Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Педагогика - Профилактика диcграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Профилактика диcграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Педагогика. Курсовая

  • Тема: Профилактика диcграфии у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
  • Автор: olga
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Педагогика
  • Страниц: 73
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: москва
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ
ПРОБЛЕМЫ ДИСГРАФИИ

1.1. Классификация дисграфии

Анализ литературы показывает, что классификация дисграфии осуществ-ляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма.
Выделяют 3 вида дисграфии: акустическую, оптическую, моторную.
При акустической дисграфии отмечается недифференцированность слу-хового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Час-тыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сход-ные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроиз-ношения на письме.
Оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впе-чатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с оп-ределенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. В тяжелых случаях оптической дисграфии письмо слов невозможно. Ребенок пишет только отдельные буквы. В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево.
Моторная дисграфия. Для нее характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительны-ми образами.
Современное психологическое и психолингвистическое изучение процес-са письма свидетельствует о том, что оно является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различного уровня: семантических, языковых, сенсомоторных. В связи с этим выделение видов дисграфии на основе нарушений анализаторного уровня в настоящее время яв-ляется недостаточно обосновано.
Выделенные М.Е. Хватцевым виды дисграфии также не удовлетворяют сегодняшнее представление о следующих нарушениях исьма [56].
1. Дисграфия на почве акустической агнозии и дефектов фонематическо-го слуха. Физиологическим механизмом дефекта является нарушение ассоциа-тивных связей между зрением и слухом, наблюдается пропуски, перестановки, замены букв, а также слияние двух слов в одно, пропуски слов и т. д.
В основе этого вида лежит недифференцированность слухового воспри-ятия звукового состава слова, недостаточность фонематического анализа. Автор объединяет фактически две формы нарушений письма: связанное с нарушением дифференциации звуков и с нарушением фонематического анализа и синтеза.
2. Дисграфия на почве расстройств устной речи («графическое косноя-зычие»). По мнению М. Е. Хватцева, она возникает на почве неправильного зву-копроизношения. Замены одних звуков другими, отсутствие звуков в произно-шении вызывают соответствующие замены и пропуски звуков на письме. М.Е. Хватцев выделяет и специальную форму вследствие «пережитого» косноязычия (когда нарушение звукопроизношения исчезло до начала обучения грамоте или после начала овладения письмом). Чем более тяжелым является нарушение произношения, тем грубее и разнообразнее ошибки письма. Выделение этого вида дисграфии признается обоснованным и в настоящее время.
3. Дисграфия на почве нарушения произносительного ритма. М.Е. Хват-цев считает, что в результате расстройства произносительного ритма на письме появляются пропуски гласных, слогов, окончаний. Ошибки могут быть обу-словлены либо недоразвитием фонематического анализа и синтеза, либо иска-жениями звуко-слоговой структуры слова [56, с. 59].
