Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Искусство и культура - Проблема классификации русских средневековых изразцов

Проблема классификации русских средневековых изразцов Искусство и культура. Дипломная

  • Тема: Проблема классификации русских средневековых изразцов
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Дипломная
  • Предмет: Искусство и культура
  • Страниц: 199
  • Год сдачи: 2009
  • ВУЗ, город: Академия Натальи Нестеровой
  • Цена(руб.): 4000 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Введение
Настоящая работа посвящена изучению русского средневекового изразцового искусства - важной и неотъемлемой части истории древнерусской культуры.
Монументальное строительство и его декоративная отделка представляло собой один из наиболее сложных по организации разделов городского ремесла.
Естественно поэтому, изучение изразцового производства может раскрыть многие стороны развития декоративного убранства архитектуры, а также профессиональной и социальной организации ремесляной деятельности Древней Руси.
Непосредственно термин «керамика» происходит от греческого слова «керамос», что означает - глина.
Керамическими называют изделия, изготовленные из глины с различными добавками и обожженные до каменного состояния.
В результате термической обработки керамика приобретает огнеупорность, химическую стойкость и ряд других свойств, определяющих её широкое использование.
Гончарное ремесло в России известно с незапамятных времён. Глина была повсеместно распространённым подручным материалом, богатые пластические и художественные возможности которого привлекали человека ещё в древнейшие времена.
Глина очень легко поддается обработке, из неё можно создать почти, что любые формы. С открытием обжига глиняные изделия стали самыми необходимыми и самыми практичными в быту.
В период татаро-монгольского нашествия временно приостанавливается керамическое производство на Руси. Но уже в XIV веке начинается возрождение производства с красных изразцов и кирпича. Открываются множественные производства по России.
На данный момент нет однозначной точки зрения по поводу происхождения и развития изразцового искусства в Древней Руси.
Некоторые исследователи архитектурной керамики считают, что например полихромный изразец был завезён в Россию приглашёнными мастерам из Прибалтики и Беларуси для строительства Ново-Иерусалимского Воскресенского монастыря, по указанию Патриарха Никона в 1650-е года.
То есть из этого следует, что на русское изразцовое искусство большое влияние оказывала Западная Европа и её художественная традиция ещё в допетровский период. Архитектор Маслих приходит к мнению, что изразцовое искусство развивалось автохтонно, то есть тот факт что, этот вид искусства пришёл из вне - он подтверждаёт, но говорит о том, что оно развивалось и приобретало свои неповторимые национальные черты и ообенности (форма, орнамент) непосредственно на русской почве.
Нам известен так же тот факт, что Десятинная церковь в Киеве имела керамические, мозаичные полы, состоявшие из плиток квадратной формы и составленных в виде ромбов (красный, чёрный, коричневые цвета). Учёные археологи прослеживают здесь связь с Византией, восточное влияние 1.
Можно смело утверждать, что изразцовое искусство на Руси появилось ещё в до - монгольский период и использовалось в качестве декоративной отделки. Сведений об использование изразца в жилой, гражданской архитектуре того времени нет.
Архитектор, исследователь архитектурной керамики Филиппов утверждает, что изразцовое искусство берёт свои истоки из белокаменной резьбы Владимиро-Суздальской архитектуры.

Содержание

Содержание
Историография 3
Введение 19
Обоснование темы 30
Глава 1. Истоки керамического производства на Руси 32
1.1. Использование керамики в строительной практике 35
1.2. Этапы становления изразцового искусства 39
1.3. Центры изразцового производства Древней Руси 55
Глава 2. Организация производства и технология 66
2.1. Организация производства изразцов в Москве XVII века 69
Глава 3. Проблемы классификации русских средневековых изразцов. 80
3.1. Изразец в структуре архитектурного декора. 85
3.2. Композиция и сюжетное решение изразца 91
3.3 Русские изразцовые печи 105
Глава 4. Архитектурная керамика, как социальное и художественное явление 116
Заключение 130
Список литературы 134
Приложение 1. Список сносок на источники 148
Приложение 2. Список сносок на иллюстрации 158
Примечание 1. Иллюстрации 159

