Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Культурология - Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах

Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах Культурология. Курсовая

  • Тема: Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Культурология
  • Страниц: 32
  • Год сдачи: 2009
  • ВУЗ, город: Москва
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Глава 4. Традиционный народный праздник как комплекс магических обрядов, ритуалов. Хдожественные элементы праздников и обрядов
В старину к большому празднику в селе или в малом Российском городе начинали готовиться за неделю. Мужчины тщательно убирают двор, запасают дрова на весь праздник, колют скотину на мясо, покупают водку и другие съестные припасы, отдают мастерам поправлять обувь, одежду или шьют то и другое новое. Женщины тщательно убирают в избе или в доме, варят пиво, готовят себе и на все семейство праздничную одежду.
Религиозный праздник на селе или в городе - это не только посещение церкви, но это и праздник встречи гостей, это разгульное пиршества и веселые гулянья с ярмаркой, качелями, со своими запевалами. Главный ритуальный запрет - не осквернять праздничного времени работой.
Особенностью празднества Рождества Христова было славить Христа. Вообще время от дня Рождения Христа до Богоявления проводилось разгульно; пьянство доходило до бесчинства, тут-то чаще всего происходили кулачные бои; по улицам ходили толпы песельников, а халдеи бегали в своих нарядах по селу или городу и обжигали встречным бороды.
В старинных обрядово-праздничных традициях наиболее живучими оказываются собственно народные традиции в праздничном времяпрепровождении, играх, развлечениях, досуге, во встречах родственников, в проведывании кумовьев, молодоженов и т.д. Именно это социально-бытовое ядро престольных праздников оказалось жизнестойким и не утратило своих этических функций даже в наше время.
Семейные праздники. Здесь идет передача традиционных культурных форм общения и праздничного досуга от поколения к поколению. Семейные праздники укрепляют семью, с детства формируют атмосферу отчего дома, приносят радость детям, укрепляют здоровье. Устроить в доме праздник да еще с пирогами - дело чести любой хозяйки. Скорее всего, особенно прочна та семья, в которой культивируются и всячески поддерживаются традиции семейных праздников. Между тем их у нас в наше время стало мало. Восстановление этой традиции связано со многими трудностями, в том числе с решением проблем домашнего воспитания, культуры общения, нравственности, в первую же очередь - так остро обозначившихся в обществе социально-экономических противоречий.
Осенний цикл славянских праздников.
Осенью, во время уборки урожая, для игр и развлечений времени было мало. Поэтому осенний обрядовый фольклор небогат. К тому же, у русских песни, связанные с жатвой, сохранились только в местах, соприкасающихся с Белоруссией.
Обряд «зажинок» состоял в том, что вязали первый сноп, обмолачивали его, пекли из новой муки хлеб и освящали его; женщины и девушки делали из колосьев венки и с зажиночными песнями торжественно относили домой первые снопы.
Народная мечта о получении больших урожаев вылилась в почитание наиболее плодоносного стебля. Выйдя на жнитво, крестьяне отыскивали «житную матку», или «спорынью», так назывался стебель, на котором было 12 колосьев. «Житные матки» с песней относили домой, хранили до нового посева, и зерно их высевали первым. Во всём этом сказался стихийно-материалистический характер наблюдений трудового крестьянства над природой.
Смоленской обл. записана песня, в которой «Яровая спорынья» приглашается домой, на гумно:
А с гумна спорынья
Во амбар перешла.
Она гнездышко свила,
Малых деток вывела -
Пшеной выкормила.
Сытой выпоила.
Когда кончали жатву ярового, то праздновали «дожинки».
Дожи ночные песни изображают тяжесть жатвы, восхваляют хозяев, намёками просят угостить работавших на «помочах» или «толоке», т. е. на совместной работе односельчан в помощь какой-либо семье.
Последний сноп объявлялся «именинником»; его наряжали в сарафан, украшали лентами и монистами, на верхушку надевали кокошник и водили вокруг него хороводы. Одни жнеи величали «именинника», другие катались или кувыркались по полю, приговаривая:
Нивка, нивка, отдай мою силку,
Я тебя жала, силку свою потеряла.
