Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Главная - Политология - Власть как категория политической науки.

Власть как категория политической науки. Политология . Реферат

  • Тема: Власть как категория политической науки.
  • Автор: Ольга
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Политология
  • Страниц: 12
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: Москва
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Введение
Базой политики приходит власть. Она показана государством, его учреждениями и ресурсами. Власть содействует действенному ублажению общезна¬чимых, общих и личных интересов. По этой причине она играет главным объектом битвы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Однако власть ока¬зывается и самым загадочным, загадочным явлением в политике. Как верно заметил французский философ Э. Шартье, "власть необъяснима, и в этом - ее сила". Тем не менее нужды общего воспитания требуют выясне¬ния, прибывает ли власть абстракцией, символом или реальным действием. Не одно поколение философов, социологов, поли¬тологов пыталось раскрыть природу власти, разобраться в том, что заставляет общество, группу, личность подчиняться власти авантюриста, коварного честолюбца, бездарного правителя, ти¬рана: боязнь насилия или желание повиноваться? Естественно, власть не обязательно связана с насилием: можно говорить о власти жеста, идеи, взгляда, красоты, слов, инстинкта и т. д. Кроме того, носителями политической власти выступают от¬дельные личности, группы, классы, партии, государства.

1. Власть как категория политической науки
Еще в XVIII веке французский мыслитель Г. де Мабли (1709 - 1785) так установил социальное предначертание власти: "Цель, которую ставят себе люди, связанные законами, сливается к образованию коллективной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц". Власть в те времена расценивалась как ограничитель произ¬вола монархов, дворян, класса собственников. Однако с точки зрения его. социальной, сути, неповторимой роли в обществе власть играет в качестве универсального механизма инте¬грации, координирования, соединения взаимодействий людей, реализующих личные притрастия.
По своей натуре власть явление социальное, поскольку зарождается в обществе. Общество без власти - это хаос, дезорганиза¬ция, саморазрушение социальных отношений. нужда во власт¬ных механизмах определена рядом оснований, и прежде всего необходимостью, придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, собранности создав общие для всех правила поведения. Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции общественных взаимоотношений, согла¬совании и интеграции многообразия несовпадающих увлечений и надобностей людей с поддержкой всевозможных орудий, в том числе и насилия. Дело в том, что общество играть роль собой сово¬купность индивидов, потенциалы которых заметно различаются.
Люди занимают неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни, материального богатства, обра¬зования, захвачены многообразными видами труда, общественные отметки которого также различаются. Наконец, одни люди одаренны, другие - не очень, одни активны, другие пассивны и т. д. Все эти проявления природного и социального неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас контраст их интересов и потребностей. Если бы не власть, то общест¬во погибло бы под грузом бескрайних, внутренних противоречий и борьбы. Власть же увязывает эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.
Однако социальная функция власти по обеспечению цело¬стности и упорядочению разнообразных интересов и отноше¬ний между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может иметь раз¬рушительные последствия.
Так, властное правление может воплощаться в жизнь вопреки интересам управляемых путем манипу¬лирования массовым сознанием. Скажем, длительная идеологи¬ческая обработка жителей, творение атмосферы массового психоза и подозрения с поддержкой пропагандистских мифов о "военной угрозе" или наличии "внутреннего врага" заметно убавляют уровень рациональности в поведении людей, ведут к их общественной и куьтурной деградации. Функция упорядо¬чивания социальных взаимосвязей может быть реализована и путем гармонизации человеческих горизонтов и потребностей, исполнения интересов большинства жителей. Но зачастую система общества завоевывается прямым подавлением интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Значит, социальное содержание воли неоднозначно. Современная кратология - "наука о власти" - является информационно-поисковой системой, в которой представлены конкурирующие исследовательские программы. Роль базового элемента в этих программах играет понятие власти. От определения данного понятия в существенной мере зависят качество социологической информации, характер практических рекомендаций и, конечно, теоретическая картина социальной реальности.
