Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Логика - Теоретическое и практическое значение логики

Теоретическое и практическое значение логики Логика. Реферат

  • Тема: Теоретическое и практическое значение логики
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Логика
  • Страниц: 20
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: АФСО
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Логической культурой мышления овладевают в ходе общения, учебы в школе и вузе, в процессе чтения литературы. Встречаясь неоднократно с теми или иными способами рассуждения, мы постепенно начинаем ус¬ваивать, какие из них правильные, а какие нет. Затем начинаем сами рассуждать в соответствии с правильными способами рассуждения. На¬ша культура мышления повышается. Однако такой стихийный путь фор¬мирования логической культуры не является лучшим. Люди, не изучав¬шие логику, как правило, не владеют теми или иными логическими приемами. Кроме того, у таких людей разная логическая культура, что не способствует взаимопониманию. Это подтверждают исследования, в ходе которых студентам до начала изучения логики давалось задание проанализировать ряд рассуждений. Требовалось ответить, какие рассу¬ждения студент считает правильными, какие неправильными, а о ка¬ких не имеет определенного мнения. Кроме того, предлагалось сооб¬щить, какими способами, соответствующими данным правильным рас¬суждениям, он владеет активно, т. е. сам так рассуждает, а какими актив¬но не владеет. Ответы разных студентов относительно одних и тех же рассуждений оказывались разными. После изучения логики логическая культура и повышалась, и выравнивалась .
Это говорит о том, что изучение логики наиболее продуктивный способ формирования и повышения логической культуры мышления. Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также ти¬пичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средст¬ва для точного выражения мыслей, без чего оказывается малоэффектив¬ной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая на¬учно-исследовательской работой.
Не зная логики, человек может чувствовать, что или он сам, или кто-то другой рассуждает неправильно. Но в чем ошибка? Как найти ошибку в обосновании какого-либо положения? Более того, как доказать, что противоположная сторона ошибается? Ведь простое утвержде¬ние: «Вы ошибаетесь» никого не убедит. Нужно указать, в чем человек ошибается. Если, например, выдвинув какое-либо положение, доказыва¬ют другое, сходное с первым, а затем утверждают, что доказано первое, то нужно вскрыть в этом доказательстве ошибку, сославшись на соответ¬ствующие правила и законы логики .
Изучение логики не только помогает убеждать людей в ошибочно¬сти их рассуждений, но и ускоряет нахождение ошибок в рассуждениях. Изучив типичные ошибки и приобретя навыки их обнаружения, их заме¬чают мгновенно, почти автоматически.
Познавая окружающую действительность, человек приобретает новые знания. Некоторые из них - при помощи органов чувств; другие же - путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Логической формой получения знаний является умозаключение.
Умозаключение это третья (после понятия и суждения) форма мышления, в которой из одного, или двух, или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением, или выводом. Поскольку непосредственные умозаключения представляют собой различные логические операции с суждениями, то под умозаключениями подразумеваются, прежде всего, опосредованные умозаключения. В дальнейшем речь пойдет именно о них.
Умозаключения, основанные на логических связях межу суждениями, играют важнейшую роль в правильном логическом мышлении, без них невозможно построить правильное мышление.
Являясь теоретической наукой, логика объясняет, почему тот или иной способ рассуждения является правильным или неправильным. Это дает возможность анализировать способы рассуждения, с которыми ра¬нее человек даже не встречался.
Выдающийся ученый средневековья Аль-Фараби во «Вводном трак¬тате в логику» пишет о задачах этой науки следующее: «Нашей целью яв¬ляется рассмотрение искусства логики, искусства, которое содержит к себе вещи, ведущие разум к правильному мышлению всякий раз, когда существует возможность ошибки, и которое указывает на все предосто¬рожности против заблуждения всякий раз, когда делается какой-либо вывод при помощи разума. Его положение по отношению к разуму по¬добно положению искусства грамматики по отношению к языку, и так же, как грамматика, исправляет язык людей, для нужд которого она соз¬дана, наука логики исправляет разум, с тем чтобы мышление протекало правильно всякий раз, когда существует возможность ошибки» .
Особенно полезно знать логику педагогическим работникам, по¬скольку эффективность учебного процесса во многом определяется чет¬костью понятий, которые должны усвоить учащиеся, правильной фор¬мулировкой проблем, разрешить которые предполагается в процессе обучения, аргументированностью утверждений преподавателя. Многие выдающиеся педагоги придавали логической подготовке учителя такое же значение, как и его специальной («предметной») подготовке. Такого мнения придерживались К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский. Первый из них отводил логике роль пропедевтики всех наук, а второй ставил пе¬ред учителем задачу формирования логической культуры школьника в процессе обучения. В. А. Сухомлинский писал: «Я стремился к тому... чтобы законы мышления дети осознавали как стройное сооружение, ар¬хитектура которого подсказана еще более стройным сооружени¬ем природой» .
3. Практическое значение логики в деятельности юриста

Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Это обусловлено спецификой работы юриста (будь то прокурор, судья, следователь, адвокат, юридический консультант, ученый-правовед и т. д.), которая заключается в постоянном применении особых логиче¬ских приемов и методов (определений и классификаций, аргументаций и опровержений и т. д.).
Логика и юриспруденция имеют глубокую внутреннюю связь, сходные сильные и слабые стороны. Как отмечается в литературе, "несмотря на то что область применения законов формальной логики чрезвычайно широка (применяется во всех науках), тем не менее при определенных условиях они утрачивают свою силу (например, в тех случаях, когда невозможно отвлечься от развития, изменения изучаемых предметов)" . "Логика изучает формы мысли, то есть их строение, структуру" .
Мышление юриста - это определенный вид профессионального мышления, это известная область мышления человека, которая не ограничивается строгими рамками и которая определена в первую очередь своим предметом, то есть правом. Логика в судебной правоприменительной деятельности имеет свою специфику. Логичность рассуждений, строгое соблюдение законов правильного мышления - элементарное и необходимое требование для каждого судьи. Под правильностью мышления понимается соблюдение в процессе вывода основных логических законов. Правильность характеризует логический переход от одной мысли к другой, который обеспечивает получение истинного результата.
Истинность - это характеристика содержания полученного знания, его совпадения, тождественности содержанию соответствующих предметов и их связей. Логика учит лишь тому, как следует связывать уже установленные, истинные понятия и суждения в процессе вывода, какие следует при этом соблюдать правила и условия, чтобы с необходимостью получить надлежащие результаты . Другими словами, логика помогает делать правильные выводы из уже готовых посылок.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:





ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЛОГИКИ 4
2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ 9
3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА 13
4. ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 17
5. ОСОБЕННОСТИ И ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ЛОГИКИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 21


















Введение

Современная логика содержит две относительно независимые науки: формальную логику и диалектическую логику. Исследуя мышление с разных сторон, диалектическая логика и формальная логика формируются в тесном взаимодействии, которое четко проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства разработанные диалектической логикой.
Говоря о зарождении логической проблематики в древней Греции, вряд ли можно указать более раннюю дату, чем время появления учений: 1) Парменида Элейского, родившегося около 540г. до н. э. и 2) Гераклита Эфесского, жившего приблизительно между 530 и 470 гг. до н. э. О логике в смысле науки можно говорить лишь со времен Аристотеля (IV в. до н. э.). Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Это название закрепилось за ней потому, что она возникла и развилась как наука о формах мышления. Однако, следует отметить, что в своих сочинениях Аристотель вышел за рамки чисто формальной логики, что особенно заметно при чтении трактата «Топика».
Логика это наука о мышлении. Науками о мышлении явля¬ются также психология, физиология высшей нервной деятельности и ряд других. Что же в мышлении составляет предмет изучения логики? Логика изучает формы мыслей и формы развития знания, особые прие¬мы и методы познания, а также особые законы мышления.
Цель настоящей работы охарактеризовать теоретическое и практическое значение логики.




