Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Филология - ЭТНОЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАЛЕКТНОЙ ФРАЗЕМИКИ ДОНА

ЭТНОЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАЛЕКТНОЙ ФРАЗЕМИКИ ДОНА Филология. Диссертация

  • Тема: ЭТНОЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАЛЕКТНОЙ ФРАЗЕМИКИ ДОНА
  • Автор: Витача
  • Тип работы: Диссертация
  • Предмет: Филология
  • Страниц: 433
  • Год сдачи: 2003
  • ВУЗ, город: Волгоград
  • Цена(руб.): 1000 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Современные исследования в области диалектологии опираются на чрезвычайно богатый общеязыковой теоретический и методологический фундамент. Радикальное изменение взгляда на сущность языка в свете язы-ковой картины мира, связанное с интенсивным развитием так называемой антропологической лингвистики, способствовало разработке таких направле-ний в изучении языковых картин мира, как их типологизация (В.Н. Топоров, Т.В. Цивьян), реконструкция духовной культуры славян через восстановле-ние обеславянской языковой картины мира (Н.И. Толстой, С.М. Толстая, А.Ф. Журавлев, С.Е. Никитина), языковая картина мира и ее отражение средствами разных языковых уровней прежде всего лексического и синтак-сического (Ю.Д. Апресян, В.Г. Гак, А.Д. Шмелев, Е.С. Яковлева), языковая картина мира в зеркале метафоры, фраземики, паремиологии (Н.Д. Арутю-нова, Н.Ф.Алефиренко, Г.Н. Скляревская, В.Н. Телия, Р.Х. Хайруллина) и др. Такое разнообразие направлений свидетельствует о том, что область манифе-стаций картины мира чрезвычайно широка. Для ее моделирования привлека-ются средства разных уровней языка, при этом наиболее информативной ока-зывается лексика и фраземика, которые «в наибольшей мере апеллируют к смысловым параметрам модели мира» (Топорова, 1994: 3). В лексике и фра-земике, как в зеркале, отражается взаимодействие человека с окружающим миром, в процессе которого происходит познание и оценка мира, формирует-ся ценностное сознание, ценностное видение мира. Цветовые, звуковые, вку-совые и другие качества и свойства предметов и явлений внешнего мира ак-туализируются лишь в тех объектах, которые вовлекаются в сферу познава-тельной и практической деятельности человека (Вендина, 1998: 13).
Различные стороны русской диалектной картины мира нашли свое от-ражение в диссертационных исследованиях, монографиях и статьях Л.А. Анохиной, Н.В. Бурко, Т.И. Вендиной, В.Н. Гришановой, Л.А. Ивашко, В.И. Коваля, М.В. Костромичевой, Л.Я. Костючук, Р.И. Кудряшовой, В.И. Мерку-ловой, Т.Г. Никитиной, И.А. Подюкова, М.Э. Рут, Е.С. Яковлевой и других ученых.
Диалект, по мнению Л. Вейсгербера, есть языковое освоение родных мест, поскольку он превращает конкретное экзистенциональное пространст-во в духовную родину. Средства диалекта распространяются на то, что дос-тупно носителям диалекта в непосредственном опыте: диалект и реальная жизнь деревни, доступная всем пространственная и духовная сфера в значи-тельной степени совпадают. Диалект выступает как особый язык локально-связанных исконных занятий жителя данной диалектной зоны; именно дей-ствующее в данном экзистенциональном сообществе способы видения и су-ждения обретают в их диалектном выражении, вплоть до застывших оборо-тов и пословиц, жизненное значение и действенность в самом непосредст-венном смсле слова (Закуткина, 2000: 13). Из всего сказанного становится понятно, что актуальные, значимые для носителей диалекта представления об окружающей действительности неизбежно отражаются в языке в виде концептуальных понятий, которые реализуются в первую очередь на лекси-ко-фразеологическом уровне диалекта.

