Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Психология - Социально-психологический портрет лидера

Социально-психологический портрет лидера Психология. Дипломная

  • Тема: Социально-психологический портрет лидера
  • Автор: Вероника
  • Тип работы: Дипломная
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 120
  • Год сдачи: 2010
  • ВУЗ, город: Брянск
  • Цена(руб.): 3500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Введение

Проблема лидерства традиционно вызывает большой интерес в науке. И точно также тема лидерства связывает фундаментальные и прикладные исследования в социальной и организационной психологии.
Современный подросток - личность противоречивая, это способный ученик; послушный, любящий родителей ребёнок; подавляющий мнение других, в окружении своих сверстников лидер; одаренный талантом художник; уверенный в своей правде, борющийся за признание своего мнения как равноправного при взаимодействии со взрослыми и детьми гражданин. Важно, чтобы эти противоречия нашли своё отражение в целостной гармонии реально существующего мира. Однако постоянный поиск решения возникающих проблем, невозможность найти нужный ответ приводят подростков в антисоциальные группировки, где они обретают криминальный опыт и негативное отношение к жизни под влиянием асоциального окружения. В обществе сложилась тревожная ситуация, когда именно отрицательно ориентированные лидеры привлекают всё большее число подростков в молодёжные группировки. Противостоять разгулу безнравственности в подростковой среде можно только при создании организационно-педагогических условий «взращивания» лидера, способного делать процесс межличностных отношений более целенаправленным, эффективным, вызывающим у сверстников чувство осмысленности происходящего. Важно, чтобы лидер был подлинным носителем нравственных ценностей, способным к реализации собственной индивидуальности, нацеленной на саморазвитие, творчество и самосовершенствование. Основными характеристиками лидера-старшеклассника должна стать «свободоспособность» (О.С. Газман) как умение жить и работать в постоянно меняющемся мире, разрабатывая собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор, неся за него ответственность, вырабатывать в себе умение использовать особенности своей индивидуальности для раскрытия индивидуальности другого человека. Социальная потребность общества состоит в том, чтобы каждый человек действовал как самообучающийся лидер на своём уровне: от школьного сообщества до государства. Традиционно развитие личности и связанные этим процессом содержательные и организационно-педагогические проблемы в России относились по большей части к сфере воспитательной работы школы. Будущее настоятельно требует в корне изменить стратегию образования, поэтому сегодня ориентированная на гуманистические ценности научно-практическая мысль по необходимости более глубоко изучает проблему лидерства.
В психологии выдвинут ряд идей, раскрывающих сущность лидера в детских сообществах. Феномен лидерства связывается со своеобразием развития ребенка на разновозрастных этапах (А.В. Мудрик, И.С. Кон, А.Н. Лутошкин, Т.Н. Мальковская, И.В. Ухина, Я.Л. Коломенский и др.); с условиями работы временного детского коллектива (О.С. Газман, Л.И. Уманский, А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, С.А. Соловейчик, С.А. Шмаков); с характером формального и неформального лидерства (Б.З. Вульфов, И.А. Волгаева, Я.Л. Коломенский, Е.М. Дубовская, А.Л. Ершов, Н.С. Жеребова, А.Н. Лутошкин, А.С. Макаренко, Б.Д. Парыгин, А.В. Мудрик) с взаимодействием взрослых и детей, построенном на принципах гуманистической педагогики (О.С. Газман, Л.Н. Куликова, Я. Корчак, В.А. Сухомлинский, М.И. Рожков, А.В. Волохов, Н.Е. Щуркова, В.А. Караковский и др.)
