Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Психология - Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии

Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии Психология. Реферат

  • Тема: Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 12
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: не указан
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ АСИММЕТРИИ

Под индивидуальным профилем асимметрии имеется в виду присущее только каждому данному субъекту сочетание моторных, сенсорных, психических асимметрий симметрии. Логически оправдано ожидание трех профилей: правого, смешанного, левого. Первый сочетание только правых, второй левых, правых асимметрий и симметрии, третий только левых асимметрий органов движений и чувств. Но реальная действительность сложнее. Для большинства людей характерны правые асимметрии рук, ног, зрения (прицельная способность), слуха (восприятие дихотически предъявляемых слов) и преобладание левых частей органов осязания, обоняния, вкуса, левое ухо преобладает в восприятии музыкальных звуков; левое полушарие мозга доминирует в функциях обеспечения речи и основанных на ней психических процессов. Поэтому этот наиболее распространенный в человеческой популяции профиль асимметрии следовало бы обозначить как смешанный. Но он пока продолжает обозначаться как правый на основании того, что для таких лиц характерны правые асимметрии органов движений, слуха и зрения. Как смешанный обозначается профиль асимметрии того человека, у которого правые асимметрии одних из только что упомянутых органов сочетаются с левой асимметрией или симметрией других. Скажем, праворукость сочетается с левой асимметрией слуха в восприятии речевых стимулов. Левый профиль должен бы быть противоположным правому во всем, но он едва ли существует в человеческой популяции среди здоровых лиц.
Как видно, в нашем понимании слова «правша», «левша» имеют значительно более широкий смысл, чем лишь обозначение право- или леворукости: в него входят асимметрии симметрия парных органов чувств, определяемые асимметрией мозга особенности психики. Только условное чтобы упростить изложение, под правшами ниже имеются в виду лица с правым, под левшами со смешанным профилем асимметрии.
2.1. Распределение правшей и левшей в человеческой популяции

В литературе есть данные о соотношении леворуких и амбидекстров. Разноречивость объясняется, видимо, несходством использованных авторами методик, тем, что не всегда учитывался возраст испытуемых, состояние их нервно-психического здоовья, профессиональная деятельность и т. д. В нашей книге речь идет о соотношениях числа лиц с разными профилями асимметрии, установленными с помощью определения асимметрии рук, ног, зрения, слуха.
Соотношение правого и смешанного профилей асимметрии оказалось различным у здоровых (Л. Г. Федорук) и у больных шизофренией [Введенский Г. Е., 1982, 1983], пограничными нервно-психическими заболеваниями [Зорин Н. А., 1986], эпилепсией. Т. И. Тетеркина (1985) установила, что правый профиль асимметрии имеется у 39,6 % здоровых и у 17,8 % больных эпилепсией, смешанный профиль у 60,4 % здоровых и у 84,5 % больных эпилепсией. Самое же главное в полученных ею данных состоит, пожалуй, в обнаружении левого профиля асимметрии только у больных (0,7 %). Интересно, как у здоровых и у больных эпилепсией составляется смешанный профиль асимметрии. Праворуких здоровых оказалось 86,8 % и больных эпилепсией 73,6 %. Но правый по всем 4 изученным парным органам профиль асимметрии (руки, ноги, зрение, слух) среди здоровых обнаружен только у 39,6 %. Это означает, что много праворуких здоровых людей являются левшами в функционировании других парных органов. Так, у 7,3 % здоровых выявлена левая асимметрия слуха и у 22.6 % симметрия слуха в дихотическом прослушивании слов. Левая асимметрия зрения обнаружена у 22,6 % здоровых лиц.
У здоровых реже, чем у больных, представлены левые асимметрии и симметрия всех изученных парных органов. Так, в слухе левая асимметрия у здоровых меньше, чем у больных, почти в 2 раза: 7,3 % и 13,6 % соответственно. Симметрия рук у здоровых выявляется реже, чем у больных, более чем в 2 раза: 9,4 и 20,7 %.
Подобные данные в пользу большего относительного числа левых асимметрий и симметрии по всем изученным парным органам у больных шизофренией по сравнению со здоровыми получены Г. Е. Введенским: левая асимметрия слуха им обнаружена при дихотическом прослушивании у 8 % здоровых лиц и у 70 % больных шизофренией, левая асимметрия рук у 4,5 и 12,5 %). левая асимметрия глаз у 23,5 и 40 % соответственно. У больных эпилепсией число сочетаний правых левых асимметрий и симметрии в 2 раза больше, чем у здоровых лиц: 32 и 16 % соответственно [Тетеркина Т. И., 1985].

