Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Психология - Основные социально-психологические идеи гештальт - психологии.

Основные социально-психологические идеи гештальт - психологии. Психология. Курсовая

  • Тема: Основные социально-психологические идеи гештальт - психологии.
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 20
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: РГСУ
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

1.3. Значение гештальтпихологии

В чем же причина, что гештальтизм перестал соответствовать новым научным запросам? Скорее всего, основная причина в том, что психические и физические явления в гештальтпсихологии рассматривались по принципу параллельности, вне причинной связи. Гештальтизм претендовал на общую теорию психологии, но на самом деле его достижения касались исследования одной из сторон психического, на которую указывала категория образа. При объяснении же явлений, которые не могли быть представлены в категории образа, возникали огромные трудности.
Гештальтпсихология не должна была разъединять образ и действие, образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Методология, основанная на феноменологической концепции сознания, стала препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.
Гештальтисты поставили под сомнение принцип ассоциации в психологии, но их ошибка была в том, что они разорвали анализ и синтез, т.е. оторвали простое от сложного. Некоторые гештальтпсихологи даже отрицали вообще ощущение как явление.
Но гештальтпсихология привлекла внимание к вопросам восприятия, памяти и продуктивному, творческому мышлению, изучение которого и является основной задачей психологии.
«А благополучно забытый нами достаточно подросший малыш? Что произошло с ним, пока мы пытались разобраться в таких сложных хитросплетениях гештальтпсихологии? Вначале он научился различать образы и выражать свои чувства, получать ощущения приятные и неприятные. Он рос и развивался, теперь уже в русле гештальтпсихологии» .
Он быстрее и лучше запоминал образы не в результате ассоциаций, а в результате своих пока еще маленьких мыслительных способностей, "озарений", т.е. инсайт. Но пока ему было еще далеко до совершенства, много времени пройдет прежде, чем он научится творческому мышлению. На все нужно время и осознанная необходимость.

ІІ. 1. Гештальт-подход в терапии.

В гештальт-терапии подразумевается, что человек представляет собой целостное (холистическое) существо, состоящее из трех основных составляющих: тело, как биологический организм со всеми, присущими ему потребностями; психика, как орган приспособления и получения определенной сихоинтеллектуальной «пищи» из окружающей человека среды для его развития; интеллект, как орган усвоения и развития информации, этих необходимых для эволюционного роста человека.
Я пишу об этом так, как это понимаю я. Вопрос о том, для чего человек развивается, я пока откладываю, поскольку у меня есть собственные представления об этом, вполне сотрудничающие со многими направлениями религиозных, эзотерических и психофилософских учений. Исходя из того, что человек един как тело-душа-ум, что он нуждается в развитии, поскольку это заложено в его природе, а так же нуждается в среде, из которой он берет пищу для этого своего развития, каждый его импульс рассматривается как импульс человека как целого. Направлен этот импульс на получение пищи для развития и должен быть удовлетворен, то есть актуализирован. Иначе человек не развивается и может погибнуть.
Однако, условия воспитания и социальная среда вокруг индивидуума сложены таким образом, что не могут позволить человеку изначально (то есть с самого рождения) актуализировать все свои импульсы, прежде всего потому, что его импульсы сталкиваются с импульсами других людей. Причем, в первой части своей жизни, когда у ребенка закладываются модели взаимодействия с миром, существует множество взрослых людей, которые эти импульсы попросту подавляют, поскольку для них, для взрослых, это является личной необходимостью в контексте их восприятия мира. Что тоже достойно уважения само по себе.
Таким образом, человек, побуждаемый к развитию самой своей природой, сталкивается с невозможностью развиваться так, как это ему необходимо. В связи с этим, он вынужден искать способы своей актуализации в обход социальным требованиям, или под давлением социальных требований вынужден отказываться от самоактуализации, или направлять свои импульсы против себя, или против социума, вытесняя их из сферы своего внимания и не отправляя их в среду, которая его окружает. Таким образом, у индивидуума развиваются различные нарушения взаимодействия с миром, которые присутствуют у всех жителей Земли в той или иной степени прогрессии. Эти нарушения проявляются в виде стойких моделей поведения, систем ценностей, в мышлении, в состоянии здоровья., что является показателем теснй взаимосвязанности здоровья, мышления и поведения.
Многие из них мы воспринимаем как социальную норму. Тем не менее, своей негибкостью и стойкостью эти модели определяют крайне малую возможность самоактуализации, самореализации, и приводят к дискомфортному существованию индивидуума в окружающей его социальной и биологической среде, к отсутствию способности к адаптации и взаимодействию с этой средой на уровне, необходимом для его психического и биологического здоровья.
Исходя из этого знания, «гештальт-терапия занимается тем, что распознает то или иное нарушение творческого взаимодействия с миром (то есть то, как индивидуум не актуализирует себя и свои потребности в развитии) и предлагает способы актуализации» (то есть реализации потребностей) при соблюдении необходимых для общества в целом социальных требований, а так же имеет в арсенале множество техник и приемов, способных помочь личности актуализироваться при условии, что эта самая личность активно участвует в этом процессе. Фактически, психолог-гештальтист таким образом организует пространство контакта клиента с миром, чтобы клиент мог найти способ актуализировать свои потребности. Как экспериментальная модель при этом используется контакт клиента и психолога-гештальтиста, в которой клиент может свободно экспериментировать для поиска возможности самоактуализироваться. Степень мастерства гештальтиста, при этом, определяет то, как клиент определяет (осознает) свои потребности; осознает, как он не актуализирует их обычно в жизни (то есть, какими моделями поведения пользуется), находит способы актуализации и как эффективно он их применяет в повседневной жизни.

