Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Психология - Социально - психологические факторы профессиональной социализации менеджеров среднего звена

Социально - психологические факторы профессиональной социализации менеджеров среднего звена Психология. Дипломная

  • Тема: Социально - психологические факторы профессиональной социализации менеджеров среднего звена
  • Автор: SpitFire
  • Тип работы: Дипломная
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 116
  • Год сдачи: 2009
  • ВУЗ, город: Воронеж
  • Цена(руб.): 4000 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

1.3. Социально - психологические особенности профессиональной деятельности менеджера
Проблематика менеджмента и предпринимательства, в связи с ее длинной историей и традицией, гораздо лучше изучена за рубежом, чем в отечественной науке. Только в последнее время, благодаря исследовани¬ям А.Л. Журавлева, П.Н. Шихирева, А.В. Филиппова, Р.Л. Кричевского и др., можно выделить и описать широкий круг социально - психологических особенностей профессиональной деятельности менеджеров и предприни¬мателей {80, 85, 101, 102, 104, 119}.
Становление личности в значительной степени происходит в ходе профессиональной деятельности и под ее влиянием, поскольку она зани¬мает особое место среди многообразных видов деятельности, выступает ведущей на определенном этапе возрастного развития и ей посвящена значительная часть жизни человека. Именно профессиональная деятель¬ность «...предоставляет возможности удовлетворить всю гамму потребно¬стей человека, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определенного социального статуса» {73, с. 49}. Исходя из данной точки зрения, в современных подходах к описанию особенностей профессиональной деятельности менеджера принято рассматривать роли, функции и качества менеджера. Другими словами, на основе тех функций, которые выполняет менеджер, формулируются качества, необходимые ему для эффективного выполнения своей работы, а также репертуар ро¬лей, облегчающий его коммуникацию с окружающими.
Менеджер - это член организации, осуществляющий управленче¬скую деятельность и решающий управленческие задачи. Не все менедже¬ры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи, решаемые различными ме¬неджерами, далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые от¬дельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в ор¬ганизации существует иерархия, с тем, что в организации выполняются различные функции, и, наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.
По данным социологического исследования {119, с. 111} на 1995 год деловые люди России составляют около 12% по отношению к работаю¬щему населению и делятся на четыре подгруппы.
1. «Собственно предприниматели» - владельцы и руководители
предприятий;
2. «Самозанятые» - люди, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью;
3. «Полупредприниматели» - люди, которые совмещают работу по найму с частным бизнесом;
4. «Менеджеры» - люди, которые управляют чужим капиталом.
Если переложить эти данные на плоскость, то получится два полюса (собственно предприниматели и менеджеры), между которыми располага¬ются две другие формы предпринимательской деятельности. Основным фактором, влияющим на то, что менеджер и предприниматель находятся с разных сторон одной шкалы, а значит, являются противоположностями, заключается в том, что предприниматель это собственник, т.е., человек, который сам создал предприятие и сам управляет им и своим капиталом. Менеджер же является «человеком оганизации» и, следовательно, до¬вольно жестко ограничен в своей деятельности набором правил, норм и требований, задаваемых высшим руководством.
Тип менеджеров предпринимательского типа, с одной стороны, должен само¬стоятельно принимать решения и нести за них ответственность и, с другой стороны, осуществлять инновации, быть готовым идти на риск и постоянно работать над своим развитием, развитием своей команды и компании. Ханс Виссема, голландский экономист и предприниматель, считает, что организация будет более успешной, если «требовать от менеджеров не только высокого уровня квалификации и преданности компании, но также и инициативного предпринимательства» {92,с. 47}.
В современных книгах по менеджменту {73, 106, 109, 128, 134} большое внимание уделяют функциям, осуществляемых руководителями, на основе которых потом формируют комплекс профессионально важных качеств. У Г. Юкла работа менеджера описана как набор перечисленных ниже функций.
1. Постановка целей.
2. Содействие работе.
3. Ролевое распределение в группе.
4. Внимание к дисциплине.
5. Определение эффективности труда.
6. Планирование и проектирование.
7. Координация деятельности подчиненных.
8. Планирование карьеры своих подчиненных.
9. Способность руководителя воодушевлять членов команды к достижению групповых целей.
10. Содействие установлению дружеских отношений в коллективе.
