Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Психология - Научный взгляд на телесно-ориентированную психотерапию. Обзор литературных источников.

Научный взгляд на телесно-ориентированную психотерапию. Обзор литературных источников. Психология. Курсовая

  • Тема: Научный взгляд на телесно-ориентированную психотерапию. Обзор литературных источников.
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 43
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: РГМУ
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Одним из наиболее известных методов телесно-ориентированной психотерапии является анализ характера и практика вегетотерапии Райха. Он был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами. Райх подчеркивал важность обращения внимания на физические аспекты характера, в особенности, на «хронические мышечные зажимы», названные им «мышечным панцирем». Райх разработал теорию «мышечного панциря», связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта. По его мнению, хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. «Мышечный панцирь» не дает человеку возможности переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Райх писал : «Мышечная судорога представляет собой телесную сторону процесса вытеснения и основу его длительного сохранения». В основе этой теории лежит понятие о том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Райх предлагает следующие основные способы расслабления колец мышечного панциря :
- с помощью глубокого дыхания, которое способствует акку¬мулированию в теле оргонной энергии;
-расслабление хронических «зажимов» (колец мышечного пан¬циря) с помощью физического воздействия, различных элементов массажа;
- совместный с клиентом анализ, помогающий ему осознать основные идеи телесной терапии применительно к его конкрет¬ному случаю, то есть взаимосвязь беспокоящих его психических состояний с напряжением конкретных мышечных сегментов и не¬обходимостью устранения этих зажимов.
Он выделял свои аналитические интерпретации, названные им «анализом характера», от непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое называл «вегетотерапией» и «анализом характера в области биофизического функционирования». Основное препятствие для личностного роста Райх видел в «защитном мышечном панцире», который мешает человеку жить полноценной жизнью в гармонии с окружающими людьми и природой. Он выделял семь сегментов «мышечного панциря», охватывающего тело: 1) область глаз, 2) рот и челюсть, 3) шея, 4) грудь, 5) диафрагма, 6) живот, 7) таз.
Область глаз. Типичными признаками наличия мышечного панциря в облас¬ти глаз считаются: неподвижность мышц лба и пустое (неживое) выражение глаз (как у ученика, который уставился в окно или да¬же на преподавателя, а думает о своем). Для устранения данного зажима клиента просят неоднократно включать мышцы лба и век посредством раскрывания глаз как можно шире, как будто вы хотите утрированно изобразить страх. Затем отрабатываются неоднократные и все более естественные и свободные движения глаз из стороны в сторону.
Область рта. Эта область мышечного панциря, который, в соответствии с пси¬хоаналитической фрейдовской терминологией, Райх назвал ораль¬ным сегментом, состоит из мышц подбородка, горла и затылка. Признаком неадекватного (сигнализирующего об определен¬ном неблагополучии) состояния данного сегмента являются мыш¬цы челюсти (за которыми легче наблюдать). Они могут быть либо излишне напряжены, либо, напротив, слишком расслаблены. Оба признака говорят о неадекватности состояния мышечной области орального сектора.
Считается, что данная область мышечного панциря содержит в себе «закодированные» в неадекватном мышечном состоянии та¬кие выражения эмоций, как гнев, крик, плач, кусания, сосания, гримасничанья и т.п.
Для освобождения от данного мышечного зажима или парадок¬сального расслабления (а значит, и соответствующих им эмоций) применяются такие упражнения, как имитация плача, кусающих и даже рвотных движений, многократного произнесения звуков, за¬ставляющих губы сильно напрягаться и расслабляться.
К этому добавляется и непосредственное физическое воздейст¬вие на эти мышцы в виде разных элементов косметического мас¬сажа, подавливания, пощипывания и растягивания.
