Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Культурология - Символ и художественное творчество

Символ и художественное творчество Культурология. Реферат

  • Тема: Символ и художественное творчество
  • Автор: Валерий
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Культурология
  • Страниц: 14
  • Год сдачи: 2006
  • ВУЗ, город: МГ Университет Сервиса(Москва)
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Введение

В рамках определенной культуры некоторые вещи считаются символами. Наиболее простой пример: флаг каждой страны является ее символом. Что касается писателей, то они сами создают символы в своих произведениях путем сложной сети ассоциаций. В результате объект, образ или действие подразумевают другие объекты, образы или действия. Некоторые литературоведы определяют символ в художественном творчестве в широком значении как метафору особого рода, в которой «вещь, образ или действие используются, чтобы обозначить нечто другое» (с. 10, с. 401). Так, в «Оде греческой урне» Джона Китса (1795-1821) содержатся связанные между собой символы, включающие искусство, истину, красоту и бесконечность времени.
Мир символов разнообразен по содержанию, но однообразен по строению. Созданы ли символы в доисторические времена или современной цивилизацией, восточной культурой или западной структура и суть процесса символизации остаются неизменными. Переживая эпохи рсцвета и упадка, символизм всегда остается стабильной составляющей культуры и художественного творчества и играет неизменно важную роль в жизни человеческого обществе.
Символ, как принцип обобщения, как содержательно-формализованная структура, необходим в художественном творчестве. Но его абсолютизация приводит к тому, что художественное мышление приближается к религиозному мироощущению, к религиозно-догматическому истолкованию смысла творчества. На эту особенность религиозного символа обратил внимание современный английский философ и эстетик Ч. Коллингвуд, когда он писал о том, что «религия всегда догматична... она неспособна выйти за пределы символа, так как всегда содержит в себе элементы идолопоклонничества и суеверия». А это неизбежно ведет к потере исторически-конкретного идеала, к пессимизму и мистическим настроениям, которые придают художественному символу религиозную окраску.
Эта возможная тенденция в искусстве особенно ярко выявляется в судьбе художественного символизма, возникшего в начале этого века. Уже в поэтических опытах позднего Бодлера и Маларме четко обнаружилась тенденция к деидеализации действительности. Это было обусловлено не только их социально-мировоззренческой позицией, но диктовалось и подкреплялось теми художественными принципами, которые были ими избраны и которые стали близки к религиозному сознанию.
На эту тенденцию указывают многие исследователи французского символизма.

1. Понятие «символ»

В современном языке понятие «символ» чаще всего используют в бытовом смысле, то есть как предмет, «указывающий» на другой предмет, действие или событие. Под словом «символ» все чаще начинают подразумевать «знак».
Но точное определение этого понятия трудно найти даже в энциклопедиях и энциклопедических словарях. Определения, приведенные в них, весьма спорны и порой даже противоречивы. Разные словари определяют символ как троп, знак, эмблему, предмет или слово
Например, через понятие тропов дает определение краткий словарь литературоведческих терминов под редакцией Л.Тимофеева и Н.Венгрова: "...один из тропов, состоящий в замещении наименования жизненного явления, понятия, предмета в поэтической речи иносказательным, условным его обозначением, чем-то напоминающим это жизненное явление. Символом называют также художественный образ, воплощающий с наибольшей выразительностью характерные черты какого-либо явления, его определяющую идею".
Другие авторы определяют символ через сопоставление или противопоставление другому понятию: образу, аллегории, эмблеме, метафоре. Так, в "Поэтическом словаре" А. Квятковского дается следующее определение символа: "...многозначный предметный образ, объединяющий (связующий) собой разные планы воспроизводимой художником действительности на основе их существенной общности, родственности. Символ строится на параллелизме явлений, на системе соответствий; ему присуще метафорическое начало, содержащееся в поэтических тропах, но в символе оно обогащено глубоким замыслом. В отличие от символа, аллегорический образ является элементарным средством иносказания; аллегория приложима к одному определенному понятию или факту, связь ее с обозначаемым понятием условна и однозначна". (3,148-149).