Литература

Приложение 1. Список сносок на источники
Список сносок к главе историографии.
1. Леонид (Кавелин), архимандрит. Описание соборного храма Воскресения Христова по Иерусалимскому образцу в Ново-Иерусалимском монастыре. М., 1870.
2. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство 15 19 веков. М.,1983.
3. Забелин И.Е. Домашний быт русского народа 16 и 17 столетия. Домашний быт русских царей в 16-17 ст. М., 1872.Т.1.Ч.1.
 Забелин И.Е. Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России//Записки императорского археологического общества. СПб, 1853.Т.4
 Забелин И.Е. Материалы для истории, археологии и статистики города Москвы. М.,1884.
4. Султанов Н.В. Древнерусские красные изразцы //Археологические известия и заметки. 1894. №12.
5. Розенфельд Р.Л. Изразцовый фриз церкви Троицы в Костроме//Советская археология. 1962. №3.
 Розенфельд Р.Л. Московское керамическое производство 12-18вв. М., 1968.
 Рабинович М.Г. Московская керамика//Материалы и исследования по археологии Москвы. МИА. М., 1949. Т.2.
 Рабинович М.Г. Раскопки 1946-1947 гг. в Москве в устье Яузы//Материалы и исследования по археологии Москвы. М.,1949.Т.2
6. Ильин М.А. Архитектура. В сб.: очерки русской культуры XVI века. М., 1977
 Ильин М.А. Русское шатровое зодчество: памятники середины XVI века. М., 1980
 Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. М., 1966
 Ильин М.А. Архитектура.- В сб.: Очерки русской культуры XVII века. М., 1979
 Ильин М.А. Архитектура. В сб.: очерки русской культуры XVI века. М., 1977
 Ильин М.А. Русское шатровое зодчество: памятники середины XVI века. М., 1980
 Ильин М.А. Каменная летопись Московской Руси. М., 1966
 Ильин М.А. Архитектура.- В сб.: Очерки русской культуры XVII века. М., 1979
7. Козлов В.Ф., Сидельников В.О., Конец Охотного ряда//Архитектура и строительство Москвы. №4. М., 1990.
8. Векслер А.Г., Шестков Б.П. Новые находки в Московской Гончарной слободе//Археологические открытия 1976г. М., 1977.
 Векслер А.Г. Палаты Натальи Кирилловны в Московском Кремле. МИА. М.,1968. Т.4.
 Векслер А.Г. Работы в Московском Зарядье//Археологические открытия 1976 г.М., 1987.
 Векслер А.Г. О некоторых находках рельефных изразцов в Москве//Коломенское. Материалы и исследования. М., 1993. Вып.5.Ч.1.
9. Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996.
10. Бусева - Давыдова И.Л. О роли заказчика в организации строительного процесса на Руси в 17 веке//Архитектурное наследство. М., 1998.
 Бусева - Давыдова И.Л. Царские усадьбы 17 века и их место в истории русской архитектуры//Архитектура русской усадьбы. М., 1998.
 Бусева - Давыдова И.Л. Царь зодчий: легенды и действительность (конец17 начало18в.)//Власть и творчество. М., 1999
