Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Культурология - Влияние музыки на развитие духовного мира личности на примере хорового пения

Влияние музыки на развитие духовного мира личности на примере хорового пения Культурология. Дипломная

  • Тема: Влияние музыки на развитие духовного мира личности на примере хорового пения
  • Автор: Феоктистова Надежда
  • Тип работы: Дипломная
  • Предмет: Культурология
  • Страниц: 68
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: УРАО
  • Цена(руб.): 800 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Актуальность темы. Музыка является неотъемлемой частью жизни человеческого общества, имеет огромную силу эмоционального воздействия, играет большую роль в формировании внутреннего нравственного облика и духовного мира человека. На протяжении всей истории человечества музыка занимала одно из основных мест как система формирования личности. Она рассматривалась как часть мироздания, подчиненная всеобщим законам Вселенной. Музыка – это едва ли не первое явление окружающего мира, которое эмоционально воспринимается ребенком. Несмотря на то, что это лишь подсознательное восприятие, он сразу начинает разделять музыку на «хорошую» и «плохую», т.е. на ту, которая ему нравится и ту, которая ему не нравится, и, соответственно, проявляет свое удовольствие или, наоборот, огорчение. Таким образом, музыка оказывает сильное воздействие на его настроение и поведение. Она является неиссякаемым источником, способным разбудить чувства, воображение, фантазию, а также повлиять на мировоззрение. Музыка обращена ко всем и к каждому. Ее взаимосвязь с личностью чрезвычайно глубока и дифференцирована. Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими видами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирования вкуса. Трудно переоценить сегодня значение музыки в эстетическом, нравственно-духовном и патриотическом воспитании людей. При общении с музыкой человек автоматически присваивает себе общечеловеческие ценности, вначале на подсознательном, а затем и на сознательном уровне осуществляется преобразование личности, постольку поскольку музыкальное искусство в силу своей природы позволяет познать, эмоционально пережить явления окружающего мира в их диалектической взаимосвязи. Музыкальное искусство является неотъемлемым фактором познания истины, добра и красоты. Музыка выдвигает на авансцену роль восприятия. Восприятие основано на активном пробуждении в человеке его эмоций, мыслей, миропонимания; будит в нем ассоциации, почерпнутые из его личной жизни, всю цепь чувств, переживаний, испытанных им ранее. Мир человека входит важнейшей составной частью в мир, создаваемый композитором. Воспитание способности к адекватному восприятию музыкального произведения позволяет развить способность к адекватному восприятию окружающего мира и человека в нем. К сожалению, до последнего времени воспитательная роль музыки в процессе формирования личности испытывает постоянную тенденцию к утере самостоятельной ценности. Сегодня многих, особенно молодежь, захлестнула «железная музыка» - лязг железа и шум ударных. Любой школьник назовет исполнителей зарубежной и отечественной поп-музыки. Но не назовет наших, всемирно известных, профессиональных певцов, музыкантов, композиторов и не споет, фактически, ни одной народной песни. Положение резко усугубляется тем, что в старших классах задолго до окончания школы обязательные уроки музыки прекращаются и в сознании подростков господствуют средства массовой информации. Безусловно, средства массовой информации оказывают огромное влияние на формирование музыкального вкуса. Представленные наиболее полно в музыкальной массовой культуре, они ориентированы преимущественно на удовлетворение развлекательных потребностей, на передачу упрощенного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя. Горько признаваться в том, что современная поп-культура затягивает людей в мир отчужденности от понимания значимости слова «музыка», ее огромной силы воздействия на приобретение и сохранение духовных ценностей. Музыка не диктует конкретных поступков, но от нее во многом зависит, какие силы она придаст жизни, что высвободит, а что оттеснит вглубь сознания. Процесс воздействия музыки на формирование