Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Главная - Психология - Особенности формирования психологических защит личности.

Особенности формирования психологических защит личности. Психология . Контрольная

  • Тема: Особенности формирования психологических защит личности.
  • Автор: Ольга
  • Тип работы: Контрольная
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 20
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: Полоцкий государственный университет (Беларусь)
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Введение
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.
На самом же деле речь идет о различного рода приспособительных процессах, свойствах и качествах, которые приобретает личность при своей социализации. Термины "психологическая защита", "защитные механизмы" были введены в психологический тезаурус З. Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт-психологии и др. Номенклатура защитных механизмов разнообразна и персонально специфична. Нет единства и в терминологии. Но существование защитных механизмов считается экспериментально подтвержденным, наличие не отрицается. Кроме того, они широко используются в теории и практке психологии, психотерапии, психиатрии.
Цель - изучить особенности формирования психологических защит личности.
Задачи:
1) Рассмотреть понятие «психологическая защита»
2) Изучить типологию, основные виды и функции защитных механизмов


1.1. Понятие психологических защит
Впервые термин "психологическая защита" был введен в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом. Более полно концепция механизмов психологических защит представлена А. Фрейд, в частности в ее работе "Психология Я и защитные механизмы", русскоязычный вариант которой издан в 1993 году [5, с.34]. Рассматривая психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения Я компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом. А. Фрейд (вслед за своим отцом З. Фрейдом) считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:
1. блокирование выражения импульсов в сознательном поведении;
2. искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.
Начиная с З. Фрейда и в последующих работах специалистов, изучающих механизмы психологической защиты, неоднократно отмечается, что привычная для личности в обычных условиях защита, в экстремальных, критических, напряженных жизненных условиях обладает способностью закрепляться, приобретая форму фиксированных психологических защит. Это может "загнать в глубь" внутриличностный конфликт, превратив его в бессознательный источник недовольства собой и окружающими, а так же способствовать возникновению особых механизмов названных З. Фрейдом сопротивлением [5, с.35].
"Защита" и "сопротивление" особые механизмы психики, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, держать их вне своего сознания, что обеспечивает бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологическая защита один из механизмов, препятствующих изменению личности. Наряду с понятием "защита" особое место в психодинамике занимает понятие "трансфер". Кроме трансферного, в области сопротивления рассматриваются явления, называемые вторичной выгодой.
В отечественной психологии концепции защитных механизмов также неоднозначны. Один из концептуальных подходов к психологическим защитам, представлен Ф.В. Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. Другой подход содержится в работах Б.Д. Карвасарского [3, с. 145-146]. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений когнитивных, эмоциональных, поведенческих с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я концепцию. По их мнению, этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения, включение в систему сил противодействия целям саморазвития делают такие защитные механизмы вредными для развития личности. Общей чертой их является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы [4, с.35].
Вместе с тем, в современных публикациях, посвященных обсуждаемой проблеме, единодушно признается тот факт, что механизмы защиты находятся между потребностью личности и ее удовлетворением. Отсюда защита есть зеркальное отражение возможного, но не реализованного личностью процесса мотивации или отражение неосуществленных, но в прошлом желаемых целей. Тогда непродуктивность для личности действия психологических защит связана с несовпадением целей и средств их достижения в поведении человека или нарушением меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию, или поведением человека прямо противоположным целям.
Таким образом, психологическая защита это естественное противостояние человека окружающей среде. на бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки. Все кажущиеся разнообразными техники можно свести, в принципе, к единой функции: "Что бы ни делать, как бы ни делать, лишь бы достичь комфортного состояния, безопасности". Защита не есть "встроенная" от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Например, защита может перейти в альтруизм или накопление ценностей и др. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей.
существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей.
Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:
они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;
они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.
Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги.
Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна "передышка" для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом [2, с.135].
Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета долговременной перспективы. Ее цель достигается через дезинтеграцию поведения, нередко связанную с возникновением деформаций и отклонений в развитии личности. По мере нарастания отрицательной информации, критических замечаний, неудач, неизбежных при нарушении процесса социализации, психологическая защита временно позволявшая личности иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной. В случае неэффективности ее действия, либо недостаточной сформированности, при возникновении угрозы невротического срыва индивид инстинктивно ищет выход и нередко находит его во внешней среде. Да и проблема, вызвавшая неприятности, все равно остается не решенной (неудовлетворенная потребность, неисправленный личностный недостаток и др.) и приводит рано или поздно к другим защитам, что мешает личности измениться, соответствовать новым условиям жизни.

Содержание

Введение . 3
1.1. Понятие психологических защит .. 5
1.2. Типология, основные виды и функции защитных механизмов ... 10
Заключение . 19
Список литературы 20

Литература

Список литературы
1. Адлер А. Индивидуальная психология. М., 1993
2. Зиглер Д.. Теории личности. СПб.: Питер, 2002.
3. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Карвасарского Б.Д. Спб., 1998
4. Психология личности. Том 1. Хрестоматия. / Под редакцией Райгородского В.К. Ростов-на-Дону: «БАХРА-М», 2001.
5. Психология. / Под редакцией Крыловой Н.Р. М.: Академия, 2003.
6. Хорни К. Невротическая личность. М., 1996.

Форма заказа

Напрмер, Экономика

Похожие работы

Название Цена
Понятие,признаки. и проявление воли у человека. Основные направления и пути развития воли. 500
ГОСы по психологии: общая, социальная, возрастная, прикладная психодиагностика, консультирование, бизнес-тренинг, психология управления, психология предпри 2200
Общая психология. Экзаменационные вопросы (46 вопросов) 1600
ГОСы по общей психологии (60 вопросов) 1800
Как диагностировать патопсихологические депрессии. 250
Индивидуальные особенности детей (темперамент) и их учет в работе воспитателя. 500
Проблемы возникновения и развития психики. Современные концепции в психологии личности. Природа эмоций. Конфликты, их предупреждения и преодоления. Взаимос 500
Сознание и безсознательное. Структура психики по З.Фрейду: Ид, Эго, Суперэго. Архетипы коллективного безсознательного по К.Г. Юнгу 2) Педагогика как нау 800
Математические методы в психологии 800
Самосовершенствование личности 300

© 2010-2017, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.