Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Главная - Психология - КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ В ОБЪЯСНЕНИИ ПОНЯТИЯ «УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ»

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ В ОБЪЯСНЕНИИ ПОНЯТИЯ «УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ» Психология . Дипломная

  • Тема: КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ В ОБЪЯСНЕНИИ ПОНЯТИЯ «УСПЕШНАЯ ЛИЧНОСТЬ»
  • Автор: Екатерина
  • Тип работы: Дипломная
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 91
  • Год сдачи: 2009
  • ВУЗ, город: Гуманитарный Университет (Екатеринбург)
  • Цена(руб.): 1000 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

В социальной психологии существует направление исследований, посвященных анализу того, каким образом люди интерпретируют причины поведения другого человека в условиях недостаточности информации об этих причинах. Данное направление исследует явление каузальной атрибуции. Обращаясь к Большому психологическму словарь под ред. Мещерякова Б.Г. и Зинченко В.П., мы можем увидеть основное определение понятия «каузальная атрибуция»: атрибуция относительно причин своего или чужого поведения или возникновения конкретной ситуации. Как известно, всякая мотивированная деятельность включает в себя каузальную атрибуцию. Авторы концепции социальной атрибуции М. Хьюстон и Дж. Яспарс одним из измерений социальной атрибуции выделяют общую природу социальных представлений. Утверждается, что источником атрибуции являются социальные представления. Автор теории социальных представлений - С. Московиси считает социальные представления способом познания социальной реальности. Социальные представления рождаются в обыденном мышлении с целью осмыслить, понять окружающий человека социальный мир, социальную реальность.
Современное общество нуждается в особом типе личности - стремящейся к результатам и достигающей их, успешной личности. В связи с эти изучение представлений об успешном человеке и причинах его успешности приобретает в современном мире особую актуальность. Значимость представлений об успехе заключается в том, что они выступают в качестве механизма постановки жизненных целей и оценки успешности своей жизненной стратегии. Установка на успех, чувство удовлетворенности от достижения поставленной цели, приобретение статуса напрямую влияют на психологическое состояние человека, способствуют профессиональной самореализации, являются стимулами для развития личности.
В нашей работе мы попытались проанализировать представления об успешной личности и типы атрибуции в объяснении понятия успешная личность. В качестве объекта исследования нами были выбраны представители двух социальных групп: жители мегаполиса (г. Екатеринбург) и жители сельской местности (село Курманка Свердловской области) общей численностью 110 человек. Нам было важно узнать мнение респондентов из двух разных групп о успехе и успешной личности, выяснить, расходятся эти представления или нет. Также у нас стояла задача изучить типы каузальной атрибуции у жителей мегаполиса и сельской местности, выяснить существует ли взаимосвязь между типом атрибуции и групповой принадлежностью, а также существуют ли различия в атрибуции усешности у представителей разных групп. Интересующие нас данные мы собирали при помощи следующих методик: метод незаконченных предложений в модификации Д. Сакса, метод незаконченных предложений в модификации Д. Сакса, опросник уровня субъективного контроля (УСК) (Е.Ф. Базин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд), тест мотивации достижения (А.Мехрабиан). Обработка результатов происходила с помощью Rs коэффициента ранговой корреляции Спирмена и χ2 критерия Пирсона.
На основании проведенного исследования и собранных данных мы получили следующие результаты:
1. Успешная личность у жителей мегаполиса определяется как работящая, волевая, активная, уверенная, обаятельная, умная, сильная, терпеливая, образованная. В качестве главного фактора успешности выступает ум и целеустремленность. Успешная личность у жителей сельской местности определяется, как работящая, волевая, умная, активная, решительная, уверенная, богатая, образованная, терпеливая, обаятельная, везучая, сильная. В качестве главного фактора успешности выступает целеустремленность и удача.
2. В большей степени успех приписывают личности, наименьшую роль, по мнению респондентов, в формировании успеха играет богатство, а также связи и поддержка близких.
3. Жители мегаполиса и сельской местности при объяснении понятия успешность приписывают личностные характеристики, такие как целеустремленность, ум, желание, образование, сила воли, трудолюбие и ситуационные факторы, а именно удача, богатство, связи, поддержка близких.
4. Мы зафиксировали, что жителям мегаполиса присуща в большей степени мотивационная тенденция стремления к успеху и в меньшей степени мотивационная тенденция избегания неудачи. А жителям сельской местности более присуща мотивационная тенденция избегания неудачи и менее мотивационная тенденция стремления к успеху. У жителей мегаполиса и сельской местности с разными мотивационными тенденциями доминирующей, является диспозиционная атрибуция, они чаще всего проявляют себя как интерналы.
5. Мы увидели, что определенное количество респондентов обеих групп в суждениях допускали фундаментальную ошибку атрибуции «большее доверие вообще к фактам, чем к суждениям». Она проявляется в том, что первый взгляд всегда обращен к личности. Причинами фундаментальной ошибки атрибуции могут являться, например, особенности культуры, к которой принадлежит человек, совершающий атрибуцию. Русский человек принадлежит к русской культуре, которая основана на стыке западной и восточной культур, ему более свойственен коллективизм. Мы обнаружили, что респонденты-жители сельской местности в большей степени проявляют фундаментальную ошибку атрибуции, в отличие от респондентов-жителей мегаполиса, что может быть связано с большим стремлением последних к индивидуальному успеху.
5. Для объяснения успешности личности члены обеих социальных групп использовали диспозиционную и ситуационную атрибуцию. В данном случае, мы увидели, что члены разных социальных групп не имеют разной атрибуции в объяснении понятия успешная личность. И члены одной и члены другой социальной группы демонстрировали схожую атрибуцию при объяснении успешности личности. Мы можем сделать вывод, что у обследуемой выборки не обнаружилась взаимосвязь между групповой принадлежностью и схожим типом атрибуции, а также не зафиксировано различий в типах атрибуции у представителей разных социальных групп.
Как показало проведенное нами исследование проблема каузальной атрибуции, поиска причин, их адекватного выбора в различных социальных ситуациях остается актуальной. Таким образом, нам видится перспектива дальнейшей разработки данной темы, потому как исследование атрибутивных процессов оставляет на долю психологии социального познания целый ряд нерешенных проблем и необъясненных феноменов, касающихся того, как человек, черпая сведения об окружающем его мире, строит в целом его образ, с тем, чтобы успешно в нем функционировать.

