Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Главная - Педагогика - Технологии обучения одаренных детей

Технологии обучения одаренных детей Педагогика . Дипломная

  • Тема: Технологии обучения одаренных детей
  • Автор: Клюс Дмитрий Викторович
  • Тип работы: Дипломная
  • Предмет: Педагогика
  • Страниц: 87
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: УГПИ. Уссурийск
  • Цена(руб.): 4000 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Введение

Детская одаренность является одним из самых интересных и загадочных явлений природы. Наблюдения, свидетельствующие о том, что возможности людей неравны, старо, как мир. Это не было секретом ни для науки, ни для обыденного сознания, аккумулирующего, по меткому выражению Гегеля, «не только научные теории, но и все предрассудки своего времени»[10, С.117]. И выдающиеся люди древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом (гением) и простым смертным человеком. Также давно было замечено, что различия их часто проявляются уже в детстве.
Проблемы диагностики и развития одаренности волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, воспитание людей, владеющих основами наук сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сегодня необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов для работы с одаренными детьми.
Актуальность дипломной работы. Не секрет что человек, наделенный развитыми способностями, другой и по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится. Чаще всего мы говорим об одаренных детях, как об опережающих в своем развитии сверстников. Но есть и другая сторона одаренности, гораздо более трудная и для учителей и для родителей. Это одаренность нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такими уж выдающимися, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар.
Поступив в школу, одаренный ребенок может обладать высоко развитыми способностями и богатой эрудицией, но уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс, разрешать конфликты. В этом кроется опасность отторжения одаренного ребенка детским коллективом, формирования мнения о нем как о заносчивом и эгоистичном.
Отношения с педагогами у одаренных детей не всегда складываются благополучно. Некоторых учителей раздражают проявления их «чрезмерной» умственной активности (каверзные вопросы, реплики, отвлеченные рассуждения и т.п.). В условиях реальной школьной практики, когда осуществление подлинно индивидуального подхода весьма затруднительно, одаренные дети нередко оказываются наряду с отстающими учениками на положении изгоев, которым со стороны педагога не уделяется достаточно внимания.
Развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня - это модель обучения всех детей завтра. Несмотря на достигнутый системой образования в последнее время определенный уровень освоения технологии личностно - ориентированного обучения проблема развития одаренности детей с повышенным творческим и интеллектуальным потенциалом в полной мере пока не находит своего решения. Это приводит к тому, что недостаточное раскрытие творческого потенциала одаренных детей, с одной стороны, снижает интеллектуальный потенциал нашего общества в целом, его конкурентоспособность в современном мире, с другой - создает проблемы для самих детей этой категории, так как если ребенок не может реализовать в полной мере свой потенциал, то средние, стандартные результаты деятельности, вполне удовлетворяющие многих других, одаренный ребенок воспринимает как неудачу. Перед учителем начальной школы стоит непростая и в то же время почетная миссия увидеть этот дар в ребенке, помочь ему раскрыться. В этом и заключается актуальность данной работы.
Целью дипломной работы является выявление и обучение одаренных детей в начальной школе с использованием наиболее доступных и качественных технологии.
Объект исследования - детская одаренность, как явление.
Предметом нашего исследования являются педагогические условия, обеспечивающие эффективность работы с одаренными детьми в начальной школе.
Исходя из цели, задачи дипломной работы состоят в следующем:
- раскрыть историко-педагогические предпосылки изучения проблемы одаренных детей;
- проанализировать, как происходит поиск, выявление и отбор одаренных детей в системе начального образования;
- выявить основные теоретические формы обучения одаренных детей;
- рассмотреть особенности обучения одаренных детей в начальной школе;
- показать содержание, методы и организацию обучения одаренных детей в начальной школе;
- исследовать технологии обучения одаренных детей в начальной школе.
Гипотеза: Развитие общей одаренности детей школьного возраста будет обеспечено в том случае, если система их обучения будет построена на основе психологических закономерностей и принципов развития и соответствовать познавательным потребностям и возможностям одаренных детей, их личностному своеобразию.
Развитие одаренности детей начального школьного возраста будет эффективным, если:
- учитывать психолого-педагогические особенности развития одаренных детей;
- использовать специальные методы и приемы по развитию одаренности;
- систематически проводить диагностику учебной деятельности младших школьников.
Методы исследования: в процессе исследования применялись такие методы как: теоретические: анализ естественно - научной, психолого-педагогической, методической, научно-популярной литературы, имеющей отношение к теме исследования; обобщение, классификация, тестирование.
Теоретическая база исследования. В отечественной науке исследованию проблемы одаренности посвящены труды: И.С. Авериной, Ю.Д. Бабаевой, А.И. Савенкова, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной, В.Э. Чудновского, В.Д. Шадрикова, Г.Т. Шпаревой, Н.Б. Шумаковой, и многих других.
Развитию творческих способностей как составляющему компоненту одаренности посвящены работы Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгера, А.М. Матюшкина, в которых предложены программы по развитию творческого потенциала личности на разных этапах обучения.
Сущность одаренности раскрываются в трудах таких зарубежных ученых, как Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, С. Рис, Л. Смит, Р. Кеттел, К. Хеллер, Дж. Рензулли, Б. Тейлор, Дж. Фримен и многих других.
Отдельно хочется отметить работы известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии и педагогике.
И, наконец, нельзя не сказать о великолепной исследовательской работе Ю.З. Гильбуха. Вместе с группой ученых им была разработана дифференцированная система обучения, дающая больше возможности для проявления индивидуальности ребенка.
Работы этих и других авторов послужили хорошей теоретической базой для данного исследования.
Структура дипломной работы: дипломное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Теоретические аспекты изучения одаренности….……………………7 1.1. Историко-педагогические предпосылки изучения проблемы одаренных детей…………………………………………………………..7 1.2. Поиск, выявление и отбор одаренных детей в системе начального образования………………………………………………………………14 1.3. Основные теоретические формы обучения одаренных детей………..20 Глава 2. Особенности обучения одаренных детей в начальной школе………29 2.1. Содержание, методы и организация обучения одаренных детей в начальной школе………………………………………………………..29 2.2. Проблемы, возникающие на различных уровнях процесса обучения.36 2.3. Особенности педагога, работающего с одаренными детьми…………42 Глава 3. Экспериментальная работа по исследованию одаренности у младших школьников……………………………………………………..… 53 3.1. Цели и задачи проведения обследования………………………………..53 3.2. Подготовка, проведение, ход эксперимента………………………….…56 3.3. Констатирующий этап………………………………………………...….63 Заключение……………………………………………………………………….69 Библиография…………………………………………………………………….72 Приложения…………………………………………………………………...…76