Природа лидерства двояка, с точки зрения социально-психологического аспекта. С одной стороны, детское сообщество выдвигает разнообразные типы лидеров: по содержанию - лидер-программист, лидер-исполнитель; по стилю руководства - авторитарный, демократический; по характеру деятельности ситуативный, универсальный (Б.Д. Парыгин); лидер-организатор (Л.И. Уманский); лидер-инициатор (И.С. Полонский); «эмоциональный лидер», «интеллектуальный лидер» (Н.Ф. Федотова); лидер-преобразователь (А.Ю. Козырева); регулятивный (поведенческий, практический), когнитивный (познавательный, информационный), аффективный (эмоционально-коммуникабельный) лидер (Н.Н. Обозов); лидер-регламентатор, коллегиал, спринтер, объективист, максималист, волокитчик (М.И. Рожков) и т.д.. С другой стороны не каждый человек по своим психологическим особенностям личности, своей воле, характеру, мотивации, самоутвержденности и самореализации может стать в конкретном коллективе лидером (И.С. Кон, А.П. Краковский, А.С. Макаренко, Р.С. Немов, X. Ремшмидт, Д.И. Фельдштейн и др.). Задача педагогов суметь создать такие условия, где личность может реализовать свой лидерский потенциал. Так как это возможно только в конкретном коллективе, группе, то мы имеем имманентное противоречие природы и ситуации лидера. Стихийно (или осознано) избранный сообществом лидер существует только до тех пор, пока нужен группе. Группа же и лишает его статуса лидера (Б.З. Вульфов).
В целом обращение к данному феномену вызвано рядом противоречий между:
современным развитием российского общества, ценностными ориентациями человека и политикой, определяющей ход развития страны;
стихийностью лидерообразования и методами опосредованного педагогического управления в процессе развития детского коллектива;
потребностью старшего подростка быть лидером и отсутствием педагогически-организованных условий;
необходимостью иметь лидеров разных типов и неумением инструментировать процесс их становления.
Проблемная область настоящего исследования задается противоречием между имеющимся на сегодня представлением о том, что лидерство является социально-психологическим феноменом и определяется индивидуальными и групповыми социально-психологическими факторами, и недостаточностью данных о том, какие именно факторы оказывают существенное влияние на развитие лидерских качеств человека, Социально-психологическая традиция исследования лидерства позволяет утверждать, что вклад в лидерское поведение человека вносят не только его индивидуально-психологические характеристики, но и групповой контекст. При этом не совсем понятным до сих пор остается ответ на вопрос, какой процесс является связующим между индивидуальными характеристиками лидера и характеристиками групповой ситуации. Особую важность ответ на этот вопрос приобретает в ситуации неопределенности, предполагающей постоянное и непрогнозируемое изменение внешней среды функционирования группы. Таким образом, недостаточная разработанность проблемы развития лидерских качеств и практическая необходимость разрешения этой проблемы в социальной жизни определяют проблему настоящего исследования.
Объект исследования - учащиеся 10-х классов средней образовательной школы № 2 г. Жуковка при МОУ «Жуковский районный центр психолого-медико-социального сопровождения» возраста 16 лет.
Предметом исследования является процесс выявления коммуникативных, организаторских и лидерских способностей среди учащихся 10-х классов общеобразовательной школы.
Цель исследования составление социально-психологического портрета лидера.
Основные задачи данного исследования:
1. Провести анализ научной литературы по данной проблеме.
2. Изучить коммуникативные, организаторские и лидерские способности учащихся.
3. По данным эмпирического исследования дать психологическую характеристику лидерских способностей.
4. Составить социально-психологический портрет лидера.
В ходе работы применялись следующие методы исследования: анализ литературы, анкетирование, тестирование, диагностические методики. Для обработки результатов испытания использовались аналитические методы математической статистики.
База исследования: средняя образовательная школа № 2 г. Жуковка при МОУ «Жуковский районный центр психолого-медико-социального сопровождения». Объект исследования: 60 школьников.