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..3
ГЛАВА 1.ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСИММЕТРИИ
1.1. Моторная асимметрия..5
1.1.1.Руки..................................................................................................................5
1.1.2.Ноги.................................................................................................................7
1.1.3.Тело................................................................................................................10
1.2.Сенсорная асимметрия12
1.2.1.Зрение............................................................................................................12
1.2.2.Слух...............................................................................................................13
ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ АСИММЕТРИИ
2.1. Распределение правшей и левшей в человеческой популяции..18
2.2. Асимметрии в филогенезе.20
2.3. Асимметрии в онтогенезе..............................................................................23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ













ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии. Положительный ответ на вопрос о том, адекватны ли современные представления о симметрии асимметрии правого левого в природе в исследованиях интересующего нас феномена, может определяться, во-первых, тем, что по внешнему строению, форме человек представляет собой зеркально симметричный, право-левый объект природы, и, во-вторых, всей историей развития упомянутых представлений.
Принцип симметрииасимметрии привлекается к изучению проблем морфологии, формообразования, психологии, социологии, которых неизбежно должны коснуться исследователи функциональной асимметрии мозга. В анализе морфологии живого этот принцип рассматривается как «путь незнания структурированного объекта без введения целеполагающего аспекта: ни одному организму, вплоть до самых интеллектуально продвинутых, ещё ни разу не удавалось достигать целевого, заранее спланированного изменения морфологии собственного тела» [Преображенский Б. В., 1983].
Принцип симметрии имеет, на наш взгляд, важное значение в исследованиях явлений природы, происхождения асимметрии мозга, рассмотрении которых в литературе почти господствует именно целеполагающий аспект.
Определения симметрии (соразмерность, гармония, однородность) и асимметрии (беспорядок, несоразмерность, неоднородность, непропорциональность), основанные на перечислении свойств объектов, дополняются другими определениями, в которых выделяются не только самые существенные свойства, но и связь между ними (например, между однородностью и соразмерностью). «Симметрия это категория, обозначающая процесс существования и становления тождественных моментов в определенных условиях и в определенных отношениях между различными и противоположными состояниями явлений мира, асимметрией называется категория, которая обозначает существование и становление в определенных условиях и отношениях различий и противоположностей внутри единства, тождества, цельности явлений мира» [Готт В. С, 1972, с. 370, и 375].
В этой работе принцип симметрии асимметрии привлекается для объяснения самого сложного (не только природы и происхождения функциональной асимметрии полушарий): организации зависимой от функционирования целого мозга психики человека.




















ГЛАВА 1.ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСИММЕТРИИ
1.1. Моторная асимметрия

Имеется в виду совокупность признаков неравенства функций рук, ног, половин туловища и лица в формировании общего двигательного поведения и его выразительности.
1.1.1.Руки
Обозначений асимметрии рук много: праворукость, или правшество; леворукость, или левшество; обоюдоправорукость, или амбидекстрия амбилевия, десноручие, шуеручие, равноручие. Наиболее распространены обозначения: правша, левша, амбидекстр.
Описаны морфологические признаки неравенства рук. Правая длиннее, крупнее левой руки. Размер кисти правой руки у 97 % мужчин больше левой (на ¼ размера перчаток), это различие меньше выражено у женщин [Брандт А. Ф., 1927]. Венозная сеть на тыльной поверхности более развита на ведущей руке [Гуревич М. О., 1949], где больше и величина ногтевого ложа большого пальца. Масса мышц правой руки больше, чем левой, на 6 %. Различны кожные узоры (пальцевые и ладонные дерматоглифы) на правой и левой руках: они более вариабельны у левшей [Войтенко В. П., Полюхов А. М., 1986].
Многообразны функциональные асимметрии рук. У преобладающего большинства населения земли правая рука превосходит левую по силе. Эту симметрию выражают формулой: A=S/D, где А асимметрия рук, D мышечная сила правой, S мышечная сила левой руки [Кубышкин Ю. И., 1963]. Это отношение меньше единицы у правшей, больше единицы у левшей и равно единице у амбидекстров.
Руки неравны по точности и скорости движений, совершаемых в разных направлениях. Так, точность движений правой руки уменьшается при перемещении тела вправо, левой при перемещении тела влево [Розе Н. А., 1970]. Движения ведущей руки дозируются, управляются, осознаются точнее. При одновременном представлении движений обеих рук больше внимания испытуемого концентрируется на движениях правой руки, если он правша [Пенская А. В., Бычков М. С, 1948]. Движения ведущей руки полнее отражают эмоциональные и личностные особенности человека [Ананьев Б. Г., 1955], отличаются большей степенью автоматизации, а движения указательного пальца этой руки точнее модулируются.
Количество изменений направлений движений у правой (ведущей) руки больше, чем у левой (неведущей). Диадохокинез более развит справа, маятникообразные движения при ходьбе больше у левой руки правшей, очень редко они бывают выраженнее у правой руки левшей, что K. Henner (1960) объясняет «насилием праворукой культуры». Левая рука у правшей более вынослива к статичному усилию [Лунева Е. Н., 1976], чаще служит опорой, тогда как правая рука играет роль активного исполнителя [Войно М. С, 1958].
Интересные данные об отражении в движениях рук индивидуальных особенностей психики каждого человека получены в исследованиях с использованием принципа миокинетической диссоциации [Lopez Mira E., 1963], где испытуемый выполняет каждой рукой без контроля зрения мелкие однообразные движения в трех взаимно перпендикулярных плоскостях пространства в соответствии с заданными образцами; величина и характер девиаций отражают особенности структурирования мышечного тонуса и позволяют судить о наличии асимметрии.
С помощью этой методики могут быть оценены модификации амплитуды движений, первичные отклонения во фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостях пространства, отклонения в плоскости, перпендикулярной направлению движения. Эти моторные характеристики расцениваются [Березин Ф. Б., 1976] как корреляты психологических черт тревоги, психомоторного тонуса, агрессивности, экстра- и интроверсии, эмоциональности. Этот принцип связывает «моторные выражения» ведущей руки с преимущественно актуальными реакциями личности, а неведущей с реакциями, обусловленными главным образом конституционально (темпераментом).