Значимость концептуального анализа власти увеличивается пропорционально росту интенсивности и расширению границ кратологического дискурса. О власти сегодня много говорят и пишут. Тема прочно заняла одно из центральных мест в теоретических дискуссиях и политической полемике. В широком потоке публицистической и научной литературы о власти можно найти самые разные трактовки ее свойств и функций. Все это вполне закономерно, учитывая нынешние российские реалии. Вырвавшись из тоталитарных оков, массовое сознание и социальная наука быстро преодолели имевшийся ранее дисбаланс между важностью феномена и объемом его исследования.
Но в этом естественном всплеске интереса к проблеме кроется серьезная опасность - угроза превращения понятия власти в нечто аморфное и неопределенное. Недостаточное внимание к концептуальным проблемам привело к тому, что "властью" начали называть любые явления и события, хоть както связанные с воздействием одних людей на других или со сферой политики в целом. Мало кто из исследователей обращается к анализу области и пределов применения понятия, его содержательной специфики и места в общей понятийной структуре. В результате "власть" стала практически неотличимой от "влияния", "принуждения", "управления", "силы", "господства", "авторитета", "контроля", "дисциплины" и др. Между тем перечисленные понятия призваны отражать различные формы социальных связей и виды зависимости человека от тех или иных общественных факторов - других людей, правовых и моральных норм, обстоятельств, идеологической среды и т.д. Широкая вариативность и неоднородность таких факторов требуют установления четкого соотношения между соответствующими понятиями, иначе объяснение социальной реальности и человеческой деятельности будет неадекватным.
Терминологическая нечеткость, естественно, создает массу проблем (или псевдопроблем). Иногда исследователи просто говорят на разных языках, не понимая своих оппонентов. Нередко различия в рассуждениях о власти и оценках ее распределения в тех или иных социальных системах связаны не с анализом властных отношении, а с расхождениями в конкретных объектах анализа. Как следствие, многие выводы о свойствах и закономерностях рассматриваемого феномена оказываются недостоверными, поскольку относятся не к власти, а к чемуто другому. Исследователи власти, говоря словами английского ученого П. Морриса, зачастую "ловят не того зверя", а "поймав чтото", пытаются убедить нас - "это именно то, что они искали" (1, с.2).
Четко зафиксировать специфику понятий, употребляемых в кратологическом дискурсе, а также их соотношение между собой весьма непросто - и не только вследствие продолжающихся концептуальных дискуссий, в которых сталкиваются соперничающие философские и социологические парадигмы. Социальные понятия есть результат нашего осмысления действительности и потому не могут быть столь же однозначными, как имена собственные. Но хотя понятия и представляют собой определенные теоретические конструкты, это отнюдь не означает, что их можно определять произвольно без объяснения и обоснования или что все концептуализации и употребления понятий одинаково приемлемы.
Кратологические понятия, или "властные термины" (power terms), как их иногда обозначают в англоязычной литературе, различаются между собой по совокупности обязательных смысловых элементов (определяющих свойств). Их специфика наглядно проявляется в ситуациях, когда мы пытаемся отделить один класс феноменов от других. Критическими для прояснения специфики понятия власти и его отличий от других "властных терминов" являются следующие вопросы: что есть власть - потенциал, его реализация или и то, и другое? Атрибут, отношение или ействие? В чем проявляется результат власти? Существует ли власть в природном мире или же она возникает в отношениях между людьми? Может ли власть осуществляться ненамеренно? Всегда ли у власти есть конкретные субъект и объект? Означает ли власть конфликт, оппозицию, сопротивление, асимметрию? Если мы стремимся к четкости в объяснении социальных явлений, то, используя термин "власть" ("влияние", "господство", "контроль", "принуждение" и т.д.), мы должны учитывать ответы на эти и некоторые другие вопросы, составляющие ядро концептуального анализа власти.

Содержание

Введение 2
1. Власть как категория политической науки 3
2. Ресурсы власти 8
5 Источники власти 10
Заключение 12
Литература 13

Литература

Литература
1. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для ВУЗов. Издание второе. М.:. «Издательство ПРИОР», 2001. 432с.
2. Пугачев В.П. , Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для ВУЗов. 4-е изд. М.: Аспект Пресс, 2002. 477с.
3. ВЕДОМОСТИ (МОСКВА), 15 июля 2005 г.

Форма заказа

Напрмер, Экономика

Похожие работы

Название Цена
Современное представление о государстве 500
Типы современных государств. 500
Международные политические отношения 500
Российский федерализм, межнациональные отношения и пути их решения 500
Политическая коммуникация и средства массовой информации 500
Типы современных государств 500
Модели эффективного консультанта 500
Внешняя политика России 500
Методы политических исследований 500
Человек как субъект политики 500

© 2010-2017, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.