Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Педагогика - Современное средство сохранности библиотечного фонда

Современное средство сохранности библиотечного фонда Педагогика. Дипломная

  • Тема: Современное средство сохранности библиотечного фонда
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Дипломная
  • Предмет: Педагогика
  • Страниц: 67
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: СПБГУКи И
  • Цена(руб.): 4000 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

7. Кадровое обеспечение процессов сохранения фондов.
Общую координацию Программы осуществляет Министерство культуры Российской Федерации и Российская библиотечная ассоциация. Межведомственное взаимодействие обеспечивает Межведомственный экспертный совет по проблемам сохранения библиотечных фондов при Министерстве культуры Российской Федерации .
Реализация Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации во многом определяется эффективностью кадровой политикой в отрасли. В сложившейся ситуации компенсаторную функцию по формированию кадров по сохранению библиотечных фондов были вынуждены взять на себя созданные с начала 30-х годов службы гигиены и реставрации фондов в крупнейших библиотеках страны (БАН, ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (ныне РНБ), Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина (ныне РГБ) и др.) Они готовили по мере необходимости специалистов по реставрации своих фондов и одновременно осваивали и разрабатывали методы консервации документов в тесном сотрудничестве с лабораториями и службами реставрации архивов и музеев, а также на основе обмена опытом с зарубежными специалистами. К настоящему времени при крупных библиотеках, в том числе региональных (РГБ, РНБ, ВГБИЛ, БРАН, ГПИБ, Научной библиотеки РГГУ, ГПНТБ России, ГПНТБ Сибирского отделения РАН, Донской государственной публичной библиотеки и др.) сложились достаточно дееспособные коллективы, решающие проблемы консервации документов. По мере необходимости они реализуют собственные учебные проекты, организуют международные и внутрироссийские конференции, семинары, обучающие семинары и мастер-классы .
Появились и профильные образовательные структуры, например, Школа реставрации книг и рукописей Раритет, готовящая специалистов среднего звена для проведения массовой реставрации фондов.
Несмотря на это основной контингент библиотекарей и реставраторов в библиотеках страны не владеет необходимыми знаниями в области сохранения фондов. Наличие таких знаний у выпускниов библиотечных факультетов не предусмотрено ныне действующими государственными образовательными стандартами 05.27.00 Библиотековедения и библиография и 05.17 Библиотечное дело.
Необходимо сформировать следующие уровни системы кадрового обеспечения сохранения библиотечных фондов и их учебную специализацию.
В качестве базовых организаций выступают МГУКИ, Библиотечный техникум при Комитете по культуре Москвы, региональные ВУЗы культуры и искусства, РНБ, РГБ, Школа реставрации книг и рукописей Раритет.
Общую координацию Программы осуществляет Министерство культуры Российской Федерации и Российская библиотечная ассоциация. Межведомственное взаимодействие обеспечивает Межведомственный экспертный совет по проблемам сохранения библиотечных фондов при Министерстве культуры Российской Федерации.
В конце октября 2003 г. в Совете Федерации Федерального собрания РФ состоялись парламентские слушания, посвященные важнейшей теме: «Сохранение культурно-исторической памяти нации. Библиотеки и архивы России», Редакция журнала знакомит читателей с прозвучавшим на слушаниях докладом, представленным Отделом библиотек Министерства культуры Российской Федерации .
Как уже отмечалось выше, государственная политика в области сохранения библиотечных фондов страны начала последовательно и целенаправленно разрабатываться под руководством и при непосредственном участии Министерства культуры РФ с 1994 г. Основой этой политики является Национальная программа сохранения библиотечных фондов Российской Федерации.
Пройдя апробацию и утверждение на Всероссийском совещании директоров федеральных и региональных библиотек, Межведомственном экспертном совете по проблемам сохранения библиотечных фондов и коллегии Министерства культуры РФ, Национальная программа, как составная часть Федеральной целевой программы (ФЦП) «Культура России (20012005 гг.)», была утверждена приказом министра культуры в сентябре 2000 г.
Два общепризнанных достоинства этой Программы комплексность и реалистичность. Опираясь на реалии сегодняшнего дня, она является стратегическим планом действий именно в данных условиях, в данной стране, в данной ситуации .
Одновременно с Национальной программой разрабаывались и механизмы ее реализации. Была создана работоспособная управленческая инфраструктура. Общую координацию осуществляет Министерство культуры Российской Федерации. Межведомственное взаимодействие в рамках Программы обеспечивают Российская библиотечная ассоциация и Межведомственный экспертный совет по проблемам сохранения библиотечных фондов, созданный при МК РФ.
Федеральные библиотеки и учреждения системы Минкультуры России в качестве научно-методических и координационных центров организуют реализацию Программы по всем семи направлениям и создают ее правовую и научно-методическую базу.
Федеральный уровень реализации был сформирован и успешно функционировал уже на этапе разработки Программы: возникла система научно-методических координационных центров федерального значения, которые ведут каждое из семи направлений:
Федеральный центр консервации библиотечных фондов при Российской национальной библиотеке (ФЦКБФ РНБ) (подпрограмма «Консервация библиотечных фондов»);
Российская государственная библиотека (РГБ) (подпрограммы «Книжные памятники Российской Федерации» и «Учет библиотечных фондов»);
Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино (ВГБИЛ) (подпрограмма «Создание страхового фонда документов библиотек и сохранение информации»);
Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ) (подпрограмма «Сохранение библиотечных фондов в процессе их использования»);
Центр безопасности культурных ценностей дирекции Музейного фонда Российской Федерации (ЦБКЦ) (подпрограмма «Безопасность библиотек и библиотечных фондов»);
Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) (подпрограмма «Кадровое обеспечение сферы сохранения библиотечных фондов»).
До библиотек иных ведомств и уровней (региональных и муниципальных, в том числе сельских) программа должна доводиться через систему межрегиональных и межведомственных центров сохранения библиотечных фондов. Создание такой системы важнейший этап ее реализации, необходимый для того, чтобы постепенно распространить государственную политику в области сохранения фондов на всю библиотечную сеть страны. А сеть эта очень большая (около 130 тыс. библиотек) и сложная (предельно децентрализованная и в плане управления, и в плане финансирования).
Общими усилиями Минкультуры России, Российской библиотечной ассоциации, ведущих библиотек страны к проблемам сохранности было привлечено внимание всего профессионального сообщества, властных структур, благотворительных фондов.

