Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Психология - Психологическое сопровождение семьи с алкогольной зависимостью одного из членов семейной системы"

Психологическое сопровождение семьи с алкогольной зависимостью одного из членов семейной системы" Психология. Дипломная

  • Тема: Психологическое сопровождение семьи с алкогольной зависимостью одного из членов семейной системы"
  • Автор: Ольга Максимова
  • Тип работы: Дипломная
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 92
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: УрГи (Серов)
  • Цена(руб.): 3000 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Глава I. Теоретический анализ проблемы психологического сопровождения семьи с алкогольной зависимостью одного из членов семьи
1.1. Влияние алкоголизма на семейные отношения

Рост потребления алкоголя в годы, предшествовавшие выходу известных постановлений, совпадает с увеличением числа разводов. «В течение двух десятилетий один развод приходился на 30 браков, а с начала 90-х годов один развод - на 3 брака. При этом пьянство явилось причиной каждого седьмого развода. Но еще важнее, видимо, пьянство как косвенная причина развода, особенно в случае «физических оскорблений», «супружеской измены», «не сошлись характерами», «вынужденная разлука» и др.»
Обычно со-больной, страдающий алкоголизмом, живет в семье - либо в родительской, либо в им созданной, с супругой и детьми. Болезнь одного из членов семьи нарушает внутрисемейные взаимоотношения. В этих нарушениях имеется закономерность, уже достаточно изученная и потому предсказуемая. Поскольку страдают все члены семьи со-больного, то алкоголизм в настоящее время рассматривается как семейная болезнь. Исследованиями показано, что у большинства членов семей со-больных алкоголизмом, совместно проживающих с со-больным не менее двух лет, обнаруживают нарушения, которые теперь обезначают термином «созависимость». Основные признаки созависимости: низкая самооценка, компульсивное желание контролировать жизнь других, желание спасать других, постоянно концентрируя мысли на предмете своей зависимости, т.е. на со-больном родственнике, отрицание своих собственных проблем, утрата контроля как над поведением со-больного, так и над собственными чувствами, над всей своей жизнью и др. Созависимость является почвой для возникновения психосоматических заболеваний. Поэтому жены со-больных алкоголизмом, матери, взрослые дочери часто страдают депрессиями, гипертонической болезнью, язвенной болезнью, головными болями и др., часто употребляют транквилизаторы .
Созависимость существенно редуцируется при систематическом лечении. В НИИ наркологии разработана программа групповой психотерапии созависимости. Эта программа успешно апробирована и применяется на базе наркологического диспансера № 9 г. Москвы. Среди тематики групповых дискуссий: «Родительская семья созависимых», «Контролирующее поведение», «Идентификация чувств», «Границы личности» и другие. Заканчивается программа занятием на тему «Я имею право...». Хорошее закрепление результатов лечения дает посещение групп Ал-Анон. Медикаментозное лечение назначается только при наличии показаний, например, клинически выраженной депрессии.
Наличие алкоголизма или другого вида химической зависимости у одного родителя, созависимости у другого обязательно формирует дисфункциональную семью, в которой страдают дети. Жизнь в дисфункциональной семье приводит к тому, что дети неизбежно берут на себя так называемые роли выживания: герой семьи, козел отпущения, потерянный ребенок, талисман. Дети со-больных алкоголизмом, как и другими формами химической зависимости, представляют собой группу высокого риска развития аналогичного заболевания. По данным НИИ наркологии, 65-80% сыновей и 15-20% дочерей со-больных алкоголизмом отцов по достижении зрелого возраста сами заболевают алкоголизмом и наркоманиями.
Детей со-больных алкоголизмом называют группой «множественного риска». Помимо химической зависимости у них с повышенной частотой обнаруживаются и другие психопатологические нарушения, характер которых зависит от возраста ребенка и от его пола: часты депрессии среди взрослых дочерей, отклоняющееся поведение мальчиков-подростков.

