Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Психология - Проблема кризиса середины жизни в современном обществе.

Проблема кризиса середины жизни в современном обществе. Психология. Курсовая

  • Тема: Проблема кризиса середины жизни в современном обществе.
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 50
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: москва
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

1.4. Конструктивное преодоление кризиса
Итак, период средней взрослости, начинающийся в 30 лет, и продолжающийся приблизительно до 40 лет, является одним из наименее исследованных возрастов, поэтому изучение этого возраста является наиболее актуальным.
По мнению Б. Ливехуда и многих других авторов, этот отрезок жизненного пути характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью, т.к. период подготовки к взрослости закончен, начался период серьезной жизни. В возрасте 35 лет человек с количественной точки зрения находится на вершине своих творческих сил (24, 18 стр.). Личность начинает обосновываться в жизни в полном смысле этого слова. К тридцати годам человек утверждается во взрослой жизни - определяется в профессии, достигает первых результатов в профессиональной деятельности, устраивает семейную жизнь. Молодые люди входят в профессиональное сообщество и получают признание у своих более опытных сослуживцев. Они реализуют многое из того, что намечали в юности. К тридцати годам человек становится уникальной личностью, со своим мировоззрением, со своим стилем деятельности, образом жизни, кругом общения и манерами поведения. В период среднего возраста человек находится на вершине развития своих интеллектуальных возможностей (16).
Однако нередко стадию среднего возраста называют «десятилетием роковой черты», т.к. часто этот период жизни человека описывается как кризисный (25, 234 стр.). В 30 лет человек вступает в период кризиса среднего возраста - одного из самых острых кризисов развития. В этот период он впервые оглядывается на прожитые годы, отсюда возникает главное противоречие, вызывающее кризис: происходит осознание расхождения между мечтами и жизненными целями человека и действительностью его существования.
Кризис среднего возраста, как любой другой кризис развития, относится к ряду нормативных кризисов. Это означает, что этот кризис необходимо возникает на жизненном пути личности. Любой кризис это всегда этап жизни, он неотделим от непрерывного процесса развития человека, его индивидуальной истории. Собственно говоря, кризис это кризис жизни, критический момент и поворотный пункт жизненного пути. Кризис среднего возраста, по мнению В. И. Слободчикова предполагает два выхода: либо человек может восстановить прерванную кризисом жизнь, возродить ее, либо жизнь перерождается и человек перерождается, становится совершенно иным, и в этой иной жизни он ставит перед собой иные цели и ищет новые способы их достижения. В данном случае кризис выводит человека на новый уровень личностного развития (26). То, какой путь выберет человек для выхода из кризиса, напрямую зависит от его жизненной стратегии. Если человек не сумеет вовремя переоценить и при необходимости исправить свою стратегию жизни, ему не удастся реально изменить себя и развиваться дальше.
К. А. Абульханова-Славская впервые обозначила понятие стратегии жизни и определила ее как принципиальную, реализуемую в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию (2). По ее мнению, стратегия жизни человека имеет три основных признака. Первый признак стратегии жизни выбор основного для человека направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинение этих этапов. То есть стратегия возникает сначала как замысел жизни, как ее смысл, идеальный план, затем требует реализации на практике.
Второй признак стратегии жизни это решение противоречий жизни между тем, что хочет человек и тем, что предлагает ему жизнь, достижение свих жизненных целей и планов. Жизненная задача человека не только в том, чтобы выбрать, где применить свои силы, как проявить себя. Он должен решать возникающие противоречия, определять пути самореализации, создавая для этого условия, которых нет в наличии.
Третий признак стратегии жизни состоит в творчестве, в созидании ценности своей жизни, в соединении своих потребностей со своей жизнью в виде ее особых ценностей. Ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного способа жизни, индивидуальной стратегии жизни, когда они определяются самим человеком (2).
По нашему мнению, описанные К. А. Абульхановой-Славской признаки жизненных стратегий могут быть отнесены к характеристикам позитивных, эффективных стратегий, способствующих успешному преодолению кризиса среднего возраста. К сожалению, в реальной жизни мы наблюдаем, что большей частью распространены стратегии, которые можно назвать неэффективными, что обусловлено современными культурологическими и социально-экономическими условиями развития человека. Отсюда вытекают проблемы, связанные с преодолением человеком возникающих противоречий.
