Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Психология - Юнгианская арт-терапия как метод самопознания

Юнгианская арт-терапия как метод самопознания Психология. Дипломная

  • Тема: Юнгианская арт-терапия как метод самопознания
  • Автор: Алекс
  • Тип работы: Дипломная
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 59
  • Год сдачи: 2011
  • ВУЗ, город: Москва
  • Цена(руб.): 3000 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Введение Актуальность настоящего дипломного исследования. Современный период развития общества характеризуется устойчивой тенденцией к кибернизации жизни, обусловливающей формирование у человека нетелесного отношения к самому себе и к миру. Современная личность рассматривает себя не как целостное единство телесного и духовного в себе, а как биологический компьютер, доступный для механического репарирования, восстановления. Отношение к себе как к «машине», определяет и отчуждение индивидуумом собственного тела, нежелание его познавать и развивать. Изменить отношение человека к себе, направить его внимание на самопознание своей целостной природы не может не являться целью психологической науки. Современная психологическая практике пресыщена разнообразными методами «коррекции», «психотерапии», «личностного роста», «развития», «совершенствования» - каждый из которых в некоторой степени претендует на уникальность с попыткой теми или иными способами «улучшить» природу человека и открыть ему новые горизонты развития. Однако продуктивность того или иного подхода зависит от способности самого респондента к переосмыслению, переоценке представлений относительно значения для развития человека характера связей телесного и психического, консервативного и креативного. Рефлексия себя не может быть полной вне обращения к анализу опыта креативного телесного действия? Именно в творческом действии мы проверя-ем, отрицаем или принимаем те или иные гносеологические установки, моде-ли познания. В акте творения мы видим отражение своих чувств и мыслей. Понятие символа имеет для арт-терапии принципиальное значение. Это связано с тем, что арт-терапия представляет собой процесс динамической коммуникации, осуществляемой посредством символического «языка» образов. Кроме того, символы выступают и в качестве моста, соединяющие сознательные и бессознательные элементы психической жизни, как пациента, так и арт-терапевта. Используя их в своем изобразительном творчестве, пациент достигает все большей интеграции между этими элементами, с чем связаны многие положительные коррекционные и развивающие эффекты арт-терапии. Арт-терапевтический процесс основан на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознатель-ного, могут находить выражение скорее в виде образов, чем слов. Приемы арт-терапии связаны с идеей о том, что в любом человеке, как подготовлен-ном, так и не подготовленном, заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальной форме. По мере того, как клиенты передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах. Согласно идее К. Юнга о психике, как сложной саморегулирующейся системе, психика может сама поддерживать определенное равновесие путем включения на тех или иных стадиях развития определенных компенсаторных процессов, призванных преодолеть психическую дисгармонию. В символиче-ских образах, проявляющихся в творческом воображении или сновидениях человека, находит свое выражение энергия бессознательного, временное блокирование которой является причиной психической нестабильности и нездоровья. Таким образом, К. Юнг полагал, что символы могут служить не только восстановлению психического баланса, но и «личностному росту». Посредством их человек способен вступать во взаимодействие с блокированными аспектами бессознательного и их энергией, тем самым постепенно приходя к их осознанию и психической целостности. Методика рассматриваемого понятия базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании у ребенка могут возникнуть затруднения. Поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний. Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими формами психотерапевтической работы: - практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков; - арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний; - изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов; - продукты изобразительного творчества являются объективным свиде-тельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований; - арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека; - арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию; - арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире. Научная новизна исследования заключается в теоретическом анализе юнгианской арт- терапии как метода самопознания и разработке рекоменда-ций по её практическому использованию. Также в работе автором дипломного исследования разработана классификация методов самопознания и обоснована эффективности применения юнгианской арт-терапии в качестве такого метода. Объект исследования – пути и способы повышения эффективности при-менения юнгианской арт-терапии как методы самопознания. Предмет исследования – понятие, цели, принципы применения, а также пути совершенствования применения юнгианской арт-терапии как метода са-мопознания. Цель настоящей работы – выявить особенности и разработать рекомендаций по повышению эффективности применения юнгианской арт-терапии как метода самопознания. Задачи работы: - исследовать понятие, сущности, современных концепций арт-терапии как метода самопознания; - изучить принципы, порядок применения и условия эффективности арт-терапии; - рассмотреть самопознание как категорию психологии и место различ-ных методов в процессе самопознания; - провести анализ особенностей юнгианской арт-терапии; - определить особенности применения арт-терапии в целях самопозна-ния; - разработать рекомендации по повышению эффективности применения юнгианской арт-терапии в самопознании. Гипотеза исследование: применение арт-терапии в целом, и юнгиниан-ской арт-терапии в частности, является эффективным методом самопознания. Однако для повышения эффективности применения юнгианской арт-терапии необходимо совершенствование практики её применения по следующим направлениям: 1.) использование арт-терапии совместно с такими методами, как телес-но-ориентированная психотерапия, психодрама, пластикодрама, драматерапия, музыкальная терапия, гештальт-терапия, танцевальная терапия, игровая терапия, психоанализ, юнгианский анализ. 2.) расширение приемов арт-терапии: использование не только традиционных видов искусства, но и современных, таких как компьютерная графика, художественная обработка цифровых фото и видео-материалов и иных. Методы исследования: Описание эмпирического материала, анализируемого в работе, выполнено с помощью метода структурного анализа. Для выявления общего и особенного между арт-терапией и иными методами самопознания в работе использован сравнительный и метод. Основу сбора материала составил проективный метод (изобразительный). Структура работы. Настоящее дипломное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Содержание