4. Оптическая дисграфия. Вызывается нарушением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозге. Нарушается формирование зри-тельного образа буквы, слова. При литеральной дисграфии у ребенка нарушает-ся зрительный образ буквы, наблюдаются искажения и замены изолировдевоч-ких букв. При вербальной дисграфии написание изолировдевочких букв являет-ся сохраненным, однако с трудом формируется зрительный образ слова, ребе-нок пишет слова с грубыми ошибками.
При оптической дисграфии ребенок не различает сходные графически ру-кописные буквы: п - к, п. - и, с - о, и - ш, л - м.
5. Дисграфия при моторной и сенсорной афазии проявляется в заменах, искажниях структуры слова, предложения и обусловливается распадом устной речи вследствие органического поражения головного мозга.
Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе ко-торой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена). Выде-ляются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая, на основе на-рушений фонемного распознавания (дифференциации фонем), на почве наруше-ния языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.
1. Артикуляторно-акустическая дисграфия во многом сходна с выделен-ной М. Е. Хватцевым дисграфией на почве расстройств устной речи.
Ребенок пишет так, как произносит. В основе ее лежит отражение непра-вильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме.
Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Чаще всего наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии полиморфного характера. Иногда замены букв в письме остаются и после того, как они устранены в устной речи. В данном случае можно предположить, что при внутреннем проговарива-нии нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как не сформиро-ваны еще четкие кинестетические образы звуков. Но замены и пропуски звуков не всегда отражаются на письме. Это обусловлено тем, что в ряде случаев проис-ходит компенсация за счет сохрдевочких функций (например, за счет четкой слу-ховой дифференциации, за счет сформированности фонематических функций).
2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифферен-циации фонем). По традиционной терминологии - это акустическая дисграфия.
Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким зву-кам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заме-няются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звон-кие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч - т, ч - щ, ц - т, ц - с). Этот вид дисграфии проявляется и в неправильном обозначении мяг-кости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных («писмо», «лубит», «лижа»). Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении, например, о - у (тума - «точа»), е - и (лес - «лис»).
В наиболее ярком виде дисграфия на основе нарушений фонемного рас-познавания наблюдается при сенсорной алалии и афазии. В тяжелых случаях смешиваются буквы, обозначающие далекие артикуляторно и акустически зву-ки (л - к, б - в, п - к). При этом произношение звуков, соответствующих смеши-ваемым буквам, является нормальным.
О механизмах этого вида дисграфии не существует единого мнения. Это обусловлено сложностью процесса фонемного распознавания. По мнению ис-следователей (И.А. Зимняя, Е.Ф. Соботович, Л.А. Чистович), многоуровневый процесс фонемного распознавания включает различные операции.
1. При восприятии осуществляется слуховой анализ речи (аналитическое разложение синтетического звукового образа, выделение акустических призна-ков с последующим их синтезом).
2. Акустический образ переводится в артикуляторное решение, что обес-печивается пропориоцептивным анализом, сохранностью кинестетического восприятия и представлений.
3. Слуховые и кинестетические образы удерживаются на время, необхо-димое для принятие решения.
4. Звук соотносится с фонемой, происходит операция выбора фонемы.
5. На основе слухового и кинестетического контроля осуществляется сли-чение с образцом и затем принимается окончательное решение