Согласно проведенному анализу литературы по данной проблематике, опираясь на теорию стратегии жизни К. А. Абульхановой-Славской, нами разработана программа исследования роли стратегии жизни в успешном преодолении кризиса среднего возраста. Для этого мы планируем использовать анкету «Оценка качества жизни» З.Ф.Дудченко для определения поведения человека в кризисе. Для выявления стратегии жизни личности: «Диагностика самоактуализации личности» А. В. Лазукина, Н. Ф. Калиной; «Многофакторный личностный опросник» Кеттела.
Изучение жизненной стратегии как фактора успешного преодоления кризиса среднего возраста имеет большую практическую значимость. Исследование данной проблемы поможет разработать программу индивидуальной помощи в кризисный и посткризисный периоды жизни личности.
Глава 2.
Практическое исследование кризиса среднего возраста
Уже доказано учеными и не вызывает сомнений, что между 40 и 50 годами человек действительно наиболее склонен к депрессиям, сообщает Spiegel. Ученые под руководством Эндрю Освальда (Andrew Oswald) из Уорикского университета в Англии провели масштабное исследование, в ходе которого 2 млн. человек из 80 стран были опрошены об их душевном состоянии. Результаты опубликованы в журнале Social Science & Medicine.
Исследование показало: между 40 и 50 годами риск возникновения депрессий, чувства неудовлетворенности жизнью наиболее высок, и это наблюдается у людей по всему миру. Можно предположить, что чем старше человек, тем менее счастливым он себя чувствует, ощущая приближение старости, однако эта гипотеза не подтверждается. «Удивительно, но 70-летние участники если у них нет особых проблем со здоровьем, - так же довольны жизнью и собой, как и 20-летние», - говорит Освальд.
Результаты оказались одинаковыми у людей, принадлежащих к разным народностям и разным социальным группам. «Не имеет значения, одинок человек или имеет семью и детей, богат он или беден. Кризису подвержены как мужчины, так и женщины», - отмечает исследователь. Только у американцев обнаружилась небольшая особенность у них женщины переживают кризис среднего возраста в 40 лет, а мужчины только в 50.
Ученые считают, что кризис среднего возраста надвигается медленно. «Все выглядит так, как будто глубоко в душе человека идет какой-то очень медленный процесс, приводящий к полному упадку настроения. Депрессия не развивается внезапно, за один год», - говорит Освальд.
Почему люди столь ранимы в этом возрасте, ученые могут только предполагать. Возможно, молодежь принимает свои сильные и слабые стороны не задумываясь, а люди среднего возраста, напротив, анализируют их, что негативно влиет на их самооценку. Другая версия: с возрастом люди начинают сравнивать себя с другими, перестают ощущать себя «особенными», что свойственно молодым. Например, они узнают о смерти школьного друга и начинают думать, сколько еще времени отведено им самим.
«Возможно, мы поможем страдающим от кризиса среднего возраста людям, просто объяснив им, что в их упадке настроения и общем душевном состоянии нет ничего ненормального», - заключает Освальд.
2.1. Методы исследования
Итак, приступая к исследованию, следует задуматься о критериях, предъявляемых к проведению научного исследования в психологии. Метод анкетирования, который мы избрали, соответствует требованиям нашего исследования и дает наиболее объективные результаты.
В тех случаях, когда необходимо выяснить субъективные причины и отношения к личным или дискуссионным вопросам, - и при этом необходимы обширные сведения, лучше всего подходит анкетирование. Анкета гарантирует анонимность и поэтому предполагает искренность.
В связи с этим мы использовали опросник «оценка качества жизни» З.Ф.Дудченко, так как, по нашему мнению, именно субъективная оценка качества жизни является показателем существования и преодоления кризисной ситуации. Пересматривая и оценивая «параметры» своей жизни, человек определяет степень удовлетворенности жизнью. Если он не доволен уровнем своей жизни, жалеет, что мго еще не сделал или не успел сделать у него наступает кризис.
Понимание «качества жизни» неоднозначно. Некоторые исследователи определяют его как способность индивидуума функционировать в обществе соответственно своему положению и получать удовлетворение от жизни. Другие под качеством жизни подразумевают оценку совокупности условий физического, умственного, социального благополучия индивида так, как это воспринимается отдельным человеком.

Содержание

Введение 3
Глава 1.
Теоретическое обоснование существования кризиса середины жизни как проблемы. 5
1.1. Кризисные моменты: периоды и ситуации 9
1.2. Особенности средних лет, задачи и направления 11
1.3. Гендерные и половые особенности кризиса среднего возраста 14
1.4. Конструктивное преодоление кризиса 22
Глава 2.