Содержание

Содержание

Введение.3
Раздел І. Социально-психологические аспекты гештальт-психологии
1.1. Суть гештальт-психологии...5
1.2. Физические гештальты и инсайт.8
1.3. Значение гештальтпсихологии.9
ІІ. 1. Гештальт-подход в терапии.11
ІІ. 2. Теория гештальт-терапии основывается на следующих положениях.13
ІІ. 3. Основные принципы философии и теории гештальт-терапии.16
Заключение.17
Список использованной литературы...20

Введение

Гештальтпсихология (Gestalt целостная форма, структура) развилась вследствие протеста против бихевиоризма и существовавших ранее психологических направлений. Если удастся понять суть гештальтпсихологии, то мы приблизимся и к пониманию когнитивной психологии, так сделаем же шаг вперед и попытаемся разобраться, что это за направление и к чему оно привело.
Бихевиористы ставили поведение во главу угла, согласно же гештальтпсихологии, поведение нечто большее, чем связка рефлексов. Оно целостно и, следовательно, целостный подход к психике противопоставлялся гештальтпсихологами дробности всех других направлений.
Зародившись одновременно с бихевиоризмом, гештальтпсихология вначале занималась исследованием ощущений, образный же аспект психической жизни, несмотря на все усилия, выскальзывал из рук, и это происходило потому, что не было теории, которая могла как-то объяснить полученные экспериментальные данные. Гештальтпсихология сформировалась во время господства идеалистической философии, что, естественно, отразилось на ее направленности.
Наиболее известные представители - М. Вертхаймер (1880 - 1943), В. Кёлер (1887 - 1967), К. Коффка (18861941). В 1921 они основали журнал "Психологические исследования" ("Psychologische Forschung"). Г. возникла в 10-х гг. ХХ века как реакция на неудачу программы интроспекционизма (см. интроспекция), представители которого пытались вычленить атомарные восприятия. Другим объектом спора была конепция структурализма, также предполагавшая первичное независимое существования частей структуры. С точки зрения Г., атомарных восприятий не существует, воспринимается сразу гештальт, т.е. целостный образ. В восприятие вносит вклад фон, окружение предмета, а также психологические предрасположения субъекта (его ожидания, желания; совокупность этих предрасположений, с добавлением важнейшего фактора прошлого опыта, получила затем в школе отечественного психолога Узнадзе (1886 - 1950) наименование "установка"). Взаимовлияние философии и Г. было многообразным. Г. продолжает традиции т.наз. Австрийской школы психологии, основатель которой Х. Эренфельс (1859 - 1932) был учеником Ф. Брентано (1838 - 1917) и которая находилась под влиянием А. Мейнонга (1853 - 1920), ученика Брентано. Учение Брентано об интенциональности сознания положило начало теории целостного восприятия. С другой стороны, сами представители Г. находились под значительным влиянием Э. Гуссерля, также ученика Брентано. Гуссерлевская концепция предполагает, что сознание прежде всего конституирует смысл. Перцепция не первична по отношению к смыслополаганию, она является как бы его естественной частью. Наряду с самим предметом в акте конституирования полагается т.наз. горизонт предмета, который слагается из совокупности смысловых связей субъекта: его прошлого опыта, его ожиданий и др. Эта концепция находится в прямой связи с учением Гусерля о целостном восприятии гештальтов и о роли в восприятии фона.
В свою очередь, влияние Гештльт было значительным в эпистемологии и философии науки, сыграв роль в объяснении специфики неявного, личностного знания, механизмов роста научных знаний и научных революций.

