Главная - Высшая математика - Математика - наука или язык

• Предмет: Высшая математика
  • Год сдачи: 2009
  • ВУЗ, город: ИКТ

Введение
С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счета. У каждого народа необходимость в простейших арифметических подсчетах возникала задолго до появления первых зачатков письменности, потому что постижение Мира во всем его многообразии постоянно требовало количественной оценки обретенных знаний. Используя опыт ушедших поколений, первые великие мыслители своими открытиями закладывали фундамент древнейшей из наук, имя которой математика. Неслучайно корень этого слова в переводе с греческого означает «наука». Десятки веков канули в прошлое, но до нас дошло овеянное славой имя древнегреческого ученого Пифагора, жившего в середине тысячелетия до нашей эры. «Все есть число» считал он, и мир чисел жил для Пифагора и его последователей особой жизнью. В копилке мировых знаний не поблекли сокровища, подаренные человечеству Архимедом, великим древнегреческим математиком и механиком, погибшим при защите Сиракуз от римлян за 200 лет до нашей эры. «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю" говорил Архимед, и созданный им метод вычисления длины окружности и площади фигуры был первым шагом к созданию дифференциального и интегрального исчислений, появившихся лишь два тысячелетия спустя, а понятие сколь угодно большого числа проложило дорогу к осознанию бесконечности нашего мироздания.
История хранит множество примеров, когда талантливые ученые открытиями в области математики на многие годы и даже века опережали свою эпоху, уходя из жизни так и не понятыми и не принятыми современниками. Но не зря датский физик Нильс Бор говорил, что математика это нечто значительно большее, чем наука, поскольку она является языком науки .
Целью данной работы являетс поиск ответа на вопрос что же все-таки есть математика язык или наука? И пусть этот спор длится тысячелетиями, мы все-таки сделаем попытку разрешить его.
Математика - наука или язык?
Для того чтобы разобраться в сути вопроса рассмотрим его с двух сторон. Найдем, что общего между языком и математикой с одной стороны, и что есть математика как наука (то есть, приближает ли она нас к истине) с другой.
О близости математики и поэзии высказывались многие просвещенные люди разных эпох.
Лед и пламень, физика и лирика, алгебра и гармония, язык и математика... Казалось бы, что меж ними общего? Попытаемся от¬ветить на этот вопрос с точки зрения профессионального математи¬ка, не чуждого гуманитарных привязанностей. Часто собеседник, узнав, что имеет дело с математиком, категорическим заявлением, что он гуманитарий, пытается отмежеваться даже от мысли, что математика доступна его «гуманитарному» пониманию. Другими словами: я - гуманитарий, поскольку не люблю (а может быть, про¬сто не знаю!) математику. И баста! Но все далеко не так просто.
Широко известный спор «физиков и лириков» времен хрущевской «оттепели», в большей степени надуман. Делить людей на право- и левополушарных - это примерно то же самое, что по-раз¬ному относиться к левшам и правшам. Мне гораздо ближе другая точка зрения: талант, или «искра Божия» (если она есть, разумеется!), у всех людей, по сути, един (или едина), различны только формы его (ее) индивидуального проявления. А последние, в свою очередь, зависят от вида и условий деятельности конкретного одаренного человека.
Рискну привести несколько банальных примеров. Весна... Моло¬дой человек влюбился. Переполняющие его чувства заставляют стре¬миться к чему-то необыкновенному. Поэт пишет неземные стихи. Композитор - божественную музыку Скульптор воплотит свои пере¬живания в камне. Спортсмен тоже может выразить себя: тяжелоат¬лет поднимет рекордный вес, а шахматист сыграет лучшую партию. А что же «физики», неужели они остаются безучастными? Разумеет¬ся, нет. Естествоиспытатель сможет «влюбленным взглядом» разгля¬деть доселе нам неведомое свойство окружающей природы, а мате¬матик - сформулировать доказательство новой теоремы! (Эварист Галуа в свою последнюю ночь перед трагической уэлью сделал на¬броски того, что позже назовут теорией Галуа!)

Введение 3
Математика - наука или язык? 4
Заключение 18
Список литературы 20

Список литературы
1) Давыдова Л.Ф. Математика язык науки//«Персей», 1999, № 1.
2) Клайн М. Математика. Поиск истины. М.:Мир. 1988.
3) Кузьмин О. Язык и математика и не только// «В начале было слово», 2003, №1.
4) Ягодзинский С.Н. Является ли математика универсальным языком научного дискурса?//«Философия математики: актуальные проблемы», 2007.

Биография и вклад в развитие математики Бируни Абу-Рейхан Мухаммед ибн-Ахмед аль-Бируни. Реферат 2009 10 500