Содержание

Введение 3
1.Каузальная атрибуция как механизм социального познания 6
1.1.Понятие каузальной атрибуции и ошибки атрибуции 6
1.2.Основные теоретические подходы к изучению атрибуции 10
1.3.Теория и измерения социальной атрибуции 15
2. Проблема социальных представлений об успехе и успешной личности
в психологии 20
2.1.Проблема социальных представлений в психологии 20
2.2.Подходы к успеху и успешной личности в психологии 24
3.Исследование каузальной атрибуции понятия «успешная личность» 30
3.1.Цели и задачи исследования 30
3.2.Методика исследования 31
3.3.Результаты и их обсуждение 35
Выводы 60
Заключение 61
Список литературы 62
Приложение1 66
Приложение2 81
Приложение 3 83

Литература

Список литературы
1. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности//Психологический журнал. 1983. № 1.
2. Абульханова-Славская К.А. Развитие проблем психологии личности в 80-90-е годы//Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории/ под. ред. А.В.Брушлинского. М.: Институт психологии РАН, 1997. с. 331-367.
3. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности//Современная психология: Состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности/ под ред. К.А. Абульхановой, М.И. Воловиковой, А.Л. Журавлева. М.: Институт психологии РАН, 2002. 288 с.
4. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М.: Издательство Московского университета, 1990. 240 с.
5. Анастази А. Урбина С. Психологическое тестирование. Спб.: Питер, 2005. 688 с.
6. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М.: Аспект Пресс, 2001. 288 с.
7. Андреева Г.М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания//Социальная психология: Хрестоматия/ под ред. Е.П. Белинской, О.А. Тихомандрицкой. М.: спект Пресс, 2000. с. 146 - 152.
8. Андреева Г.М. Проблемы каузальной атрибуции в межличностном восприятии//Вопросы психологии. 1979. № 6. с. 26 - 37.
9. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
10. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. 376 с.
11. Артамошина Ю.В. Особенности представлений об успехе женщин, выполняющих традиционные и нетрадиционные профессиональные роли. Автореф. канд. психол. наук. М., 2008. 25 с.
12. Атрибуция каузальная// Большой психологический словарь/Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Спб.: Прайм Еврознак, 2004. 672 с.
13. Битянова М.В. Познание и понимание людьми друг друга в процессе общения//Школьный психолог. 2000. № 27.
14. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. Спб.: Питер, 2006. 528 с.
15. Герген К. Социальная психология как история// www.psylib.myword.ru
16. Гришина Н.В. Психология социальных ситуаций. Спб. Питер, 2001. 416 с.
17. Гулевич О.А., Безменова И.К. Атрибуция: общее представление, направления исследований, ошибки. Реферативный обзор. М.: Российское психологическое общество, 1998. 112 с.
18. Далгатов М.М. Эмоциональные последствия личностной каузальной атрибуции//Психология обучения. 2006. № 9. с. 14-17.
19. Диагностика мотивации достижения А.Мехрабиан//Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М/ Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: 2002. с .98-102
20. Донцов А.И. Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. Изд-во Московского университета, 1987. 128 с.
21. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. Новокузнецк. Изд-во ИПК, 2002. 242 с.
22. Емельянова Т.П. Социальное представление понятие и концепция: итоги последнего десятилетия//Психологический журнал. 2001. № 6. с. 39 45.
