Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Главная - Культурология - Концепции происхождения культуры

Концепции происхождения культуры Культурология . Реферат

  • Тема: Концепции происхождения культуры
  • Автор: Валерий
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Культурология
  • Страниц: 16
  • Год сдачи: 2006
  • ВУЗ, город: МГПУ(Москва)
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Введение
Слово «культура» происходит от лат. cultura возделывание, уход, обработка земли. То есть использовалось значение земледельческого труда. Но уже в 45 г до н.э. у римского оратора Цицерона в его «Тускуланских беседах» употребляется такое выражение: «Культура ума есть философия». Слово культура впервые использовалось по отношению к человеку как синоним слов: образованность, просвещенность, воспитанность. Цицерон считал, что ум тоже нужно совершенствовать, «обрабатывать», как и землю. Только обработка земли удел раба или крестьянина, а обработка ума удел свободного человека. Таким образом, слово культура приобретает значение, близкое к современному.
Новое значение понятия «культура» возникает в Новое Время, в связи с теми культурно-историческими процессами, которые получили название «открытие человека». В Средневековье человека понимали как соединение двух противоположных начал (божественного и природного). Но в Новое Время появляется представление о том, что в окружающем мире помимо этих двух миров существует еще один мир, созданный самим человеком. Именно он и называется «культура».
Мир условно можно разделить на 2 части: природа и культура. Что неприродное то культурное. Что некультурное то природное. Таким образом, появляется самое широкое значение понятия «культура» - это вторая природа или мир человка, созданный им самим.
Существуют и более узкие определения культуры. Например, в прессе культура это сфера учреждений культуры (театры, музеи). Но в культорологии существует множество определений культуры. В 1952 г американский ученый Кребер Кланхен в своем труде приводит около двухсот определений культуры. Современная гуманитарная наука приводит несколько сотен определений. Сложность и многообразие определений связана со сложностью самого феномена культуры и с разнообразием подходов к исследованию культуры.
Концепция эволюционистского плана Э. Б. Тайлора и Л. Уайт
Развитие представлений о культуре происходило (помимо культурфилософии) в рамках культурантропологии и социологии культуры.
Культурантропология одно из направлений в западной этнографии («этнос» народ, племя и «графо» писать, «этнография» наука об описании народов), где наиболее употребляемым для обозначения этой науки является другой термин «антропология» наука о человеке («антропос» человек, «логос» учение, наука).
Под антропологией понимается вся совокупность знаний о человеке, включая физическую антропологию, палеоантропологию, этническую и индивидуальную психологию и «этнологию», занимающуюся описанием жизни «диких народов». Впрочем, были и обратные попытки самостоятельного рассмотрения этнологических теорий, оставлявшие в стороне физическую антропологию, археологию и т.д.
Хотя сам термин «культурология» появился значительно позднее, зарождение и развитие этнографической науки, которое исследователи относят к 60-70 гг. XIX века, было ознаменовано выходом классических работ по истории культуры, свидетельствующих о появлении общих концепций, основанных на этнографических данных и носящих выраженный культорологический характер.
Одна из таких первых концепций, эволюционистского плана, принадлежала Эдуарду Бернетту Тайлору, воссоздавшему в своих исследованиях широкое полотно культурной жизни первобытного человека. Одна из его основных работ, неоднократно издававшаяся на русском языке, «Первобытная культура». В этой работе Тайлор на основе изучения большого этнографического материала дал описание конкретных элементов первобытной культуры (на фоне мировой) и ее целостное видение, обоснованное теорией «анимизма» (от латинского «anima» жизненное начало, живое существо, душа, жизнь) вера первобытного человека в одушевление всей природы, связывающая воедино весь его практический опыт по взаимоотношениям с окружающей средой.
Главная цель для Тайлора как эволюциониста (т.е. приверженца рассмотрения культуры в процессе ее постепенного развития и изменения, без резких скачков и потрясений) была показать культурное единство и единообразное развитие человечества на пути от «дикости» к «цивилизации». Но понимание эволюционного процесса во многом определяется тем, как он понимает культуру. Культуру, отождествляемую с цивилизацией, Тайлор определяет следующим образом: «Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».
Возможность и необходимость построения общей теории культуры как особой отрасли знания осознавались не единожды. Одним из первых исследователей, предпринявших попытку построения «культурологии» (он специально обосновывает необходимость введения в научный оборот данного термина для обозначения им феномена развития мышления о культуре) был известный американский культурантрополог Лесли Уайт. Именно он положил начало использованию термина «культурология» в качестве синонима «науки о культуре» (так и называется основной труд Л. Уайта). Понятие же культура у него охватывает особый объект действительности, особый класс социальных явлений. Культура, как система, находится у него над индивидом: «Культура должна объясняться в присущих ей терминах, и, хотя это может показаться парадоксальным, непосредственным объектом изучения человечества оказывается вовсе не человек, а культура».
Культуру Л. Уайт рассматривает как объективное образование, независящее от отдельного человека и человеческого сообщества и подчиняющееся лишь внутренней логике развития, которое и следует рассматривать без обращения к индивидам. В культуре как организованной целостной системе он выделяет три подсистемы:
первая (технологическая) характеризует взаимоотношения человека с природой, испольование им технических средств и орудий труда, тип жилищ и т.п.;
вторая (официальная) включает в себя общественные отношения и соответствующие им типы поведения, а также системы родства, экономических, политических, военных, эстетических и т.п. отношений;
третья (идеологическая) включает в себя идеи, верования, обычаи, различные виды знания.
Концепции «локальных цивилизаций»
Эта концепция развивалась разными учеными и в разных странах: Шпенглером в Германии, Тойнби в Англии, Данилевским и Сорокиным в России.
Освальду Шпенглеру, автору известной работы «Закат Европы», принадлежит идея культурно-исторического круговорота: каждый культурный организм, родившись, проходит естественный круг, достигая своего расцвета и истощаясь, в форме цивилизации приходит к своему естественному концу. Цивилизация, достигшая таких высот в Европе, свидетельствует об истощении жизненного порыва, закате Европы. Можно заметить, что Шпенглер уже опирался на обширный этнографический материал, о котором мы говорили, характеризуя культурную антропологию, когда он развивал учение о множестве равноценных по достигнутой зрелости культур. Таких культур, по Шпенглеру, восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, античная (греко-римская, «аполлоновская», в терминологии Шпенглера), византийско-арабская, западноевропейская («фаустовская», в отличие от цельной и гармоничной «аполлоновской» культуры, проникнута скепсисом и рефлексией), южноамериканская культура майя.

