Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Риторика - Софисты-создатели античной риторики

Софисты-создатели античной риторики Риторика. Реферат

  • Тема: Софисты-создатели античной риторики
  • Автор: Валерий
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Риторика
  • Страниц: 21
  • Год сдачи: 2007
  • ВУЗ, город: РУДН(Москва)
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Введение
Речь как средство общения играет важнейшую роль в жизни человека. С помощью речи реализуется фундаментальная общественная потребность обмен информацией между людьми. Будучи неразрывно свя¬занной с мышлением, речь является средством само¬выражения и воздействия на окружающих. По тому, что и как говорит человек, мы судим об уровне его развития и культуры.
Силу слова люди опознали еще в древности. С появлением же элементов духовной культуры и де¬мократии в античном мире возникла потребность учиться умению убеждать. Так в Древней Греции возникла соответствующая наука - риторика, основ¬ным назначением которой являлась разработка при¬емов убеждения. Уже в 4 веке до н. э. риторика достигла значительной степени развития.
Величайшие умы античности - Сократ, Платон, Ари¬стотель - внесли неоценимый вклад в становление и развитие этой науки. Положение риторики в системе знаний определяется неразрывной связью ее с такими науками, как логика, этика, философия, психология. Убеждение построено на законах логики и знании психологии человека. Вы¬дающиеся философы заложили диалектические осно¬вы науки убеждать. Характерно следующее высказывание Платона: «Красноречие собрало силу всех искусств».
Аристотель, Демосфен, Цицерон сформулировали высокие этические требования к оратору и произно¬симой им речи. Залогом успеха оратора является систематическое пополнение им своих знаний и не¬устанная работа над собой. Один из величайших ор¬торов - Цицерон - объяснил что так: «Трудности красноречия объясняются тем, что красноречие рож¬дается из очень многих знаний и стараний» [2, с. 8].