личности следует усилить. Ведь музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Необходимо остановить волну духовной опустошенности детей и молодежи и далеко не последнюю роль в этом может играть хоровое пение. Как форма духовной культуры и специфический вид музыкальной деятельности человека хоровое пение обладает большим социокультурным потенциалом, определяющим его значение в жизнедеятельности общества, влияя на все стороны сознания и деятельности человека, улучшая, совершенствуя и облагораживая его внутренний духовный мир. Таким образом, актуальность изучения данной темы является очевидной. Изучение теории воспитательной функции музыки позволяет обнаружить механизмы ее воздействия на личность, создает базу для философско-педагогических обобщений. Объект исследования – музыка как целостный феномен культуры. Предмет исследования – функции музыки и ее влияние на развития духовного мира на примере хоровой музыки. Цель дипломной работы заключается в изучении влияния музыки на личность, ее роль в формировании духовного мира человека. Определение роли и места музыки в современном обществе в контексте его социально-экономической трансформации. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: - рассмотреть специфику музыки как вида искусства; - изучить историю развития музыки, ее значение в художественной культуре и место в синтетических видах искусства; - рассмотреть отдельные виды музыкального искусства; - изучить значение музыки в жизни человека; - изучить роль музыки в формировании духовного мира человека на примере хорового пения. Степень изученности проблемы: Еще издревле человечество пыталось постичь тайны музыкального искусства в его специфическом воздействии на человека, что породило в свое время разнообразие философско-эстетических концепций. Начиная с Пифагора в античности этой проблемой занимались Платон, Аристотель и их последователи. В Средние века проблеме функций музыки уделяли внимание Климент Александрийский и его приемник Афанасий, Августин Аврелий и Григорий Великий, Боэций, Бернар Клервосский, Фома Аквинский и др. В Новое время этой проблемы касались Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Дж. Б. Вико, Э.Б. де Кондильяк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А.Г. Баумгартен, И.Г Зульцер, М. Мендельсон, Г.Э. Лессинг, и др. Великие немцы И. Кант, И.В. Гете, Ф. Шиллер, Г.В.Ф. Гегель также не обошли стороной эту проблему. Проблема функций музыки выше перечисленными мыслителями решалась в рамках общефилософских проблем и теорий, а также, начиная с эпохи Возрождения, в рамках проблемы функций искусства. Проблемой становления музыки как искусства в наши дни занимались О.А.Апраксина, О.П. Радынова, Г.Я. Лешакова, В.С. Уколов, Е.Л. Рыбалкина, Л. Школяр, А.Г. Юсфин и многие другие ученые. Научная новизна работы заключается в следующих результатах: - разработана последовательность познавательных процедур функций музыки как целостного феномена культуры. Эта последовательность состоит из: установления сущности музыки и места в картине мира; выявления функций музыки; - выявлены и проанализированы функции музыки. Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней выводы являются основанием для теоретических и эмпирических исследований проблем, связанных с ролью музыки в формировании духовного мира человека. Методы исследования. Поскольку музыка выступает как целостный феномен культуры, то в качестве исходного методологического основания исследования выступил целостно-системный подход, использовались аналитический, исторический, сравнительный методы изучения. Структура работы отражает логику исследования и порядок решаемых задач. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка источников и литературы и приложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА 8 1.1. Специфика музыки как вида искусства 8 1.2. История развития музыки 15 1.3. Жанры музыки и ее место в художественной культуре 25 ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 36 2.1. Значение музыки для принятия социального опыта и возвышения в человеке чувства добра и справедливости 36 2.2. Значение музыки для познания мира и формирования чувства прекрасного 39 ГЛАВА 3. ХОРОВОЕ ПЕНИЕ, ЕГО СПЕЦИФИКА И ТРАДИЦИИ В РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ 46 3.1. Хоровое пение, как музыкальное искусство 46 3.2. Воспитывающая и организующая сила хоровой музыки и ее роль в формировании духовного мира человека 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58 ПРИЛОЖЕНИЯ 68

