Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Философия - Мораль как форма общественного сознания

Мораль как форма общественного сознания Философия. Курсовая

  • Тема: Мораль как форма общественного сознания
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Философия
  • Страниц: 21
  • Год сдачи: 2009
  • ВУЗ, город: ММА им. Сеченова
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Введение

Общественное сознание представляет собой многогранный динамический процесс, поддерживаемый активностью индивидуальных сознаний. В общественном сознании содержатся устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, теории, пытающиеся обобщить особенности различных сторон общественной жизни. Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле слова, имеют в виду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в некоторые группы, отличается от сугубо индивидуального сознания человека, направленного, скажем, на решение его личных проблем, на организацию индивидуальной жизни. В этом смысле общественное сознание это сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом и на изучение таких свойств окружающего мира, которые имеют общее значение.
Формы общественного сознания это различные формы отражения в сознании людей объективного мира и общественного бытия, на основе которого они возникают в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политической идеологии, правового сознания, морали, религии, науки, художественных взглядов, искусства, философии. В отличие от непосредственного отражения действительности в обыденном сознании, формы общественного сознания выступают как более или менее систематизированное сознание, опосредствованное теоретическим или художественно-образным отражением действительности. Формы общественного сознания различаются между собой по объекту и форме отражения, по социальным функциям и своеобразию законов развития. [6, c. 18]
Мораль особая, специфическая сфера общественной жизни, включающая сознание, нормы и реальное поведение людей, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости и других подобных критериев и идеалов,
Мораль предполагает оценку общественных явлений не с индивидуальной, а с коллективной и, в первую очередь, с общечеловеческой точки зрения. Хотя существует и мораль групповая, например сословная, классовая, профессиональная и т.п., однако обычно она либо выступает как специфическое выражение и преломление общечеловеческих нравственных принципов (например моральный кодекс врачей), либо является проявлением глубокого социального раскола общества (мораль рабов и мораль рабовладельцев, плебса и аристократии), либо представляет собой вырождение, дегенерацию нравственности («воровская мораль»), либо свидетельствует о низком уровне нравственного развития общности, не поднявшейся до осознания своей принадлежности ко всему роду человеческому («мораль» племени людоедов, хотя в этом случае правильнее говорить лишь об обычаях и нравах как о зачатке морали). [1, c. 48]















1. Происхождение и структура морали.