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Глава 1. Основные подходы к пониманию проблемы дисграфии.7
1.1. Классификация дисграфии.7
1.2. Симптоматика дисграфии 12
1.3. Нарушение письма и чтения у детей 13
Глава 2. Экспериментальное исследование состояния письма у дошкольников
с общим недоразвитием16
2.1. Цели, задачи и организация экспериментального исследования . . . . . . . . 16
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования . . . . . 18
2.3. Организация и проведение формирующего эксперимента . . . 22
2.4. Результативность контрольного исследования . . . . . . . . . . . ...24
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ...30
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37

Литература

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М.: Владос, 2000. 320 с.
2. Аксенова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1 4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1991. 176 с.
3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Ось 89, 1998. 224 с.
4. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихо-логии. - М., 1994.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Про-свещение, 1968. 111 с.
6. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика/ Комарова Т.С., Баранов С.П./ Учебное пособие М. 1997.
7. Василевская В.Я. Понимание учебного материала детьми вспомогатель-ной школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1968. 293 с.
8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973. 175 с.
9. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 4 классах вспо-могательной школы. М.: Просвещение, 1988. 102 с.
10. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой. М.: Школа Пресс, 1994. 416 с.
11. Выготский Л.С. Избрдевочкие психолоические исследования. т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 554 с.
12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 342 с.
13. Гнездилов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. М. Л.: Учпедгиз, 1967. 245 с.
14. Горбунова С.Ю. Подготовка к обучению грамоте детей с тяжелыми нару-шениями речи. М.: МГОПУ, 1997. 69 с.
15. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, от-стающих в развитии. М.: Педагогика, 1973. 211 с.
16. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи. СПб.: Речь, 2005. 180 с.
17. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2005. 192 с.
18. Еременко И.Г. Познавательные возможности детей вспомогательной шко-лы. Киев, 1972. 87 с.
19. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи детей начальных классов. М.: Владос, 2003. 336 с.
20. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М., 1991. 202 с.
21. Зайцев Д.В., Зайцева Н.В. Основы коррекционной педагогики. Саратов: СПИ, 1999. 291 с.
22. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обу-чении умственно отсталых дошкольников. М.: Бук Мастер, 1993. 191 с.
23. Каше г.А., Никашина Н.А., Шуйфер Р.И., Евлахова Э.А. Исправление не-достатков произношения, чтения и письма у детей / Под ред. Р.Е. Леви-ной. М.: Учпедгиз, 1960. 132 с.
24. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тя-желыми нарушениями речи. М.: Просвещение, 1982. 160 с.
25. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: ИД «М и М», 1997. 286 с.
26. Лалаева Р.И. Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррек-ция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб.: ИД «М и М», 1997. 275 с.
27. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Вла-дос, 2001. 224 с.
28. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. 493 с.
29. Логопедия в школе. Под ред. В.С. Кукушина. М.: Март, 2004. 368 с.
30. Логопедия. Под ред. Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской. М.: Владос, 2002. 680 с.
31. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М.: Ось-89, 2003. 96 с.
32. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 84 с.
33. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просве-щение, 1975. 176 с.
34. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.: Владос, 1997. 304 с.
35. Методы обследования речи. Под ред. Г.В. Чиркиной. М.: Аркти, 2003. 239 с.
36. Морозова Н.Г. Основы обучения и воспитания аномальных детей. М.: Просвещение, 1965. 237 с.
37. Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. Под ред. Е.Ф. Соботович и Е.М. Гопиченко. М, 1979. 115 с.
38. Нудельман М.М. Особенности познавательной деятельности детей вспо-могательной школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. 224 с.
39. Особенности познавательной деятельности детей вспомогательной шко-лы. Под ред. И.М. Соловьева. М. Изд-во АПН РСФСР, 1963. 438 с.
40. Особенности умственного развития детей вспомогательной школы. Под ред. Ж.И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. 187 с.
41. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей олигофренов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. 438 с.
42. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей олигофре-нов. М.: просвещение, 1968. 143 с.
43. Петрова В.Г. Развитие речи детей вспомогательной школы. М.: Педаго-гика, 1977. 200 с.
44. Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно от-сталых школьников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 247 с.
45. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ре-бенка. Под ред. А.Р. Лурия. Т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 443 с.
46. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи детей начальных классов. М.: Владос, 2003. 336 с.
47. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Про-свещение, 1970. 199 с.
48. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Владос, 1995. 256 с.
49. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М.: Владос, 1994. 344 с.
50. Сеченов И.М. Избрдевочкие философские и психологические произведе-ния. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. 477 с.
51. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. М.: Классик Стиль, 2003. 161 с.
52. Соловьев И.М. Вопросы воспитания и обучения умственно отсталых де-тей. М.: Педагогика, 1973. 211 с.
53. Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 100 с.
54. Сухарева Е.Г. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1965. 153 с.
55. Фотекова Т. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников- М. : Айрис-Пресс, 2006. 203 с.
56. Хватцев М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками. М.: АСТ Изд-во Серия «Как воспитать гения». 2006. 560 с.
57. Эдьконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи детей. М.: ИНТОР, 1998. 112 с.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Коллектив, как фактор развития личности Курсовая 2006 30 1500
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников общеобразовательной школы Курсовая 2006 33 1500
Игровая деятельность как средство воспитания Курсовая 2008 46 1500
Понятие величин по курсу математики в начальной школе Курсовая 2007 31 1500
Значение игры в развитии ребёнка-дошкольника Курсовая 2008 27 1500
Использование видеоматериалоа на уроках английского языка Курсовая 2008 37 1500
Наглядные и технические средства обучения на уроках природоведения Курсовая 2005 44 1500
Вплив позитивних емоцій на розуміння навчального матеріалу дітьми молодшого шкільного віку Курсовая 2002 45 1500
Формирование исследовательских навыков старшеклассников на уроках литературы Курсовая 2008 30 1500
Организация эстетического воспитания подростков в профессиональном лицее Курсовая 2008 33 1500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.