Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Главная - Муниципальное право - Закономерности развития ЖКХ в России и за рубежом

Закономерности развития ЖКХ в России и за рубежом Муниципальное право . Реферат

  • Тема: Закономерности развития ЖКХ в России и за рубежом
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Муниципальное право
  • Страниц: 27
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: Санкт-Петербург
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

2.2. Актуальные тенденции и проблемы развития ЖКХ в России

ЖКХ и вся система городского хозяйства в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Это связано с отказом от территориального принципа формирования хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги ЖКХ, и замены его отраслевым.
Анализ уровня обеспеченности населения услугами ЖКХ на основе данных источников показывает, что разрыв между необходимым и практическим уровнем потребления услуг ЖКХ в 90-х гг. непрерывно возрастает:
Уровень благоустройства жилищного фонда остается низким, значительная его часть не соответствует нормативам не только по объему, но и по качественным характеристикам. В городах и поселках городского типа каждая пятая квартира не оборудована централизованным водоснабжением, канализацией, центральным отоплением. В них проживает, по данным 2006 года, более 40 млн. человек.
Кризис ЖКХ как отрасли сферы услуг обусловлен совокупностью причин: слабой технической базой отрасли; недостатком мощностей; отсутствием необходимых средств на развитие и текущее содержание и др. Их глубинной основой является неэффективный и несоответствующий социально ориентированной экономике механизм установления тарифов и сбора оплаты за коммунальные услуги, системы платежей и контроля за использованием ресурсов на развитие ЖКХ.
ЖКХ относится к числу наиболее монополизированных отраслей народного хозяйства РФ. Монополизм в системе ЖКХ не позволяет потребителям защищать свои права, снижает ответственность организаций за предоставление жилищно-коммунальных услуг и их качество, ведет к формированию монопольных цен.
Серьезную тревогу вызывает состояние ведущих подотраслей коммунальной сферы России.
Водоснабжение. Главными источниками питьевого водоснабжения в России являются поверхностные водоемы (около 70%) и лишь 30% приходится на подземные воды. В последние годы резко обострились проблемы качества воды. Водные источники повсеместно загрязнены, поскольку используются не только для забора воды на бытовые и производственные нужды, но и как приемники канализационных стоков - хозяйственно-бытовых и промышленных.
При наличии ныне действующих сооружений и уровне эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, к 2006 г. степень очистки сточных вод снизилась до 60-65%. Из-за дефицита химических реагентов и дезинфекторов, применяемых при очистке питьевой воды, в ряде регионов страны питьевая вода не удовлетворяет требованиям санитарно-технических показателей .
Электро-, теплоснабжение. ЖКХ является значительным потребителем тепловой и электрической энергии. Только на отопление жилья расходуется почти пятая часть всех энергоресурсов страны. При этом в общем объеме отопительных котельных преобладают мелкие, малоэффективные, мощностью до 3 Гкал/час. Их удельный вес составляет 68%, тогда как тепла они вырабатывают лишь 10% от всего объема. Процесс ликвидации и реконструкции действующих неэкономичных отопительных котельных идет медленно .
Уровень обеспечения населения зелеными насаждениями в 2,2 раза ниже установленных нормативов.
ЖКХ занимает одно из ключевых мест в структуре российской экономики. Во-первых, в жилищно-коммунальном комплексе сосредоточено 24% основных фондов страны , стоимость которых превышает 4 трлн. рублей , здесь создается примерно 4% ВВП, а ежегодный оборот рынка ЖКХ составляет 1,2 трлн. руб . Во-вторых, ЖКХ потребляет около 20 процентов энергоресурсов страны . В-третьих, жилищный фонд насчитывал к началу 2007 года 3002 млрд. кв. метра жилья . В-четвертых, за 2007 год ЖКХ предоставил услуг на сумму более чем на 2,5 трлн.рублей .
По данным Министерства регионального развития РФ в среднем по России физический износ котельных достиг уже 55 %, коммунальных сетей водопровода 65 %, канализации и тепловых сетей - 63%, электрических сетей 58 %, водопроводных насосных станций 65 %, канализационных насосных станций 57 %, очистных сооружений водопровода 54 %. По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80 % и увеличивается на 2-3 % в год. Около 30 % основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. В результате потери электроэнергии, тепла, воды и других ресурсов составляют 20-40 % .
планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. По расчетам общероссийского профсоюза жизнеобеспечения, фактическая потребность в срочной замене тепловых сетей составляет 26,8 тыс. километров (19 % от их общей протяженности), водопроводных сетей 176,5 тыс. километров (33 % от их общей протяженности), канализационных сетей 52,5 тыс. километров (30,4 % от всей их протяженности) . Диссертант полагает, что на данный момент аварийность на объектах ЖКХ следует рассматривать как угрозу национальной безопасности страны.
В жилищном хозяйстве ситуация также достаточно критическая. Продолжается рост ветхого и аварийного жилья, в котором проживает более 2 млн. человек (см.табл.1), не все дома обеспечены необходимой инфраструктурой (см.табл.2). Согласно официальным данным жилые дома старше 30 лет составляют 62% всего жилого фонда, степень износа трети жилого фонда превышает 60% . В результате, около двух трети россиян хотят улучшить свои жилищные условия. Рост тарифов на услуги ЖКХ растет и продолжает существенно опережать инфляцию (см.табл.3).