Когда жницы приносили сноп к дому, хозяин и вся семья выходили «хлебушку встречать», приглашая жниц «откушать нового хлебца порушить». Сноп же вносился в избу и ставился под образа. Зимой его зёрна и солому примешивали в корм скоту, чтобы скот «добрел да здоровел».
Капустки праздновались и пелись с 25 сентября (сергиева дня), когда девушки и парни становились с тяпками в руках за корыто и начинали рубить капусту.
В некоторых местах долго сохранялся обряд «похорон мух» или комаров, которым, вероятно, заканчивался цикл осенних праздников в пору язычества.
Летний цикл славянских праздников.
К семику и троице примкнула «русальная», «зелёная» неделя праздник летний, но слившийся с весенним Циклом обрядов. В русальную неделю чествовались души умерших, а также растения и цветы, в которые, по старинным поверьям, переселялись души схороненных в землю. Устраивалось соломенное чучело русалки, которое носили по хороводу, потом трепали и пускали солому на ветер. Кое-где русалку изображала девушка или русалкой называли берёзку. Ночью зажигали костры, прыгали через огонь, много купались.
Смешение двух празднично-обрядовых циклов произошло и праздновании Ивана Купалы (в день Ивана-крестителя, 24 июня). В этом празднике обряды весенней встречи солнца Ярилы (от яр, жар свет и тепло) смешались с обрядами проводов его осенью. В языческую эпоху это был очень важный праздник, вызывавший представления о производительных силах человека и природы.
В ночь на Ивана Купалу много купались, зажигали костры и прыгали через них; всё это, имевшее в древности магический смысл очищения водой и огнём, давно стало игрой и развлечением.
Купальские обряды особенно настойчиво преследовались церковной и светской властью; вероятно поэтому они почти не сохранились у русских; но в некоторых местах делали чучело Купалы, которое или сжигалось, или кидалось в воду, или хоронилось в землю. В других случаях это чучело называлось Костромой. О Костроме пели, что она «разгулялась, расхвалилась», «напилась вина с маком», «расплясалась, разыгралась», повалилась и умерла; чучело Костромы хоронили в реке или озере. Похороны Костромы проводились кое-где на петров день, 29 июня.
С ночью на Ивана Купалу связано много суеверных представлений и легенд, в настоящее время имеющих интерес поэтического вымысла и игры воображения. Роса целебна в эту ночь, лечебные травы действуют особенно сильно, только в эту ночь дивным огненным цветком расцветает папоротник, а под ним открывается золотой клад. Но лишь бесстрашный человек сможет достать его: деревья в лесу переходят с места на место, лес полон каких-то страшных сил, непонятных звуков
Купальские обряды у славян сопровождались песнями, но от них сохранились лишь небольшие отрывки, известные белорусам и украинцам. В одном из таких отрывков поётся о том, как брат и сестра по незнанию друг друга повенчались и превратились в цветок с жёлтыми и синими лепестками (иван-да-марья).
Весенний цикл славянских праздников.
Радостно встречалась весна. Языческие весенние праздники приурочивались к благовещению (25 марта), к пасхе и к фоминой неделе (первая после пасхи). Воскресенье фоминой недели называлось красной горкой, понедельник радуницей, вторник навьим днём. С красной горки начинали водить хороводы. В дни весенних праздников закликали весну, разжигали костры и прыгали через них, а в егорьев день (23 апреля) выгоняли скотину после зимы в поле и во многих местах прогоняли её через костры; водили хороводы, поминали умерших, сопровождая эти обряды и игры пением песен. Весной пелись веснянки, хороводные и егорьевские песни.
Веснянки это короткие «закликания», т. е. призывы, обращения и вопросы к весне, имевшие когда-то значение магических заклинаний. Их начинали петь в начале марта, когда в связи с прилётом первых птиц в деревнях пекли особые хлебцы «жаворонки».
В некоторых местах веснянки пелись с 25 марта, т. е. с «благовещенья». Девичьи хоры пели их, перекликаясь друг с другом: кончал один, вдали начинал другой, и песни звенели из конца улицы в другой, от села к селу.
Девушки вели с Весной песенный разговор, выражавший мечты крестьянки о хорошем урожае хлеба и льна:
Весна, Весна красная!
Приди, Весна, с радостью,
С радостью, радостью,
С великою милостью,
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными.
Веснянки, как и заговоры, имеют якобы принудительный смысл: они «зиму замыкают», «землю отмыкают», «траву выпущают».
В другой группе веснянок обращения к Весне переплетались с мотивами любви и будущего брака.