Содержание

Содержание

Глава I. Теоретический анализ проблемы психологического сопровождения семьи с алкогольной зависимостью одного из членов семьи 8
1.1. Влияние алкоголизма на семейные отношения 8
1.2. Созависимость как крайняя форма появления влияния алкоголизма на членов семейной системы 11
Глава II. Изучение особенностей личности со-больных 18
2.1. Цели и задачи исследования 18
2.2. Результаты исследования 19
2.3. Результаты исследования эмоционального самочувствия со-больных и со-здоровых женщин. 21
Глава III. Программа психологической коррекции личности со-больных 45
3.1. Цели и задачи программы 45
3.2. Программа психологической коррекции 47
Глава IV. Анализ эффективности предлагаемой методики 58
4.1. Цели и задачи исследования 58
4.2. Результаты исследования 59
Заключение 64
Список литературы 66
Приложение 68
Приложение 1. Методики исследование 68
Приложение 2. Комплекс упражнений 72
Приложение 3. Бланки и протоколы исследования 74

Введение

Актуальность темы дипломного исследования. Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Существующие социально-экономические условия в России в значительной мере осложняют реальность. Возникает проблема страха перед действительностью, что порождает стремление уйти от реальности. В поисках средств защиты от перманентной фрустрации такие люди часто прибегают к стратегиям аддиктивного поведения , прежде всего к употреблению алкоголя. Алкоголизм стал социальной проблемой и представляет собой реальную угрозу национальной безопасности страны.
Жизнедеятельность современного человека все в большей степени подвержена воздействию стрессогенных ситуаций. Социальная, экономическая и политическая нестабильность современного общества вызывают обоснованную тревогу людей как за свой завтрашний день, так и за будущее своих детей. Зависимость одного члена семьи от психоактивных веществ неизбежно нарушает внутрисемейные взаимоотношения. У членов семьи при этом возникают нарушения, обозначаемые термином созависимость (о - приставка, указывающая на совместность, сочетанность действий, состояний).
Созависимость - это состояние, возникающее у членов семьи со-больного алкоголизмом или другими формами зависимости, которое подчас тяжелее, чем само заболевание. Опасение специалистов, в первую очередь, вызывает паттерн усвоенных форм поведения, чувств и верований, делающих жизнь проблемной, отрицательно влияющей на адаптацию личности, приводящей к негативным личностным изменениям, нарушениям гармоничного и всестороннего развития. Именно это определяет созависимость как серьезную психологическую, медицинскую, педагогическую и социальную проблему.
В настоящее время в психологической практике имеется недостаточное количество эффективных техник, направленных на психологическое сопровождения семьи с алкогольной зависимостью одного из членов семьи. Особое значение в связи с этим приобретают исследования, направленные на разработку эффективных средств коррекции состояния личности членов семьи со-больного, которые носят не узкофункциональный, а общий, личностно-ориентированный характер.
Несмотря на то, что в современной психологии состояние сеьми со-больного личности подвергается тщательному и всестороннему изучению, в этой области остается много неисследованных вопросов. До сих пор, прослеживаются явные, не решенные противоречия между:
- возрастающим уровнем невротизации общества в целом, повышением
уровня созависимых состояний у жен мужчин, имеющих алкогольные проблемы, и необходимостью развития психически и физически со-здоровой личности;
- между задачами формирования благоприятного психологического климата в семье и высоким уровнем созависимости отдельных членов, препятствующих выполнению этой задачи;
- между имеющимися симптоматическими подходами к преодолению
созависимости и необходимостью её коррекции с помощью личностно-ориентированных психологических методик.
Выбор темы исследования и возрастной категории испытуемых (жены мужей, страдающих алкогольной зависимостью), участвующих в 4экспериментальной работе, далеко не случаен, т.к. практика показывает, что
