Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Искусство и культура - Скифская культура. Проблема становления и развития

Скифская культура. Проблема становления и развития Искусство и культура. Курсовая

  • Тема: Скифская культура. Проблема становления и развития
  • Автор: Витача
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Искусство и культура
  • Страниц: 55
  • Год сдачи: 2004
  • ВУЗ, город: Санкт-Петербургский государственный Университет культуры и искусства
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Проблема происхождения и становления скифского искусства в кругу ее исследователей была и остается спорной и противоречивой. Хотя любая позиция в этой области не производит впечатления недостаточно обоснованной или базирующейся на произвольно выбранных аналогиях. В этой работе была сделана попытка проследить причины и пути возникновения скифского искусства. Это базировалось на основе анализа разных произведений скифского искусства, их взаимосвязи с целой серией других произведений, учета их мотивов не только в рамках скифского искусства, но и тех культур, откуда черпались аналогии, на которых покоится толкование идеи происхождения скифского искусства.

Задача работы предопределила то, что предметы материальной культуры скифов были выстроены в последовательную цепочку порождающих друг друга предположений, на основе которых строилась концепция происхождения скифского искусства и его своеобразия. Сопоставительный анализ различных произведений скифского искусства как фактов показал, что путей происхождения этого искусства было несколько. Самое сильное влияние на формирование скифского искусства, и особенно его звериного стиля, оказало древнее искусство Передней Азии, которое уже с первых шагов на скифской почве было трансформировано стилистически и семантичеси в зависимости от мифологического мировоззрения скифов. Поэтому, не смотря на то, что скифское искусство обогатилось передневосточными элементами и, заимствовав передневосточные приемы и сюжеты, стало по своей форме и содержанию типично скифским. При этом ма-териальная культура скифов не однотипна, она представлена различными, хотя и близкими друг другу, вариантами. Это особенно заметно в произведениях Причерноморской Скифии и скифов Восточноевразийских степей. Древнее переднеазиатское искусство сыграло решающую роль в создании знаменитого скифского «звериного стиля», основного в материальной культуре скифов.

Очевидное влияние скифское искусство испытало в результате тес-ных торговых и культурных связей с греческими Причерноморскими колониями и знакомства с классическим греческим искусством. Но и в этом случае заимствования (сюжетные и технические) кардинально перерабатывались скифскими мастерами в соответствии с запросами и миропониманием скифского общества.

Скифский звериный стиль в своей основе всегда оставался глубоко оригинальным и самобытным явлением. Судьбы его определялись не в греческих полисах, а в степях Причерноморья. Полностью в скифском духе исполнялись произведения, предназначенные для скифского рынка, но выполненные греческими мастерами. Правда, в IV в. до н. э. греческие мастера выполняли произведения с отступлением от канонов, принятых в скифском искусстве. Греческое влияние обогатило скифское искусство многофигурными композициями и придало звериному стилю некоторую мягкость форм.

Скифское искусство и, в частности, звериный стиль гибнет не из-за греческого влияния. Он прекращает свое существование в III в. до н. э. в то время, когда окончательно иссякли питавшие его истоки, когда начинается лишь однообразное повторение старых мотивов, когда из него ушла жизнь. Это характерно не только для Причерноморской Скифии, но и для других районов евразийских степей, где был распространен звериный стиль.

В Скифии звериный стиль погиб окончательно, не оставив наследников. Но все же скифское искусство не умерло полностью, и не потому что оно продолжает до сих пор восхищать, а потому что его отдельные сюжеты и мотивы возродились в искусстве различных стран, в том числе в искусстве древних славян и Древней Руси. Зооморфные отголоски искусства Скифии обнаруживаются в древнеславянских украшениях, таких, как серьги, рясна, колты. Это характерно для шейных гривн и привесок, особенно для зооморфных полых шумящих привесок, для фибул, булавок, служивших застежками верхней одежды. В древнеславянских и древнерусских витых, плетеных, крученых и литых браслетах можно усмотреть технические приемы, характерные аналогичным предметам скифского искусства. Элементы скифской культуры, в том числе отголоски звериного стиля, обнаруживаются в перстнях, особенно печатных. Даже в таких вещах, как пряжки, поясные накладки, ременные разделители и кольца, много общего с аналогичными скифскими вещами по форме и декору. Различные детали костюма: пуговицы, бубенчики, грузики тоже имеют детали декора, характерного для скифского искусства. Элементы зооморфного изображения украшают крышки различных коробочек. Отметим, что в декоре самых различных предметов есть изображения птиц, травоядных, хищных и фантастических животных. В декоративно-прикладных древнерусских предметах утилитарного и культового назначения использовались зооморфные и антропоморфные сюжеты.

