Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Искусство и культура - Символика лицевого шитья на литургических облачениях

Символика лицевого шитья на литургических облачениях Искусство и культура. Курсовая

  • Тема: Символика лицевого шитья на литургических облачениях
  • Автор: Елена
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Искусство и культура
  • Страниц: 32
  • Год сдачи: 2011
  • ВУЗ, город: МГУ
  • Цена(руб.): 480 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Глава 1. Краткая история церковного шитья
Первые известные вышитые предметы храмовых облачений были выполнены для ветхозаветной Скинии, а первыми вышитыми деталями стали изображения херувимов. «И сделай завесу из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона; искусною работой должны быть сделаны на ней херувимы» (Исх. 26. 31-33). Позже, когда был построен храм в Иерусалиме, ткань и вышивку для него создавали специально избранные женщины. Выросшая в нём Пречистая Дева Мария была в их числе. Во время исполнения ею этого послушания произошло Благовещение Пресвятой Богородице [7, 16].
Ветхозаветная традиция украшать вышивкой ткани, предназначенные для храма и богослужений, перешла в Церковь Нового Завета, которая с самого начала своего существования пользовалась этим искусством в своём богослужебном обиходе. Церковное шитьё родилось одновременно с Церковью. Прообразом и первоисточником иконографии его изображений стали подлинные ткани с нерукотворными образами Лика и Тела Господа Иисуса Христа.
Небесные покровители церковных вышивальщиц – Пресвятая Богородица и святые – великомученик Димитрий Солунский, Ульяния Осорьина, благоверные княгини Феврония Муромская, София Суздальская , царственные страстотерпцы императрица Александра Фёдоровна с великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией, преподобномученица великая княгиня Елизавета Фёдоровна [18, 93].
Суровый российский климат, требующий большого количества одежд и покрывал, благоприятные условия для выращивания льна, его длительная, вписывающаяся в годовой сельскохозяйственный круг, обработка, стремление православного народа к красоте стали условиями для расцвета искусства вышивания. Практически все предметы домашнего текстиля украшались искусными женскими руками.
Принятие Киевской Русью в 988 году христианства вызвало формирование и расцвет неизвестных в языческое время искусств – церковной архитектуры, иконописи, духовного пения и церковного шитья. Первые византийские священники привезли с собой святые реликвии и драгоценную утварь, богослужебные книги, иконы, сосуды, облачения. Художественный опыт и знания технических приёмов, накопленные Русью в течение всего дохристианского периода, стали благоприятной почвой для развития нового вида вышивки – церковного шитья.
В самое короткое время после Крещения Руси (X–XIII века), сначала в Киеве и Новгороде, а затем и в других русских городах, в домах очень состоятельных семейств стали заниматься изготовлением богослужебного текстиля. Если орнаментальная народная вышивка была доступна всем, то особо дорогим церковным шитьём могли заниматься только в зажиточных семьях и в некоторых женских монастырях, насельницами которых становились вдовы и дочери великокняжеских родов.
Церковное искусство с самого начала подчинялось выработанным веками правилам. Деятельность церковных художников контролировалась. В древности после написания иконы или вышивания лицевого изображения произведение представляли духовному лицу и именовали, то есть устанавливали соответствие изображения, только после этого надписывали. В настоящее время такой цензуры нет и организовать её пока не представляется возможным. Поэтому регулярные консультации мастерских с высокообразованными священниками чрезвычайно необходимы.
Фрагментарность мышления, увлечённость самим процессом вышивания, отсутствие чувства меры – проблемы современных мастериц. Не находясь в соответствующей творческой среде, некоторые из них, создают вещи сами по себе красивые, но неорганичные в храме.
Целесообразность нахождения вышивки на том или ином предмете богослужения или облачения – вопрос, также требующий внимания.
Ясность и простота восприятия образов – один из основных критериев шитья. Современное шитьё, в отличие от древнего, тяготеет к разнообразию во всём, стремится к иллюзиям и эффектам. Часто возникающие колористические проблемы связаны с применением яркого электрического освещения храмов. Вышивка, выполненная из современных материалов, имеющих интенсивную окраску, часто смотрится в храме вызывающе.