Глава 2. Эмпирическое исследование лидерства среди учащихся средней образовательной школы
2.1. Организация и методы исследования

2.1.1. Программа исследования

Наше исследование проводилось в октябре 2009 года среди учащихся 10 классов средней образовательной школы № 2 г. Жуковка при МОУ «Жуковский районный центр психолого-медико-социального сопровождения». В нашем исследовании приняли участие 60 школьников. Среди них 30 мальчиков и 30 девочек. Возраст испытуемых составил 16 лет.

В эксперименте были использованы следующие методики:
Методика 1. Методика выявления коммуникативных и организаторских способностей (КОС). Описание данной методики представлено в приложении 1.
Методика 2. «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий). Описание данной методики представлено в приложении 2.
Методика 3. «Самооценка лидерства». Описание данной методики представлено в приложении 3.
Методика 4. «Социометрия». Описание данной методики представлено в приложении 4.
Методика 5. «Диагностика межличностных отношений Т. Лири». Описание данной методики представлено в приложении 5.
Методика 6. «Самооценка Дембо-Рубенштейна». Описание данной методики предсталено в приложении 6.
Методика 7. «Опросник Розенберга». Описание данной методики представлено в приложении 7.

Содержание

Содержание

Введение...3
Глава 1. Теоретический анализ исследование лидерства....8
1.1. Понятие и сущность лидерства...8
1.1.1. Понятие, сущность и основные модели лидерства.8
1.1.2. Лидерство и групповая динамика...16
1.2. Психологические особенности лидера.....20
1.2.1. Психологический портрет личности......20
1.2.2. Функции лидера...33
Глава 2. Эмпирическое исследование лидерства среди учащихся средней образовательной школы....39
2.1. Организация и методы исследования...39
2.1.1. Программа исследования....39
2.2. Результаты изучения лидерства среди учащихся средней образовательной школы...40
2.2.1. Результаты выявления лидеров среди учащихся..40
2.2.2. Результаты составления социально-психологического портрета лидера.....48
2.2.3. Обсуждение полученных результатов...58
Заключение.60
Список используемой литературы...63
Приложения...67