Диалектная фраземика как объект этнокультурного исследования
Исследование наиболее значимых фрагментов языковой картины мира носителей диалекта, и, в частности, ее фразеологической составляющей, по-может не только определить концептуальную аксиологическую сферу данно-го языкового социума, но и выявить идиоэтническую специфику диалектной фраземики, в содержательной структуре которой отразилось мировидение и миропонимание народа. Реализации таких задач будет способствовать интег-рированный этнолингвокультурологический анализ диалектной фраземики, попытки которого даны в предлагаемом исследовании.
Опираясь на методологическую базу, представленную в работах со-временных исследователей русской фраземики (Кириллова, 1988; Копылен-ко, 1997; Мокиенко, 1990; Телия, 1996; 1999; Алефиренко, 2001; 2002, 2003; Никитина, 1999; Маслова, 2001; Коваль, 2001 и др.), обозначим основной круг методологических понятий и проблем, решение которых должно спо-собствовать выявлению этнолингвокультурологических особенностей диа-лектной фраземики донского казачества.
При изучении диалектной фраземики в контексте казачьей культуры нам представляется важным решение следующих вопросов. Прежде всего, среди множества диалектных фразем предстоит выявить те, в которых экст-ралингвистические предпосылки соотнесены с предметной областью культу-ры. Большинство единиц фразеологического состава, по мнению многих ис-следователей, обладает культурно-национальным своеобразием, которое мо-жет быть репрезентировано в семантике фразеологизма эксплицированно или имплицированно.

Содержание

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 11
ГЛАВА 1 СИСТЕМНОЕ ОПИСАНИЕ ДИАЛЕКТНОЙ ФРАЗЕМИКИ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА КАК ЭТНОЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 35
1.1. Состав и структура фраземики донских говоров 35
1.2. Лексико-семантические особенности донских диалектных фразем 51
1.3. Идеографическое описание диалектной фраземики как средство выявления ее этнокультурного своеобразия 59
1.4. Многозначность и омонимия донских диалектных фразем 78
1.5. Синонимия и вариантность донских диалектных фразем: этнопрагматическая обусловленность выбора 84
1. 6. Антонимия донских диалектных фразем и ее этнопрагматическая значимость 90
ВЫВОДЫ 99
Глава 2 ДОНСКАЯ ДИАЛЕКТНАЯ ФРАЗЕМИКА КАК СРЕДСТВО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОДИРОВАНИЯ 103
2. 1. Методологические основания изучения диалектной фраземики в этнолингвокультурологическом аспекте 103
2. 2. Диалектные фраземы, содержащие этнокультурную информацию в денотативном элементе значения 116
2.2. Обрядовая фраземика донского казачества и ее этнокультурный потенциал 134
ВЫВОДЫ 179
ГЛАВА 3 ИДИОЭТНИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДОНСКОЙ ДИАЛЕКТНОЙ ФРАЗЕМИКИ 183
3. 1. Фразеологический фрагмент языковой картины мира донского казачества 183
3. 2. Ценностно-смысловой критерий формирования диалектных фразем 213
ВЫВОДЫ 263
ГЛАВА 4 КУЛЬТУРНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ДОНСКИХ ДИАЛЕКТНЫХ ФРАЗЕМ 265
4. 1. Культурно-прагматический аспект изучения диалектной фраземики 265
4.2. Культурно-прагматический потенциал донских диалектных фразем 276
4. 3. Культурно-прагматический эффект диалектных фразем 314
ВЫВОДЫ 328
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 331
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 335
ПРИЛОЖЕНИЕ 389