Содержание

Народная художественная культура в традиционных календарных праздниках и обрядах


Оглавление
Введение 3
Глава 1. Анализ основных понятий 5
Глава 2. Древние календари 10
Глава 3. Календарные народные праздники и обряды на Руси 16
Глава 4. Традиционный народный праздник как комплекс магических обрядов, ритуалов. Художественные элементы праздников и обрядов 18
Глава 5. Значение старинных народных календарных праздников, их роль в отношении человека с природой, сохранение и передача их поколение в поколение 28
Заключение 31
Список использованных источников 32




Введение
Народная художественная культура является одной из составляющих глобальной системы художественной культуры общества и активно взаимодействует со всеми ее образованиями. Народная художественная культура предстает в этих связях как многомерный феномен, имеющий сложные пограничные образования как с народной культурой в целом, так и с элитарным и массовым искусством . Народная художественная культура рассматривается с точки зрения самостоятельного, исторически обусловленного типа культуры, имеющего свои формы, механизмы, стратификацию и другие структурные факторы. В настоящем понимании традиционная народная художественная культура трактуется как сфера проявления устойчивых традиций, образцов, ценностей, сформировавшихся в рамках древнейшей культуры и ставших базисом для традиций, образцов, ценностей формирующихся в последующие эпохи. В результате, создав единый комплекс, они прочно закрепились в культурно-историческом опыте народа.
Целью написания курсовой работы является изучение народной художественной культуры в традиционных календарных праздниках и обрядах.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Проанализировать основные понятия;
Описать древние календари;
Рассмотреть характерные черты календарных народных праздников и обрядов на Руси;
Изучить традиционный народный праздник как комплекс магических обрядов, ритуалов;
Рассмотреть значение старинных народных календарных праздников, их роль в отношении человека с природой, сохранение и передача их поколение в поколение.
Объектом исследования являются традиционные календарные народные праздники и обряды, предметом художественная культура в праздниках и обрядах.
При написании курсовой работы использовалась литература, статьи в научных журналах, интернет-сайты.