Содержание

Содержание





Список сокращений 3
Введение 4
Глава 1. Сохранность фонда: основные понятия 7
1.1 Исторический аспект 7
1.2 Термины и определения 9
1.3 Режимы хранения фондов 12
1.4 Факторы, влияющие на состояние документов 16
1.5 Стабилизация документов 16
1.6 Реставрация документов 19
1.7 Национальная программа сохранения библиотечных фондов 20
Глава 2. Современное средство сохранности фондов 28
2.1 Новейшие методы сохранности документов 28
2.2 Консервация 33
2.3 Фазовая консервация 37
2.4 Опыт научной библиотеки РАН по обеспечению сохранности фондов: 45
- по материалам печати и практического исследования. 45
Заключение 56
Приложения 63


Список сокращений
ЦБ Центральная библиотека
ЦБС Центральная библиотечная система
БФ Библиотечный фонд
РГБ Российская государственная библиотека
РНБ Российская национальная библиотека
ВГБИЛ - Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы
ГПИБ - Государственная публичная историческая библиотека
АПРИКТ - Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма
БАН Библиотека Академии наук
ГПБ государственная
РАН Российская академия наук
РГГУ Российский государственный гуманитарный университет
ГПНТБ - Государственная публичная научно-техническая библиотека
СПТУ - Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
МГУКИ - Московский государственный университет культуры и искусств
ФЦП Федеральная целевая программа
ФЦКБФ РНБ - Федеральный центр консервации библиотечных фондов при Российской национальной библиотеке
ЦБКЦ - Центр безопасности культурных ценностей