Литература

1. Алахвердиева Л.К. Фразеология русских донских говоров: лексико-семантический и фразообразовательный аспекты изучения: Дис. канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2000. 242 с.
2. Алахвердиева Л.К., Панина Л.С. История казачества в пословицах: Сб: Матер. обл. науч. конф. Оренбург, 1995. С. 16 17.
3. Алефиренко Н.Ф. Дискурсивно-концептуальное описание русской фра-зеологии как этнокультурного феномена // Всероссийская конференция «Русский язык на рубеже тысячелетий». 26-27 октября 2000г: Материалы докладов и сообений в 3-х томах. Том 1. Актуальные проблемы лин-гвистической теории и практики преподавания русского языка и культуры речи. СПб., 2001. С. 7-19.
4. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, созна-ния и культуры. М., 2002. 391 с.
5. Алефиренко Н.Ф. Принципы исследования фразеологической семантики // Фразеология 2000: Матер. Всерос. науч. конф. «Фразеология на рубеже веков: достижения, проблемы, перспективы». Тула, 2000. С. 8 12.
6. Алефиренко Н.Ф. Спорные проблемы семантики. Волгоград: Перемена, 1999. 273 с.
7. Алефиренко Н.Ф. Теоретические основы учения о «внутренней форме» фразем // Семантика языковых единиц: Докл. V Междунар. конф. В 2-х т. М., 1996. Т. 1. С. 128 130.
8. Алефиренко Н.Ф. Фразеология в системе современного русского языка. Волгоград: Перемена, 1993. 147 с.
9. Алефиренко Н.Ф. Ценностно-смысловая природа языкового знания // Языковая личность: проблемы когниции и коммуникации. Волгоград: Перемена, 2001. С. 3 11.
10. Алефиренко Н.Ф. Языковое сознание и лингвокультурология образной идиоматики // Матер. Междунар. науч. конф. «Фразеология и миропони-мание народа»: в 2-х частях. Фразеологическая картина мира. Часть 1. Тула, 2002. С. 5 12.
11. Алпатов В.М. Об антропоцентричном и системоцентричном подходах к языку // Вопр. языкознания. 1993. № 3. С. 15 26.
12. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 1960. 298с.
13. Андреева И.С. Повелительное наклонение и контекст при выражении по-буждения в современном русском языке: Дисс. канд. филол. наук. Л., 1971. 211 с.
14. Антипов Г.А., Донских О.А., Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Текст как явление культуры. Новосибирск, 1989.
15. Антонякова Д. Фразеологические единицы русского языка, связанные с обычаями и обрядами: Дис. канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 1995. 158 с.
16. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного опи-сания // Вопр. языкознания. 1995. № 1. С. 47 63.
17. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М.: Наука, 1974. 367с.
18. Арнольд И. В. Стилистика английского языка. Л.: Просвещение, 1973. 295 с.
19. Артемова А.Ф. Коннотативный аспект семантики фразеологичеких еди-ниц // Актуальные проблемы семасиологии. Л.: Изд-во Рос. пед. ун-та, 1991. С. 12 21.
20. Арутюнов С.А., Багдасаров А.Р. и др. Язык культура этнс. М., 1994.
21. Арутюнов С.А., Чебоксаров Н.П. Передача информации как механизм су-ществования этносоциальных и биологических групп человечества // Расы и народы. М., 1972. Вып. 2. С. 36 42.
22. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка // Проблемы структурной лингвистики, 1982. М.: Наука, 1984. С. 14 34.
23. Арутюнова Н.Д. Аномалии и язык (к проблеме «языковой картины мира») // Вопр. языкознания. 1987. № 3. С. 3 19.
24. Арутюнова Н.Д. Истина и судьба // Понятие судьбы в контексте разных культур: Сб. ст. М., 1994. С. 302 316.
25. Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагмати-ки // Новое в зарубежной лингвистике. М.: Прогресс, 1985. Вып. 16. Ли-нгвистическая прагматика. С. 3 42.
26. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. М.: Наука, 1988. 341с.
27. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
28. Архангельский В.Л. Устойчивые фразы в современном русском языке. Опыт теории устойчивых фраз и проблемы общей фразеологии. Ростов-н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1964. 315 с.
29. Архангельский В.Л. Фразеологические отношения и классификация фра-зеологических единиц в современном русском языке // Уч. зап. МОПИ им. Н.К. Крупской. Т. 160. Вып. 2. М., 1966.
30. Архипенко Н.А. Лексика мифологической системы донского казачества как части духовной культуры. Дисс. . канд. филол. наук. Ростов-н/Д., 2000. 269 с.
31. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1994. Т. I III.
32. Афанасьев А.Н. Происхождение мифа. М., 1996. 386 с.
33. Бабенко Л.Г. Лексические средства обозначения эмоций в русском языке. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. 184 с.
34. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун -та, 1996. 107 с.
ВСЕГО 661 наименование

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.