Область шеи. В область шеи включаются глубокие мышцы шеи, а также язы¬ка. Считается, что мышечный панцирь этой области как бы сдер¬живает (содержит в себе в закодированном состоянии) такие эмо¬циональные проявления, как плач, крик, гнев и т.п.
Так как физическое воздействие типа массажа на глубинные мышцы шеи практически невыполнимо, то в виде упражнений телесной терапии здесь применяется имитация рвотных движении, различные максимально естественные и спонтанные выкрики, сто¬ны и другие обычно сдерживаемые эмоциональные выражения.
Согласно телесной терапии такие упражнения способствуют расслаблению мышц данного сегмента и соответственно устране¬нию или значительному уменьшению тех эмоциональных состоя¬ний, которые в них «закодированы».
Область груди. В эту область входят мышцы грудной клетки, плеч, лопаток, рук вплоть до кистей. Считается, что эта область мышечного пан¬циря удерживает внешнее проявление, а значит, и разрядку таких эмоций, как страстность (хотя это слишком широкое понятие. -А. Р.), смех, гнев, печаль и др.
Так как одним из внешних признаков мышечного панциря в этой области и подавления соответствующих эмоций являются различные виды сдерживания дыхания, то и работа над снятием данного зажима начинается с дыхательных упражнений с акцен¬том внимания на максимально полное расслабление мышц этого сегмента в момент полного выдоха.
Затем подключаются активные движения рук и кистей с имита¬цией метких ударов, с заданием, не сдерживая своих эмоций, де¬лать активные движения, как будто вы кого-то бьете, душите, что-то рвете на части.
Область диафрагмы. В эту область мышечного панциря входят мышцы диафрагмы, района солнечного сплетения, внутренние органы, а также мыш¬цы нижних позвонков.
Считается, что характерным признаком наличия мышечного панциря в этой области (то есть - бессознательного защитного напряжения) является прогнутость позвоночника вперед, кото¬рую отчетливо видно, когда клиент лежит на спине на кушетке и у него между спиной и кушеткой остается четко выраженный промежуток.
Другой признак наличия зажима в этой области - свидетельст¬во клиента о том, что выдох дается труднее, чем вдох.
Райх утверждал, что мышечный панцирь в этой области удер¬живает (и, соответственно, накапливает) проявление сильного гнева.
В качестве упражнений по устранению зажимов данного сег¬мента сначала применяются различные вышеупомянутые виды целенаправленного расслабления, массажа и т.п. для освобожде¬ния от панциря первых четырех основных областей локализации мышечного панциря: глаз, рта, шеи, груди.
И лишь после этого (сверху - вниз, а затем - вглубь) перейти к работе над панцирем, сдерживающим расслабление мышц диа¬фрагмы и разрядку закодированных в этом панцире и неотреагированных эмоций.
Это осуществляется кропотливой и нередко длительной рабо¬той над специальными дыхательными упражнениями и имитацией рвотного рефлекса. (Практика телесной терапии показывает, что клиенты с крепким мышечным панцирем в области диафрагмы в большинстве случаев не могут вызвать реальную рвоту, даже если это необходимо, например при отравлении.)
Область живота. В эту область, типичную для образования мышечного панциря, входят главным образом широкие мышцы живота и мышцы спи¬ны. Считается, что панцирь (зажимы) поясничных мышц удержи¬вает в себе (но отнюдь не устраняет) проявление страха. Причем не страха вообще, а страха нападения, как прямого физического, так и косвенного: психологического, посягательства на права, свободу личности, собственность и т.п.
(Разумеется, здесь, как и в обсуждении эмоций, сдерживаемых различными областями мышечных панцирей, Райх, как психоана¬литик, имеет в виду главным образом неосознаваемые клиентом эмоции, хотя на взгляд возможны комбинации «частично осознанных - частично неосознанных». - А. Р.)
По мнению «телесных психотерапевтов», мышечный пан¬цирь на боковых мышцах талии ассоциируется с подавлением злости, неприязни и... «боязнью щекотки». Практика показы¬вает, что устранение зажимов в области мышц живота не зани¬мает длительного времени при условии, если уже проведена работа по раскрепощению панциря (по напралению сверху вниз) во всех предыдущих областях накопления психомышеч¬ных напряжений.