Введение


Сохранение национального книжного наследия осознается сегодня, как одна из основных проблем стоящих перед мировым сообществом. На рубеже XXI века эта проблема резко обострилась в связи с возросшей нагрузкой на окружающую среду и информационным бумом, что приводит к угрожающему ухудшению библиотечных собраний. В настоящее время в библиотеках России сформированы книжные фонды, предоставляющие национальное культурное достояние. По численности и составу их можно отнести к одному из замечательных феноменов российской культуры.
Фонды библиотек составляют часть общенационального культурного наследия России, являются ценнейшим историческим источником и информационным ресурсом страны, включают большое количество памятников мирового значения и, помимо научной, культурно-исторической и информационной, имеют огромную материальную ценность.
В настоящее время сохранность библиотечных фондов России вызывает большую тревогу. В Российской национальной библиотеке около 25% документов требуют срочных консервационных мер, в Российской государственной библиотеке - около 30%.
Сохранение национального книжного наследия осознается сегодня, как одна из основных проблем стоящих перед мировым сообществом. На рубеже XXI века эта проблема резко обострилась в связи с возросшей нагрузкой на окружающую среду и информационным бумом, что приводит к угрожающему ухудшению библиотечных собраний. В настоящее время в библиотеках России сформированы книжные фонды, предоставляющие национальное культурное достояние. По численности и составу их можно отнести к одному их замечательных феноменов российской культуры.
Долгое время проблема сохранности трактовалась несколько однобоко, с уклоном в сторону реставрации документов. Кроме того, в силу определенных причин, использование зарубежного опыта было ограничено. В настоящее время ситуация изменилась, и потенциально наши библиотеки могут использовать все современные методы обеспечения сохранности фондов.
Сохранность библиотечного фонда является важнейшей задачей, выполнение которой возможно только на основе системного научного подхода, который мы постараемся рассмотреть в данной работе.
Целью данного исследования является изучение содержания, основных направлений, методологии и методики сохранности документного фонда научных библиотек, выявление основных проблем и попытка разработать рекомендации по улучшению работы в этом направлении. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить и проанализировать литературу и библиотечную документацию;
-провести исследование по сохранности фондов в научных библиотеках;
-выявить основны проблемы и наметить пути их решения;

Объектом исследования является библиотечный фонд. Предметом исследования является сохранность библиотечного фонда в научных библиотеках.
Источниковедческую базу настоящей работы составляют труды известных специалистов в данной области, таких как Ю.Н. Столяров, Ю.П. Нюкша, С.А. Добрусина, В.П. Леонов и т.д.
При написании дипломной работы были использованы следующие методы:
-анализ библиотечной документации; -социологические методы (интервьюирование);
Базой дипломного исследования является Библиотека Академии наук.
Вышеназванные цели, задачи предопределили и структуру дипломной работы, которая состоит из 2-х глав:
-в 1-й главе рассматриваются теоретические вопросы по сохранности фондов в нашей стране, исторический аспект, термины, определения, факторы и методы сохранности документов;
-2-я глава содержит результаты практического исследования: дается анализ профессиональной литературы о современном состоянии фондов научных библиотек.
Работу дополняют 4 приложения.


