Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Главная - Философия - Философские аспекты сознания

Философские аспекты сознания Философия . Реферат

  • Тема: Философские аспекты сознания
  • Автор: Витача
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Философия
  • Страниц: 25
  • Год сдачи: 2004
  • ВУЗ, город: Волгоградский государственный университет
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

1. Сознание как философская проблема. Структура сознания.

Каждому человеку представляется самоочевидным, что у него есть сознание. Он сознает, что происходит вокруг него, что он думает, что он ощущает и т.п. Столь же несо-мненным ему представляется существование материальных вещей, из которых состоит он сам и окружающий его мир. Но что значит сознавать? Каково отношение между сознани-ем и материальными вещами? Наконец, хотя каждому и очевидно, что он обладает созна-нием, как каждый из нас может быть уверен в том, что и другие тоже имеют сознание? Не было бы правильнее сказать, что я знаю, что у меня есть сознание. В таком случае следует задать вопрос, каково отношение моего сознания к сознанию других людей, или может быть, просто к другим сознаниям?

Проблема сознания является одной из центральных проблем, занимающих челове-чество. Решить ее пытается не только философия, но многие другие науки, например, психология, нейробиология, социология и др. Каждая из этих наук изучает феномен соз-нания со своей специфической точки зрения, но результаты, полученные в рамках иссле-дований, проводимых в этих областях знания, широко используются в философии. В со-временном мире невозможно обойтись без интердисциплинарного подхода к проблеме сознания. Однако в чем заключается философская проблема сознания? Традиционно в философии под проблемой сознания понимается психофизическая проблема, то есть про-блема отношения материи и сознания. Несмотря на то, что в современной философии психофизическая проблема не только сохранила свою актуальность, но является, пожалуй, основной философской проблемой, философия сознания не исчерпывается только ею. Самостоятельное значение имеют также проблема бессознательного и проблема общественного сознания.

Понятие сознание не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в ви-ду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отноше-ние к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действи-тельности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную сис-тему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных от-ношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие мо-менты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание . Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты : оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познава-тельные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные бури, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности вклю-чает в себя собственно чувства , представляющие собой отношение к внешним воздейст-виям (удовольствие, радость, горе и др.) , настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благо-даря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элемен-тов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.

Если попытаться создать модель индивидуального сознания, то его можно предста-вить себе в виде пирамиды. В основании пирамиды - восприятие мира с помощью органов чувств. Более высокий уровень - различение, использование простейших категорий. Поднимаясь выше по вертикальному измереню пирамиды, которое при ближайшем рассмотрении оказывается "измерением единобытия", мы попадаем в мир понятий, слов. Слово это представитель единобытия в нашем мире, "Слово было у Бога" (Иоан.1:1). Оно позволяет объединить материальные объекты мира множественности и таким образом понять их. Этот уровень можно сопоставить с платоновским миром идей. На самой вершине - абсолютное и неразличимое единство, о котором мы ничего толком сказать не можем. Вершина недостижима и постигается только косвенно, методом экстраполяции: поднимаясь вверх в вертикальном измерении пирамиды и замечая происходящие изменения, мы можем гадать о том, что будет дальше. Предлагаемая модель сознания проста и может даже показаться тривиальной. Тем не менее, с ее помощью можно успешно объяснить достаточно загадочные явления психической жизни и, возможно, некоторые особенности нашей картины физического мира. Пример. Исследователи, пытавшиеся понять, что такое сознание, попадали в тупик, когда задавались вопросом "кто или что осознает?". Я осознаю, что нахожусь в комнате. Я вижу стены и потолок. Но кто их, собственно, видит, что это за "карлик" внутри нас, который наблюдает комнату? И если есть "карлик", почему мы его не видим и ничего о нем не знаем? Из пирамидальной модели сознания видно, что осознают всегда более высокие слои психики то, что происходит в более низких. При этом сами они остаются "в тени", о них мы ничего сказать не можем. Для того, чтобы осознать их, необходимо подняться еще выше. Осознает не карлик, а гигант.

Содержание

1. Сознание как философская проблема. Структура сознания.

2. Феномен ментального: душа, сознание, психика, мозг.

3. Основные теории сознания.

4. Сознание, самосознание, личность.

5. Бессознательное как философская проблема.