Введение 3
Глава 1. Общая характеристика арт-терапии 8
1.1. Понятие и сущность арт-терапии 8
1.2. Принципы, условия и цели применения арт-терапии 20
1.3. Виды арт-терапии 22
Глава 2. К.Юнг и арт-терапия 36
2.1. Основные положения работ К.Юнга, составляющие базу применения арт-терапии. Аналитическая психология. 36
2.2. Особенности юнгианской арт-терапии 38
Глава 3. Применение арт-терапии в целях самопознания 42
3.1. Функциональные возможности изобразительной формы 42
3.2 Диалог в рамках арт-терапевтического опыта 46
3.3. Перевод материала (процесса и результата творчества) с эмоционального уровня на уровень понимания, формирование смыслов 49
Выводы и рекомендации 54
Заключение 57
Список литературы и источников 58

Литература


1. Амелина А.Н. Арт-терапия в психотерапевтической работе. – М.: Смарт, 2006
2. Амелина А.Н. Метод арт-терапии. – М, 2002
3. Арт-терапия / Сост. и общ. ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2001
4. Балашова А.С. Экспрессиные методы психодиагностики. – М., 2004
5. Буксбаум Р. К истории вопроса о художественном творчестве ду-шевнобольных // Из мира аднаво в другой.- Киев: Сфера 1997.
6. Бычков В. В., Бычков О. В. Эстетика // Новая философская энцик-лопедия. - М.: Мысль, 2001. - Т. 4
7. Винников А.Н. Арт-терапия в работе с подростками. – М., 2005
8. Гильбурд О.А. Избранные очерки эволюционной психиатрии. - Сургут, 2000
9. Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка. Исцеление через искусство. - Спб.: Европейский Дом, 2000
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Спб., Питер, 2000.
11. Дуглас М. Чистота и опасность. – М.: КАННОН-пресс-Ц, 2000.
12. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
13. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - Спб.: Речь, 2001
14. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
15. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002
16. Копытин А.И., Свистовской Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. –М.: Когито-Центр, 2007
17. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 2000.
18. Маргинальное искусство // Сост. А. С. Моргунов. – М.: изд-во МГУ, 1999
19. Методологические основы применения арт-терапии/Под ред. А.Н.Смирновой. – М.: Литера, 2006
20. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. - Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001
21. Перлз Ф. Опыты психологического самопознания. – М, 2003
22. Потетня А.Н.Эмоциональные состояния в арт-терапии. – М.: Ману-скрипт, 2003
23. Психология телесности между душой и телом / Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. - М.: АСТ, 2005
24. Скейфи С. Диалектика арт-терапии // Арт-терапия: хрестоматия. - СПб: Питер, 2001
25. Умаров С.Ю. Условия эффективности применения музыкальной терапии. – М.: Олма-пресс, 2005
26. Хоружий С. С. Герменевтика телесности в духовных традициях и современных практиках себя. – М.: Литера, 2006
27. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – Спб.: Питер, 2001
28. Юнг К.Г. Аналитическая психология .\\\\ История зарубежной пси-хологии: тексты - М. 1986
29. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество. Самосозна¬ние ев-ропейской культуры XX в. М., 1991
1.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Профессиональная идентичность студентов ВУЗа Дипломная 2011 85 1700
Профилактика школьной дезадаптации учащихся средней общеобразовательной школы Дипломная 2011 78 1560
Механизмы формирования имиджа личности Дипломная 2011 84 1680
Влияние синдрома эмоционального выгорания на временную перспективу медицинских работников Дипломная 2011 96 1920
Изменение представлений о будущем у преподавателей с синдромом эмоцинального выгорания Дипломная 2011 111 2220
Образ идеального мужчины при выборе партнера для создания семьи у девушек Дипломная 2011 148 2960
Совершенствование управления конфликтами Дипломная 2011 97 1940
Социальные представления молодежи о жизненных перспективах и ценностях Дипломная 2011 80 1600
Влияние эмоциональных состояний наблюдателя на успешное распознание им эмоций других людей Дипломная 2011 85 1700
Социально-психологические факторы подготовки женщин к беременности, родам и материнству Дипломная 2010 140 3490
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.