11. Баранова С.И. Геральдические орлы в Московской фасадной архитектурной керамике 17 века элементы декора и эмблема государства. Искусство христианского мира. Вып.8.М.,2004.
 Баранова С.И. Керамическая надпись из ротонды Воскресенского монастыря // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». М., 2002.
 Баранова С.И. Невоплощённое. Художник Давид Ципирович (1885-1946)// Московский архив. М., 2003. Вып.3.
 Баранова С.И. Керамическая «летопись» колокольни храма Святых Андриана и Наталии (Святых Апостолов Петра и Павла) в Москве// Искусство христианского мира. М., 2003. Вып.7.
12. Сахаров И.П. Ценинное производство. Записки отделения русской и славянской археологии Императорского археологического общества. Спб., 1851. Т.1.Гл.3.
13. Забелин И.Е. Историческое обозрение финифтяного и ценинного дела в России//Записки императорского археологического общества. Спб., 1853.Т.4
14. Шмидт. Е. Гончарное искусство в Древней Руси. Журнал «Баян». №2 М.,1914. Иванов А.И. Забытое производство. Очерки изразцовой промышленности. Владимир. 1930.
15. Филиппов А.В. Древнерусские изразцы 15-17 вв. М., 1938. Т.1. Вып.1.
16. Монгайт А.К. московские изразцы//Сообщения Института теории и истории архитектуры. М., 1948. Вып.9. Рабинович М.Г. Московская керамика//Материалы и исследования по археологии Москвы. МИА. М., 1949. Т.2. Розенфельд Р.Л. Московское керамическое производство 12-18вв. М., 1968.
17. Московские печные изразцы до начала 18 века (опыт археологической систематизации)//Коломенское. Материалы и исследования. М., 1993. Вып.5. Ч.1. Щапова Ю.Л. Полихромные изразцы из Хутыни и Вяжищского монастыря. Новгородский край.
 Материалы научной конференции «Новгород древний Новгород социалистический». Немцова Н.И. Об эволюции архитектуры русских изразцовых печей 17 18 веков. Архитектурное наследство. №37. 1989.
18. Сивак С.И. Изразцовая мастерская Иверского Валдайского монастыря. Новгородский край. Материалы научной конференции «Новгород древний Новгород социалистический». Археология, история, искусство. 1982г.Л.,1981.
 Деятельность изразцовой мастерской Иверского Валдайского монастыря во 2 половине 17 века. Реставрация и исследования памятников культуры. Вып.3.М.,1990.
19. Баранова С.И. Геральдические орлы в Московской фасадной архитектурной керамике 17 века элементы декора и эмблема государства. Искусство христианского мира. Вып.8.М.,2004.
20. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство 15 19 веков. М.,1983.
21. Фролов М.В. Мастера изразечники Москвы 17 начала 18 века. М., 1991.
22. Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996
 Бусева - Давыдова И.Л. О роли заказчика в организации строительного процесса на Руси в 17 веке//Архитектурное наследство. М., 1998.