Содержание

Содержание

Введение 3
1. Жилищно-коммунальное хозяйство города как объект управления 5
1.1. Общее понятие жилищно-коммунального хозяйства 5
1.2. Структура ЖКХ 6
2. Анализ тенденций развития ЖКХ в России за рубежом 9
2.1. Зарубежный опыт развития ЖКХ 9
2.2. Актуальные тенденции и проблемы развития ЖКХ в России 13
3. Направления совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством в России с учетом зарубежного опыта 18
Заключение 24
Список литературы 26

Введение

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является важнейшей сферой социально-экономической структуры общества и в то же время одним из самых больших секторов экономики Российской Федерации. Однако отношение к отрасли носило всегда потребительский характер и ее финансирование осуществлялось по остаточному принципу.
ЖКХ занимает одно из ключевых мест в структуре российской экономики. Во-первых, в жилищно-коммунальном комплексе сосредоточено 24% основных фондов страны , стоимость которых превышает 4 трлн. рублей , здесь создается примерно 4% ВВП, а ежегодный оборот рынка ЖКХ составляет 1,2 трлн. руб . Во-вторых, ЖКХ потребляет около 20 процентов энергоресурсов страны . В-третьих, жилищный фонд насчитывал к началу 2007 года 3002 млрд. кв. метра жилья . В-четвертых, за 2007 год ЖКХ предоставил услуг на сумму более чем на 2,5 трлн.рублей .
Следует констатировать тот факт, что на современном этапе мощности ЖКХ изношены до предела и нуждаются в обновлении.
Проблемные ситуации в ЖКХ имеют комплексный характер, они охватывают сразу несколько уровней власти и управления, имеют одновременно экономический, технический, психологический и другие аспекты, поэтому решение возникших вопросов требует системного подхода, синтезирующего усилия руководителей разных уровней и специалистов разных профилей.
Данные проблемы оказывают негативное воздействие на социальную и экономическую сферы, становятся существенным фактором углубления кризисных явлений, сдерживания структурных преобразований и создания предпосылок для стабилизации и экономического роста. Решение этих проблем во многом зависит от глубины научных представлений о сущности и особенностях развития отрасли, об условиях, механизме регулирования, степени государственного участия и привлечения бизнеса, о параметрах экономической и социальной эффективности ЖКХ. Решение вопросов должно быть нацелено на создание условий для развития частного предпринимательства и конкуренции в отрасли ЖКХ.
Таким образом, необходимость разработки новых подходов к построению механизма управления ЖКК, вызванная прежде всего тем, что сложившиеся формы и методы управления пришли в противоречие с проводимыми в стране экономическими преобразованиями, требует изучения закономерностей развития ЖКХ и анализа зарубежного опыта управления этой сферой социально-экономической жизни общества.
Цель работы состоит в исследовании закономерностей развития ЖКХ.
Для достижения указанной цели в работе должны быть решены следующие задачи:
- изучение закономерностей в развитии жилищно-коммунального хозяйства в России;
- анализ тенденций и закономерностей развития жилищно-коммунального хозяйства за рубежом;
- оценка текущей ситуации в реформе жилищно-коммунального комплекса в России;
- выбор направлений совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством в России с учетом зарубежного опыта.
Объектом исследования является жилищно-коммунальное хозяйство.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