Практическое исследование кризиса среднего возраста 25
2.1. Методы исследования 26
2.2. Проведение исследования 29
Выводы 34
Заключение 36
Список литературы 37
Приложение 1 40
Приложение 2 46

Введение
"Молодой человек с блестящим будущим... за спиной" - Это остроумное определение придумано не сегодня. Ещё в позапрошлом веке О.Уайльд так определил нашу сегодняшнюю исследуемую проблему. Мidlife crisis представлял собой серьезную психологическую проблему для мужчин во все времена, и даже до возникновения собственно психологии.
Первые варианты деления человеческой жизни на возрастные этапы появились ещё в древности. И, например, по древнекитайской классификации, выделены периоды: молодости (от рождения до 20 лет), репродуктивный период (от 20 до 30 лет), период общественных обязанностей (от 30 до 40 лет), период познания собственных заблуждений (от 40 до 50 лет), период завершения творческой жизни (от 50 до 60 лет), и, наконец, долгожданный период «желанного возраста» длился до 70 лет. И только потом наступала старость, являющаяся по сегодняшним исследованиям, счастливой порой жизни.
Многие современные ученые создали свои, перекликающиеся друг с другом и с древностью теории развития человека: К. Юнг, Д. Флэвелл, Ж. Пиаже, З. Фрейд, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев одно только перечисление западных и отечественных специалистов в области возрастной психологии, выявляет актуальность проблемы на сегодняшний день. Одной из самых полных и признанной выделяется возрастная периодизация Эрика Эриксона. Он рассмотрел и подробно проанализировал человеческую жизнь от рождения до смерти, выявил задачи, решаемые на каждом возрастном этапе (9).
Не смотря на то, что историко-культурное влияне на жизнь человеческую меняет методы и способы воспитания, идеологию и социально-экономические ситуации развития, периодизация возрастов остаётся практически неизменной. Мы наблюдаем только сдвиги в сторону омоложения кризисных моментов.
Главной целью нашего исследования является выявление основных закономерностей протекания и преодоления кризиса середины жизни
Гипотеза исследования: мы имеем предположение, что люди, старше 30 лет, которые удовлетворены качеством своей жизни в целом, более подготовлены к кризисным моментам середины жизни, и имеют силы если не избежать вредного воздействия кризиса, то преодолеть его без особых потерь, с приобретением нового опыта и позитива.
Задачи исследования вытекают из главной цели:
- проанализировать западных и отечественных теоретиков на предмет общих закономерностей выявленных особенностей кризисных моментов;
- определить наличие и возрастные границы сегодняшнего кризиса середины жизни;
- наметить пути выхода и рекомендации преодоления кризиса.
Объект исследования возрастные процессы и особенности переходных этапов взрослого человека. Предмет исследования кризис середины жизни.
Остаётся заключить, что существующую проблему можно выразить в том, насколько репрезентативны, валидны и эффективны, а также жизнеспособны и доступны к применению на практике и популярны данные о возрастных особенностях человека.
Поскольку эриксоновская периодизация на сегодняшний день наиболее подробна, обширна и используема, то можно предположить его теорию соответствующей требованиям объективности, достоверности, истинности, проверяемости, инвариантности. Следовательно, мы станем опираться в своём исследовании на взгляды Э. Эриксона как на наиболее распространённые, опробованные и подтверждённые.

Глава 1.
Теоретическое обоснование существования кризиса середины жизни как проблемы.
В конце девятнадцатого века философы-экзистенциалисты высказали идею о том, что человек в течение всей своей жизни готовит себя к главному разочарованию, краху. Под крахом понималась идея неизбежности смерти, а жизнь трактовалась как возможность, данная свыше неразумному и эгоистичному человеку, приучить себя к тому, что смерть неизбежна, и тем самым попытаться постичь великий божественный промысел. Именно поэтому, продолжали пугать народ утонченные экзистенциалисты, человеческая жизнь представляет собой цепь все более тяжких разочарований, призванных наглядно продемонстрировать смертным, что они не властны над ходом времени.
Психологи видят глубинную причину кризиса среднего возраста именно в обостряющемся к середине жизни страхе смерти, что вполне естественно для каждого человека. Просто природа устроила так, что страх смерти для слабых людей является роковым обстоятельством, подавляющим их волю, а для сильных, наоборот - стимулом для того, чтобы жить еще полнее и успеть еще больше. Получается что-то вроде естественного отбора (11, 46 стр.)