Литература


1.Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности: Методическое пособие. - М.: 1998.
2.Бархатова Е. Работа с одарёнными учащимися. // Педагогическая техника. №3, - 2006.
3.Бернс Р. Я-концепция и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.
4.Бине А. Симон Т. «Современные идеи о детях» // под ред. А. Костюшко. - М.: 2002.
5.Богоявленская М.Е. Природа «проблем» одарённых. // Одарённый ребёнок. - № 4, 2004.
6.Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости: дискуссионные вопросы. // Одарённый ребёнок. №4, - 2004.
7.Богоявленская Д.Б. Понятие, методы идентификации и детерминанты развития одарённости. // Столичное образование, №1. 2008.
8.Вахтомин Н.К. «Теория научного знания И.Канта» - М:1986.
9.Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. - Мн.,1995.
10.Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
11.Гегель Ф. Избранное, Т.2. - М.: Просвещение, 1984.
12.Герд А.Я. Избранные педагогические труды. - М.: Учпедгиз, 1953.
13.Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. №2, 1980.
14.Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание.,1991.
15.Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок.- Киев, 1993.
16.Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. - М. Просвещение,1986.
17.Ильицкая И.А. О готовности учителя к работе по выявлению и развитию детской одарённости. // Одарённый ребёнок. №5. - 2004.
18.Кудрина С.В. Учебная деятельность младших школьников. Диагностика Формирование. Материалы для специалиста образовательного учреждения. -СПб, Каро, 2004.
19.Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одарённых детей. // Педагогика. №6, - 2003.
20.Кулемзина А.В. Комплексная программа обучения одаренных детей как способ общего развития одаренности // Методика работы с одаренными детьми. Барнаул, 1999.
21.Лейтес Н. Легко ли быть одаренным? Семья и школа, №6, 1990.
22.Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии. - 1989. - №6.
23.Методы диагностики одарённости у детей / Под ред. Н.А.Цыркун. - Мн.: Национальный институт образования, 1995.
24.Моренко Е.С. Становление личности творчески одарённого ребёнка. // Одарённый ребёнок. - 2005, №1.
25.Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред. Бурменской, Слуцкого.- М.,1991.
26.Одарённость: рабочая концепция.- М., 1996.
27.Ознобихин А.И.. Проблемы одарённых детей. // Школа. №2, - 2004.
28.Панов В. И. Если одарённость - явление, то одарённые дети - это проблема. Начальная школа: плюс-минус. - №3, - 2000.
29.Подготовка учителя к работе с одарёнными детьми. // Педагогика. №2, -2004.
30.Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии. № 5, 1994.
31.Проектирование в организации работы с одаренными детьми младшего школьного возраста // Начальная школа. № 3, - 2007.
32.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтес. - М., 1996.