Отголоски антропоморфных скифских каменных изваяний можно усмотреть в древнеславянских деревянных и каменных идолах, хотя их назначение у славян было иное. Можно с полным основанием утверждать, что у истоков славянского искусства было много точек соприкосновения со скифской культурой. Целый ряд ее художественных форм перешел, претерпев сильные изменения, в искусство славянских племен, хотя в целом это не могло изменить самостоятельного и самобытного художественного облика произведений славянского декоративно-прикладного искусства.

В целом, на основе того, что мы знаем о скифском искусстве, создается впечатление, что история его не открыта и не прочитана в полном объеме, что нам, в лучшем случае, известна его дальнейшая история, а предысторию еще предстоит раскрыть. Но на сегодня передневосточная версия происхождения скифского искусства остается предпочтительной, хотя в целом вопрос остается открытым. Просто на сегодня этот вариант остается более правдоподобным, чем остальные. Как отмечалось выше, скифы исползовали традицию Восточной Азии, приспособив ее в соответствии со своими воззрениями, верованиями, вкусами и потребностями. В результате неоднозначных процессов сложилось собственно скифское искусство, которое затем распространилось по всем евразийским степям. Скифское искусство это художественное новообразование, аналогов которому нет у других народов.

Содержание

Проблемами изучения скифского искусства занимались многие зарубежные и отечественные ученые. Вопросам мифологии, религии и особенностям скифского искусства посвятили свои исследования Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский, А. М. Хазанов, А. И. Шкурко, Е. В. Черненко, Э. В. Яковенко, И. В. Яценко, Г. А. Федоров-Давыдов, Б. В. Фармаковский, Н. Кондаков, И. Толстой, А. И. Тереножкин, Д. С. Раевский, М. И. Ростовцев и многие другие. Скифологи обращались и обращаются к разным аспектам этнографии, расселения, культуры и искусства скифов. Среди прочих проблем скифского искусства, рассматриваемых, например, Д. С. Раевским, он обратился к практи-чески неизученной проблеме, касающейся модели мира скифской культуры . Он же занимался реконструкцией скифской мифологии , а также семантикой некоторых образов скифского звериного стиля , . Ему же принадлежат изыскания в области скифских каменных изваяний, их места в системе религиозно-мифологических представлений ираноязычных народов евразийских степей . Ростовцев М. И. занимался вопросом монархической власти в Скифии и интерпретировал отдельные предметы скифского искусства, как, например, Воронежский серебряный сосуд . А. И. Тереножкин посвятил свои труды изучению скифских древностей и общественному строю скифов . Немало о культуре и искусстве кочевников Евразийских степей написано Г. А. Федоровым-Давыдовым . Семантикой скифского искусства и проблемами ее интерпретации занимались А. М. Хазанов и А. И. Шкурко , . Вопросам скифского вооружения посвящены работы Е. В. Черненко . Проблемам происхождения скифского искусства посвящены некоторые труды М. И. Артамонова , . Отметим, что практически нет такой области скифского искусства, которой бы в большей или меньшей степени не занимались отечественные скифологи. Тем не менее, в этой области достаточно проблем и нерешенных вопросов. О дискуссионных проблемах отечественной скифологии говорят сами ученые, например, Д. С. Раевский, И. В. Яценко .

