Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Главная - Культурология - Нравственные идеалы средневековья и их отражение в литературе

Нравственные идеалы средневековья и их отражение в литературе Культурология . Реферат

  • Тема: Нравственные идеалы средневековья и их отражение в литературе
  • Автор: Валерий
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Культурология
  • Страниц: 18
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: Ивантеевка
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Введение

Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средневековье как на «темные века» однако на деле это выглядит столь однозначно. Несомненно, что мир средневековой культуры для нас стра-нен и не всегда понятен. Вся культурная жизнь в период средневековья в значительной степени определялась христианством, которое вырабатывало но-вую этику поведения, внедрило новый взгляд на мир и на место человека в нем. Учения о прекрасном мыслителей этой эпохи неизменно были ориентированы на постижение Бога творца всех видимых форм, которые существуют не само по себе, но лишь как средство постижения божественного разума.
Существовала, естественно, и светская культура, которая наиболее четко отражала нравственные устои средневековья. В ней особое место принадлежит рыцарской культуре. Рыцарская среда выработала особые рамки этикета. Ры-царь должен молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков, он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о поданных. Он должен быть храбрым, верным, воевать лишь за правое дело. Он должен быть заядлым путешественником, сражаться на турнирах в честь дамы сердца, сто-ронясь всего недостойного.
Наиболее яркое выражение нравственных идеалов средневековья пред-ставлено в литературных произведенях, примерами которых можно назвать произведение П. Абеляра «История моих бедствий», роман Жана Жака Руссо «Юлия, или новая Элоиза», роман А. Поупа «Письмо Элоизы к Абеляру» и др.







1. Нравственные идеалы средневековья

Главным источником складывания средневековой нравственности явля-ется религия, христианская этика. Основы христианской этики наиболее ясно сформулированы в заповедях Моисея и нагорной проповеди Иисуса Христа. Христианство открывало возможности приобщаться к новой морали представи-телям любой этнической группы, так как для него не было «ни эллина, ни иу-дея», то есть все люди воспринимались изначально равными. Средневековье создало новое понимание человека и меры его ценности. Человек в сознании людей перестал быть центром мироздания. В нем видели лишь частичку все-ленной, подчиненную ее неведомым силам.
В чем же проявляются нравственные идеалы человека, живущего в сред-ние века? Как уже было сказано, истоками нравственности были христианская религия, этика, устои которых получали четкий отпечаток в нравственном вос-приятии и поведении человека. Вспомним, например, десять божьих заповедей, которые, в частности, играют главнейшую роль в формировании нравственных идеалов. Заповедь «Не убий!» воспринимается средневековым человеком как преграда к совершению греховного поступка. Убить значит совершить зло, грех. В сознании человека грех поступок против Бога, церкви, и, как следст-вие, нравственности и морали. На кого перенести тяжесть греха? Подсозна-тельное понимание запрета и понимания последствий определяет, что такие действия недопустимы и, следовательно, поведение человека, не совершившего действие противное закону Божьему, является нравственным, допустимым. Из этого следует, что нравственно допустимым является поведение, не противоре-чащее христианским устоям.
Итак, христианство является основным истоком формирования нравст-венности средневекового человека. Рассмотрим основные параметры этого яв-ления.
Во-первых, христианство создало единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагало средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действую-щих в нем силах.
Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невоз-можно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христиан-ской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей милостью. Христианская этика смирения и аскезы основывается на понимании человеческой природы как "зараженной" грехом. Зло в результате первородно-го грехопадения укоренилось в природе человека. Отсюда проповедь аскетизма и смирения как единственного способа борьбы с греховным началом, пребы-вающим в человеке (а не самой природой человека). Сам по себе человек бого-подобен, достоин бессмертия (праведников ждет телесное воскресение после Страшного суда). Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить горды-ню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добро-вольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие. Провозглашая доминирование духовного над плотским, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосер-дия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.

Содержание

Введение 3
1. Нравственные идеалы средневековья 4
2. Отражение нравственных идеалов в рыцарской культуре 8
3. Отражение нравственных идеалов
в средневековой литературе 14
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Литература

1. Бельская Е. Ю. Нравственная философия и религиоведение: Учеб. посо-бие /под ред. Ю. В. Крянева и М. В. Колтыпиной. - М.: МАИ, 1992. -63 с.
2. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры / П.М. Бицилли. СПб.: Мифрил, 1995. 244 с.
3. Введение в культурологию: Учеб. пособие / Отв. ред. Попов Е.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 1995. - 335 с.
4. Культурология: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. Радугин А.А. - М.: Центр, 1996. - 397 с.
5. Полищук В.И. Культурология: Учеб. пособие / В.И. Полищук. - М.: Гар-дарика, 1998. - 446 с.
6. Шишова Н. История и культурология / Н. Шишова. М.: Логос, 2003. 368 с.

Форма заказа

Напрмер, Экономика

Похожие работы

Название Цена
Религия как способ хранения и передачи общечеловеческих ценностей 500
Творчество импрессионистов 500
Литература европейского средневековья 500
Первобытная культура 500
Формирование русской культуры 500
Культура Египта 500
Культурные и духовные потребности человека.Множественность определений понятия культура 500
Европейская культура Новейшего времени XX века 500
Концепция культурной типологии (Данилевский н. я., Тойнби а., Шпенглер о.) 500
Эстетические характеристики поп-культуры конца XX начала XXI столети 500

© 2010-2017, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.