Глава 1. Сохранность фонда: основные понятия
1.1 Исторический аспект

Очевидно, что проблема сохранности фондов возникла одновременно с возникновением первых библиотек. Первые сведения о появлении книг на Руси относятся примерно к 9-10 векам. Создатель славянской азбуки и христианский миссионер Кирилл (Константин) столкнулся в Корсуне (Херсонесе) с книгами: евангелие и псалтырь, написанными \"роусьными письмены\". Все рукописные книги, а их называли еще \"источниками мудрости\", \"реками, наполняющими вселенную\", \"утешением в печали\", ценились очень высоко. Сама культура была доступна немногим, книги стоили дорого, так как делались из очень дорогого материала - пергамента. Вопрос о времени появления библиотек на Руси нельзя считать решенным основательно. Предполагается, что в Киеве библиотеки существовали еще в 10 веке. Библиотеку могла иметь основанная в 988 году школа обучения детей, в которой требовалось наличие требуемого числа книг. Они могли быть открыты и при строительстве соборов. Так, на Подоле, еще до принятия христианства, уже существовала Ильинская церковь. В 996 году было закончено сооружение величественной Десятинной церкви. В некоторых источниках говорится, что Владимир украсил эту церковь не только иконами, крестами и церковными сосудами, но и книгами, привезенными из Корсуни.
Отметим, что пергамент долговечнее бумаги, количество читателей в библиотеке 10 века несопоставимо с современным, а по обычаям тех времен за порчу книги можно было и жизни лишиться. Иначе говоря, социальный фактор был не совсем таким, как ныне. Однако он был. В 1169 году, например, Мстислав, сын Андрея Боголюбского, взял Киев, три дня грабил собор и вывез все книги. В 1203 году Софию грабили половцы в союзе с русскими князьями, и опять пострадал книжный фонд библиотеки. Случались и пожары -подавляющее число зданий были, естественно, деревянными.
По мере централизации и укрепления государственности монастырские библиотеки теряют свои позиции, усиливается роль личных библиотек. Богатыми книжными коллекциями владели представители придворной знати, духовенство. В библиотеке патриарха Никона насчитывалось, например, более тысячи книг.
Уникальной была, по некоторым данным, библиотека московских царей: Ивана III, Василия III, Ивана Грозного, исчезнувшая, предположительно, в Смутное время. Возможно, она включала и книжное собрание византийских императоров, вывезенное в Москву после завоевывания Константинополя турками .
Данных об организации хранения фондов в библиотеках допетровского времени практически нет, что же касается библиотек 18 века, то здесь решающую роль сыграло решение Петра I об организации Библиотеки Академии Наук. По богатству книжных фондов Библиотека Академии Наук могла поспорить с крупнейшими зарубежными библиотеками. Здесь хочется отметить и то, что, создавая в России первую государственную публичную библиотеку общественного пользования, Пётр Первый сумел опередить своих учителей из самых просвещённых стран Европы. Библиотека имела систематизированный фонд и каталожную систему, что немаловажно для обеспечения сохранности. Позднее, в 19 веке, большое развитие получили университетские библиотеки.
Появились различные системы каталогизации Рейса, Лобачевского. Распространение грамотности способствовало увеличению количества библиотек. Революционные потрясения не прошли бесследно для библиотечного дела. Как и в целом в обществе, в библиотечном деле произошла революция - частные фонды передавались в государственные библиотеки, часть библиотек была утрачена, резкое ухудшение криминогенной ситуации тоже не способствовало сохранности фондов. Добавим сюда еще и идеологическую составляющую книги стали делить на «идеологически верные» и остальные, причем последние нередко уничтожались. Тем не менее, именно во времена СССР отечественное библиотечное дело обрело очертания науки. В связи с этим возобладал научный подход к организации библиотечного дела, в том числе и в сфере сохранности фондов.