Глава 1. Анализ основных понятий
Понятие "обычай" более широкое чем понятие "обряд". В самой общей форме обычай может быть определен как стереотипная форма поведения, которая связана с деятельностью, имеющей практическое значение . По мнению Р.Ф. Итса, обычай это "установленное правило поведения в данной этнической общности ". Таким образом, обычай это определенный устойчивый образец, общепринятая и практически выполняемая норма социального поведения данной этнической общности.
Определяя "обряд" С.А.Токарев писал, что обряд это такая разновидность обычая, "цель и смысл которой выражение (по большой части символическое) какой-либо идеи, действия, либо замена непосредственного воздействия на предмет воображаемым (символическим) воздействием ". В силу своего символического, знакового характера обрядовые действия лишены непосредственной целесообразности и сами по себе практического значения не имеют. В научной литературе синонимом понятия "обряд" часто выступает понятие "ритуал".
Остановимся вначале на определении понятия "праздник". Согласно толковому словарю живого Великорусского языка Владимира Даля, "праздник - день, посвященный отдыху, в память события гражданского, государственного, по случаю чего-то и т.д. Праздничность - праздновать, гулять, отдыхать и ничего не делать, пировать, бражничать, шататься, гульба, тунеядство, бродяжничество. Праздновать, быть праздным, не работать, совершать обряды церковные, во славу или в память событий церкви".
С.И. Ожегов определяет праздник как "день торжества, установленный в честь или память кого/чего-нибудь (Первое мая, Праздник Победы), Революционный праздник. Выходной не рабочий день. День, особо отмечаемый обычаем или церковью (Праздник Нового года). День радости и торжества по поводу чего-то. День игр, развлечений (спортивный праздник, праздник песни)".
В Большой Советской энциклопедии сказано: "Праздничные дни в СССР установлены законом, посвящены выдающимся событиям, традиционным датам, чествованию работников определенных профессий (8 марта - Международный женский день, 1,2 мая - Праздник весны и труда, 9 мая - Праздник Победы и т.д.)".
Таким образом, можно констатировать, что праздник - это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Для каждого человека праздник связан с особым праздничным состоянием, которое побуждает его к участию в том или ином действии. Ощущение праздничности - это ощущение радости, бодрости, приподнятости духа.
Праздники всегда связаны с переломными, этапными моментами в жизни природы, общества, человека. Чем значительнее событие, лежащее в основе праздника, тем больше потребности у человека ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, объединить свои чувства с чувствами других людей, своего народа.
Известное положение о том, что в праздник хочется быть на людях, поделиться своими чувствами, каждый реализует по-своему, выбирая себе объект для общения среди родных, друзей, товарищей по работе, учебе, отдыху и т.д.
Можно выделить следующие виды праздников:
- церковные праздники, главными из которых являются Рождество и Пасха и др.;
- календарно-обрядовые праздники - Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая;
- государственные и общественно-политические праздники;
- профессионально-трудовые праздники (день рыбака, шахтера, металлурга, учителя, милиции и т.д.);
- гражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т.д.)
- спортивные праздники;
- праздники для детей и подростков;
- мемориальные праздники связанные с жизнью и творчеством великих русских поэтов и писателей, художников и композиторов;
- юбилейные праздники городов (День города), областей и республик .
Обряд это порядок действий направленных на достижение определённой цели.
Смысловое значение слова Обряд заключается в понятиях - порядка, хозяйства и определённого устройства. В этой связи, понятие «обряжать» (обрядить) несёт в себе смысловое значение - «убирать, оправлять и приводить в должный вид». Поэтому, зачастую сопутствующее с Обрядом понятие «наряд» (который может быть как в армии - «на кухню»), отнюдь не связаны друг с другом, так как эти понятия могут иметь противоположные значения. Наряд, без которого может обойтись практически любой Обряд, может быть лишь одним из дополнений к обрядности. В этой же связи, продолжая тему нарядов, можно вспомнить и о том, что до изобретения ткани люди ходили в шкурах, что отнюдь не мешало им проводить обиходные языческие обряды, и никто не стремился снять рубаху и нарядиться в шкуру - если этого не требовал сам Обряд. В настоящее время, в ряде течений интерпретирующих по-своему «язычество», большее внимание отводится именно наряду, а не Обряду, и поэтому такие мероприятия видятся как собрание «ряженых» (аналогичных только «хиппи» советского времени), а не ритуальное действо. При всём при этом, не следует забывать, что даже Великое Празднество, одним служит только предлогом к общему веселью и гуляниям (что отнюдь не возбраняется русским язычеством), а другим - поводом для наведения порядка в собственной духовной сфере.
Обряд - это церемониальное действо, проводимое в соответствии с определённым народной традицией обычаем, посредством нахождения порядка в материальном мире, служащего - порядку в мире духовном.
Обряд не есть нечто оторванное от жизни, условное, произвольно созданное волей человека, а напротив, он органически связан с жизнью, опытом которой он выработался и которую он сам же обслуживает.
Понятие обряда можно определить следующими словами: обряд есть узаконенный соответствующей властью обычай; последний же есть сумма опыта в данной области. Обычай в бытовой жизни, санкционированный гражданской властью, получает вид закона; обычай в религиозной жизни, получив санкцию от духовной власти, становится обрядом .
В качестве классического примера Обрядовых Радений (запрашивания совета у Высших Сил) можно отметить - новогодние гадания, в глубокой древности русской народной традиции получившие звание Колядования, то есть гадания на Коляду - языческий Новый Год. Колядование - древнейший род занятий на Красные Святки (с 24 стуженя по 6 просинца), под Новый Год, к которому обращался русский народ во все времена и в любые эпохи. Никоим образом по вопросам гаданий нельзя обращаться к людям православной веры и якобы христианским методикам, по той причине, что всё это предано анафеме самой Церковью. Для христиан, при Колядовании рекомендуется снимать крестики и не опоясываться. Не подлежат проклятию только языческие методики гадания, в силу независимости от христианства - языческих воззрений.
Существует великое множество методов гаданий используемых при Колядовании, среди которых можно отметить - гадания на рунах (которые будут приведены в пример), на воде, возле зеркала и по искрам от огня. Излюбленной темой гаданий было и остаётся - определение суженого, для незамужних девушек. Особенностью Колядования, в отличие от радений в другое время (т.е. не на Красные Святки), являются не только гадания, но и загадывания на Счастье, Благо и Удачу. Методов загадывания более чем достаточно, вплоть до обычного высказывания, но загаданное должно быть искренним желанием - от всего Сердца .