Литература

Артамонов М. И. Киммерийцы и скифы (от появления на исторической арене до конца IV века до н.э.) / М. И. Артамонов. Л.: Наука, 1974.

Археологический борник / Под ред. Б. Б. Пиотровского. Л.: Искусство. 1983. № 24.

Бессонова С. С. Религиозные представления скифов / С. С. Бессо-нова. Киев: Наукова Думка, 1983. 140 с.

Бонгард-Левин Г. М. От Скифии до Индии / Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский. М.: Мысль, 1983. 200 с.

Граков Б. Н. Скифы / Б. Н. Граков. М.: Наука, 1971.

Ельницкий Л. А. Скифия евразийских степей / Л. А. Ельницкий. Новосибирск: Наука, 1972.

Жебелев С. А. Северное Причерноморье / С. А. Жебелев. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1953.

Ильинская В. А. Скифия / В. А. Ильинская, А. И. Тереножкин. Киев: Наукова Думка, 1986.

Кияшко В. Я. Скифские изваяния / В. Я. Кияшко, В. С. Оль-ховский. Киев: Наукова Думка, 1978.

Кондукторова Т. С. Антропология древнего населения Украины / Т. С. Кондукторова. М.: Наука, 1972.

Куклина И. В. Этнография Скифии по античным источникам / И. В. Куклина. Л.: Наука, 1985.

Луконин В. Г. Искусство Древнего Ирана / В. Г. Луконин. М.: Наука, 1977.

Раевский Д. С. Модель мира скифской культуры / Д. С. Раевский. М.: Наука, 1985. 256 с.

Раевский Д. С. Скифские каменные изваяния в системе рели-гиозно-мифологических представлений ираноязычных народов евразийских степей: Средняя Азия, Кавказ и зарубежный Восток в Древности. / Д. С. Раевский. М.: Наука, 1983.

Раевский Д. С. Скифо-авестийские мифологические параллели и сюжеты скифского искусства. Искусство и архитектура Ирана: Доклады Всесоюзной конференции / Д. С. Раевский. М.: Наука, 1971.

Раевский Д. С. О семантике одного из образцов скифского искусства. Новое в археологии: Сборник статей, посвященных 70-летию А. В. Арциховского. М.: Наука. 1972.

Ростовцев М. И. Курганные находки Оренбургской области эпохи раннего и позднего эллинизма / М. И. Ростовцев. СПб., 1918.

Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия / Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1979.

Смирнов А. П. Скифия / А. П. Смирнов. М.: Наука, 1966.

Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время: Археология СССР / Под ред. Б. А. Рыбакова. М.: Наука, 1989. 464 с.

Тереножкин А. И. Общественный строй скифов. Скифы и Сарматы. / А. И. Тереножкин. Киев: Наукова Думка, 1977.

Тереножкин А. И. Киммерийцы. / А. И. Тереножкин. Киев: Наукова Думка, 1976.

Тереножкин А. И. Скифская культура / А. И. Тереножкин. М.: Наука, 1971. (Проблемы скифской археологии).

Федоров-Давыдов Г. А. О сценах терзаний и борьбы зверей в па-мятниках скифо-сибиского искусства: Успехи среднеазиатской археоло-гии. Вып. 3. / Г. А. Федоров-Давыдов. Л., 1975.

Формозов А. А. Археологические путешествия / А. А. Формозов. М.: Наука, 1974.

Хазанов А. М. Социальные и религиозные основы скифского ис-кусства. / А. М. Хазанов, А. И. Шкурко. М.: Наука, 1976.

Хазанов А. М. Семантика скифского искусства и проблемы ее ин-терпретации: Тезисы докладов / А. М. Хазанов, А. И. Шкурко. М.: Нау-ка, 1979.

Черненко Е. В. Скифские лучники / Е. В. Черненко. Киев: Нау-кова Думка, 1981. 165 с.

Черников С. С. Загадка золотого кургана. / С. С. Черников. М.: Наука, 1965.



Статьи

Артамонов М. И. Происхождение скифского искусства / М. И. Артамонов // Советская археология. 1968. № 4.