2. Символ и художественный символизм

Концепт «символ» долгое время не использовался в отечественной философии и культурологии в адекватном ему значении. Естественно, что этот факт не способствовал точной и объективной разработке целого ряда философско-культурологических проблем, так как «без концепта «символ» в адекватном ему значении сегодня невозможно излагать современную философию и эстетику и многие эстетические теории и даже целые философские системы не могут быть поняты и достаточно правильно изложены» [7,с.5]. Многозначность и некоторая расплывчатость концепта «символ» требуют проведения основательного теоретического философско-культурологического анализа. В современных условиях расширения масштабов международной коммуникации, когда резко возрастает социокультурная, интеллектуально-духовная и творческая роль символов, ощущается потребность в более глубоком исследовании всего спектра значений символов, используемых в культуре. Разрабатывая проблему символа, необходимо «пройти нелегкий путь критического осмысления и освоения тех концепций символа, которые, за годы молчания о нем в советской литературе, возникли как на Западе» [12,с.8] так и в отечественной науке, и прежде всего «Философию символических форм» Э.Кассирера, учение о символе А.Уайтхеда, «метафорический символизм» С.Лангер. По сути, гениальное замечание А.Ф.Лосева о том, что символ является одним из самых «туманных, сбивчивых и противоречивых понятий» [7,с.4], явилось импульсом к появлению серьезных теоретических и методологических исследований по проблеме символа в советский период, а его работы служат базисом, отправной точкой для отечественных исследователей символа и символизма. Говоря о вкладе отечественных философов в разработку проблемы символа, необходимо назвать К.А.Свасьяна. Философ сосредоточивается на анализе и критике взглядов Э.Кассирера, А.Бергсона, А.Белого и других теорий.

Содержание

Введение 3
1. Понятие «символ» 5
2. Символ и художественный символизм 6
Заключение 14
Список литературы: 15

Литература

1. Иванов В. Заветы символизма // Декоративное искусство. 1991. №3. С.9.
2. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке / Пер.с нем. Б. Вимер и др. М.:Гардарика,1998. 779с.
3. Лосев А.В. Проблеме символа и реалистическое искусство. М.,1976. 367с.
4. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры //Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3х т. Т.1. Таллин: Александра, 1992. 479с.
5. Уайтхед А. Символизм, его смысл и воздействие. Томск: Водолей, 1999.64с.
6. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобразительное искусство,1996. 333с.
7. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура: Сб. произведений / Под ред. Л.С.Чибсенкова. - М.:Ренессанс,1992. - 289с.
8. Фрейд З. Художник и фантазирование: Сб. произведений / Под ред. Р.Ф.Додельцева, К.М.Долгова. - М.: Республика,1995. 400с.
9. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка/ Ж.Кассу, П.Брюнель, Ф.Клодон и др.;Науч.ред. и авт. Послесл. В.М.Толмачев; Пер. с фр. М.:Республика,1998. 429с.
10. Юнг К.Г., Франц М.Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы/ Под общ. ред. С.Н.Сиренко. М.: Серебряные нити,1997. 368с.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Наука специализированная форма культуры Реферат 2007 16 500
Проблема вознекновения человека, приоретет разума в формировании человеческой культуры. Смысл понятия "Духовная культура" Реферат 2007 15 500
Неокантианство Реферат 2007 17 500
Русский балетный театр от истоков до середины 19 века Реферат 2007 17 500
Нравственные идеалы средневековья и их отражение в литературе Реферат 2007 18 500
Религия как способ хранения и передачи общечеловеческих ценностей Реферат 2006 25 500
Творчество импрессионистов Реферат 2002 17 500
Литература европейского средневековья Реферат 2007 23 500
Первобытная культура Реферат 2008 22 500
Формирование русской культуры Реферат 2007 17 500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.