11. Обратная связь о работе отдела, организации в целом, о даль¬нейших перспективах.
Виханский О.С. и Наумов А.И. {27, с. 23}, называя ряд причин, поче¬му организация не может существовать без менеджеров, так же выделяют те функции, которые менеджер выполняет в организации:
менеджеры обеспечивают выполнение организацией её основного
предназначения;
менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между от¬дельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
менеджеры разрабатывают стратегии поведения организации в изме¬няющемся окружении;
менеджеры обеспечивают служение организации интересам тех лиц и
учреждений, которые контролируют организацию;
менеджеры являются основным информированным звеном связи орга¬низации с окружением;
менеджеры несут формальную ответственность за результаты еятельности организации;
менеджеры официально представляют организацию в церемониальных
мероприятиях.
В последнее время возникает очень большой интерес к командному подходу, который многие авторы связыва¬ют со следующими тенденциями в области развития организаций и высо¬коэффективного менеджмента (15, с. 52}.
Во-первых, большинство современных организаций обладают ярко выраженными тенденциями к усложнению и увеличению своего структур¬ного и функционального состава, что приводит к необходимости внедре¬ния более эффективных организационных форм и методов коллективного управления. Ситуацию можно разрешить за счет создания хорошо сфор¬мированной управленческой команды, улучшающей решение крупных и междисциплинарных проблем.
Во-вторых, увеличение производительности управленческого тру¬да менеджера зависит от осознания того факта, что менеджер любого ранга связан с созданием коллективного продукта труда. Понимание ме¬неджерами правил командной работы приводит к быстрому и эффектив¬ному решению таких ситуаций, как нечеткое распределение обязанностей при реализации проекта, повышение мотивации занятия предметной дея¬тельностью и осознание причин низкого личного вклада конкретного чле¬на группы, устранение межличностных трений и других, в которых проис¬ходит столкновение личных мотивов и нужд организации.
В-третьих, признание самого существования командного подхода связано с последними исследованиями в области развития организации и представлениями о последней, как об обладающей особой культурой, ценностями, символическими ритуалами. Организационная культура явля¬ется одной из составляющих командного менеджмента, т.к. он тесно свя¬зан с символическими способами репрезентации управленческой дея¬тельности.
Любая команда изначально формируется для выполнения какой-либо задачи, поэтому представляется вполне естественным, что такая ха¬рактеристика как тип совместной деятельности, определяющая структуру, сложность и нестандартность решаемой задачи, рассматривается в каче¬стве одной из главных в образовании команды. Эффективность совместной деятельности во многом зависит от распределения ролей в команде. Умение работать в команде определяется, во-первых, готовностью членов команды овладевать разными командными ролями, а, во-вторых, готовно¬стью принимать особенности ролевого «исполнения» своих коллег.
В отечественной и зарубежной психологии проблеме групповых ро¬лей традиционно уделяется серьезное внимание {см. Приложение № 1}. Гораздо меньшее место занимают исследования, посвященные проблема¬тике управленческих ролей, используемых менеджерами для обеспечения высокой эффективности своей деятельности. На наш взгляд, особый ин¬терес для менеджера представляет ролевое описание его работы. Роли отличаются от других состояний и поведения человека главным образом тем «что они вырабатываются в ходе человеческой истории, как некие обобщенные модели выполнения социальных функций» {40, с. 64}.
В этом отношении существует несколько разных классификаций. Наиболее известна работа, проделанная X. Минцбергом {33}. По мнению автора, профессиональная деятельность менеджера может быть пред¬ставлена в виде трех ролевых блоков - межличностные, информацион¬ные и роли по принятию решений, - каждый из которых содержит основ¬ной набор ролевых функций. Роли не могут быть независимы одна от дру¬гой, наоборот, они взаимозависимы и взаимодействуют для создания еди¬ного целого. Межличностные роли вытекают из полномочий и статуса ру¬ководителя в организации и охватывают сферу его взаимодействий с людьми. Межличностные роли могут сделать руководителя пунктом со¬средоточения информации, что даёт ему возможность и одновременно за¬ставляет его играть информационные роли, и действовать в качестве цен¬тра обработки информации. В свою очередь, принимая на себя межлично¬стные и информационные роли, руководитель способен играть роли, свя¬занные с принятием решений в организации. Все эти роли, взятые вместе, определяют объём и содержание работы менеджера, независимо от ха¬рактера и сферы деятельности конкретной организации.