Список сносок к введению.
.
1. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X-XIII вв. СПб, 1994
2. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство 15 19 веков. М.,1983.
3. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство 15 19 веков. М.,1983.
4. Филиппов А.В. Древнерусские изразцы 15-17 вв. М., 1938. Т.1. Вып.1.
5. Салтыков А.Б. Изразцы //Русское декоративное искусство. М., 1968.
6. Пруцин О.И. Керамика Нового Иерусалима//Труды Академии реставрации. Вып.15. М., 2001.
7. Баранова С.И. Проблемы изучения изразцового декора памятников архитектуры Москвы XVII века//Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2006.
Список сносок к главе по обоснованию темы.
1. Ильин М.А. Декоративное искусство XVII века // Русское искусство. Т. 4. - М., 1959. С. 288.
2. Баранова С.И. Изразцовый декор памятников архитектуры Москвы XVII века [Электронный ресурс]: Дис. канд. искусствоведения: 17.00.04. - М.: РГБ, 2006.- с.9.
3. Баранова С.И. Изразцовый декор памятников архитектуры Москвы XVII века [Электронный ресурс]: Дис. канд. искусствоведения: 17.00.04. - М.: РГБ, 2006.- с.10.

Список сносок к главе 1.
1. Белов В. И. Лад. М.,1982.- с. 52.
2. Макарова Т.И. Поливная посуда. Из истории керамического импорта и производства Древней Руси. М.,1967. с.56.
3. Макарова Т.И. Поливная посуда. Из истории керамического импорта и производства Древней Руси. М.,1967.- с. 63.
4. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X-XIII вв. СПб. 1994.- с.35 - 37.
5. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X-XIII вв. - стр. 24
6. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб.1993. с. 45.
7. Баранова С.И. Изразцовый декор памятников архитектуры Москвы XVII века [Электронный ресурс]: Дис. канд. искусствоведения: 17.00.04. - М.: РГБ, 2006.- с.38.
8. Русско-белорусские связи во второй половине 17 века (1667-1686гг.): Сборник документов. Минск. 1972. с.45.
9. Бусева - Давыдова И.Л. О роли заказчика в организации строительного процесса на Руси в XVII веке//Архитектурное наследство. М., 1998.- с. 28.
10. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство 15 19 веков. М.,1983.- с. 67.
11. Бусева - Давыдова И.Л. О роли заказчика в организации строительного процесса на Руси в 17 веке//Архитектурное наследство. М., 1998.- с. 46-49.
12. Бусева - Давыдова И.Л. О роли заказчика в организации строительного процесса на Руси в 17 веке//Архитектурное наследство. М., 1998.- с. 58-60.
13. Чёрный В.Д.Искусство Средневековой Руси. М.,1997. с. 34.
14. Баранова С.И. Изразцовый декор памятников архитектуры Москвы XVII века [Электронный ресурс]: Дис. канд. искусствоведения: 17.00.04. - М.: РГБ, 2006.- с.56- 59.
15. Овсяннивок Ю. М. Солнечные плитки. Рассказы об изразцах. М., 1967.- с. 136.
16. Чёрный В.Д.Искусство Средневековой Руси. М.,1997- с. 78-79.
17. Маслих СА. Русское изразцовое искусство XV-XIXв. М.,1983. с.23.
18. Калинин П. И. Об искусстве и литературе, М., 1957г. - с.155-156.
Список сносок к главе 2:
1. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X-XIII вв. СПб, 1994.- с.6.
2. Белов В. И. Русское декоративное искусство. т. I - М.,1982. - с.10.
3. А.В.Филиппов. Древнерусские изразцы. М.,1938г.- с.30.
4. А.В.Филиппов. Древнерусские изразцы. М.,1938г. - с.34.
5. Определяющая роль вкусов в формировании особенностей новой архитектуры XVII в., в том числе, с распространением "узорочья" рассматривалась в исследованиях А.И. Некрасова, А.А. Ароновой, С.С. Попадюка и др.
6. Леонид (Кавелин), архимандрит. Ценинное дело в Воскресенском, новый Иерусалим именуемом монастыре, с 1656 по 1759 год..// Вестник Общества древнерусского искусства при Московском - М., 1876. С. 81.
7. Баранова С.И. Изразцовый декор памятников архитектуры Москвы XVII века [Электронный ресурс]: Дис. канд. искусствоведения: 17.00.04. - М.: РГБ, 2006.- с.165 167.
8. П.С.Философов. Строительные материалы. М.,1946г. - с.38.
9. Любимова Н.С. Истринская фасадная керамика 17 века. Диссертация. МАрхИ. М., 1950. - с.55.
10. В.В. Столов. Нынешнее искусство в Европе. В кн.: В.В. Стасов. Собрание сочинений. Рус. дек. искусство. т. I. М. 1962г.- с. 422-423.
11. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X-XIII вв. СПб, 1994. с.5.
12. Акунова Л.Ф., Крапивина В.А. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий. М., 1983. - с. 53.
13. Овсяннивок Ю. М. Солнечные плитки. Рассказы об изразцах. М., 1967. - с. 136.