1.2 Термины и определения

Основными понятиями сохранности являются хранение, сохранность, сохранение, охрана фонда, безопасность. Эти понятия взаимосвязаны, но в то же время, отличны друг от друга. Все они связаны с понятием \"документный фонд\", но каждое несет собственную нагрузку.
Общим определением хранения является процесс, соглашение, согласно которому хранитель обязуется сохранить переданный владельцем товар и затем, по истечении указанного в договоре хранения срока, возвратить его. В библиотечном деле хранение представляет собой процесс, обеспечивающий оптимальное размещение и длительную сохранность библиотечного фонда.
Для того, чтобы разместить фонд правильно, надо грамотно спланировать библиотечное здание, т.е. правильно соотнести между собой помещения, предназначенные для комплектования, обработки, хранения документов и пользования ими. Таким образом, понятие \"хранение\" выходит за рамки содержания отделов фондохранения каждой библиотеки .
Исходной предпосылкой хранения является постановка их полного, достоверного и оперативного учета.
Общее понятие «сохранность» предполагает поддержание неизменности количества и качества объектов в самых различных условиях. Такое понимание заставляет создавать специальные процедуры и технологии, основанные на глубоком анализе решаемых задач.
Жизненно важным элементом этих технологий является контроль соблюдения сохранности.
Говоря о «сохранности» в отношении библиотечных фондов, сохранность предполагает физическое наличие документа в фонде или на руках у пользователя, целость всех его составных частей, их неизменность, отсуттвие повреждений. \"Сохранность\", таким образом, более узкое понятие, чем \"хранение\". Она не включает в себя технологию размещения фондов и ряд других моментов. Кроме того, она, в отличие от хранения и сохранения, представляет собой не процесс, а состояние фонда, являющееся результатом его хранения, учета ряда факторов социального и технологического свойства. В частности, сохранность обеспечивается охраной фонда от порчи и хищений .
Под сохранностью понимается обеспечение целостности и нормального физического состояния документов, хранящихся в фонде. Обеспечение сохранности фондов - единый и непрерывный процесс, начинающийся с момента поступления документа в фонд и продолжающийся постоянно на протяжении всего периода хранения и использования. Наряду с термином «сохранность» употребляется и такое определение, как «безопасность фонда».
Сохранение часть процесса хранения, обеспечение условий целостности и стабильного состояния материальной основы документов, из которых состоит библиотечный фонд. Сохранение обеспечивается созданием оптимальных физико-химических условий хранения, мерами защиты фонда от неблагоприятных воздействий внешней среды, от огня, воды, биоорганизмов, от преступных посягательств людей .
Главный способ сохранения фондов их консервация, которая включает в себя превентивную и текущую стабилизацию, т.е. предохранение документа специальной обработкой, замедляющей его старение и предотвращающей многие виды повреждений. Стабилизация слишком своеобразный раздел сохранения фондов, чтобы раскрывать его в пособии, предназначенном для библиотекарей, не имеющих специальной подготовки.
Охрана фонда совокупность правовых, организационных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности библиотечного фонда .
Охрана осуществляется на всех этапах движения фонда, начиная с момента поступления в библиотеку необработанных документов и кончая пользованием их абонентами библиотеки и утилизацией.
Термин \"безопасность\" следует понимать как систему мер по защите от опасностей, как возможность управления опасностями, умение предупреждать и предотвращать опасные ситуации. «Безопасность» определяется ка защищенность (состояние защищенности) от внутренних и внешних угроз. Далее, обычно, следуют рассуждения о видах безопасности, которых насчитывается уже не один десяток. Выделены такие виды безопасности как юридическая и даже историческая, наряду с традиционными военной, биологической, геокосмической, демографической, информационной, промышленной, пожарной, психологической, радиационной, сейсмической, социальной, технологической, химической, экологической, экономической и т. д. и т.п. Затем наступает очередь угроз, и следует такой же список.
Безопасность фонда подразумевает его защищённость от конкретного материального и социального объекта. Широко распространён также термин «защита фонда»: экономическая, экологическая, юридическая, электронная и т. д .