Содержание

Оглавление

Введение 3
1. Телесно-ориентированная психотерапия: история, теория и практика 6
1.1. Исторические сведения телесно-ориентированной психотерапии 6
1.2. Теоретические основы телесно-ориентированной психотерапии 11
2. Основные направления телесно-ориентированной психотерапии 21
2.1. Характерологический анализ и практика вегетотерапии В. Райха 21
2.2. Биоэнергетический анализ А.Лоуэна 29
2.3. Метод Фальденкрайза 31
2.4. Метод Александера 34
2.5. Метод структурной интеграции 36
2.6. Восточные методы телесной терапии 38
Заключение 41
Список литературы 43













Введение

Телесно-ориентированная психотерапия является одним из ведущих направлений мировой психотерапии.
Проблемы и психопатология обязательно проявляются в телесных структурах. Ведь именно тело является посредником между сознанием человека и его бессознательным. Когда у человека возникают проблемы с телом, то он считает его больным, а тело, таким образом, пытается донести до человека информацию о его человеческих трудностях. Поэтому тело это кратчайшая дорога в бессознательное, к истокам проблемы. Телесно-ориентированная психотерапия, основанная на работе с телом, не подвергается цензуре сознания и, поэтому, действует быстрее и эффективнее «вербальной» терапии. Эта терапия позволяет работать с широким кругом психологических проблем человека, связуя воедино проявления тела, души и духа.
Актуальность методики заключается в том, что посредством телесно-ориентированной психотерапии, применяя различные воздействия на тело, можно достичь позитивных изменений душевного состояния.
Телесная психотерапия является попыткой преодолеть барьер между психическим и физическим, проникнуть в запретные зоны физического начала человека, в ней подчеркивается единство тела и разума, предполагается выявление в физиологическом функционировании организма некоей особой мудрости.
Адепты телесной психотерапии призывают людей доверять своим примитивным «животным» ощущениям. В телесной психотерапии основное внимание уделяется глубинным теесным ощущениям и исследованию того, как потребности, нужды и чувства кодируются в состоянии тела, и ее конечной целью является разработка более реалистичных подходов к разрешению конфликтов, которые связаны с этими нуждами.
Если не удовлетворять потребности маленького ребенка в том, чтобы его кормили, согревали, держали на руках, развлекали, давали ему возможность развиваться, его обида трансформируется в «первичную боль», которая впоследствии скрывается под броней физического и психического напряжения. Невроз представляет собой проявление этой первичной боли - человек находит такой выход своему внутреннему напряжению, которое позволяет ему не осознавать болезненные переживания. Этот выход обязательно представляет собой какую-либо весьма симптоматичную форму саморазрушающего поведения, целью которой является уменьшение непрестанной внутренней тревоги. Подобные формы поведения постоянно воспроизводятся при бесконечных и тщетных попытках избавиться от нераспознанного источника внутренней боли. Эта боль отражает осознание пациентом того, что в детстве он не получил от родителей достаточно безусловной любви и что, став взрослым, он должен оставить попытки найти любовь, которая компенсировала бы ему эту депривацию.
Различные системы, ориентированные на тело, исходят из предположения, что человек, закрепощенный психически, как правило, закрепощен и физически. Таким образом, воздействуя на мышечные зажимы возможно воздействовать на соответствующие структуры в психике, и наоборот.
Над вопросом единства души и тела работали многие авторы: З.Фрейд,
С.Ференци, А.Адлер, Г.Гродек, В.Райх, К.Юнг, А.Лоуэн, Ф.Перлз,
М.Фельденкрайс, Ф.Александер, А.Янов и многие другие. Они пишут о влиянии чувств на наши телесные функции и явлениях обратного порядка, когда физиологические изменения влияют на нашу психологию. О позитивном, конструктивном потенциале телесно ориентированной терапии, вплоть до противопоставления ее психотерапии вербальной, сказано уже достаточно много. Справедливо подчеркивается, что применение телесно ориентированных методов, открывая телесный и эмоциональный опыт и, усиливая способность пациента к вербализации (чувств, телесных ощущений), как бы прокладывает путь к собственно вербальным методам психотерапии.
Гипотеза исследования: телесно-ориентированная психотерапия способствует снижению личностному росту и целостному развитию человека.
Предмет исследования: телесно-ориентированная психотерапия.
Объект исследования: личность.
Цель работы: теоретический обзор литературных источников направлений телесно-ориентированной психотерапии.
Задачи работы:
1. рассмотрение исторических сведений телесно-ориентированной психотерапии: теория и практика;
2. рассмотрение в общем основных подходов телесно-ориентированной психотерапии;
3. рассмотрение отдельных методик: характерологический анализ и практика вегетотерапии В. Райха, биоэнергетический анализ А.Лоуэна, метод Фальденкрайза, метод Александера, метод структурной интеграции, восточные методы телесной терапии.
Теоретической основой нашей работы стали научные труды Баскакова В.Ю., Райха В., Бурлачука Л.Ф., Поршнева Е.Б., Карвасарского Б.Д., Сандомирского М.Е., Лоуэна А., Фельденкрайза М.