Литература

Источники 1. Аристотель. Поэтика. - М.: 1957. 2. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. T.I. - M.: Искусство, 1968. 3. Кант И. Критика способности суждений. - СПб., 1995. 4. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 5. - М., 1966. 5. Руссо Ж.-Ж. Рассуждение, способствовало ли возрождение науки и искусств улучшению нравов?// Руссо Ж.-Ж. Избр. соч: В Зт.-T.I. -M., 1961. 6. Сухомлинский В. А. Избран. пед. соч. в 3-х т. – Т.1. – М., 1979.– 560 с. 7. Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1975. 8. Шопенгауэр А. О сущности музыки. Выдержки из соч. Шопенгауэра под. Историко-эстет. секции и со вступ. статьей К. Эйгес. – Петроград, Музыкальное государственное издательство, 1919. Литература 1. Античная музыкальная эстетика. - М., 1960. 2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 224 с. 3. Арановская И.В. «Адекватность» музыкального восприятия как педагогическая проблема // Музыковедение. - 2004. - №1. 4. Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Муз. современник. Вып. 6. М.: Сов. композитор, 1987. 5. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Просвещение, 1989. - 224с. 6. Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX веков. – Л., 1986. 7. Асафьев Б.В. Избранные труды. М., 1952. Т. 1. 8. Барышева Т.А. Эмпатия и восприятие музыки // Вз-е искусств в пед. процессе: Межвуз. Сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1989 - 156 с. 9. Бахтизина Д. И., Канапацкий А. Я. Истинность музыки: философско-онтологический аспект / Д.И.Бахтизина, А.Я. Канапацкий.- Уфа: РИО БашГУ, 2006.- 100 с 10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. 11. Беляева-Экземплярская С. Н. О психологии восприятия музыки. Типы восприятия // Музыкальная психология: Хрестоматия. - М., 1992 - 210 с. 12. Бечак Б.А. Воспитание искусством. М.: Просвещение, 1981. – 280 с. 13. Борев Ю. Б. Эстетика.- 4-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1988.- 490 с. 14. Веккер, Л. М. Восприятие и основы его моделирования / Ленингр. гос. ун-т им. А. А. Жданова. - Л. : Издательство Ленинград. ун-та, 1964. - 194 с. 15. Вендрова Т.Е., Писарева И.В. Воспитание музыкой.- М.: 1991. - 50 с. 16. Воробьева Т.В. Художественное восприятие как форма общения: Дис. ....канд. филос. наук. - Л. , 1983. - 185 с. 17. Восприятие музыки: Сб. статей / Под ред. В.Н. Максимова. М.: Музыка, 1980 - 256 с. 18. Выготский Л.С. Психология искусства /Л.С.Выготский. – М., 1987. 19. Гофман Э. - Т.А. Мысли о высоком значении музыки. // Искусство в школе. - 1992. - №2. с. 51-54. 20. Денисова, А.Б. Бытие музыкального образа: онтолого-гносеологический анализ: автореф. ... канд. филос.. наук. – Казань, 2000. – 16 с. 21. Дмитриева Л.В., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989 - 206 с. 22. Зорилова Л.С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре и музыкальном искусстве / Л. С. Зорилова; Федер. агентство по культуре и кинематографии. - Москва: Академический Проект: Альма Матер, 2008. - . - 253 с. 23. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. - М.: Смысл, 2001.- 252с. 24. Из истории русской и советской музыки. Вып. 1–3. – М., 1971–1978. 25. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. 2 - е изд. Испр. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 206 с. 26. Каган М. Музыка в мире искусств // Советская музыка. - М., 1987. № 3. 27. Кадцин Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М.: Высш. Шк., 1990. - 303 с. 28. Коломиец, Г. Г. Ценность музыки: философский аспект/ Г. Г. Коломиец. - Изд. 2-е. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 531 с. 29. Конен В. Третий пласт: новые массовые жанры в музыке ХХ в / В.Конен - М.: Музыка, 1994. – 80 с. 30. Косичев А. Д., Платонов Г. В. Духовность и проблема воспитания // Высшее образование в России. – 1998. – № 1. – С. 124-127. 31. Краткий музыкальный словарь / Сост. А. Должанский. – М., 1964. 32. Критская Е. И вновь о сверхзадаче // Музыка в школе. – 1987. – № 2. – С. 6 –11. 