1. Понятие и сущность логики

Слово «логика» в переводе с древнегреческого языка означает «понятие», «разум», «рассуждение». В настоящее время оно употребляется в следующих основных значениях.
Во-первых, этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей и явлений объективного мира. Их называют объектив¬ной логикой.
Во-вторых, словом «логика» обозначают особые закономерности it связях и развитии мыслей. Эти закономерности называют субъектив¬ной логикой.
В-третьих, логикой называют науку о закономерностях в связях и развитии мыслей. Основы этой науки излагаются в данном учебнике.
Для нахождения способа, позволяющего выявлять логические фор¬мы различных мыслей и процессов мышления, выделяют наиболее об¬щие характеристики вещей и явлений, отношения между вещами и яв¬лениями, а также свойства и характеристики самих мыслей и отноше¬ния между ними. Эти свойства, характеристики и отношения являются предметом изучения логики. Они выражаются следующими словами и словосочетаниями: «суть» («есть», «является»), «все» («каждый», «ни один»), «некоторые», «если..., то...», «и», «или», «следовательно», «невер¬но, что...» («не») и некоторыми другими, называемыми логическими терминами.
Чтобы выявить логическую форму мысли, нужно отвлечься от смы¬слов и значений нелогических терминов, входящих в словосочетание, пыражающее эту мысль. Сделать это можно разными способами. Напри¬мер, опустить нелогические термины в этом словосочетании и поставить вместо них многоточия, штриховые и другие линии. При этом следует вместо вхождений одного и того же термина чертить одинаковые линии, а вместо вхождений различных терминов - различные линии. Последние замечания говорят о неполном отвлечении от смысла нелоги¬ческих терминов. По типу линий можно восстановить тип нелогических терминов, от смыслов и значений которых произошло отвлечение.
Например, в результате замены нелогических терминов многоточи¬ем и штриховой линией из предложения «Все металлы теплопровод¬ные вещества» получим выражение «Все... суть___».
Второй способ отвлечения от смыслов и значений нелогических тер¬минов заключается в замене этих терминов символами-переменными. И в этом случае вместо различных вхождений одного и того же термина ставится одна и та же переменная, а вместо различных терминов раз¬личные переменные. Кроме того, вместо терминов различных типов ста¬вятся и переменные различных типов.
Пусть даны рассуждения:
(1) Все металлы являются теплопроводными веществами. Все метал¬лы являюся электропроводными веществами. Следовательно, некото¬рые электропроводные вещества являются теплопроводными.
(2) Некоторые физики не являются философами. Следовательно, не¬которые философы не являются физиками.
В результате замены нелогических терминов переменными получим соответственно выражения:
(1) Все М суть Р. Все М суть S. Следовательно, некоторые S суть Р.
(2) Некоторые S не суть Р. Следовательно, некоторые Р не суть S. Этими выражениями представляются логические формы указанных рассуждений.
Таким образом, логическая форма мысли это ее структура, выявляе¬мая в результате отвлечения от смыслов и значений нелогических терми¬нов.
Логическая форма содержательна, информативна. Так, выражение, получаемое в результате отвлечения от смыслов и значений нелогиче¬ских терминов первого рассуждения, несет следующую информацию: «Если все предметы класса М включаются в класс Р и все предметы класса М включаются в класс S, то некоторые предметы класса S вклю¬чаются в класс Р». То есть мысль имеет конкретное содержание, пред¬ставляемое всеми терминами соответствующего языкового выражения, и содержание логическое, представляемое выражениями, полученными в результате применения описанной процедуры.
Мысли можно подразделить на классы в зависимости от типов их логических форм. Основные из этих классов составят мысли, называе¬мые понятиями, суждениями и умозаключениями.
Понятие это мысль, в которой обобщены в класс и выделены из некоторого множества предметы на основе системы признаков, общей только для этих выделенных предметов. Пример понятия: число, кото¬рое делится на 2 и на 3.
К суждениям относят мысли, в которых утверждается наличие или отсутствие каких-либо ситуаций, положений дел. Примеры: (а) Курящий человек говорит много, но невпопад, (б) Человек, курящий с серьезным пидом, считает, что мысли огромной государственной важности витают у него в голове, а витает только дым, да и то не в голове, а около нее.