Модные веяния конца девятнадцатого столетия проникали в Россию не только показами последних Парижских туалетов и традициями светских чаепитий, но и непонятными словечками и аристократическими болезнями. Как знак принадлежности к существам тонким и почти эфемерным, барышни бальзаковского возраста закатывали глаза к потолку и томно жаловались на мигрень новое тогда, модное веяние в медицинских учреждениях и светских салонах. Болезнь то была загадочная, имеющая множество сложных объяснений и ни одного научного, и случалась всегда весьма неожиданно, впрочем, проходя порой так же бесследно и необъяснимо.
Пролетевшее столетие сместило мировой центр тяжести на другой континент, и вот уже из Америки, через Атлантический океан, проникают в Европу и к нам, новые школы в экономике и изобразительном искусстве, новая культура потребления пищи на бегу и не глядя, новые медицинские течения. Теперь, когда усталость, раздражительность и дурное настроение, не солидно уже объяснить с помощью банальной мигрени. На смену этому провинциальному диагнозу пришло пугающее своей ёмкостью определение «кризис среднего возраста».
Отцом новой болезни принято считать канадского психоаналитика Еlliot Jaques, который в 1965 году в «Международном журнале Психоанализа» опубликовал статью под оптимистическим названием «Death and the mid-life crisis» (36, 502-514 стр.). Изучив множество личных биографий, автор пришёл к выводу, что в середине жизни, люди испытывают некий кризис обусловленный двумя основными факторами. Во-первых, к этому моменту индивидуумы начинают глубоко осознавать собственную природу, как смертных существ. Во-вторых, к этому моменту у людей меняются рамки восприятия действительности, в результате чего система прямого отсчёта «время с момента рождения» заменяется в сознании системой обратного отсчёта «время до смерти».
Данная концепция получила широкое распространение, несмотря на то, что её сторонникам приходилось сталкиваться с огромными концептуальными трудностями, обусловленными ёмкостью и размытостью данного определения.
Теория «кризиса середины жизни» нашла применение в ряде предложенных в конце прошлого столетия моделей «Жизненного развития взрослых» (Model of adult development) (4, 31 стр.). Все эти модели предполагали, что к середине жизни, у человека возрастает осознание собственной смертности, и он начинает оценивать время оставшееся до смерти. В ответ на это осознание, происходит переоценка собственной жизни, меняется отношение к работе, семье, качестве жизни и смыслу существования.
На волне популярности психоаналитики, тема «кризиса середины жизни», получила бурное развитие, и стала предметом тщательного изучения. Фарелл и Розенберг (1981); Хантер и Санделл (1989); Маккрай и Коста (1984) исследовали данный вопрос, и несмотря на расхождение в деталях, было выявлено несколько концептуальных составляющих присущих «кризису середины жизни» (31, 10-12 стр.). Среди них:
- беспокойство относительно будущего
- безрадостное проведение отдыха
- ощущение расшатывающегося здоровья
- негативная переоценка отношений с родителями и детьми
- негативная переоценка супружеских отношений
- негативная оценка карьерного пути и текущей работы
- духовные искания, поиск смысла жизни, обращение к религии или эзотерике
- увеличение стрессов от ухода за престарелыми родственниками.
Вышеперечисленные характеристики легли в основу статистических исследований, целью которых было выяснить: зависит ли интенсивность этих ощущений от возраста респондентов. В результате, Левинсон (1978) доказал, что 80% опрошенных испытывали ощущения характеризующие кризис среднего возраста (5). Несмотря, на то, что существуют и обратные данные Маккрай и Коста (1984), всё же последние найденные мной научные исследования (Шек, Даниэ Т.Л., 1996) подтверждают повышение интенсивности ключевых переживаний именно в средние годы (20, 25-26 стр.).
Последние исследования американских учёных Клкменса и Джонатана (2005), подтвердили, что наименьший уровень счастья люди испытывают именно с сорока до пятидесяти лет ( U-shape happiness model), хотя в данной работе весьма критично оцениваются причины данного явления (36).
Таким образом, эмпирически обнаруженный и теоретически обоснованный симптом кризиса, вырвался в мир развитого капитализма поголовными стрессами, общими поисками смысла, процветанием различных психологических служб направлявших свои усилия на возврат процесса в рамки нормы.
Все исследователи сходятся на том, что пик кризиса приходится на середину сорокалетнего периода. Многие расширяют этот диапазон от 35 до 50 лет. Существует мнение, что это не разовый кризис, а серия возрастных трансформаций, которые именуются фазой перерождения, фазой освобождения и фазой подведения итогов и происходят соответственно в периоды 40-65 лет , 55-75 лет и 65-85 лет (31).