33. Лежнева Т.М. Социокультурный потенциал хорового искусства // Художественное образование, эстетическое воспитание и культура в XXI веке: Материалы международной научно-практической конференции. Сборник научных статей. – Чита: изд-во ЗабГГПУ, 2006. – Ч. 1. - с. 98-104. 34. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я.Лернер. – М.: Педагогика, 1981. - 185с. 35. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года (Средние века): Учебник в 2-х тт. Т. 1. - М.: Музыка, 1983. - 696 с. 36. Лосев А.Ф. Античная музыкальная эстетика // Античная музыкальная эстетика. - М., 1960. 37. Медушевский В.В. Музыка в семье искусств // музыкальное воспитание в школе. – 1984. - № 1. - 31-35. 38. Медушевский В.В. Таинственные энергии музыки // Музыкальная академия. - 1992. - № 3. - с. 54-57. 39. Мелик - Пашаев А.А. Тайны музыки в контексте педагогики //Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы международной конференции «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития» / Под ред. Е.Д.Критской, Л.В.Школяр. - М., 1999. 40. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения. - М., 1986. 41. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Сост., общ. вступ. ст. В.П.Шестакова. - М.: Музыка, 1966. - 547 с. 42. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. Сборник текстов. М.: Музыка, 1971. - 688 с. 43. Музыкальное воспитание в школе/ Сост. О.А. Апраксина – М., 1978. Вып.13. 44. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 383 с. 45. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 368с. 46. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба / Л.С. Переломов. – М.: Наука, 1993. - 478 с. 47. Проблемы музыкального мышления.- М.: Музыка, 1974.- 336с. 48. Радынова О.П. Слушаем музыку. М.: Просвещение, 1990. - 158 с. Радя, В.В. Основания генезиса музыки в первобытности: дис. ... канд. искусств. наук / В. В. Радя. – Екатеринбург, 1999. – 24 с. 49. Раппопорт С.Х. Природа искусства и специфика музыки // Эстетические очерки: Избранное. М., 1980. 50. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции: 2-е изд. – М.: Музыка, 1972. - 168 с. 51. Романовская, Т.Б. Музыка, неслышимая музыка, неслышимое в музыке и наука / Т.Б. Романовская; отв. ред. Е.В. Пермяков // Музыка и незвучащее. – М.: Наука, 2000. – с. 14-24. 52. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки: Ст. и исслед. - Л.: Совет. композитор, 1980. - Вып. 1. - 296 с. 53. Сохор А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы / А.Сохор; Ред.-сост. Д. Дараган. ЛГИТМИК // Вопросы социологии и эстетики музыки: Ст. и исслед.. – Л.: Сов. композитор. Ленинград. отделение, 1983. – Вып. III. – с. 129-142. 54. Сохор, А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки / А.В. Сохор. – Л.: Советский композитор, 1981. – 293 с. 55. Тарасова Г.С. О двух подходах к развитию восприятия музыки // Психол. журн. 1994., т. 15. № 6. с. 130-132. 56. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961. - 536 с. 57. Уколов В.С., Рыбакина Е.Л. Музыка в потоке времени. М.: 1988. – 370 с. 58. Фарбштейн А.А. Музыка и эстетика. Философские очерки о современных дискуссиях в марксистском музыкознании. - Л. Изд-во Музыка. 1976. 208 с. 59. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учебное пособие.- СПб.: Лань, 2000.- 320 с. 60. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. Монография. В двух томах. Долгопрудный, «Аллегро-пресс», 1994 (2-е изд.: однотомник (344 с.), Бишкек, «Фонд Сорос-Кыргызстан», Фирма «Айбек»,1996). 61. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Долгопрудный, 1994, вып. І, с. 23-28. 62. Шерстнева О.А. Музыкально-эстетическое воспитание личности.// Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 4. 1998. с. 85-98 63. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. // Дошк. восп. 1992. №9-10. с. 39-42 64. Эстетическое воспитание в современном мире (теория и практика эстетического воспитания за рубежом). М., 1991. - 237 с.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Забытые радиостанции 90х история станции М-Радио Дипломная 2010 57 1140
Знаки и символы советской культуры в современной России Дипломная 2011 67 1340
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.