1. Телесно-ориентированная психотерапия: история, теория и практика
1.1. Исторические сведения телесно-ориентированной психотерапии

Те или иные формы воздействия через тело на психику, кото¬рые условно можно отнести к телесной терапии, существуют с не¬запамятных времен. Вспомните пословицу «В здоровом теле -здоровый дух!» Аналогичные высказывания существуют в фольк¬лоре и литературе разных народов, поэтому вряд ли кто будет ос¬паривать их .
В свое время З.Фрейд выражал надежду, что теория психоанализа когда-либо в будущем получит органическое, подтверждение, так как основой психического является соматика, хотя и заглянуть туда ему пока не удалось. Это удалось сделать патриарху телесно-ориентированной психотерапии (далее ТОП), В. Райху, теоретические и практические исследования которого дали научное обоснование известному положению З. Фрейда: «Я» - есть прежде всего выражение телесного «Я». Работы В. Райха заложили основы соматической психологии. В. Райх впервые развил теорию взаимодействия между психикой и телом .
Современная ТОП возникла в итоге развития в конце XIX начале XX веков 2-х ведущих традиций.
Первая из них телесно-терапевтиеская традиция, возникшая из опыта, накопленного в различных видах искусства: танце, театре, музыке, и кроме того, в педагогике, гимнастике. Усилия крупных актеров, певцов, музыкантов были направлены на интеграцию интеллекта, эмоций и тела, на изучение тесной связи между дыханием и движением, между экспрессией и значением. Эта традиция включает несколько крупных ветвей развития и представлена многими известными именами: Ф. Дельсартэ, Э.Жакэ, Далькроз, Р.Лабан, А.Дункан, Л.Кофлер, Ш. Сельвер, Ф. Александер, и др.
Вторая традиция телесно-психотерапевтическая связана с основанием в 1885 году Ш.Рике Ж.П.Шарко Психофизиологического общества. В этом же году молодой профессор психологии П.Жанэ представил доклад о своей работе, сделавшей с его отцом-основателем телесной психотерапии. В своих исследованиях он использовал принципы идео-динамики И. Бернхайма и идео-моторные соответствия из теории В. Джеймса, изучал взаимосвязь дыхания, циркуляции жидкостей в организме, мышечного напряжения, висцеральных процессов и чувств, поведения, движения и побуждения.
З.Фрейд, который в этом же году приехал в Париж учится у Ж-П. Шарко, переименовал систему психологического анализа П. Жанэ в психоанализ, который впоследствии пренебрег ролью телесности и стал специфической ветвью раннее интегрированного исследования тела и души.
Исследования П.Жанэ оказали серьезное влияние не только на З.Фрейда и Брейера, но и на К.Г.Юнга и А.Адлера. Теоретические изыскания К.Г.Юнга впоследствии показали, что ни ум ни тело не являются первичным источником опыта, и что архетипы связывают воедино инстинктивно - духовный континиум.
Современная ТОП опирается на опыт эмбриологии; на глубокое изучение связей психологии с эмбриологией; на теорию объектных отношений психоанализа; на перинатальную психологию; на динамическую морфологию; на традицию вегетотерапии В Райха, впервые создавшего теорию телесности и развившего соматическую психотерапию до уровня системы.
Позже соматическая психология вышла за пределы Райхианского подхода и последователи В.Райха разработали богатейшую теорию и практику работы с психикой через телесные процессы.
Современная ТОП вклюает в себя переработку множества различных источников, таких, как:
теория моторного развития, (включая корреляцию с социальным и психологическим развитием), - традиция, развиваемая в Дании и Норвегии под руководством Бритты Холл;
норвежская традиция изучения психосоматических связей работы Тригв Браатей и Лиллемор Джонсен;
психология развития от Пиаже, Эриксон, Бруун и Штерн и др.;
психодинамическая теория; клиент-центрированная терапия;
этология животных К.Лоренца;
возрастная и спортивная психология,
физиотерапия;
педагогическая теория и традиция - Нейл, Выготский, Макаренко и пр.
Исторически, формирование ТОП на Западе, и включение тела, телесных процессов в понимание психологического развития личности являлось новым и нетрадиционным для западной психотерапии. Оно стало неким символом преодоления в ХХ веке господствующей там веками религиозной парадигмы восприятия жизни тела как низкой и греховной составляющей человеческого существа; а в области мировоззрения и науки также и картезианской (Декартовской) традиции механистического (позже технологического) расчленения души и тела.
В настоящее время в Европе и в Америке (в 35 странах) существуют свыше 50 институтов и организаций с обучающими и терапевтическими программами различных школ и направлений ТОП. Современная ТОП является одним из основных направлений практической психологии в мировом психологическом пространстве. Она находится на острие так называемой «4-й силы» - транскультуральной, континуальной психологии, пришедшей на смену былым монотерапевтическим подходам, и узкой психологической специализации.
В настоящее время сложилась и действует тенденция к интеграции различных психологических направлений и школ, к синтезу разнообразных методов, что наиболее ярко проявилось в истории формирования ТОП. Она возникла и продолжает в настоящее время развиваться в двух основных вариантах:
- как самостоятельное направление психологии и психотерапии;
- как второе, - дополнительное и необходимое - в русле многих сложившихся раннее психологических подходов, прежде всего, в психоанализе, гештальт-подходе, экзистенциальной психологии и др.
При этом специальные принципы и приемы работы с телом используются не столько как источник информации, сколько в качестве основного средства непосредственного терапевтического воздействия.
Одной из значимых особенностей ТОП является то, что хотя она возникла и сложилась на Западе, тем не менее она включила в себя многие достижения восточных духовных практик.
Таким образом, можно сказать, что и классическая и современная ТОП многогранна, полифункциональна и представлена многими школами и авторскими методами. Некоторые из этих школ были основаны непосредственно В. Райхом и его учениками и современниками, это:
 вегетотерапия (В. Райх);
 биоэнергетический психоанализ (А.Лоуэн);
 core-энергетика (Дж. Пьерракос);
 оргономия (Э. Бейкер);
 психотоника (Ф. Глассер);
 радикс (Ч.Келли) и др.