Содержание

Оглавление
Введение 3
Глава 1. Краткая история церковного шитья 5
Глава 2. Церковная вышивка 8
2.1. Правила выполнения церковного шитья 8
2.2. Роль церковного шитья при воссоздании древнерусских храмов 10
Глава 3. Литургическое облачение священнослужителей 15
3.1. Саккос 15
3.2. Лицевое шитьё на саккосах 16
3.3. Символика украшений облачений 19
3.4. Саккос и храм – элементы сходства 23
Заключение 25
Список литературы 28
Приложение 30

Литература

Список литературы:
1. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства. – М.: Русский Дом, 2002. 540с.
2. Бычков В.В. Эстетическое значение цвета в восточнохристианском искусстве // Вопросы истории и теории эстетики. – М.: Литература, 1975.
3. Вержбицкий Ж. М. О проектировании иконостаса православной церкви. //Сборник материалов 4-й Российск. науч.-прак. конференции: Погибшие Святыни. «Охраняется государством». Вып. 11, Ч. 3. – СПб.: Нева, 1996. С. 72-103
4. Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. 1. – М.: Наука, 1961. 548с.
5. Голубинский Е. Е. История русской церкви, Т. 1, Ч. 2. Изд. 2., 1904. – электронный учебник.
6. Давыдов Ф. А. Об ответственности, лежащей на современных иконописцах // Сборник науч. статей: Русь православная. История и современность. – СПб.: Клио, 2000. С. 148-163
7. Казакевич А.Н. Символы Русской церкви. – М.: Олма-Пресс, 2006. 448с.
8. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: Ольма-Пресс, 2006. 540с.
9. Кузьмина И.Б. Роль церковного шитья при воссоздании древнерусских храмов.// Покровские чтения 2004-2005 гг. Материалы. – М.: Благовест, 2005. С.7-15
10. Кутейникова Н. С. Искусство России второй половины 20 века (иконопись). – СПб.: Тетра-Систем, 2001. 192с.
11. Лидов А. М. Византийский антепендиум. О символическом прототипе высокого иконостаса, // Иконостас. Происхождение — Развитее — Символика. Редак.-состав. Лидов А. М. – М.: Фома, 2000. С.5-9
12. Макарова Т.И. Древнерусское наследие в ювелирном деле ранней Москвы. XIV век. – М.: Научная литература, 1998. 96с.
13. Маясова Н. А. К истории изучения древнерусского лицевого шитья // Древнерусское художественное шитье: Сб. ст. – М.: Новь, 1995. С. 22-29
14. Одеяния духовенства. – Интернет-источник: http://magister.msk.ru/library/bible/comment/nkss/nkss17.htm
15. Осипов Ю.А. Эмалевые дробницы саккоса Митрополита Алексея. //Декоративно-прикладное искусство: Материалы и исследования. Вып. IX. – М.: Вектор, 2003. С. 16-20
16. Официальный сайт музея-заповедника «Московский Кремль». – Интернет-ресурс: http://www.kreml.ru/ru/
17. Православные святыни Московского Кремля в истории и культуре России. – М.: Платон, 2006. 384с.
18. Силаев А.Г. Возрождение русской геральдики. – М.: Гердарика, 2005. 768с.
19. Силкин А. В. Лицевое шитье // Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исследования. Проблемы: Каталог выставки. – М.: Аст, 1991. С. 102-130
20. Флоренский П. А. Обратная перспектива // Иконостас. Избранные труды по искусству. – М.: Научная литература,1992. С. 50-55.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
История советского кинематографа 20-30 годов Курсовая 2010 15 1500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.