Литература

1. «Болезни» книг и болезни человека// Библ. дело. - 2003. -
№8. - С.29-30
2. 2000.
3. Абрамов К.И. История библиотечного дела в России: Учебно-метод. пособ, для студ. и преподават. библ. факультетов вузов культуры и библиотекарей практикантов / К.И. Абрамов. - М.: Либерия,
4. Безопасность библиотек и библиотечных фондов: Практ.
пособие / Сост. Н.И Лихоманов; М-во культуры Рос. Федерации, центр
по безопасности культур, ценностей. - М.: Б.и., 2001.
5. Беляева, И.М. Фазовая консервация: Основные принципы и
технологии (Опыт библиотеки РАН) / И.М. Беляева, Е.П. Старова //
Редкая книга: изучение, сохранность, реставрация: Сб. науч. тр. - СПб,
2000.
6. Ванеев А.Н., Минкина В.А. и др. Справочник библиотекаря. СПб.: Профессия, 2005.
7. Ванская Г.П. Библиотечно-библиографическая классификация. М.: Либерия, 2002.
8. Васильева, Н.А. Основные факторы сохранности
библиотечного фонда / Н.А. Васильева // Совр. б-ки в инновационном
образовательном процессе: Материалы Всерос. науч.-практич. конф.
16-17 окт. 2003г.-Тюмень, 2004. С.80-83
9. Воронько К.Л.Организация библиотечных фондов и каталогов. М.: АСТ, 2003.
10. Государственная политика в области сохранения библиотечных фондов. Всерос. совещ. Федер. и центр. бк. субъектов РФ, 10-14 апреля, 2000. Материалы совещания//Сост. С.А.Добрусина и др. СПб.: Изд-во РЫБ, 2000.
11. Гудович, И. В. Передать потомкам / И. В. Гудович/, Библиотека. - 2004. - №8. - С.46-48.
12. Дворяшина, З.П. К вопросу о биоповреждениях
библитечных фондов / З.П. Дворяшина// Проблемы сохранности
фондов научных библиотек; Сб. науч. тр. / БАН СССР. - П., 1988. -
С.96-102.
13. Добрусина, С.А. Стратегия сохранности фондов библиотеках России: приоритеты и их реализация / С.А, Добрусин. Науч. и техн. б-ки. - 1999. - №3. - С.56-60
14. Добрусина, С.А. Научные основы консервации документов /
С.А. Добрусина, Е.С. Чернина. - СПб.: Изд-во РНБ, 1993.
15. Добрусина, С.А. Национальная программа - сохранность кн.
памятников/С.А. Добрусина//Библ. дело.-2004. - №12. -С.26-28.
16. Захаров, В. П. Создание системы информационно обеспечения проблем консервации и реставрации библиотечных фондов / В.П. Захаров// Науч. и техн. б-ки. - 1996. - №1.
17. Захаров, В. П. Создание системы информационно
обеспечения проблем консервации и реставрации библиотечнь
фондов / В.П. Захаров// Науч. и техн. б-ки. - 1996. - №1.
18. К вопросу о состоянии сохранности фондов вузовских библиотек Томска/О.В. Манернова// Науч. и техн. б-ки.-2001.-№4.
19. Кисловская, Г.А. «Сохранность и консервация» - основная программа федерации. Ситуация в России / Г. А. Кисловская/, Библиотека. - 1995. - №7. - С. 12-13.
20. Кисловская, Г.А. Отбор изданий для программ сохранности ГА. Кисловская // Науч. и техн. б-ки. - 1999. - №3. - С.61-68
21. Клюев В.К., Тартаковская Г.И. Комплексная система экономической защиты библиотечного фонда. М.: Владос, 2003. С.72
22. Консервация и реставрация книг: Метод, рекомендации /
Сост. В.И. Стеблевский, Н.К. Николаева; Всесоюз. гос. б-ка иностр. лит.
-М.: ВГБИЛ, 1987.
23. Консервация документов. Проблема и ее решение в отделе
консервации и реставрации фондов ГПБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина /
Сост.: Ю.П. Нкжша. д-р биол. наук; Гос. б-ка СССР, НИО
Информкультура - М.: Гос. б-ка СССР им. В.И. Ленина, 1985. - 8с. -
(Культура и искусство в СССР. Серия: Библиотечное дело и
библиография. Экспресс-информация. - 1985, Вып.1
24. Кузнецова Т.Я. Кадровое обеспечение Национальной программы сохранения библиотечных фондов. М.: Изд-во Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, 2003.
25. Кузьмин Е.И., Щербачева Н.А. Первые итоги реализации национальной программы// Библиотека. 2003. №11.
26. Куликова, Н.А. Практика реставрации в Российской Национальной библиотеке: Выставка работ/ Н.А. Куликова// Теория практика сохранения памятников культуры. - СПб., 1998, - Вып. 19. С. 145-148.