Список сносок к главе 3.
1. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство 15 19 веков. М.,1983. С.10
2. Филиппов А.В. и др. Архитектурная терракота. М., 1941. С.15
3. Филиппов А.В. и др. Архитектурная терракота. М., 1941. С.31
4. Бойцов И.А. Московская красноглиняная керамика XIV - начала XVI вв. и возникновение Гончарной слободы в Москве // Московская керамика: новые данные по хронологии. - М., 1991. С. 39. При раскопках во всех древнейших частях Москвы находят поливную керамику: сосуды, плитки пола с желтой и зеленой глазурью, колечки от счетов, шарики-погремушки. См.: Авдусина Т.Д., Владимирская H.C., Панова Т.Д. Русская поливная керамика из раскопок Московского Кремля. // СА № 21. - М., 1984. С 201-211.
5. Маслих С.А. Русское изразцовое искусство 15 19 веков. М.,1983. С.14
6. С.А. Русское изразцовое искусство 15 19 веков. М.,1983. С.14
7. Баранова С.И. Изразцовый декор памятников архитектуры Москвы XVII века [Электронный ресурс]: Дис. канд. исусствоведения: 17.00.04. - М.: РГБ, 2006.- с.110-114.
8. Макарова Т.И. Поливная посуда. Из истории керамического импорта и производства Древней Руси. М.,1967. - с. 9.
9. Баранова С.И. Изразцовый декор памятников архитектуры Москвы XVII века [Электронный ресурс]: Дис. канд. искусствоведения: 17.00.04. - М.: РГБ, 2006.- с. 123 125.
10. Снегирев И.М. Покровско-Троицкий собор // Памятники московской древности.- М., 1842-1845. С. 345-346 (гражданским шрифтом); Снегирев В.Л. Памятник архитектуры - храм Василия Блаженного.- М., 1953. С. 84-85 (по публикации Л.М. Максимовича, в современной орфографии, с сокращениями).

Список сносок к главе 4
1. Макарова Т.И. Поливная посуда. Из истории керамического импорта и производства Древней Руси. М.,1967.С. 10.
2. - Султанов Н.В. Рецензия на работу А. М. Павлинова "История русской архитектуры, древности Ярославския и Ростовския, древние храмы Витебска и Полоцка, и деревянные церкви г. Витебска". - СПб., 1897. С. 35.
3. - Бойцов И.А. Московская красноглиняная керамика XIV - начала XVI вв. и возникновение Гончарной слободы в Москве // Московская керамика: новые данные по хронологии. - М., 1991. С. 39. При раскопках во всех древнейших частях Москвы находят поливную керамику: сосуды, плитки пола с желтой и зеленой глазурью, колечки от счетов, шарики-погремушки. Предполагают, что первые московские гончары жили и в Китай-городе, где находилась церковь Никиты на Глинище, недалеко от которой были найдены остатки гончарного производства и ямы, откуда брали глину. См.: Авдусина Т.Д., Владимирская H.C., Панова Т.Д. Русская поливная керамика из раскопок Московского Кремля. // СА № 21. - М., 1984. с. 224 237..
4. - Иванов A.H. К истории производства изразцов в Ярославском крае.// Из тезисов 12 научной конференции Ярославского педагогического института. - Ярославль, 1957. - с. 119.
5. - Балдин В.И. Манушина Т.Н. Троице-Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. М., 1996.- с. 127.
6. - Баранова С.И. Изразцовый декор памятников архитектуры Москвы XVII века [Электронный ресурс]: Дис. канд. искусствоведения: 17.00.04. - М.: РГБ, 2006.- с.56- 60....................

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Русская музыка о Востоке первой половины XIX века: опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила» Дипломная 2009 64 4000
Имидж образовательного учреждения на примере дошкольного учреждения Дипломная 2009 79 4000
Имидж Дипломная 2009 79 4000
Оптимизация системы управления персоналом социально-культурного учреждения Дипломная 2009 93 4000
Теоретические взгляды и художественная практика Айвазовского Дипломная 2009 88 4000
РАСТИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ГЖЕЛЬСКОЙ РОСПИСИ Дипломная 2000 54 2500
ОРГАНИЗАЦИЯ КОНЦЕРТОВ АРТИСТОВ РОССИЙСКОЙ ЭСТРАДЫ НА ПРИМЕРЕ «ДВОРЦА ИСКУССТВ» г. НИЖНЕВАРТОВСКА Дипломная 2009 69 4000
Специфика работы звукорежиссёра в профессиональной и любительской видеостудии Дипломная 2009 65 4000
Художественный образ культуры Востока(живопись Китая, Японии, оригами и квиллинг Кореи) в процессе обучения изобразительному искусству и художественному тр Дипломная 2010 70 4000
Культурологический анализ феномена столицы в русской культуре XVII Дипломная 2010 81 4000
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.