Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Главная - История - Культура советского общества 50-90 г

Культура советского общества 50-90 г История . Контрольная

  • Тема: Культура советского общества 50-90 г
  • Автор: Валерий
  • Тип работы: Контрольная
  • Предмет: История
  • Страниц: 11
  • Год сдачи: 2006
  • ВУЗ, город: взфэи
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

После смерти Сталина в обществе началось критическое переосмысление пройденного страной пути. В 1953-1954 годах на страницах газет и журналов развернулись дискуссии по таким важнейшим теоретическим вопросам, как роль личности и народных масс в истории, соотношение теории и практики, характер противоречий при социализме.
Первой попыткой обращения к острым и злободневным проблемам стал ряд статей, опубликованных в журнале Новый мир (В. Померанцев Об искренности в литературе, Ф. Абрамов Люди колхозной деревни в послевоенной прозе, В. Овечкин Районные будни). С ними перекликались многие литературные произведения Оттепель И.Эренбурга, Времена года В.Пановой, пьеса Л.Зорина Гости.
Реакция на публикации была неоднозначной. С одной стороны убежденность в необходимости глубоких перемен в различных областях жизни, с другой страх перед отказом от ставших привычными идеологических основ.
Партийно-государственное руководство страны не способно было в полной мере осознать необходимость решительных действий. Оценивая новые тенденции в духовной жизни, Н.С. Хрущев на совещании в ЦК КПСС в июле 1954г. отмечал, что надежда некоторых лиц на смену ориентации у партии, на отказ от той политики, которая проводилась при Сталине, неоправданна.
Однако взгляды, высказанные на страницах Нового мира, отражали объективно существующие общественные интересы, назревшие требования реформ в различных сферах. Борьба двух противоположных консервативно-охранительной и радикально-новаторской тенденций в обществе во многом предопределила решения ХХ съезда КПСС, которые способствовали оздоровлению нравственной жизни страны, плодотворно сказались на развитии литературы и искусства.
Сторонники перемен проводили линию ХХ съезда, доказывая, что культ личности привел к тяжелейшим нравственным последствиям. Этот вывод прозвучал тогда во многих публикациях, но наиболее последовательно он был выражен на страницах журналов Новый мир, Вопросы философии, в сборнике Литературная Москва. Актуальные проблемы жизни общества оказались в центре внимания многих писателей. В 1956г. в Новом мире была опубликована поэма С.Кирсанова Семь дней недели, рассказ Д.Гранина Собственное мнение, роман В.Дудинцева Не хлебом единым, в сборнике Литературная Москва Рычаги А.Яшина, Свет в окне Ю.Нагибина произведения, предупреждающие об опасности разрастания бюрократического аппарата, отчуждения трудящихся от управления страной.
Драматически складывалась в эти годы творческая судьба Б.Пастернака. Мировая слава к поэту пришла еще в 30-е годы. Его книги стихов Поверх барьеров, Сестра моя жизнь, автобиографическая повесть Охранная грамота, роман Доктор Живаго и другие произведения стали основанием для группы западных писателей к выдвижению его в 1957г. на престижную Нобелевскую премию. Однако в СССР это решение привело к травле поэта. Б.Пастернак был исключен из Союза писателей СССР, в печати публиковались критические статьи, органы госбезопасности стремились выдворить его из страны, грозя 64-й статьей УК РСФСР (измена Родине). Поэт вынужден был отказаться от Нобелевской премии.
Линия на ограничение и торможение позитивных сдвигов в духовной сфере, вызванных ХХ съездом партии, начала одерживать победу. Стремлением не допустить вольнодумства среди интеллигенции можно объяснить последовавшие в декабре 1962 марте 1963г. три исторические встречи Хрущева с писателями, композиторами, художниками. Сам факт проведения подобных встреч являлся подтверждением возврата к партийно-административному контролю над творческим процессом.
Идеологический диктат в отношении творческой интеллигенции усилился с приходом к власти в октябре 1964г. Л.И.Брежнева. Усиливались цензурные ограничения для средств массовой информации, окончательно оформленные постановлением ЦК КПСС О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара (1969г.). Этот документ практически восстанавливал традицию партийных решений в области литературы и искусства 40-х годов.
Культура начала работать в новом режиме, который окончательно оформился к началу 70-х годов. Резкое снижение эмоционально-критического настроя в духовной жизни общества привело к тому, что поворот к стабильности на деле стал поворотом к застою.
В стране сформировалась новая форма духовной оппозиции диссидентство, которое объединило в себе национальные движения за независимость, движение народов за право жить на исторической родине, за право выезда из СССР, запрещенные в СССР религиозные течения. Лидером этого интеллектуального и духовного сопротивления тоталитарной системе стало Демократическое движение за свободы и права человека. Отказ от пассивного восприятия действительности, переход к активным формам протеста начался после судебных процессов над поэтом И.Бродским и писателями А.Синявским и Ю.Даниэлем. Их обвинили в антисоветской пропаганде и осудили на длительные тюремные сроки. В защиту осужденных выступили многие известные деятели культуры СССР.