1. Жилищно-коммунальное хозяйство города как объект управления

1.1. Общее понятие жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальное хозяйство - многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимосвязанные, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, деятельность которых прямо или косвенно связана с удовлетворением потребности населения . Жилищно-коммунальное хозяйство - совокупность различных, но организационно и технологически взаимосвязанных видов деятельности, необходимых для устойчивого функционирования и развития городского хозяйства и ориентированных на надежное и качественное обеспечение населения жилищно-коммунальных услуг..
Жилищно-коммунальное хозяйство это комплексная, динамически развивающаяся экономическая система, ведущими отраслями которой являются жилищное строительство и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также коммунальное хозяйство, которое обеспечивает производство и доведение до непосредственных потребителей таких коммунальных услуг как тепло-, водо-, газо-, электроснабжение, утилизация бытовых отходов, озеленение территорий, уборка внутриподъездных и придомовых территорий, ремонт домов, освещение мест общего пользования. Таким образом, суть ЖКХ заключается в обеспечении человека нормальными условиями проживания, так как именно от них зависит его здоровье, работоспособность, отношение к власти.
Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.
Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия Жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.
1.2. Структура ЖКХ
Коммунальное хозяйство включает:
1. Санитарно-технические предприятия - водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.
2. Транспортные предприятия - городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.
3. Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.
К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пееходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др.
В составе ЖКХ выделяются следующие подотрасли:
жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство;
водоснабжение и водоотведение;
коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение);
городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус);
информационное хозяйство (кабельные сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные системы и электронные каналы связи, системы компьютерной связи и обеспечения;
внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство и дорожно-транспортное строительство;
санитарная очистка территорий (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);
зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство);
гостиничное хозяйство;
бытовое обслуживание (бани, прачечные, ритуальное обслуживание и т.д.);
уличное освещение.
К числу особенностей ЖКХ как отрасли народного хозяйства, на наш взгляд, можно отнести:
сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;
особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;
сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;
отрасль представлена как естественными монополиями (транспортировка энергии и водоснабжения и водоотведения), так и отраслями, в которых возможна и необходима конкуренция (производство товаров и услуг);
многообразие организационно-правового статуса предпринимательства (с образованием и без образования юридического лица) и форм собственности;
сочетание крупного (производство энергии, Водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса;
рассредоточение центров оказания услуг соответственно системе расселения, что обуславливает особую роль местных органов самоуправления;
особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;
необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения;
многообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные организации).
Повышение требований к ЖКХ, его развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения.
В состав городского хозяйства входят также городские (муниципальные) и районные (местные) органы управления, финансово-кредитные учреждения, органы по поддержке и охране общественного порядка, учреждения науки и научного обслуживания внутригородского значения. Городское хозяйство при этом представляет не простой набор перечисленных сфер, а интегрированную «сосудистую систему», связывающую воедино все элементы обслуживания города (территории).
К числу специфических особенностей ЖКХ следует отнести также его многоотраслевой характер; преимущественно местный характер обслуживания; тесную связь с промышленностью.
Подотрасли ЖКХ, удовлетворяя соответствующие потребности населения, обеспечивают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования как социальной, так и производственной структуры региона.