Литература

1. Абашкина Е.Б., Кослапова Ю.Н. О теориях лидерства в современной политической психологии США // США: Экономика, политика, идеология. 1995. № 1.
2. Авцинова Г.И. Политическое лидерство // Государство и право. 1993. № 5.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.
4. Алавидзе Т.А. Социальная психология в современном мире. М., 2002.
5. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. 1991. № 3..
6. Аронсон Э. Социальная психология. М., 2002.
7. Базарова К.Т. Лидерские качества руководителя как социально психологический феномен // Современный кадровый менеджмент. М., 2007.
8. Базарова К.Т. Лидерство и руководство: реинтерпретация традиции и рефлексия новой ситуации // Российский психологический журнал. 2006. № 3.
9. Базарова К.Т. Феномен распределенного лидерства: социально-психологическая рефлексия новой ситуации // Новые в психологии: Сборник статей молодых ученых факультета психологии Московского университета / Отв. редактор М.А. Степанова. М., 2006.
10. Бендас Т.В. Психология лидерства: учебное пособие. СПб., 2009.
11. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. 2000. № 1.
12. Бендер П.У., Хеллман Э. Лидерство изнутри / Перевод с англ. М., 2005.
13. Битянова М.Р. Социальная психология. М., 2001.
14. Большаков В.Ю. Развитие лидерской одаренности у старшеклассников. М., 2000.
15. Большаков В.Ю. Методы и методики выявления лидерской одаренности у старших школьников: Методические рекомендации для педагогов-психологов. М., 1999.
16. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2005.
17. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. М., 1993.
18. Евстифеева Н.В. Особенности социально-психологической адаптации женщин с лидерскими качествами // Кадры газовой промышленности. 2006. № 3.
19. Евстифеева Н.В.Графический метод диагностики межличностных отношений // «Образование: исследовано в мире». М., 2002.
20. Емельянова М. Воспитание ребенка-лидера // Воспитание школьников. 2006. № 5
21. Зуб А.Т., Смирнов С.Г. Лидерство в менеджменте. М., 1999.
22. Зубанова Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала // Педагогическая наука и образование. 2007. № 2.
23. Карделл Ф. Психотерапия и лидерство. СПб., 2000.
24. Киселева Т. Г. Лидер культуры XXI в.: социально-психологический портрет // Материалы Крымской конференции. 2003.
25. Кипнис М. Тренинг лидерства. М., 2004.
26. Крестов Б.И. Типология лидерства // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 3.
27. Кретов Б.И. Типология лидерства // Соц-гуманистические знания. 2000. № 3.
28. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. СПб., 2001.
29. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2004.
30. Кузякин А.П. Что такое лидер и лидерство? // Образование. 2000. № 4.
31. Курочкина М.И. Деловая игра в воспитании качеств лидера // Almamater. 2001. № 8.
32. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. М., 1997.
33. Лидерство: психологические проблемы лидерства в бизнесе. Ростов н/Д., 1997.
34. Лоуб М., Киндел С. Лидерство для «чайников» / Перевод с англ. М., 2005
35. Маврина И.В. Развитие взаимодействия подростков со сверстниками в условях образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. С. 94-100. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.
36. Менегетти А. Психология лидера. М., 2002.
37. О'Лири Д. Принципы центуриона: уроки боя для лидеров на линии фронта / Перевод с англ. Ростов н/Д., 2005.
38. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психологическая характеристика лидерства // Теоретическая психология. 2001.
39. Прыгин Б.Д. Руководство и лидерство. М., 2003.
40. Психология политического лидерства // Политическая психология / Под общ. ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. М., 2001.
41. Семечкин Н. Социальная психология. М., 2004.
42. Сенько Т.В. Зависимость положения дошкольников в группе сверстников от форм их личностного поведения // Вопросы психологии. 1995. № 5.
43. Современная зарубежная социальная психология. / Под ред. Андреевой Г.М., Богомоловой Н.Н., Петровской Л.А. М., 2004.
44. Сосланд А.И. Харизматическая личность в психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 1997. № 3.
45. Соснин В.А. Социальная психология. М., 2005.
46. Социальная психология. / Под ред. В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С. и др. СПб., 2004.
47. Социальная психология. / Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н. М., 2005.
48. Социальная психология. / Под ред. А.П.Журавлева. М., 2002.
49. Тейлор Шелли. Социальная психология. М., 2004.
50. Трейси Б., Шеелен Ф.М. Личность лидера / Перевод с англ. М., 2002.
51. Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Вып. I: Сборник статей / Отв.ред. Е.В.Кудряшова. Архангельск, 2001.
52. Фатиева И., Нижельская О. С чего начинается лидер / Перевод с англ. М., 2005.
53. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М. 2002.
54. Чалдини Р. Социальная психология. Агрессия. Лидерство. Группы. СПб., 2002.
55. Чернобай В. Социальная психология. М., 2004.
56. Шатрова А.В. Взаимосвязь социометрического статуса и межличностных характеристик подростка // Материалы межрегиональной межвузовской научно-практической конференции «Ярмарка научно-практических инициатив студентов». Пермь, 2001.
57. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995.
58. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002.
59. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения / Под ред. А. Карелина. М., 1997.
60. Янг Р. Лидерство в командах / Перевод с англ. М., 2004.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Взаимосвязь направленности личности и межличностных отношений в среде военнослужащих срочной службы Дипломная 2007 97 3000
Особенности взаимосвязи творческих способностей и адаптации в младшем школьном возрасте Дипломная 2009 78 3000
Психологическая подготовка беременных к родам Дипломная 2009 54 3000
«Психологические факторы воздействия рекламы на потребителя» (+ доклад, демонстр. мат.) Дипломная 2009 55 3000
Диагностика кризиса зрелого возраста Дипломная 2009 55 2000
Проявления посттравматического стрессового расстройства у участников современных боевых действий Дипломная 2009 65 1800
Особенности развития памяти старшего дошкольного возраста Дипломная 2009 91 1800
исследование возрастных мотивационных особенностей детей дошкольного возраста Дипломная 2009 58 2000
Развитие психических познавательных процессов в школьном возрасте Дипломная 2010 86 2000
Структура целостной индивидуальности в конфликтной ситуации Дипломная 2009 61 3500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.