Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Главная - Иновационный менеджмент - Государственное регулирование инновационного развития национальной экономики

Государственное регулирование инновационного развития национальной экономики Иновационный менеджмент . Курсовая

  • Тема: Государственное регулирование инновационного развития национальной экономики
  • Автор: Карташова Юлия
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Иновационный менеджмент
  • Страниц: 61
  • Год сдачи: 2011
  • ВУЗ, город: БелГУ
  • Цена(руб.): 2000 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время в России наиболее актуальным является вопрос перевода экономики страны на инновационный путь развития. Одной из предпосылок к этому является то, что ресурсоориентированный, перерабатывающий тип национальной экономики не способен достичь желаемых темпов роста без ущерба для социальной и экологической обстановки России. Решение поставленной задачи по увеличению объема ВВП и усилению конкурентоспособности России на мировых рынках в условиях мировой инновационной экономической конъюнктуры также невозможно без использования высокого инновационного потенциала страны, обеспеченного мощным научным сектором.
Создание национальной инновационной системы было провозглашено на государственном уровне в качестве стратегического направления развития страны в целом и научно-технологической сферы в частности в 1997 г. С тех пор создавались отдельные элементы этой системы (государственные и региональные фонды, технопарки, инновационно-технологические центры, венчурный инновационной фонд и т.п.), но вне связи друг с другом и с другими секторами экономики (такими, как промышленность, АПК, строительство и т.д.). При этом заимствование зарубежного опыта происходило путем переноса отдельных элементов целостных экономических механизмов и потому не приводило к ожидавшимся результатам. В итоге, несмотря на положительный опыт целого ряда инициатив, прорыва в области инновационного развития экономики России и ее регионов не произошло. Главной проблемой остается отсутствие действенных экономических механизмов, стимулирующих как инвестирование в инновационную сферу, в создание нововведений, так и их коммерциализацию.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении на основании теоретического материала, а также нормативных документов механизма государственного регулирования инновационной деятельности на федеральном и региональном уровне.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- изучить теоретические основы государственного регулирования инновационной деятельности;
- проанализировать структуру управления инновационной деятельностью в Белгородской области;
- выявить недостатки и разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования инновационной деятельности.
Объектом исследования является инновационная система Белгородской области.
Предметом исследования являются теоретические аспекты регионального механизма инновационного развития, организационно-экономические отношения, возникающие в процессе инновационной деятельности в регионе в рыночных условиях хозяйствования, элементы региональной инновационной системы, определяющие особенности организации инновационной деятельности на уровне региона.
Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что внедрение предлагаемых мероприятий позволит совершенствовать механизм государственного регулирования управления инновационным развитием в Российской Федерации и повысить эффективность национальной и региональной экономики.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ПРОГНОЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Государственная поддержка инновационной деятельности РФ
Несмотря на увеличение за последние годы государственного финансирования сферы исследований и разработок сложившаяся система поддержки науки и инноваций характеризуется сравнительно низкой эффективностью. Результативность сектора науки и уровень инновационной активности предприятий значительно уступает показателям стран-лидеров в сфере инноваций. Расходы на НИОКР в России оцениваются в 1,04% ВВП (2008 г.) против 1,42% ВВП в Китае (2007 г.) и 2,3% в странах ОЭСР
(2007 г.).
Поставленные в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года целевые показатели, особенно по увеличению частного финансирования НИОКР и коммерциализации технологических разработок, не достигнуты. Усиливается зависимость российской экономики от импорта технологий и «ноу-хау», т.е. преобладает импорто-ориентированная модернизация при ослаблении собственной оригинальной инновационной компоненты развития.
Наступивший кризис привел к сокращению расходов частного бизнеса на инновации и обострил структурные слабости российской инновационной системы. Вместе с тем решение задачи послекризисного восстановления и перехода к устойчивому росту требует резкого повышения уровня инновационной активности в экономике и конкурентоспособности отечественного сектора исследований и разработок.
Это повышает требования к государственной инновационной политике, которая должна в сложившихся условиях не только обеспечивать эффективную реализацию мер в «сфере ответственности» государства (поддержка фундаментальной науки, образования и т.д.), но и стимулировать вовлечение частного бизнеса и предприятий с госучастием в инновационные процессы, соответствующие требованиям глобальной конкуренции.
Цели и задачи инновационной политики сформулированы в целой серии стратегических документов разного уровня. Во-первых, в Концепции долгосрочного социального экономического развития (КДР) и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, Во-вторых, в «специализированных» стратегических документах – Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Комплексной программе научно-технологического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года, которые разрабатывались и принимались в 2005-2006 годах. Не полностью встроены в эту систему Долгосрочный научно-технологический прогноз, Перечень критических технологий и Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации, которые постоянно обновляются, но слабо влияют на проводимую политику. Между критическими технологиями и приоритетами основных направлений развития науки и техники и президентскими технологическими приоритетами нет достаточной согласованности. Они, частично пересекаясь, конкурируют друг с другом за государственное финансирование.
Слабо развита система поддержки инновационных проектов частных компаний, за исключением ряда мероприятий в рамках федеральных целевых программ «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» и «Национальная технологическая база», а также программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Поддержка же предприятий в высокотехнологичных секторах, особенно увеличившаяся в условиях кризиса, в основном была направлена на решение краткосрочных финансовых проблем предприятий и имела слабый инновационный эффект. Такая противоречивость в стратегическом планировании поддержки науки и инноваций пока не позволяет обеспечить полноценный системный эффект от использования созданных инструментов и механизмов поддержки.
Один из основных инструментов государства в проведении инновационной политики – расходы бюджета. Причем важен не только сам объем таких расходов, но и механизмы доведения бюджетных средств до экономики, эффективность создаваемых институтов, необходимых для «восприятия» инноваций со стороны экономики.
В настоящее время поддержка из средств государственного бюджета развития науки и инновации с разной степенью эффективности осуществляется в рамках следующих направлений:
1. Поддержка спроса на инновации;
2. Поддержка предложения инноваций;
3. Поддержка инфраструктуры инноваций;
4. Поддержка развития технологий и наукоемких, высокотехнологичных отраслей и компаний.
Механизмы и инструменты поддержки инновационной деятельности в РФ представлены в приложении 1 к данной курсовой.
Таким образом, государственная поддержка инновационной деятельности и реализация инновационной политики осуществляется не только путем разработки прогнозов и программ развития, но и с помощью реальных механизмов доведения бюджетных средств до экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ…………………………………………………….. 7 1.1. Основы реализации государственной инновационной политики……. 7 1.2. Методы государственного регулирования в инновационной сфере…. 17 1.3. Органы государственного регулирования инновационного процесса... 20 ГЛАВА 2. СТРУКТУРА И ПРОГНОЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………. 23 2.1. Государственная поддержка инновационной деятельности РФ……… 23 2.2. Механизм осуществления государственная поддержка инновационной деятельности в Белгородской области……………………. 26 2.3. Инновационный потенциал Белгородской области……………………. 32 ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………. 38 3.1. Прогноз инновационного развития РФ на 2010-2012гг……………….. 38 3.2. Прогноз развития инновационной системы Белгородской области….. 42 3.3. Проблемы развития инновационной деятельности в РФ и Белгородской области………………………………………………………… 46 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 52 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….. 55 ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………………... 58 ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………….. 62 ПРИЛОЖЕНИЕ 3……………………………………………………………... 63