27. Лапичкова В.П. Библиотечные фонды. Практика перехода от накопления фонда к реализации стратегии управления им// Справочник руководителя учреждения культуры, 2006. № 4.
28. Лебедева, И.В. Региональный центр консервации и
межведомственное взаимодействие («Крым - 2000») / И.В. Лебедева,
Л.П. Веселова // Науч. и техн. б-ки. - 2002. - №4. - С.23-29.
29. Леонов, В. П. БАН как послание настоящему и будущему
России/В.П. Леонов//Библиотека. -2003. - №6.
30. Леонов, В.П. Учит ли история тому, что она ничему не учит?
Сохранение знаний в библиотеках: Опыт БАН / В. П. Леонов // Библ.
дело. - 2003. - №2.
31. Лихоманов А.В. Как обеспечить безопасность библиотеки: Руководство для работников библиотек /Под общей ред. Л.И.Душкиной. М.: ЦБКЦ Минкультуры РФ, 2002.
32. Лихоманов, А.В. Как обеспечить безопасность библиотеки:
Рук. для работников б-к/ А.В. Лихоманов; Под общ. ред. Л,И. Душкиной;
М-во культуры Рос. Федерации, Центр Музейн. Фонда Рос. Федерации,
Рос. Нац. б-ка. - М.: Центр безопасности культ, ценностей, 2002.
33. Лохвицкая С.Л. Формирование библиотечных фондов. М.: Юнити, 2004.
34. Национальная библиотека в современном социокультурном процессе: Тезисы и сообщения /РГБ. Вып.1. М.: Пашков дом, 2002.
35. Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии.- М.: Профессия, 2006.
36. Приказ Министерства Культуры РФ № 540 от 13.09.2000
37. Проект Национальной программы сохранения библиотечных фондов/под общ. Редакцией Кузьмина Е.И. от 26 июля 2000г.
38. Спаси и сохрани книгу. М.: Либерия, 2006.
39. Справочник библиотекаря: 2-е изд., перераб. и доп.-СПб.:Профессия,2001.
40. Столяров В.Н. Библиотека в экстремальной ситуации. М.: Профессия, 2004.
41. Столяров Ю.Н. Библиотечный фонд. М.: Книжная палата, 1991.
42. Столяров Ю.Н. Документный ресурс: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Либерея, 2001.
43. Столяров Ю.Н. Как сохранить библиотечный фонд. М.: МГУКИ, 2001.
44. Столяров Ю.Н. Как сохранить библиотечный фонд: Секреты старого книгохранителя: Учебно-методическое пособие.- 2-е изд.,дораб. и доп.- М.: ИПО Профиздат, 2002.
45. Терешин В.И. Библиотечный фонд: Учеб. пособие. - М.:МГИК,1997
46. Технические спецификации системы охраны компании ЗМ.
47. Шапошников А.Е. Воровство в библиотеках как этическая проблема//Мир библиотек сегодня: Научно-информационный сборник. М., 2004. - №3.
48. Эйдемиллер И.В. Стратегия формирования фондов публичных библиотек. М.: Владос, 2005.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Особенности развития лексической стороны речи старших дошкольников с О.Н.Р (общее недоразвитие речи) вне занятий Дипломная 2008 64 4000
стимулирование развития основ социально важных качеств младших школьников во внеурочное время (Социальная педагогика) Дипломная 2008 76 4000
Элементы игры в изобразительной деятельности с детьми в подростковом клубе. Дипломная 2008 79 4000
Использование элеметов устного народного творчества в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста (дети с общим недоразвитием речи (ОНР) 3-4 Дипломная 2008 125 4000
Обучение ребенка 5-го года жизни способам изображения животных на индивидуальных занятиях. Дипломная 2008 84 3000
Преемственность в обучении решению задач на движение в начальной и основной школе. Дипломная 2008 85 3000
Наглядность как средство повышения качества знаний учащихся по биологии Дипломная 2008 65 4000
Изучение геометрического материала в детском саду на основе организации деятельности детей с материальными объектами. Дипломная 2008 81 3000
Сотрудничество педагога и родителей по созданию условий для успешной адаптаций детей раннего возроста к ДОУ. Дипломная 2008 59 3000
Жанр сочинения на уроках развития речи в 5 классе Дипломная 2008 75 3000
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.