зачастую наиболее серьезные проблемы в плане социальных контактов созависимые испытывают именно из-за ревожных ожиданий неудач в общении, особенно в новых для них ситуациях, группах и коллективах. Более того, боясь утратить контроль над ситуацией, созависимые сами попадают под контроль событий или своих близких.
Одним из возможных вариантов решения проблемы является использование психологического сопровождения семьи, способствующих коррекции созависимых состояний личности.
Объектом исследования являются семьи с алкогольной зависимостью одного из членов семьи.
Предметом исследования методики психологическое сопровождение семьи с алкогольной зависимостью одного из членов семьи.
Теоретический анализ изучения психологическое состояния семьи с алкогольной зависимостью одного из членов семьи позволил выделить следующую гипотезу: если созависимость является динамичным образованием, то, вероятно, существует ряд психологических средств коррекции, позволяющих снижать уровень созависимых состояний личности.
Предполагается возможным применение психологической коррекции.
Целью исследования является исследование психологическое сопровождения семьи с алкогольной зависимостью одного из членов семьи.
Исходя из поставленной цели исследования и выдвинутой гипотезы, были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ изучения феномена «созависимость» в психологии.
2. Выявить и проанализировать имеющиеся средства и методы психологического сопровождения семьи с алкогольной зависимостью одного из членов семьи.
4. Разработать и апробировать систему средств психологического сопровождения семьи с алкогольной зависимостью одного из членов семьи.
Теоретико-методологической базой исследования выступили теория
деятельности А.Н. Леонтьева, основные методологические положения
отечественной психологии о деятельности и подходах к её изучению (А.Н.
Леонтьев, Б.Ф.Ломов), общепсихологические принципы детерминизма,
единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), теоретические
подходы к пониманию созависимости (Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, В.Д. Москаленко, В.П. Нужный, H.H. Иванец, Л.К. Сибли, Э.У. Смит).
Методы исследования:
Теоретические методы, включающие изучение и анализ философской, психологической и педагогической литратуры по проблеме исследования, обобщение, сравнение, систематизацию.
Эмпирические, включающие формирующий эксперимент, тестирование с помощью психодиагностических методик на выявление уровня созависимого состояния.
Интерпретационно-описательные, в числе которых количественные методы (корреляционный анализ), качественный анализ полученных данных, способы графического представления результатов.
Выборка исследования представлена двумя группами женщин в возрасте 20-31 года (столь узкий диапазон выбран с тем, чтобы акцентировать внимание на различиях личностной сферы и необходимости соответствующего психологического сопровождения женщин, без исследования влияния половозрастных факторов) с алкогольной зависимостью одного из членов семьи.
Надежность и достоверность данных обеспечивается применением апробированных методик, имеющих высокие показатели надежности и валидности, корреляционными показателями, а также репрезентативностью выборки.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассмотрен системный подход к коррекции созависимых состояний личности: выделены факторы адаптивного поведения личности после участия в коррекционной программе, установлена взаимосвязь между системой психологических средств и адаптивностью поведения созависимых, разработана модель психологического сопровождения созависимых.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе основных направлений в изучении источников и причин возникновения созависимых состояний личности. Также определены вербальные и невербальные средства психологической коррекции созависимых состояний личности в условиях тренинговых групп, позволяющие снизить уровень созависимости. Осуществлен анализ психологических условий созависимости (паттернов
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут внедрены в практику работы психологических центров по борьбе с алкоголизмом.
Структура и объем работы: Настоящее дипломное исследование изложена на ____ страницах и состоит из введения, двух глав, заключения (общих выводов), библиографического списка использованной литературы и приложений.