1. Кто такие софисты
Профессиональных учителей красноречия называли софистами. В числе других теорию риторики активно разрабатывал философ-софист Протагор (ок. 490-ок. 420 гг. до н.э.) из Абдер во Фракии. Он одним из первых стал применять диалогическую форму изложе¬ния, при которой собеседники в споре защищают про¬тивоположные взгляды. Протагор классифицировал выражения на вопросы, ответы, приказания, просьбы.
Учителем красноречия, теоретиком ораторского искусства был и древнегреческий софист Горгий (ок. 483 - ок. 375 гг. до н.э.) из Леонтин, который подчеркивал силу слова и роль языка в ораторском искусстве. Написанный им учебник риторики не со¬хранился.
Отношение к софистам было двойственным. Вначале слово «софист» обозначало вообще человека талантли¬вого, способного проявить себя в какой-либо деятель¬ности, опытного в определенном искусстве. Софисты учили правилам логического мышления, приемам до¬казательства и опровержения.
Однако очень скоро главными их заботами стали подбор и применение различного рода уловок, с помо¬щью которых можно добиться победы над противником, доказать любое положение, каким бы нелепым оно ни было. Например, утверждая, что сделать необразован¬ного человека образованным - значит убить его, софист рассуждал следующим образом: «Став образованным, он уже не будет тем, чем был». Если софиста уличали во лжи, он выворачивался примерно так: «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя ска¬зать, следовательно, никто не может лгать» [2, с. 9].
«Вор не желает приобрести ничего дурного. При¬обретение хорошего есть дело хорошее, следователь¬но, вор желает хорошего», «Лекарство, принимаемое больным, есть добро. Чем больше делать добра, тем лучше. Значит, лекарства нужно как можно больше». Нелепость этих утверждений очевидна [2, с. 9].
Софисты, с одной стороны, нужны были афинским гражданам, так как помогали им овладеть искусством мышления, обучали умению говорить, убеждать, спо¬рить. Но, с другой стороны, беспринципность софис¬тов вызывала к ним недоверие и даже враждебность.
Софисты не представляли собой единой идеологичской или политической группы, это были странствующие философы, обу¬чавшие за плату искусству спора, доказательства, красноречию, хорошему слогу, мудрости (в переводе с древнегреческого со¬фист «мудрец»). Софисты обращались к проблемам этики, политики, призывали изучать человека, его сильные и слабые стороны, разум, приемы логики. Последние они доводили до совершенства.
Однако софисты еще с античных времен заслужили репутацию «лжемудрецов», людей без устойчивых моральных принципов, под¬час просто ловкачей в споре, хитрых спорщиков. Поскольку со¬фисты были несомненными прагматиками в жизненных ситуаци¬ях, их учением и особенно их практикой в дальнейшем истори¬ческом развитии риторики воспользовались те социальные груп¬пы, которым не чужда была прагматика, житейские интересы, меркантильность, эгоистические побуждения. Альтруизм, спра¬ведливость себе в ущерб не привлекали софистов.
Черты риторического идеала софистов следующие [2, с. 10].
1. Софисты допускали использование эристики, т. е. любых средств для достижения своей цели, для победы в споре. Эристические средства, приемы разрешались во всех видах ораторства, художественной литературе, пропаганде, а в наши дни ими не брез¬гует массовая информация и особенно реклама. Следовательно, каждый читатель, слушатель, собеседник нуждается в защите: ему необходимо уметь различать эристические приемы. Однако эристика подвергалась запрету даже со стороны греческих софистов в некоторых риторических ситуациях: была за¬прещена ложная молва, т. е. сплетня, запрещались слухи (но как с ними бороться?), запрещались интрига, ложная проповедь ересь. Софисты отмежевывались от клеветы, лжесвидетельства, от подчеркивания физических недостатков противника, его прошлых не¬удач, особенно в семейной жизни, и иных подлостей. Известно, что распространение ложных слухов, клевета излюбленное оружие холодной войны и беспринципной политики. Ведь сплетни, слухи, клевета (в современном понимании «компро¬мат») направлены против личности, пачкают доброе имя, лиша¬ют человека душевного равновесия, толкают на необдуманные шаги, что, разумеется, радует клеветника.
Эристические средства в цивилизованных странах запрещены законом, но их опасность в том, что бывает очень трудно дока¬зать, например, источник молвы, слухов. Многие приемы опорочивация противника, его унижения, разные уловки и хитрости юридически переданы в сферу совести каждого инди¬вида, на суд общественности.
2. Софистическая норма допускает и такие приемы, как чрез¬мерное восхваление одних лиц и охаивание других, необъектив¬ный подбор фактов, гипноз прославленных имен, расчет на не¬компетентность слушателей, на их неспособность следить за речью высококвалифицированного противника, на некоторые низмен¬ные порывы неподготовленных людей.
Софистов принято делить на старших и младших. Среди старших выделялись Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Ксениад. Все они современники пифагорейца Филолая, элеатов Зенона и Ме¬лисса, физиков Эмпедокла, Анаксагора, Левкиппа. От многочисленных сочинений софистов сохранилось немного.
Старшие софисты. Протагор
Протагор был профессиональным преподавателем риторики и эри¬стики искусства речи и искусства спора. Протагору принадлежало более десятка сочинений. Среди них «О сущем», «О науках», «О государстве», «О богах», «Прения, или Искус¬ство спорить», «Истина, или Ниспровергающие речи». Ни одно из них до нас не дошло за исключением лишь небольших фрагментов. Важ¬нейшими источниками наших знаний о Протагоре и его учении являются диалоги Платона «Протагор» и «Теэтет» и трактаты Секста Эмпирика «Против ученых» и «Три книги пирроновых положений». В этих трактатах проскальзывает краткая, но вместе с тем совершенно незаменимая характеристика важнейших моментов мировоззрения Протагора. Из всех онтологических принципов релятивизма Протагор сделал смелый гносеологический вывод. Если все меняется и переходит в противоположное себе, то о каждой вещи возможны два противоположных мнения.. Диоген Лаэртский сообщает, что Протагор «первый сказал, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу» [5, с. 18], чем, согласно Клименту, оказал большое влияние на развитие эллинского мировоззрения: «Сле¬дуя по стопам Протагора, эллины часто говорят, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу». Во многом это верно и до сих пор. В обыденной речи мы говорим: с одной стороны» и «с другой стороны». Но все же необходимо при этом решить, какая из сторон ведущая, главная, определяющая. Иначе мы скатимся на позиции релятивизма и агностицизма. Протагор шел именно в этом направлении. Абсолютизировав наличие в любой вещи и в любом процессе двух противоположных сторон и тенденций и придя к убеждению о возможности двух противоположных мнений о вещи или процессе, Протагор сделал чрезмерный вывод о том, что «все истинно» [5, с. 19].

Содержание

Введение 3
1. Кто такие софисты 4
2. Вклад софистов в культуру .. 9
3. Критика софистики Платоном и Аристотелем .. 17
Заключение 20
Список литературы 22

Литература

1. История философии в кратком изложении. М.: Мысль, 1991. 590 с.
2. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М.: Академия, 2003. 272 с.
3. Риторика или ораторское искусство. / Автор-сост. И.Н. Кузнецов. М.: ЮНИТИ-Дана, 2004
4. Шейнов В.П. Риторика - Мн.: Амалфея, 2000. - 592 с.
5. Чанышев А.Н. Философия древнего мира. М.: Высшая школа, 1999. 703 с.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Приемы и правила спора; уловки, применяемые в споре Реферат 2005 23 800
Военное красноречие Реферат 2007 10 500
Разговорный стиль речи как функциональный стиль современного русского языка Реферат 2007 17 250
Речевое воздействие Реферат 2007 11 500
Логико-речевое доказательство. Логика и тезис. Реферат 2007 27 500
Проблема рационального и эмоционального в публичной речи Реферат 2008 14 500
Роль речевой этики в профессиональной деятельности юриста Реферат 2008 17 500
Сущность деловой коммуникативной ситуации Реферат 2008 25 500
Взаимодействие оратора и аудитории. Обратаная связь в публичном выступлении. Реферат 2008 14 500
Искусство задавать вопросы и его роль в эффективном общении. Реферат 2008 25 500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.