33.Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия» - М.:1993
34.Рензулли Дж., Рис. С. Модель обогащающего школьного обучения // Основные концепции одаренности и творчества / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.
35.Рубинштейн М.М. Педагогическая психология в связи с общей педагогикой. - М., 1984.
36.Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. - М.: Сентябрь, 2001.
37.Симановский А.Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников. - М.: МОДЭК, 2003.
38.Синягина Н.Ю. Работа с одарёнными детьми: проблемы и перспективы. №6, - 2006.
39.Система работы с одаренными детьми в регионе: от концепции к модели: методическое пособие / М.А. Биржева, Т.Ф. Сергеева, Е.В. Сечкарева. - М.: Изд. АСОУ, 2006.
40.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998.
41.Судьба вундеркиндов. Н. Лейтес. Семья и школа, №12, 1990.
42.Тейлор К. Интеллект: проблемы одаренности. Пер. с англ. Наука.1976.
43.Теплов Б.М. Избранные труды. 2.Т. М.: Педагогика, 1985.
44.Хеллер К.А. Диагностика и развитие одарённых детей и подростков. Основные современные концепции творчества и одарённости. Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997.
45.Ухтомский А.А. Собр. соч, Т.3. - М.: Просвещение 1982.
46.Ушинский К.Д. Собр. соч. Т.11.- М.: Просвещение.1988.
47.Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников. Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2000.
48.Церенова А.А. Некоторые аспекты деятельности психолога в образовательном учреждении для одарённых детей. // Одарённый ребёнок. – №5, 2005.
49.Черноголовая Н.Н. Программа работы с одарёнными детьми. // Образование в современной школе. №7,- 2004.
50.Штерн В. Умственная одарённость. - СПб: Союз, 1997.
51.Шумакова Н.Б. Междисциплинарное обучение одарённых детей младшего школьного возраста. // Одарённый ребёнок. №5, – 2004.
52.Шумакова Н.Б. Система обучения и развития одарённых школьников. // Одарённый ребёнок. №6, – 2005.
53.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одарённых детей. - М.: МОДЭК, 2004.
54.Щебланова Е.И. Трудности в учении одарённых детей. // Одарённый ребёнок. №3, - 2005.
55.Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. - М.: Знание, 1991.
56.Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», - М., 1977.
57.Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.:1989.
58.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.








Форма заказа

Напрмер, Экономика

Похожие работы

Название Цена
Проблема диагностики педагогических способностей тренеров 3000
Инновационные процессы в развитии профессионального образования 4000
Формирование творческих умений у педагогов 4000
русская народная сказка 4000
Развивающие возможности школы полного дня 4000
Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами художественной литературы 4000
Восприятие художественных текстов младшими школьниками с общим недоразвитием речи третьего уровня 4000
Особенности обучения письму и письменной речи на занятиях по иностранному языку 4000
Специфические особенности подросткового периода 4000
Эстетическое воспитание школьников на уроках русского языка 4000

© 2010-2017, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.