Изучением развития личности вплотную занимаются исследователи проблем «Жизненного развития взрослых» и на более поздних этапах «Гедералогии».
Нас же интересуют первые возрастные трансформации, которые и ассоциируются с понятием «кризиса середины жизни» и в соответствии с классическими канонами начинаются немного за сорок. Так было в Америке середины семидесятых, когда выросло поколение «baby boomers» (8, 10-12 стр.). Однако есть свидетельства того, что «кризис середины жизни» изменил свой возраст. И конечно исходя из факт роста продолжительности жизни, стоило бы предположить, что и кризис тоже постареет. Однако, случилось как раз обратное, представители нового поколения, называемого в Америке X-Generation, проявляют присущие возрастному кризису симптомы в более раннем возрасте (25).
Американские исследователи объясняют это увеличением темпа жизни и экономическим бумом.
Данные объяснения основываются на предположении, что повышение темпа жизни, создаёт условия для пресыщения новыми ощущениями и информацией. Их избыток вызывает ощущение, что уже всё изведано, и соответственно скуку и ощущение пустоты в будущем. Вторым, заметным фактором «омоложения» кризиса стал экономический бум, основанный прежде всего на высокотехнологической отрасли. Тысячи юношей, едва покинув стены учебных заведений делали свои состояния благодаря новым информационным технологиям. Достигнув к тридцати годам полной экономической свободы, они ощутили разочарование, несоответствие ожидаемого эффекта от заработанных капиталов и реального «маржинального удовлетворения» предоставляемого богатством.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Уч.пособие для студентов вузов. Изд.центр «Академия», 1997.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
3. Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред. Гуревич К. М. М.: Мир, 1982. Т. 1, 2.
4. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М.: Наука, 1998.
5. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды. Изд. 3-е / Под. ред. Д. И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 2001.
6. Братусь Б. С. Аномалии личности. М, 1988.
7. Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии. К.: Вища школа, 1979.
8. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999.
9. Бурменская Г. В. Психология личности: современные тенденции и зарождающиеся направления. // Вопросы психологии, 1991. № 1. c. 10-20.
10. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
11. Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. / Под ред Н. П. Дубинина, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцева. М., 1989.
12. Герриг Р., Зимбардо В. Психология и жизнь. 16-е изд. СПб: Питер, 2004.
13. Гильяшева И. Н. Вопросники как метод исследования личности. // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л.: Медицина, 1983. с. 16-27.
14. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник. Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
15. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2 т. М., 1986.
16. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1986.
17. Иванченко В. Н., Асмолов А. Г., Еникопов С. Н. Установки личности и противоправное поведение. // Вопросы психологии, 1992. - № 2. с. 4-5.
18. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия. СПб.: Питер, 2002.
19. Крайг Дэвис. Психология развития. СПб.: Питер, 2002.
20. Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002.
21. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
22. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 3-е. М., 1972.
23. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.
24. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
25. Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001.
26. Практикум по возрастной психологии: Учеб. по¬собие для студ. вузов. 2-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
27. Практикум по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. А. И. Щербакова. М.: Просвещение, 1987.
28. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособие. / В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахтиенко, Л. К. Серова. М.: Просвещение, 1990.
29. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000.
30. Психология. Учебник./Под ред.А.А. Крылова. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998.
32. Словарь психолога-практика/Сост. С.Ю. Головин.-2-е изд.- Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.
33. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. Изд-во Моск. Ун-та, 1981.
34. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. 3-е межд.изд. СПб: Питер, 2003.
35. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Издательство Института психотерапии, 2005
36. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.1990.
37. Якобсон П. М. Психология чувств мотивации. / Под ред. Е. М. Борисовой. М.: Воронеж, 1998

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Проблема нравственного воспитания детей с нарушенным интеллектом Курсовая 2010 29 1500
Проблемы само актуализации и самореализации в истории психологи Курсовая 2010 27 1500
\"Концепция Д.Б. Эльконина:раннее детство\" Курсовая 2009 46 1500
Изучение кратковременной памяти Курсовая 2009 31 1500
Профессиональное выгорание менеджеров Курсовая 2008 60 1500
. Проблема кризиса середины жизни в современном обществе. Курсовая 2008 50 1500
Факторы, влияющие на эффективность запоминания Курсовая 2008 40 1500
личностные особенности музыкально одаренных подростков Курсовая 2008 32 1000
Психологические особенности руководителя Курсовая 2008 38 1500
Память как высшая психологическая функция Курсовая 2010 25 1500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.