Литература

1. Абаев Н.В., Лепехов С.Ю., Нестеркин С.П. О некоторых принципах психофизической подготовки к экстремальным условиям деятельности в традиционном Китае. - ХУП научная конференция «Общество и государство в Китае», ч. 1. М., 1986, с. 167-172.
2. Баскаков В.Ю. Основы двигательной психотехники // Отчет. Межведомственный центр наук о человеке при Президиуме АН СССР /1989г.
3. Баскаков В.Ю. Российская телесно-ориентированная психотерапия в лицах. М.: 2004. 208с.
4. Баскаков В.Ю. О сопоставимости понятий «стеничность» и «внутренняя энергия» в западной и восточной медицине. - XX научная конференция «Общество и государство в Китае», Ч. 1. М., 1989, С. 123-124.
5. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. СПб: Питер. 2008. 672с.
6. Киселева Л. Телесно-ориентированная психотерапия: история, практика и теория. [http://marks.on.ufanet.ru 23.03.2008]
7. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. / Пер. с венгерского // Под ред. В.В.Столбова. М., 1982, 399 с.
8. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000. - 208 с.
9. Лоуэн А., Лоуэн Л. Сборник биоэнергетических опытов. - М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 188 с.
10. Малявин В.В. Чжуан-цзы. М. , 1985
11. Научно-популярная рассылка по психотерапии. 2001. Вып.1. [http://marks.on.ufanet.ru 23.03.08]
12. Основы психотерапии. Л.Ф.Бурлачук, И.А.Грабская, А.С.Кочарян. К: Ника-Центр; М.: Алатейа, 1999. 320с.
13. Поршнева Е.Б. О месте «гунфу» в народной сектантской традиции (на материале буддийских сект). Сб. Психологические аспекты буддизма. Новосибирск, 1986.
14. Романин А.Н. Основы психотерапии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. за¬ведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 208 с.
15. Сандомирский М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство - М: Независимая фирма «Класс», 2005. - 592 с.
16. Свободное тело. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии психотехнике. Баскаков В.Ю. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004 224 с.
17. Фейдимен Д., Фрейгер Р.. Личность и личностный рост. М, 1994
18. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: двенадцать практических уроков. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2000. - 160 с.
19. Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности // Архетип. - 1995. - №1.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Проблема нравственного воспитания детей с нарушенным интеллектом Курсовая 2010 29 1500
Проблемы само актуализации и самореализации в истории психологи Курсовая 2010 27 1500
\"Концепция Д.Б. Эльконина:раннее детство\" Курсовая 2009 46 1500
Изучение кратковременной памяти Курсовая 2009 31 1500
Память как высшая психологическая функция Курсовая 2010 25 1500
Социально-психологические аспекты рекламной деятельности Курсовая 2008 44 1500
Особенности общения дошкольников разного темперамента 3-4 лет" Курсовая 2008 63 1500
Восприятие и наблюдательность пограничника. Курсовая 2008 30 1000
Психология воздействия детской рекламы на потребителя на примере сети магазинов Bananamama (2007 г). Курсовая 2008 44 1000
Основные профессиональные роли менеджера по персоналу. Курсовая 2008 38 1000
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.