2. Анализ тенденций развития ЖКХ в России за рубежом

2.1. Зарубежный опыт развития ЖКХ

В странах с развитой рыночной экономикой, - США, Великобритании, Германии, Японии, Швеции, Франции, Австрии и других, накоплен богатый опыт организации жилищно-коммунальных служб в рамках государственного (муниципального) и частного секторов. Его детальное изучение позволяет использовать положительный опыт в российской практике.
На рубеже 80-90-х гг. правительства многих стран в рамках социально-экономических программ и программ реформирования государственного сектора экономики проводили приватизацию объектов ЖКХ, руководствуясь тем, что \"... государственные предприятия - это чаще национальные обязательства, чем национальное имущество. Для нации гораздо лучше, если эти предприятия будут переданы частному сектору, приносящему доход на основе конкуренции\". Параллельно с процессом приватизации шел поиск новых форм предоставления коммунальных услуг с участием представителей частного бизнеса.
При этом сохраняется предоставление услуг муниципальными службами, в первую очередь, в сфере коммунального обслуживания. Муниципалитет выступает при этом в качестве организатора производства услуг. Другими словами предоставление услуг осуществляется не самим муниципалитетом, а предприятиями основанными на муниципальной собственности и подотчетными муниципалитету. Предоставление подобных услуг осуществляется муниципальными департаментами по \"санитации\" (сбор, вывоз, утилизация пищевых отходов и бытового мусора и др.); департаментами парков (озеленение, благоустройство городской территории и др.); департаментами по автомагистралям и т.д.

Литература

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
2. Федеральный закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики от 24 декабря 1992 г., №4218 1» // «Российская газета», 1993, 23 января.
3. Указ Президента РФ «О реформе жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации». //Собрание актов законодательства РФ от 05.05.1997 г., №18, с.21-31.
4. Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации // Строительная газета 1997-№22-с.10-12.

5. Актуальные проблемы реформы местного самоуправления // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 26 (246)
6. Варнавский В.Г. Частный капитал в коммунальном хозяйстве России // Мировая экономика и международные отношения. 2007. №1. С.28.
7. Василевский А. Общими усилиями ускорить реформирование ЖКХ // Строительная газета. - 2007. - 24 августа.
8. Василевский А. Общими усилиями ускорить реформирование ЖКХ // Строительная газета. - 2007. - 24 августа.
9. Кузнецов, И.А. К вопросу взаимных интересов в экономических отношениях в сфере ЖКХ на муниципальном уровне/ И.А. Кузнецов // Экономические науки 2007. № 1.
10. Кузнецов, И.А. Методологические аспекты муниципального управления ЖКХ / И.А. Кузнецов, Е.Э. Смолина // Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006.
11. Лопаткин Н.Т. Жилищная реформа - состояние и перспективы развития. // Жилищное и коммунальное хозяйство. - 2006. - № 2.
12. О механизме реализации программы реформирования ЖКХ // Журнал ЖКХ. - Инфо. - №2 (6). - Март 2008 //
13. О реформе жилищно-коммунального хозяйства. М.: \"Экономика и жизнь\". 2001, 13 марта, с. 27.
14. По понятным правилам бизнес готов рисковать в ЖКХ // Строительство и городское хозяйство в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. 2006. - №83 // http://www.stroygorhoz.ru/83/74.php
15. Российский статистический ежегодник. М., 2007.
16. Черняк В.З. Жилищно-коммунальное хозяйство: развитие, управление, экономика.- М., 2008.
17. Шаров А. К вопросу о современном состоянии ЖКХ // Труд и социальные отношения. - 2008. - № 10.
18. Шаров А. Особенности функционирования ЖКХ за рубежом. В сб.: Современные технологии управления: социоэкономические аспекты. М.: Издательский дом «Экономический журнал», 2008.
19. Шопенко Д.В., Москаленко Е.Г., Родионов Д.Г. Зарубежный опыт привлечения инвестиций в развитие социально значимых отраслей сферы услуг крупных городов. В сб. тезисов-докладов научно-практической конференции ППС СпбГУ (экономический факультет)., 9-11 апреля 2006 г. Спб: СпбГУ., 2006.
20. Экономические проблемы реализации реформы жилищно-коммунального хозяйства регионов/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2004. -№ 3 (223)

Форма заказа

Напрмер, Экономика

Похожие работы

Название Цена
Устав муниципального образования. 800
Общая характеристика источников формирования средств местного бюджета и основные направления их использования 500
Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления. 400
Особенности осуществления местного самоуправления в городах федерального значения РФ 500
Роль бюджета в управлении 500
Внедрение новых информационных технологий в органах местного са-моуправления г.Москвы 500
Московская городская дума как представительный орган городского самоуправления 500
Принципы территориальной организации местного самоуправления 500
Повышение эффективности деятельности органов власти по обеспечению социальной поддержки населения во время реформ ЖКХ в СПб 500
Система государственного и муниципального управления 500

© 2010-2017, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.