Литература

1. Альтман Я. А., Войтулевич С. Ф. О роли правого полушария головного мозга человека в локализации источника звука//Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси, 1982. С. 67.
2. Анохин Л. К. Химический континуум мозга как механизм отражения действительности//Вопр. философии. 1970. № 6. С. 107118.
3. Астауров Б. Л. Теоретическая биология и некоторые ее очередные задачи//Вопр. философии. 1972. № 2. С. 6174.
4. Балонов Л. Я., Деглин В. Л., Черниговская Т. В. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности//Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 2001. С. 99115.
5. Бару А. В. Функциональная специализация полушарий и опознание речевых и неречевых звуковых сигналов//Сенсорные системы. Л., 2000. С. 85114.
6. Бианки В. Л., Шрамм В. А. Современные представления о каллозальной системе//Проблемы нейрокибернетики: Механизмы функциональной межполушарной асимметрии мозга. Элиста, 1985. С. 30-54.
7. Готт В. С. Философские вопросы современной физики. М.: Высшая школа, 1972. 415 с.
8. Двирский А. К. Клинические проявления шизофрении у право- и леворуких больных//Журн. невропатол. и психиатр. 2003. № 5. С. 724728.
9. Ефремов В. С. Функциональная асимметрия полушарий мозга в процессе зрительного восприятия у больных шизофренией с продуктивной и негативной симптоматикой//Журн. невропатол. и психиатр. 2003. № 1. С. 97102.
10. Жог В. И. Единство симметрии и асимметрии и научное познание//Философские науки. 2004. № 6. С. 3948.
11. Кауфман Д. А., Траченко О. П. Функциональная асимметрия мозга и восприятие слов, относящихся к разным грамматическим категориям//Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 2002. С. 115126.
12. Порк М. Э. Межполушарное взаимодействие в стереоскопическом восприятии у человека//Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л., 2001. С. 3746.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Внимание и его психологические свойства Реферат 2011 16 500
способности и одаренность Реферат 2008 25 500
Научная психология о системе явлений Реферат 2008 18 500
каковы основные методы научного и вне научного познания человека? Реферат 2008 25 500
Психологические аспекты проблемы наказания, исправления и перевоспитания осужденных. Реферат 2008 24 500
Диалектика процесса познания Реферат 2008 16 500
Проблемы взаимного психологического влияния деловых партнёров в деловом общении Реферат 2008 15 500
Психофизиологические подходы к изучению и диагностике ПТСР. Психофизиологические модели ПТСР. Реферат 2008 19 500
С.Л.Рубенштейн: годы жизни. Вклад Рубенштейна в становление психологии, как науки. Реферат 2008 16 500
Творчество. Сравнение интеллектуальной и творческой деятельности. Реферат 2008 17 500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.