Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Психология - Роль среды в развитии ребенка и проблема детско-родительских отношений.

Роль среды в развитии ребенка и проблема детско-родительских отношений. Психология. Реферат

  • Тема: Роль среды в развитии ребенка и проблема детско-родительских отношений.
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 15
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: МГППУ
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Еще в эпоху Просвещения мыслителям семья виделась обществом в миниатюре, а общество разросшейся семьей. Говоря о внутрисемейных детско-родительских взаимоотношениях, Гегель отмечал, что «отношения между родителями и детьми, немотря на взаимное семейное чувство, характеризуются неравенством поколений: родители составляют отживающее, исчезающее со сцены, а дети новое, восходящее поколение» .
Э. Дюркгейм утверждал, что детско-родительские взаимоотношения обусловлены социокультурными функциями членов семьи и базируются на системе социальных ролей, связанных с браком и родительством. Содержание этих функций и их выполнение определяют характер внутрисемейных взаимоотношений .
Социолог Т.Н. Мальковская, изучая социальную активность подростков, пришла к выводу, что «дети почти зеркально отражают вкусы семьи, ее духовные запросы, эмоциональный микроклимат» . У подростков из семей, в которых родители и старшие давали правильную оценку себе и окружающим, наблюдаются адекватные социальные умения и навыки.
Детско-родительское коммуникативное взаимоотношение в подростковый период это сложная и многогранная форма организации взаимодействия детей и родителей в ходе совместной жизнедеятельности. Она развивается в процессе расширения культурного и социального опыта подростков. Благодаря внутрисемейным детско-родительским взаимоотношениям подросток обучается жить в самом сложном из существующих миров в мире общественных отношений. Главной задачей взаимоотношений, межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности, а коммуникативные действия преследуют цель смыслового восприятия или принятия друг друга участниками взаимодействия.
Можно выделить четыре типа детско-родительских взаимоотношений: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество. Диктат проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Опека в семье это система взаимоотношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей подростка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Система межличностных взаимоотношений, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей, может порождаться тактикой «невмешательства». Сотрудничество как взаимоотношение в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.
Детско-родительские взаимоотношения в подростковый период часто обременены конфликтами и взаимопонимание между подростками и родителями оставляет желать лучшего. Причина этого во многом коренится в психологии взрослых, родителей, не желающих замечать изменение внутреннего мира подростка. Подростки, в свою очередь, не внимательны к родителям вследствие своего возрастного эгоцентризма. Вместе с тем, при всей их тяге к самостоятельности, подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Им хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. Семья по-прежнему остается тем местом, где подросток чувствует себя наиболее спокойно и уверенно.




ГЛАВА 2. Детско-родительское общение с ребенком
2.1. Принципы моделирования общения

1. Принимать каждого таким, каков он есть. Не пытаться менять других! Лучший совет - мнение самого говорящего.
2. Только безоценочное суждение. Оценивать можно только поступки, действия, но не самого человека.
3. Без негативных команд. Подсознание НЕ - отрицание не удерживает.
4. Косвенное, а не прямое воздействие.
5 Выбор без выбора! (Ты сейчас ляжешь спать или сначала соберешь книги).
6. Пропускать первое НЕТ, НЕ.
7. Наши взаимоотношения - зеркало нас самих; установка на мой настрой. Менять собственные установки.
8. Я люблю себя, ценю то, что имею. Я люблю себя и никому не дам питаться моей энергией.
9. Во всем искать позитив, конструктивное решение и положительный настрой.
10. Агрессия - крик о помощи - плакат.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования детско-родительских коммуникативных взаимоотношений
1.1. Понятие «подростковый возраст» в современной обществоведческой науке..5
1.2. Детско-родительские коммуникативные взаимоотношения в подростковый период как объект социологического анализа7
ГЛАВА 2. Детско-родительское общение с ребенком
2.1. Принципы моделирования общения...9
2.2. Роль семьи в развитии личности ребенка на разных возрастных этапах. Условия эффективной коммуникации.11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.15















ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Исследования влияния семейной среды на способности детей являются важным эмпирическим путем анализа фундаментальной проблемы психологии: проблемы детерминации психического развития. На протяжении десятилетий философы и психологи отводили решающую роль в описании психического развития нескольким фундаментальным категориям: категориям знака (Л.С. Выготский, Э. Кассирер), деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), общения (Б.Ф. Ломов). Во внутрисемейном взаимодействии присутствуют все эти компоненты: обмен знаками, совместная деятельность, общение. Оценивая особенности этого взаимодействия и соотнося их со способностями детей, исследователь получает факты, позволяющие судить о путях детерминации когнитивного развития. При этом создаются теории среднего уровня, которые, с одной стороны, обобщают факты, получаемые в эмпирических исследованиях, а с другой, - конкретизируют наиболее общие психологические категории. Модели, разработанные в ходе большинства исследований по данной проблематике, может быть, в большей степени адекватны для описания западной семьи. Специфика российской семьи в ее многопоколенности. В России сохранилась особая национальная структура семьи: материнский уклад русской семьи, терпение и трудолюбие женщины, отношение бабушки ко всем членам семьи с позиции старшей женщины в доме (прародительницы). Учитывая особенности настоящей социально-экономической ситуации, когда родителям фактически не хватает времени на занятия с собственными детьми, ведущую роль в воспитании детей играют бабушки и дедушки.
В настоящей работе предпринята попытка проанализировать влияние семейной микросреды, в частности, роли второго предшествующего поколения, на формирование индивидуальных различий в проявлении креативности и интеллекта.
Целью работы является, во-первых, установить, влияет ли участие в воспитании представителей второго предшествующего поколения на способности (интеллект и креативность) детей, и, во-вторых, если такое влияние будет обнаружено, выявить, какие особенности воспитания его обусловливают.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить ряд задач
- основные подходы к описанию средового влияния на способности;
- методы оценки детско-родительских отношений и стилей воспитания;
- современные исследования и методы диагностики способностей.
Предметом настоящего исследования является семейная микросреда
и ее влияние на интеллектуальные и креативные способности детей.
Теоретическую основу нашего исследования составят концепция Л.С. Выготского и развитый им культурно-исторический подход в психологии. Именно Выготский говорил о семье, как о социальной ситуации развития человека на раннем этапе жизни.











ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования детско-родительских коммуникативных взаимоотношений
1.1. Понятие «подростковый возраст» в современной обществоведческой науке

В условиях современного цивилизованного общества социальную микросреду, окружающую ребенка, условно можно разделить на следующие составляющие: 1) семью, а именно: родителей (мать, отца), братьев и сестер, бабушек и дедушек; 2) учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа); 3) ровесников (общее понятие улица, двор). Семья среди этих факторов занимает особое место, поскольку ребенок проводит там большую часть времени и, как правило, испытывает к членам своей семьи наибольшую аффективную привязанность. Семи различаются своим составом, эмоциональной близостью или удаленностью своих членов, интеллектуальным уровнем, особенностями воспитания и т.д. В контексте нашей работы наибольший интерес представляет исследование стилей воспитания в качестве независимой переменной при изучении влияния последних на способности детей.
Главные новообразования подросткового возраста, по Э. Шпрангеру, открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни . В переходный возраст, по Ж. Пиаже, усложнение мыслительных действий оказывает важное влияние на все прочие стороны жизни. Склонность к теоретизированию становится возрастной особенностью. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви .

Литература

1. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск. 2001.
2. Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка // Мир психологии. -2003. -№ 1. - С. 174-182.
3. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. - М.: «Когито-Центр», 2004.
4. Бурменская Г. В. , Курбатова М. Б. : Экспериментально-психологический анализ метода "когнитивного обучения" Ж. Пиаже 83'2 с.113
5. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии.- 2004.-№2.-С. 186-187.
6. Гребенников И. В. Основы семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991.
7. Джинотт Х.Г. Дети и мы. - СПб.: Кристалл, 2003.
8. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.: КСП, 2003.
9. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 2002.
10. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. - М.: Педагогика, 1987.
11. Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: «Авицениум», 1984.
12. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995
13. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.., 2000
14. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов (под ред., предисл., комм. Подольского А.И.) Изд. 3-е/ 4-е Серия:. Гальперин

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Внимание и его психологические свойства Реферат 2011 16 500
Проблема личностного компромисса при построении успешной карьеры". Реферат 2008 9 500
Личность и коллектив Реферат 2008 15 500
Вербальные средства коммуникации Реферат 2008 19 500
Психическая напряжённость Реферат 2007 19 250
Воля как произвольная активность человека. Реферат 2008 28 500
Свойства конфликта. Функции конфликта. Структура конфликта. Стадии конфликта Реферат 2008 18 500
Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии Реферат 2008 12 500
способности и одаренность Реферат 2008 25 500
Научная психология о системе явлений Реферат 2008 18 500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.