Таким образом, мораль это специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений. В любом человеческом сообществе есть необходимость в согласовании форм жизнедеятельности, коррелировании различных и порой альтернативных между собой целеполаганий. В отличие от жестко фиксированных и сопряженных в своем функционировании с определенными организационными структурами форм регуляции, мораль выступает, как правило, в качестве \"неписаного закона\", реализуя свою регулятивную функцию, в первую очередь, посредством обыденного сознания. мораль генетически восходит к феномену обычая; применительно к индивиду основные нравственные ценности усваиваются им в процессе личностной социализации. В социально-личностной и духовной сферах мораль носит всепронизывающий и всеохватывающий характер. Все отношения людей, от интимных до \"межконтинентальных\", проникнуты ею, подвержены моральной оценке и с ее помощью проходят проверку на жизненную целесообразность. [7, c. 27]
Поскольку мораль существует на двух уровнях - общечеловеческом и личностном, постольку можно утверждать, что она один из способов разрешения противоречий между всеобщим и индивидуальным. Она не имеет рецептурного характера. Мораль - постоянное нормотворчество людей, жизненный процесс, в котором основная фигура - сам индивид, человек, творец, своего бытия. Руководствуясь общечеловеческими нравственными требованиями в качестве идеально-должного, он самостоятельно делает выбор своего поведения, поступка, намечает цель и средства ее достижения, исходя из реальных возможностей и конкретной ситуации. Отсюда - ответственность за моральность выбора и деятельности человека. Основными социальными функциями мораль являются: регулятивная, ценностно-ориентационная и социализирующая. Мораль предлагает образцы должного, разумного, общечеловеческого. Чем нравственно воспитаннее личность, тем более добровольно она соблюдает моральные предписания общества и семьи. Нравственная регуляция осуществляется посредством ориентации людей на гуманные, добрые, честные, благородные, справедливые отношения, т.е. через то, что принято называть моральными ценностями. В целом функционирование мораль осуществляется в русле общесоциальных закономерностей развития общества и личности.
В истории человеческой культуры можно встретить множество точек зрения на происхождение морали. В современной этической мысли принято выделять три наиболее общие концепции происхождения морали. Эти концепции объединяет стремление объяснить эволюцию предмета этики (мораль) исходя из биопсихосоциальной сущности человека.
Первая концепция происхождения морали, абсолютистская, носит религиозную, идеалистическую, креационистскую трактовку, выводит мораль из некоторого трансцендентального источника. Сюда относятся концепции: «абсолютной идеальной заданности морали» (Платон); религиозной морали (божественное происхождение); «априорные сущности» морали (Кант) и др.
В соответствии с данными взглядами нравственность есть сфера жизни, совершенно не зависящая от психофизических, эмпирических, житейских свойств человека. Человек получает мораль в виде:
естественного нравственного закона;
богооткровенного закона. [5, c. 89]
Абсолютистские теории происхождения морали недооценивают роль человека в процессе становления морального сознания. Идеалистические концепции, в частности Иммануил Кант, рассматривают нравственность как доопытную форму сознания.
Многие сторонники абсолютной морали считают, что наиболее фундаментальные моральные принципы вообще не нуждаются в каком-то рациональном обосновании. Представитель интуитивизма Дж. Мур утверждает, что добро можно постичь только интуитивно. Представитель деонтологического интуитивизма Д. Росс исходит из определяющего значения долга в нравственном поведении. Очевидно, что абсолютистские концепции выделяют в качестве самостоятельного способа обоснования морали учение о долге.
Натуралистические (гуманистические) концепции выводят мораль из природы человека, его эволюции и биологической заданности нравственных свойств людей. Натуралистические концепции представляют мораль как момент развития природных закономерностей. Натуралистическая концепция морали восходит к Ж. Ламетри, Ч. Дарвину и Г. Спенсеру, которые сформулировали эволюционный подход в этике, а затем породили многочисленные биологизаторские представления о морали. По сути, натуралистическая этика сводит мораль к эволюционной борьбе за существование отбору наиболее приспособленных видов и полезных для выживания признаков. Таких же взглядов придерживались Л. Фейербах,
Психологическое обоснование морали предполагает выведение нравственности из особенностей организации человеческой психики. Так,
Д. Юм считает, что чувство сострадания формируется из психических способностей человека поставить себя на место другого. [6, c. 71]
В ХIХ в. наиболее популярной становится социально-историческая концепция морали, включающая в себя различные вариации:
конвенционалистские теории морали, полагающие, что нравственные установления принмаются людьми по соглашению;
утилитаристские теории, предполагающие выведение морали из внешних социальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей человека. Обоснование морали при этом отражает тенденцию разделения общественной и индивидуальной морали. Наиболее явное выражение утилитаризм получает в принципе полезности: морально то, что полезно;
социально-исторические теории (антропосоциогенезис, диалектико-материалистическая теория этики). Антропологическая концепция, трактующая мораль как неотъемлемое качество человека, находит выражение в учениях Демокрита, киренаиков, Аристотеля, Г. Гельвеция, Сартра, Э. Фромма. [4]

Содержание

Введение 3

1. Происхождение и структура морали. 5

2. Функции морали в обществе. 10

3. Соотношение морали и иных форм общественного сознания. 15

Заключение 20

Список использованной литературы 22

Литература

Список использованной литературы

1. Апресян Р.Г. Этика: Общий курс. М., 2001.
2. Гусейнов А. А. Счастье // Новая философская энциклопедия. М., 2001.
3. Золотухина-Аболина Е. В. Этика. Курс лекций. Ростов н/Д, 1998.
4. Прокофьева Г.П. Этика. Курс лекций. // http://www.dvgups.ru/METDOC/CGU/FILOSOF/ETIKA/METOD/KURS_LEK/MAIN.HTM
5. Шрейдер Ю. А. Этика. Введение в предмет. М., 1998.
6. Этика. Учебное пособие. / под ред. Т.В. Мишаткиной, Я.С.Яскевич. Мн., 2003.
7. Этика: Учебник для философских факультетов / под общ. ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. М., 1999.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
В поисках истины Курсовая 2009 1300 1500
Философские проблемы естественных, точных, технических, социальных и гуманитарных наук Курсовая 2009 32 1000
Образ человека в философии Бердяева и Соловьева Курсовая 2009 49 1500
Философия-эпоха_схвачена_в_мыслях Курсовая 2009 40 1500
Система философии Г.Гегеля и место в ней философии права Курсовая 2010 28 800
Проблема истины в истории философии Курсовая 2008 27 1500
Интенциональность философских знаний Курсовая 2010 38 1500
Типы мировоззрения и их характеристики.Роль мировоззрения в профессиональной деятельности офицера. Курсовая 2011 27 1500
Атомистические учения Демокрита и Эпикура Курсовая 2011 30 1500
Философия Китая Курсовая 2011 23 1500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.