Литература

Список использованных источников
1. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиции//СЭ, 1982, - № 2. - С. 97.
2. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Л., 1993
3. Бенифанд А.В. Праздники: сущность, история, современность. Красноярск,1986
4. Итс Р.Ф. Введение в этнографию. - Л., 1974. - С. 48.
5. Токарев С.А. Обычаи и обряды как объект этнографического исследования // СЭ, 1980. ~№3. С. 28.
6. Кириллов И. А. Сущность обряда http://portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=1352
7. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989
8. Митин С.Н., Митина И.Д., Рыкова О.Н. Народная культура Поволжья: Методическое пособие / Под ред. С.Н.Митина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. - 84 с.
9. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: ОЛма-Пресс, 1998
10. Пропп В. Русские аграрные праздники. М., 2000
11. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992
12. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976 г.
13. Бочарова Е.В. Традиционная народная художественная культура Программа и методические рекомендации http://analiculturolog.ru/upload/data/programms/2/3.htm
14. Скворцов Б. Н. Праздник как фактор реализации соцально-культурной политики и развития территорий Российский институт культурологии, Комитет ЕКОВАСТ http://www.ecovast.ru/skvorcov%20pr.htm
15. http://bujan.ru/tainstvo/obr.html
16. http://therussianliterature.ru

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Эстетика_в_культуре_Возрождения Курсовая 2009 49 1500
Телесериал как феномен массовой хуожественной культуры Курсовая 2009 49 1500
Характеристика художественного образа в античном искусстве Курсовая 2009 33 1500
Гендерные стереотипы в современной культуре России Курсовая 2009 41 1500
Столици христианской Испании. Мадрид и Толедо Курсовая 2009 30 1200
Основные этапы развития культуры первобытного общества и их особенности Курсовая 2009 20 1500
Социология культуры Парсонса. Курсовая 2009 35 1500
Православие в современном российском обществе Курсовая 2009 26 1500
Великая китайская стена Курсовая 2009 28 1500
Барокко в русской архитектуре Курсовая 2008 22 1500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.