23. Завалишина Д.Н. Субъектно-динамический аспект профессиональной деятельности//Психологический журнал. 2003. № 6. с. 5 - 15.
24. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. Спб.: Питер, 2000. 448 с.
25. Исследование на тему Успеха//www.itc.tgl.ru
26. Истюфеева Ж.Н. Активный семинар как интерактивная форма повышения профессиональной успешности педагога//www.conf.muh.ru
27. Колесов Д.В. Каузальная атрибуция и предвзятость//Развитие личности. 2005. № 4. с. 47 69.
28. Корнилова Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску. М.: Институт психологии РАН. 1997. 231с.
29. Майерс Д. Социальная психология. Спб.: Питер, 1997. 688 с.
30. Мацумото Д. Психология и культура. Спб.:Питер,2003.720 с.
31. Минигалиева М.Р. Когнитивные схемы и эвристические процессы в социальном познании//Мир психологии.1999. №3.с.40-48
32. Перспективы социальной психологии. Под ред. М. Хьюстона, В. Штрёбе, Д. Стефенсона. М.: Эксмо-Пресс. 2001, 688 с.
33. Проблема стереотипов в психологии//www.fooder.ru
34. Психологическая наука - об ответственности //www.abe.com.ua
35. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М.: Аспект Пресс, 1999. 429 с.
36. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект пресс, 2001. 460 с.
37. Семечкин Н.И. Социальная психология на рубеже веков: истории, теория, исследования. Владивосток, Издательство Дальневосточного университета, 2001. 143 с.
38. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки. М. Аспект-Пресс, 2003. 350 с.
39. Стефаненко Т. Г. Изучение социальной каузальной атрибуции: успехи, проблемы, перспективы//Мир психологии. 1999. № 3. с. 52 59.
40. Cтефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.: Аспект Пресс, 2004. 368 с.
41. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Изд-во Ленинградского университета, Ленинград, 1980. 144 с.
42. Хекхаусен Х. Мотивация и деятельность. Спб.: Питер, 2003. 864 с.
43. Хьюстон М., Штрёбе В. Введение в социальную психологию. Европейский подход. М.: Юнити-Дана, 2004. 622 с.
44. Чеботарева Е. Успех. Философское ревю//Наука и жизнь. 2006. № 9. с. 28 32.
45. Шалашова Е.О. Социальная атрибуция в восприятии политических лидеров//www.psychology.spb.ru
46. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН; КСП+; Академический Проект, 1999. 488 с.
47. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. М.: Речь, 2002.
48. Юревич А.В. К анализу исследований каузальной атрибуции в зарубежной социальной психологии//Вопросы психологии. 1986. № 5. с. 168 - 175.

Форма заказа

Напрмер, Экономика

Похожие работы

Название Цена
Особенности общения младших подростков 1200
Практическое исследование влияния стилей взаимоотношений родителей на успешность школьника. 1200
Технологии психологического воздействия на подчиненных и их эффективность 1000
исследование возрастных мотивационных особенностей детей дошкольного возраста 2000
Развитие психических познавательных процессов в школьном возрасте 2000
Психические механизмы формирования религиозного мировоззрения в классическом психоанализе 1550
Особенности проявления агрессивного поведения детей в старших группах детского сада 1300
Формирование культуры сексуального поведения у подростков в работе социального педагога 2000
Неуспеваемость старшеклассников 2500
Психологическое исследование конфликтов, возникающих в процессе взаимодействия общественных организаций с органами власти 2500

© 2010-2017, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.