Содержание

Введение 3
Концепция эволюционистского плана Э. Б. Тайлора и Л. Уайт 4
Гегелевская концепция культуры как «образования» 8
Концепция культуры Карла Юнга 9
Концепция происхождения культуры Зигмунда Фрейда 11
Трудовая концепция происхождения культуры 13
Заключение 20

Литература

1. Бондаренко Л. И. Моя жизнь история реализации бессознательного, М.: «Человек». № 2, 1995.
2. Введение в культурологию под редакцией Е. В. Попова. М.: ВЛАДОС, 1995
3. Гердер И. Г. «Идеи к философии истории человечества». М., 1977.
4. Елисеев А.Л., Тюрин Е.А. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под общей редакцией профессора Коренева Л.П. ОГТУ, 2001. 101 с.
5. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: «Гардарика», «Экспертное бюро», 2002. 344 с.
6. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
7. Юнг К. Г. Эпилог, М.: Человек, № 2, 1995.

Форма заказа

Напрмер, Экономика

Похожие работы

Название Цена
Наука специализированная форма культуры 500
Проблема вознекновения человека, приоретет разума в формировании человеческой культуры. Смысл понятия "Духовная культура" 500
Неокантианство 500
Русский балетный театр от истоков до середины 19 века 500
Нравственные идеалы средневековья и их отражение в литературе 500
Религия как способ хранения и передачи общечеловеческих ценностей 500
Творчество импрессионистов 500
Литература европейского средневековья 500
Первобытная культура 500
Формирование русской культуры 500

© 2010-2017, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.