Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Философия - Внутренний человек в русской языковой картине мира.

Внутренний человек в русской языковой картине мира. Философия. Диссертация

  • Тема: Внутренний человек в русской языковой картине мира.
  • Автор: Орлов Александр
  • Тип работы: Диссертация
  • Предмет: Философия
  • Страниц: 98
  • Год сдачи: 2011
  • ВУЗ, город: ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • Цена(руб.): 15000 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Введение Настоящая диссертационная работа выполнена в русле лингвоантропологических исследований и посвящена изучению внутреннего человека (человека во всем многообразии его психических состояний, действий, реакций, характеристик) как фрагмента русской языковой картины мира (ЯКМ) и вместе с тем как особой ипостаси целостного языкового образа человека - в аспекте его категориальных семантических репрезентаций, их образно-ассоциативного потенциала и основных прагмастилистических характеристик. Исходная идея исследования – признание наивно-психологической природы представлений носителей естественного языка об устройстве и функционировании психики человека. Соответствующие этим наивным представлениям семантические категории (СК) пространства, субъекта, объекта, инструмента рассматриваются как косвенные (образно-ассоциативные) и прагмастилистически маркированные способы репрезентации явлений человеческой психики в русской ЯКМ. Общепризнанно, что внутренний мир человека - это уникальный объект познания. Его уникальность заключается в опосредованной наблюдаемости и недостаточной эмпирической уловимости. Несмотря на то, что «для каждого вполне очевидно существование некой субъективной реальности, мира явлений психических в форме мыслей, переживаний, представлений, чувств, побуждений, желаний и прочего», даже психология - наука, сфокусировавшая все свое внимание на человеческой психике, не может сделать эту реальность объектом непосредственного исследования: «приходится искать другие объекты и через их изучение - косвенно - делать выводы о собственной психике» [Словарь психолога-практика 2001: 585]. Как ни в какой другой концептуальной области, в сфере психического всё гипотетично, вторично, интерпретативно, субъективно. Психология, философия, вненаучная (художественная, религиозно-мифологическая, народно-поэтическая) и донаучная (житейская) мысль каждая по-своему обобщает и интерпретирует эту субъективную реальность. (Лингвокультурологический комментарий к понятию «внутренний человек» на материале философии, психологии, отечественной словесности и филологии представлен в приложении.) Своеобразно репрезентируется внутренний мир человека и в естественном языке, поскольку, как утверждают исследователи, «язык - это не только знаковая система, приспособленная к передаче сообщений, но и компонент сознания человека и как таковой участвует в сотворении мира психики и знания» [Телия 1987: 65]. Категориальный семантический подход к описанию языковой репрезентации явлений внутреннего мира человека позволяет интегрировать, систематизировать средства разных языковых уровней (лексико-семантического, семантико-синтаксического, функционально-прагматического) по их общему назначению, а именно функции образно-ассоциативной интерпретации психических феноменов с целью их оценочно-экспрессивного, изобразительно и прагматически убедительного, стилистически мотивированного воплощения. В диссертации исследуется ряд универсальных когнитивных и вместе с тем межуровневых семантических категорий, наиболее насыщенных в русском языке образными смыслами и ассоциациями: категории пространства, субъекта, объекта и инструмента. Посредством этих категорий события, явления внутренней жизни человека уподобляются внешнему – физическому, природному и социальному миру, его процессуальным (и шире – событийным) и пространственно-предметным характеристикам. Отмечая эту изобразительную доминанту в описаниях внутреннего человека, исследователи (В.Н. Телия, А.Д. Шмелев, Н.Д. Арутюнова, М.П. Одинцова, Е.С. Никитина, Л.Б. Никитина, Е.В. Урысон, Е.М. Вольф, М.В. Пименова, Ю.Д. Апресян и др.) обращают внимание на национально- культурную природу той системы стереотипных и индивидуальных семантических образов-ассоциаций, которые переносятся из внешнего для человека мира во внутренний, на безграничные возможности их развертывания, трансформаций, сочетаний, на их прагмастилистическое разнообразие.

Содержание

Введение.............................4
Глава 1. Теоретические основы интегративного категориально-семантического
описания языковой картины внутреннего мира
человека.. ...............................21
1. 1. Существующие подходы к описанию семантического пространства внутреннего
человека, их взаимодополнительность..........21
1. 2. Категории и категоризация в семантических описаниях
языка, науке и философии. Определение межуровневой семантической
категории как инструмента интерпретации и языковой репрезентации внутреннего
мира человека............................35
1. 3. Прагмастилистический аспект описания изучения языкового образа
внутреннего человека..........................72
Выводы.............................83
Глава 2. Семантическая категория пространства как способ языковой
репрезентации внутреннего человека: образно-ассоциативный и
прагмастилистический потенциал.....................85
2.1. Лексико-грамматическая база пространственных образов внутреннего
человека....................................85
2.2. Структура, образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал
семантической категории и субкатегории пространства внутреннего
человека........................................89
2.3. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал основных
пропозитивных семантических моделей пространственной репрезентации
внутреннего человека......................94
Выводы...........................117
Глава 3. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал актантных
семантических категорий и субкатегории языковой репрезентации внутреннего
человека....................119
3.1. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал семантической
категории и субкатегории субъекта.........119
3.2. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал семантической
категории и субкатегории инструмента............139
3.3. Образно-ассоциативный и прагмастилистический потенциал семантической
категории и субкатегории объекта...........151

Выводы .........................154


Заключение... ..........................156
Библиографический список.....................169
Список источников эмпирического материала .............187
Список сокращений.........................189

Приложение..............................190

Литература

[1] Пример Е.Н. Урысон, см.: Урысон Е.В. Фундаментальные способности человека .// ВЯ. 1995. № 3. С.7 [2] Терминологическое сочетание "внутренний" человек в лингвистической литературе может трактоваться широко – как вся сфера человеческого сознания, все многообразие психических процессов (М.П. Одинцова, Е.Г. Эткинд) и узко – как один из ракурсов изображения внутреннего мира (М.В. Пименова). [3] Пример из ст.: Одинцова М.П. Языковые образы человека // Язык. Человек. Картина мира: Лингвистические и философские очерки (на материале русского языка) Ч. 1. Омск: Омск. ун-т, 2000. С.19. научной конференции ("Семантически категории и методы их изучения"), прошедшей в 1985 г. в Уфе. [5] Пример заимствован из кн.: [Шведова, Белоусова, 1995]. [6] Пример П.А. Леканта, см.: [Касаткин 1995, с. 330]. [7] Пример заимствован из ст.: [Одинцова, 2002]. [8] В исследовании использована типология оценочных значений, разработанная Н.Д. Арутюновой, см.: [Арутюнова 1988: 75-77]. [9] Этим термином, введенным А. Вежбицкой, называют конструкции, в которых денотативный субъект (лицо) выступает в грамматической форме косвенных падежей, предикат выражен категорией состояния или инфинитивом [Вежбицкая 1996]. [10] Хараш А. Вдвоем с самим собой // Знание – сила. 1994. №. 8. [11] Булычев К. Сквозь призму увеличительного стекла фантастики // Детская литература. 1986. № 7. С. 48.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.