Раздел І. Социально-психологические аспекты гештальт-психологии
1.1. Суть гештальт-психологии
Слово «гештальт означает "форма", "структура", "целостная конфигурация", т. е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. В это время особое внимание уделялось проблеме целого и части» . Многие ученые подходили к пониманию, что качество целостного образования не сводилось к сумме отдельных элементов, входящих в целое, и, что оно не может быть выведено из них. А вот именно целое и определяет качественные особенности элементов, поэтому гештальтпсихологи считают, что переживание целостно и его невозможно просто разделить на составные части. «Гештальтпсихология (нем. форма, целостность) - идеалистическое сенсуалистическое направление совр. зарубежной психологии, возникшее в Германии в 1912 г. Предшественником Г. является X. фои Эренфельа (1859-1932). Гл. представители: М. Вертхеймер (1880-1944), В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941). Философская основа - гуссерлианство и махизм. В противоположность ассоциативной психологии Г. первичными и осн. элементами психики считает не ощущения, а некие психические структуры, целостные образования, или «гештальты». Их формирование, согласно Г.; подчиняется якобы внутренне присущей психике способности образовывать простые, симметричные, замкнутые фигуры. Теория Г. покоится на отрыве индивида от внешней среды и его практической деятельности. Целостность психических образований гештальтисты в конечном счете объясняют имманентными субъективными «законами», что приводит их к идеализму. Позднее идеи Г. (особенно понятие «гештальт») были распространены на область физических, физиологических и даже экономических явлений. Теоретическая несостоятельность Г. была показана И. П. Павловым, а также психологами-материалистами (Л. С. Выготским и др.).»

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.,1968.
2. Выготский Л.С. = Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005
3. Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991, С. 56-80.
4. История зарубежной психологии: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1986.
5. История психологии / М. Г. Ярошенко - М.: Мысль. 1976.
6. Общая психология / Под ред А.В.Петровского. М., 1986.
7. Основы психологии / Л. Д. Столяренко Ростов - на - Дону. 1997.
8. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. -Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.
9. Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб, 2004.
10. Психология Словарь справочник / М. И. Дьченко, Л. А. Кандыбович - Мн.: Хэлсон. 1998.
11. Психология / Р. С. Немов. М: 1998
12. Рубинштейн. С. Л. Основы общей психологии. Т. 1. М., 1989.
13. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981.
14. Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М., 1926.
15. Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980.
16. Ярошевский М. Г. История психологии. М., 1966.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Проблема нравственного воспитания детей с нарушенным интеллектом Курсовая 2010 29 1500
Проблемы само актуализации и самореализации в истории психологи Курсовая 2010 27 1500
\"Концепция Д.Б. Эльконина:раннее детство\" Курсовая 2009 46 1500
Использование инновационных образовательных технологий в процессе преподавания психологии Курсовая 2008 63 1500
Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности дошкольника Курсовая 2008 40 1500
Основные социально-психологические идеи гештальт - психологии. Курсовая 2008 20 1500
Современные подходы к проблеме профессиональной пригодности Курсовая 2008 41 1500
Изучение кратковременной памяти Курсовая 2009 31 1500
использование инновыционных образовательных технологий в процессе преподавания психологии Курсовая 2008 63 1500
Формирование управленческой команды как способ повышения эффективности деятельности организации Курсовая 2008 42 1500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.