Литература


Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» принят ГД ФС РФ (Постановление ГД ФС РФ от 01.12.1999 N 4685-II ГД).
2. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.08.2009) «О науке и государственной научно-технической политике» (принят ГД ФС РФ 12.07.1996)
3. Закон Белгородской области «Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области»
Принят Белгородской областной Думой 24 сентября 2009 года
4. Закон Белгородской области «О науке и научно-технической политике в Белгородской области» Принят областной Думой 30 октября 2003 года
5. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. – Москва, сентябрь 2009 г.
6. Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 г. (Утверждена постановлением правительства Белгородской области от 25 января 2010 г № 27 пп).
7. Материалы к заседанию Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям «О повышении эффективности использования средств, направляемых на инновационную деятельность». - Минэкономразвития России, 2010.
Учебная литература:
2. Аверцев М.Ю. Структура государственного регулирования инновационных процессов. изд. – М., изд. «Экономист». 2008. – 203 с.
3. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями: 17 – модульная программа для менеджеров. Модуль 7. –М., 2008. – 317 с.
4. Дерягин А.В. Наука и инновационная экономика в России М., изд. «Экономист» 2008. – 287 с.
5. Добрунова А.И. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. – Белгород: Изд-во БелГСХА, 2007. – 135 с.
6. Дынкин А.А. Место России в мировом технологическом пространстве. Национальная инновационная система, - ВК ЗАО “Экспоцентр”, 2007.- 356 с.
7. Инновационный менеджмент. Морозов Ю.П. – М., 2006. – 403 с.
8. Инновационный менеджмент. Учебник под ред. проф. В. А. Швандра, проф. В. Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник, 2006. - 382 с.
9. Инновационное развитие региона./Под ред. В.М. Юрьева; Автор. колл.: В.М. Юрьев (рук. авт. колл.), В.В. Смагина (зам. рук. авт. колл.), Е.Э. Смолина, О.Ю. Лисицина и др.: М-во образования и науки Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – 412 с.
10. Кармышев Ю.А. Инновационный тип развития как фактор динамизации социально-экономических процессов / Ю.А. Кармышев // Сборник научных трудов кафедры экономической теории ТГУ им. Г.Р. Державина. Вып. 1. / Гл. ред. В.М. Юрьев. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2007. – 307 с.
11. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. / Д.И. Кокурин. – М.: Экзамен, 2001.- 234 с.
12. Саженина М.А., Г.Г.Чибриков. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. –М., 2007. – 254 с.
13. Статистический ежегодник. Белгородская область. 2007: Стат. сб./ Белгородстат. - 2008. - 615 с.
14. Управление инновациями: В 3 кн. Кн. 1. Основы организации
инновационных процессов: Учеб. Пособие / А.А. Харин, И.Л. Коленский;
Под ред. Ю.В. Шленова. – М.:Высш.шк., 2008. – 374 с.
15. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. 5-е изд.- СПб.: Питер, 2008.- 448 с.
16. Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов. / Под ред. Горфинкеля В.Я. –М., 2007. – 307 с.
17. Экономическая теория: Учебник/Под ред. В.Д. Камаева и др. –М., 2008. – 342 с.
18. Экономическая теория./под ред. А.И. Добрынина и др. – СПб., 2007. – 412 с.

Форма заказа

Напрмер, Экономика

Похожие работы

Название Цена
Выбор варианта исполнения инновационного изделия для серийного производства и коммерциализации 1500
Разработка концепции проекта по созданию инновации 1500
Инвестиции и инвестиционный процесс 1000
Инновационная деятельность предприятия 1500
Разработка концепции исследовательского проекта 1500
Анализ спроса на научно-техническую продукцию 1500
Инновационные технологии в ресторанном бизнесе 1500
Формирование конкурентных преимуществ анализ сильных и слабых сторон исследуемой фирмы 1500
Оптимизация транзитных автомобильных потоковбольшого города 1500
Разработка источника питания 1500

© 2010-2017, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.