Литература

Список литературы

1. Joint National Committee on Detection, Evaluation, and Treatment of High Blood Pressure. The sixth report of the Joint National Committee on Prevention, Detection, and Treatment of High Blood Pressure (JNC VI). Arch Intern Med 1997;157: 2413-2446.
2. Кошкина Е.А. Проблема алкоголизма и наркомании в России на современном этапе. // Вопросы наркологии, 1993, N 4, М., 66-70.
3. Мирошниченко Л.Д. Алкоголизм в России: уровень распространения и региональные особенности. // Актуальные проблемы девиантного поведения. (Борьба с социальными болезнями). Ежегодник. М.,1995. С. 14-25.
4. Положение детей в Российской Федерации (Гос. ежегодный доклад, 1993 г.). Минсоцзащиты РФ. Изд-во «Дом», Москва, 1994. - 120 с.
5. Москаленко В.Д. Предсказуем ли алкоголизм? Способы распознавания и устранения факторов риска. // Обзорная информация «Медицина и здравоохранение». М., 1991. - 66 с.
6. Гузиков Б.М., Мейроян А.А. Алкоголизм у женщин. Л., «Медицина», 1988.
7. Кошкина Е.А. К вопросу о профилактике алкоголизма среди женщин. // Социология в медицине: теоретические и научно-практические аспекты. Вып.П (Тез. докладов на Международной научной конференции.Кобулетти, 2-24 апреля, 1990). М., 1990, 156-159.
8. Кошкина Е.А., Паронян И.Д. Динамика употребления психоактивных веществ среди подростков. // Актуальные проблемы девиантного поведения. (Борьба с социальными болезнями). Ежегодник. М.,1995. С. 53-58.
9. Кошкина Е.А., Кузнец М.Е., Петракова Т.И. Региональные особенности рас-пространенности потребления алкоголя, наркотиков и других одурманивающих веществ среди учащихся СПТУ. // «Вопросы наркологии», 1990, N 3, с.30-34.
10. Кошкина Е.А., Паронян И.Д., Константинова Н.Я. Потребление психоактивных веществ учащимися средних учебных заведений по данным мониторингового исследования. //Актуальные вопросы профилактики неинфекционных заболеваний. 14-16 декабря 1993 г. М.,1993, с. 204.
11. Кошкина Е.А., Паронян И.Д., Константинова Н.Я. Распространенность употребления психоактивных веществ учащимися средних специальных учебных заведений г. Москвы. // Вопросы наркологии, 1994, N 2, с.79-83.
12. Кошкина Е.А., Паронян И.Д., Аш Е.Ю. Подростки России - отношение к психоактивным веществам. // Материалы XII съезда психиатров России, 1-4 ноября 1995г., с.741-743.
13. Кругликов Р.И., Майзелис М.Я. Алкоголизм и потомство. М., «Наука», 1987.
14. Москаленко В.Д. Дети -больных алкоголизмом. // Обзорная информация «Медицина и здравоохранение». Серия «Обзоры по важнейшим проблемам здравоохранения медицины». М., 1990. - 68 с.
15. Цетлин М.Г, Кошкина Е.А., Шведова М.В. Наркологическая ситуация в подростковой среде и пути выхода из нее. // Учебно-методическое пособие. М., 1992, 123 с.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Психолого-педагогические особенности при детско-родительском недопонимании. Дипломная 2008 84 3000
Стимулирование социально-педагогческой адоптации студентов младших курсов. Дипломная 2008 75 3000
Особенности межличностного общения в гендерном аспекте Дипломная 2008 69 3000
Организационно-педагогические уловия формирования доброжелательного микроклимата в первом классе. Дипломная 2008 61 3000
Соотношение стилей воспитания и эгоцентризма у подростков. Дипломная 2008 66 3000
Психологический театр как форма пропаганды ЗОЖ Дипломная 2009 45 3500
Формирование психологической устойчивости младших школьников Дипломная 2009 66 3500
психокоррекция тревожности у школьников на примере младших школьников. Дипломная 2008 65 3000
ПСИХОЛОГІЧНЕ ДОСЛІДЖЕННЯ КОНФЛІКТІВ МІЖ БАТЬКАМИ ТА ПІДЛІТКАМИ (на русском языке). Дипломная 2008 41 3000
формирование гармоничных межличностных отношений студентов среднего специального учебного заведения. Дипломная 2008 53 3000
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.