Умозаключение это процесс получения знания, выраженного в суж¬дении, из других знаний, тоже выраженных в суждениях. Примерами умозаключений могут служить приведенные выше рассуждения (1), (2).
Между мыслями существуют связи, зависящие только от их логиче¬ских форм. Таки связи имеют место и между понятиями, и между суж¬дениями, и между умозаключениями. Так, между мыслями логических форм «некоторые S суть Р» и «некоторые Р суть S» существует следую¬щая связь: если истинна одна из этих мыслей, то истинна и вторая, неза-иисимо от того, каково нелогическое содержание этих мыслей .
Связи между мыслями по формам, при которых истинность одних m этих мыслей обусловливает истинность других, называются формаль¬но-логическими законами или логическими законами.
Связь между мыслями в приведенном выше рассуждении «Все металлы являются теплопроводными веществами. Все металлы являются электропроводными веществами. Следовательно, некоторые электро¬проводные вещества являются теплопроводными» представляет собой логический закон.
Чтобы установить, является ли связь между некоторы¬ми исходными высказываниями и высказыванием, получаемым в резуль¬тате рассуждения, логическим законом, необходимо вместо нелогиче¬ских терминов подставлять в эти высказывания произвольные термины тex же типов и при этом всякий раз выяснять, окажется ли истинным получаемое высказывание при истинности исходных. Если всегда обна¬руживается такая зависимость истинности высказываний, то связь меж¬ду ними представляет собой логический закон. Если находится контр¬пример, т. е. при истинных исходных утверждениях результирующее ут¬верждение оказывается ложным, то закономерной связи нет, и рассужде¬ние не является правильным. Так, приведенное выше рассуждение «Не¬которые физики не являются философами. Следовательно, некоторые философы не являются физиками» является неправильным. Контрпри¬мером для него может служить явно неправильное рассуждение: «Неко¬торые птицы не суть гуси. Следовательно, некоторые гуси не являются птицами».
В современной логике разработаны более простые и более продук¬тивные методы выявления закономерной связи между мыслями.
Имея понятия логической формы и логического закона, можно дать определение формальной логике.
Формальная логика - это наука о формах мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыс¬лями по их логическим формам.
Исследуя необходимые связи между мыслями по логическим фор¬мам логические законы, логиа формулирует утверждения об истинно¬сти всех высказываний определенной логической формы. Эти утвержде¬ния тоже называются законами, но в отличие от логических законов (связей, существующих независимо от того, знаем мы о них или нет) законами (науки) логики. Например, установив, что всегда, когда истинны мысли форм «Все М суть Р» и «Все М суть S», истинна мысль формы «Некоторые S суть Р», можно сформулировать закон логики: «Для любых S, Р и М верно, что если все М суть Р и все М суть S, то не¬которые S суть Р» . Законы логики, после того как они сформулированы, выступают в качестве норм, в соответствии с которыми должны осуще¬ствляться рассуждения. В логике разработаны также требования другого рода, которые рекомендуется выполнять в процессе познания. Формаль¬ная логика, таким образом, является нормативной наукой о формах, за¬конах и приемах интеллектуальной познавательной деятельности.

Литература

1. Баранов П.П., Курбатов В.И. Логика для юристов. - Ростов-на-Дону, 2003
2. Власенко Н.А., Власенко А.Н. Судебная власть и судебная деятельность в Российской Федерации. М., 2005.
3. Гусев Д.А. Логика. Конспект лекций с задачами: Учебное пособие для вузов. М.: Айрис Пресс, 2005
4. Гусев Д.А. Логика: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004
5. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М., 1990.
6. Ивлев Ю.В. Логика. М.: Проспект, 2005
7. Казгериева Э.В. Значение логики в судебной деятельности. // Адвокатская практика, 2006, N 1

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ Реферат 2008 22 500
Доказательство и опровержение в научном познании Реферат 2008 25 500
Основные проблемы математической логики. Реферат 2008 17 500
Риторика и логика. Реферат 2008 18 500
Основные законы формальной логики. Реферат 2008 18 500
Системы: MRP, FRP, ERP и WMS Реферат 2008 10 1500
Правила и ошибки умозаключений по аналогии Реферат 2009 16 500
Логический анализ произведений детективного жанра Реферат 2009 18 500
Нормальные формы логики высказываний Реферат 2009 17 500
Понятие Реферат 2010 18 250
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.