6. Индивидуальное и общественное сознание.

7. Активность сознания и проблема творчества

Литература

Аристотель. Сочинения: в 4-х тт. М.: Наука, 1976.

Беркли Д. Сочинения. М., 1978.

Боэций. "Утешение философией" и другие трактаты. М.: Наука, 1990.

Брентано Ф. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, РФО, 1996.

Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994.

Гегель Г. Ф. В. Энциклопедия философских наук: в 3 тт. М.: Мысль, 1974 - 1977.

Гегель Г. Ф. В. Феноменология духа. Спб: Наука, 1992.

Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб, 1998.

Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

Декарт Р. Сочинения: в 2 тт. М.: Мысль, 1989.

Кант И. Сочинения в 6 тт. М.: Мысль, 1962 - 1967.

Локк Дж. Сочинения: в 3 тт. М.: Мысль, 1985 - 1988.

Лейбниц Г. В. Сочинения: в 4 тт. М.: Мысль, 1982 - 1989.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб, 1999.

Платон. Сочинения: в 4 тт. М.: Мысль, 1992 - 1994.

Плотин. О бессмертии души // Вопросы философии, 1994, № 3, с. 157 - 172.

Рассел Б. Исследование значения и истины. М.: Дом интеллектуальной книги, Идея-Пресс. 1999.

Фрейд З. Психология бессознательного. Спб: Питер, 2003.

Фрейд З. Я и Оно. По ту сторону принципа удовольствия. М.: АСТ, 2003.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Спб: Азбука, 2003.

Фрейд З. Толкование сновидений. М.: Попурри, 2000.

Спиноза Б. Избранные произведения в 2 тт. М., 1957.

Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Изд-во политической литературы, 1987.

Юм Д. Трактат о человеческой природе. М.: Канон, 1995.

Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: АСТ - Канон+, 2000.

Юнг К.Г. Очерки по аналитической психологии. Мн.: Харвест, 2003.

Юнг К.Г. Психологические типы. Спб: Азбука, 2001.



Деннет Д. Онтологическая проблема сознания / Аналитическая философия: станов-ление и развитие. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. 528 с. С. 360 - 375.

Дрейфус Х., Дрейфус С. Создание сознания vs моделирование мозга / Аалитиче-ская философия: становление и развитие. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998. 528 с. С. 401 - 432.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М., 1975.

Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема// Вопросы философии 1990, № 10, С. 3 - 18.

Марголис Дж. Сознание и личность. М.: Прогресс, 1986.

Моисеев В.И. Квантовая модель сознания/ Моисеев В.И. Логика добра. Нравствен-ный логос Владимира Соловьева. М.: Эдиториал УРСС, 2004, с. 351 - 362.

Моисеев В.И. Экранная модель сознания/ Моисеев В.И. Логика добра. Нравствен-ный логос Владимира Соловьева. М.: Эдиториал УРСС, 2004, с. 362 - 367.

Патнэм Х. Философия сознания. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность "быть личностью" // Вопросы философии, 1982, № 3, с. 44 - 53.

Прист С. Теории сознания. М.: Дом интеллектуальной книги; Идея-Пресс, 2000.

Райл Г. Понятие сознания. М.: Дом интеллектуальной книги; Идея-Пресс, 2000.

Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимо-связи явлений материального мира. М., 1957.

Сёрл Д. Мозг, сознание и программы / Аналитическая философия: становление и развитие. М.: Дом интеллектуальной книги, Прогресс-Традиция, 1998, с. 376 - 400.

Сёрл Д. Открывая сознание заново. М., 2002.

Тугаринов В.П. Философия сознания. М., 1991.

Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1972.

Форма заказа

Напрмер, Экономика

Похожие работы

Название Цена
Шеллинг: от натурфилософии к философии откровения 500
Философия искусства Шеллинга 500
Социологические воззрения Спенсера, Дюркгейма, Вэбера 500
Теория познания Дж. Локка 500
В.И.Вернадский: философские воззрения и учение о ноосфере 500
Научные сообщества и их исторические формы 1200
Проблема познания Микешина 500
Роджер Бэкон: жизнь и взгляды мыслителя средневековья 500
Конфуцианский идеал правителя 500
Кантовская трансцендентальная эстетика, логика и диалектика. 500

© 2010-2017, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.