Артамонов М. И. Антропоморфные божества в религии скифов / М. И. Артамонов // Археологический сборник Государственного Эрми-тажа. Вып. 2. Л., 1961.

Артамонов М. И. Скифо-сибирское искусство звериного стиля / М. И. Артамонов // Проблемы скифской археологии. М., 1971.

Археология СССР: Свод археологических источников. Вып. Д 1-33 / Сост. Галанина Л. К. М.: Наука, 1977. 65 с.

Дебец Г. Ф. О физических типах людей скифского времени / Г. Ф. Дебец // ПСА, 1974.

Елагина Н. Г. Скифские антропоморфные стелы / Н. Г. Елагина // Советская археология. 1959. № 2.

Ильинская В. А. Современное состояние проблемы скифского звериного стиля / В. А. Ильинская // Скифо-Сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М.: Наука, 1976. С. 9 29.

Ильинская В. А. Образ кошачьего хищника в раннескифском ис-кусстве / В. А. Ильинская // Советская Археология, 1971. № 2. С. 64 85.

Ильинская В. А. Старшая Могила // Советская Археология, 1951. № 5. Табл. III, 7.

Куклина И. В. Ранние известия о скифах и киммерийцах / И. В. Куклина // Вестник древней истории. 1981. № 2.

Лелеков Л. А. Наследие звериного стиля в искусстве Средневеко-вья и Древней Руси / Л. А. Лелеков // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М.: Наука, 1976. С. 258 270.

Пиотровский Б. Б. Скифский мир / Б. Б. Пиотровский // Курьер. 1977. Янв. С. 4 8. (Скифы).

Попова Е. А. Об истоках традиций и эволюции форм скифской скульптуры / Е. А. Попова // Советская Археология, 1976. № 1. С. 108 121.

Раевcкий Д. С. Из области скифской космологии (опыт семантической интерпретации пекторали из Толстой Могилы) / Д. С. Раевский // Вестник Древней истории. 1978. №3.

Раевcкий Д. С. Искусство и мифы скифов / Д. С. Раевский // Курь-ер. 1977. Янв. С. 15 16.

Раевcкий Д. С., Яценко И. В. Некоторые аспекты скифской про-блемы (обзорная статья) / Д. С. Раевcкий, И. В. Яценко // Народы Африки и Азии. 1980. № 5, № 6. (Дискуссионные проблемы отечественной скифологии).

Ростовцев М. И. Представление о монархической власти в Скифии и на Боспоре / М. И. Ростовцев // Известия археологической комиссии. СПб., 1913. Вып. 49.

Ростовцев М. И. Воронежский серебряный сосуд / М. И. Ростовцев // Материалы по археологии России. СПб., 1914. № 34.

Хазанов А. М. Золото скифов / А. М. Хазанов. М.: Советский ху-дожник, 1975. 144 с.: ил.

Шкурко А. И. Кольцо хищника в искусстве лесостепной Скифии // Советская Археология, 1969. № 1. С. 31 39.

Шульц П. Н. Скифские изваяния Причерноморья / П. Н. Шульц // Античное общество. М., 1967. С. 26 38.

Яценко И. В. Искусство скифских племен Северного Причерноморья / И. В. Яценко // Искусство народов СССР. М.: Наука, 1971. С. 99 136.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Композиционные приемы в творчестве В. И. Сурикова Курсовая 2008 23 1500
Вольфганг Амадей Моцарт Курсовая 2008 21 1500
Состояние и пути совершенствования скд мариинского театра с помощью информационно-просветительских методик Курсовая 2008 30 1500
Русская историческая живопись XVIII века Курсовая 2008 30 1500
Голливуд Курсовая 2007 25 1500
Памятники Французской Готики Курсовая 2008 21 1500
Проблемы современного театра. Курсовая 2008 35 1500
Характеристика творчества П.Пикассо отечественными и зарубежными критиками. Курсовая 2008 27 1500
Памятники Французской Готики ( с приложениями) Курсовая 2008 21 1000
Мастер и Маргарита Курсовая 2010 24 1500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.