Одной из форм протеста против тотального контроля над личностью стали песни бунтарей слова В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Галича. Представители авторской песни обращались не столько к интеллектуальной элите, сколько к массе соотечественников, находя у них понимание и поддержку.
Приметой оттепели стал массовый интерес к поэзии. Были возвращены имена М.Цветаевой, В.Хлебникова, И.Северянина, Н.Гумилева. Появились сборники ранее крамольных А.Ахматовой, Н.Заболоцкого. Сформировалось новое поколение поэтов Ю.Казаков, Б.Ахмадулина, Ю.Мориц, Н.Рубцов, Э.Асадов, Д.Самойлов, открывших новые грани современной жизни. В Политехническом музее при многочисленной аудитории звучали полные гражданского пафоса и юношеского оптимизма стихи Е.Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского.
Отказ от установок на шедевры раскрепостил творческий потенциал молодых кинорежиссеров и актеров, создавших образы, близкие и понятные зрителю. Творческой удачей стали фильмы М.Хуциева Весна на Заречной улице и А.Зархи Высота, в которых раскрылся талант молодого актера Н.Рыбникова. Запоминающиеся образы современников создал актер А.Баталов в фильмах Большая семья и Дорогой мой человек.
В эти годы была предпринята попытка переосмысления Великой Отечественной войны. На смену искусственной героизации пришла суровая окопная правда, тема трагедии человека на войне. Международное признание получили киноленты Летят журавли М.Калатозова, Баллада о солдате Г.Чухрая, Судьба человека С.Бондарчука.
Тема борьбы и героизма народа в годы войны продолжала волновать советских скульпторов. Один из примеров ее удачного решения произведение молодого скульптора Ф.Фивейского Сильнее смерти (1955г.). В 1960г. на 440м километре шоссе Вильнюс-Гродно был открыт памятник-ансамбль, посвященный жителям литовской деревни Пирчюпис, сожженных гитлеровцами 3 июля 1944г. Этот мемориал получил всемирную известность, а его авторы скульптор Г.Иокубонис и архитектор В.Габрюнас награждены Ленинской премией. Такой же высокой награды были удостоены создатели мемориального ансамбля Памяти жертв фашистского террора в Саласписе под Ригой латышские скульпторы Л.Буровский, Я.Заринь, О.Скарайих и авторы мемориального комплекса Хатынь белорусские художники Ю.Градов, В.Зенкевич, Л.Левин, С.Селиханов. Памятники Победы и мемориалы выдающихся сражений были созданы в 50-60-е годы в Волгограде, Ленинграде, Киеве и других городах страны.
В живописи 50-60-х годов шли активные поиски новых форм отражения происходящего. Отказались от описательности и второстепенных деталей реальной жизни художники сурового стиля Н.Андронов. Д.Жилинский, В.Попков. Главным для них стала авторская позиция, которую они выражали через условность цвета, гиперболизацию образов, лапидарность. Высоким профессиональным мастерством и остросоциальным звучанием отличались работы рано погибшего художника В.Попкова Шинель отца, Хороший человек была бабка Аксинья, триптих Ой, как всех мужчин забрали на войну. Работы мастеров сурового стиля вызвали неподдельный интерес у отечественного зрителя и пользовались большим спросом у зарубежных коллекционеров.
Довольно драматически складывалась судьба киноискусства в
70-80-е годы. Это время расцвета таланта таких мастеров, как А.Тарковский, В.Шукшин, Л.Шепитько, С.Параджанов, Э.Климов, К.Муратова. Однако за многие фильмы приходилось бороться. Свыше 100 картин были запрещены к показу. Среди них кинофильмы А.Германа Седьмой спутник, Мой друг Иван Лапшин, Проверка на дорогах. Но самые большие для советского кинематографа потери заключались в том, что выпущенные на экран фильмы предварительно редактировались, подгонялись под определенный стандарт. Многие сценарии В.Тендрякова, Г.Шпаликова, В.Шукшина, А.Володина, Ф.Горенштейна были отвергнуты. Какие фильмы нужны советскому народу, что и как следует снимать об этом кинематографистов поучали со всех сторон, начиная от парторганов и вплоть до КГБ, МВД и Министерства обороны. Режиссеры буквально пробивали свои фильмы: Историю Аси Клячкиной и Сибириаду А.Михалков-Кончаловский, Зеркало А.Тарковский, Пастораль О.Иоселиани, В огне брода нет Г.Панфилов; боролись за свои фильмы Р.Быков, В.Мотыль, Л.Алов и В.Наумов.

Содержание

нет

Литература

1. Горяева Т. Политическая цензура в СССР: 1917-1991 г.г. М., 2002 г.
2. История России в ХХ веке // под ред. Меньковского В. И., Яновского О. А. Мн, 2005 г.
3. Эггелинг В. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе: 1953-1970 г.г. М., 1999 г.

Форма заказа

Напрмер, Экономика

Похожие работы

Название Цена
Россия в начале 20 века 500
Великая отечественная война 1941-1945 г.г. Источники и цена победы. 500
Эпоха Хрущёва 500
Проект государственно-правовых реформ в "Русской правде" П. И. Пестеля 500
Древняя Русь 500
Отмена крепостного права в России в 1861 г. 500
Контрольная работа по истории (Вариант 2) 500
Контрольная работа по истории (Вариант 3) 500
Иван III.завершение политической централизации руси 500
Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного; челобитные Ивана Пересветова 500

© 2010-2017, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.