуникации:
Изменения в знаниях получателя;
Изменение установок получателя, т.е. изменение относительно устойчи-вых представлений индивида;
Изменение проведения получателя сообщения.
Формы речевой коммуникации. В зависимости от направленности рече-вого потока при коммуникации выделяют диалогическую и монологическую речь. Диалогом называется форма речи, состоящая из обмена высказываниями -репликами, характеризующаяся ситуативностью (зависимостью от речевой си-туации), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказыва-ниями), малой степенью организованности. К основным языковым особенно-стям диалога относят наличие повторов в реагиующих репликах, синтаксиче-скую неполноту реплик, экспрессивность, обилие вопросительных и побуди-тельных предложений. Выделяют следующие типы диалога: информативный диалог; прескриптивный диалог (содержит просьбу, приказ, обещание или от-каз выполнить предлагаемое действие); диалог - обмен мнениями ( это обычно спор или дискуссия); диалог с целью установления или регулирования межлич-ностных отношений; праздноречивый диалог ( это может быть эмоциональное общение или интеллектуальный разговор).

Содержание

Содержание
Стр.
Введение
1. Вербальная коммуникация: понятие, сущность
2. Устно-речевые средства коммуникаций
3. Письменноречевая коммуникация: сущность, виды, функции
Заключение
Список литературы
3
5
10
15
19
20





















Введение

Человек получает информацию по всем имеющимся у него каналам. Но часть из них носят особый характер для общения. Это, в первую очередь, визу-альная и вербальная коммуникации. Еще Ницше в своих афоризмах написал: Люди свободно лгут ртом, но рожа, которую они при этом корчат, все-таки го-ворит правду. Эти слова достаточно точно передают как автономный характер передачи информации по визуальному каналу, так и то, что мы не умеем в рав-ной степени контролировать визуальный канал, как это делается с каналом вер-бальным.
Вербальная коммуникация носит главенствующий характер в любой об-ласти человеческой деятельности. Профессиональное владение речью стано-вится важной составляющей успеха во множестве профессий. Голос Александ-ра Лебедя стал его важной характеристикой. Шамкающая речь Л. Брежнева уничтожала любые усилия пропагандистов.
В памяти всплывают строки из Пигмалиона Бернарда Шоу:
Женщина, которая издает такие уродливые и жалкие звуки, не имеет права быть нигде... вообще не имеет права жить! Вспомните, что вы челове-ческое существо, наделенное душой и божественным даром членораздельной речи, что ваш родной язык это язык Шекспира, Мильтона и Библии! И пере-станьте квохтать, как осипшая курица.
Мы говорим о вербальной коммуникации, а не о текстовой, поскольку текстом сегодня считается единица как вербальной, таки невербальной сферы. У. Эко, к примеру, говорит о тексте в случае любого набора связанных между собой ситуаций. Следователь, расследуя преступление, также имеет дело с тек-стом, хотя в нем может не быть ни единого слова. Но перед ним именно текст, поскольку он обладает своей собственной внутренней структурой, отличаю-щейся от других. Вербальная коммуникация воздействует на человека на мно-гих уровнях, а не только с помощью содержания. Успех многих политиков, ак-теров, деловых людей связан с тембром голоса, пишет Мэри Спиллейн.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы чело-веческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является са-мым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче ин-формации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса.
При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование инфор-мации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербаль-ной коммуникации.
Основной целью данной работы является изучение основных средств вербальных коммуникаций.
Для достижения данной цели в работе предполагается рассмотрение сле-дующих задач:
 раскрыть понятие и сущность вербальной коммуникации;
 изучить устно-речевые средства коммуникаций;
 изучить письменноречевую коммуникацию.

Литература

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник .-М: Изд-во МГУ, 2005-367с.
2. Березин В.Н. Теория массовой коммуникации.М., 1994
3. Василик М.А. Основы теории коммуникации.М., 2003
4. Вацлавик П. и др. Психология межличностных коммуникаций.- СПб., 2000
5. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий: варианты речевого поведения.- М., 1993 10.
6. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент.М., 1998
7. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М: «Черо», 2006,336с.
8. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А Психология личности. М.: МГУ, 2002.
9. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации.- М., 1998
10. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент.- СПб., 1997
11. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология, учебник для индустр. пед. тех-никумов М: «Высшая школа» 1989, 383с.
12. Ковалёв А.Г. Психология личности. изд 3 переработ. и доп. М.; «Просвеще-ние», 1969, 391с.
13. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М. «Просвещение» 1986. 223с.
14. Конецкая В.П. Социология коммуникации.М., 1997
15. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А.М. Татлыдаевой. СПб.: Евразия, 2001.
16. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и прак-тика исследований / Под ред. М.Назарова.- М., 1999
17. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Соч. Т.2. М 1990. С. 303
18. Олпорт Гордон В. Личность в психологии «КСП+», М.: «Ювента», СПб(При участии психологического центра «Ленато», СПб) 2006.345с.
19. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С.Жамкочьян под ред. В.С.Магуна М.: «Аспект Пресс»,2000 607с.
20. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации.- М.,2001
21. Роджерс Э. Коммуникации в организациях. М., 1980
22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Ком, 2006.

Форма заказа

Напрмер, Экономика

Похожие работы

Название Цена
Внимание и его психологические свойства 500
Психическая напряжённость 250
Воля как произвольная активность человека. 500
Свойства конфликта. Функции конфликта. Структура конфликта. Стадии конфликта 500
Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии 500
способности и одаренность 500
Научная психология о системе явлений 500
каковы основные методы научного и вне научного познания человека? 500
Психологические аспекты проблемы наказания, исправления и перевоспитания осужденных. 500
Диалектика процесса познания 500

© 2010-2017, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.