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1. Теоретические предпосылки и направления
исследований феномена профессиональной социализации стр. 8
1.1. Теоретике - методологические принципы изучения
процесса социализации в отечественной и зарубежной
психологии стр. 8
1.2. Социально - психологическая специфика процесса
профессиональной социализации стр. 25
1.3. Социально - психологические особенности
профессиональной деятельности менеджера стр. 45
Глава 2. Эмпирическое исследование социально - психологических
факторов профессиональной социализации менеджеров стр. 66
2.1. Программа эмпирического исследования стр. 66
2.2. Организация и методы исследования стр. 67
2.3. Описание и анализ результатов стр. 75
Заключение стр. 92
Выводы стр. 94
Библиография стр. 95
Приложения стр. 97

Литература

1. Абульханова - Славская К.А. Жизненные перспективы личности. В сб.:
Психология личности и образ жизни. М., Наука, 1987. - СС. 137 -145
2. Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. М., Изд -
во МГУ, 1988.-111 с.
3. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., Аспект Пресс,
2000. - 288 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных
заведений. - М., Аспект Пресс, 1996. - 376 с.
5..Асмолов А.Г., Петровский В.А. О динамическом подходе к психологиче¬скому анализу деятельности // Вопросы психологии. 1978. № 1. - СС. 70 -81
6. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служа¬щих. Проблема конкурсного отбора. - М., ИПК ГС, 1995. -140 с.
7. .Базаров Т.Ю., Беков Х.А., Аксенова Е.А. Методы оценки управленче¬ского персонала государственных и коммерческих структур. - М., ИПК Госслужбы, 1995. - 112 с.
8. Базаров Т.Ю. Рыбкин И.В., Пыркова Т.О. Управленческие команды и их
формирование // Современный кадровый менеджмент. Вып. 1. Под ред.
9. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие
для высших учебных заведений // Под ред. Ю.М.Жукова,
Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. 2-е, исправленное изд. - М.: Смысл,
1996. -255с.
10. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности «Менеджмент». - М., Изд-во МГУ, 1995. -
11.Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. - М., 1984, т.4. - СС. 244 - 269
12. Гурьева Л.С., Заргаров В.А., Скобеев К.М. Профессионал и специалист:
Руководитель в современных организационных условиях. - Томск, 1989.
-131 с.
14.Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. - М., Изд-во Моск. ун¬та, 1979. -126с.
15. Дубовская Е.М., Кричевский Р.Л. Феномен идентификации в групповом лидерстве. - Вестник МГУ. Сер. 14. 1980. № 2. - СС. 48 - 59
16. Жуков Ю.М., Безрукова Е.Ю. Технология командообразования. - М., 1999.-105 с.
17. 3азыкин В.Г. Чернышев А.П. Менеджер: психологические секреты профессии. - М., Интел-Синтез, 1992. - 178 с.
18. Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы
психологии. 1988. №6.
19. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Рос¬
тов- на - Дону, Феникс, 1996. - 512 с.
20. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., Издательство
МГУ, 1995.-224с.
21. Климов Е.А. Человек как субъект труда и проблемы психологии // Во¬
просы психологии. 1984. №4.
22. Малиновский П.В. Идейно-теоретические и методологические основы
организационно-управленческих игр. - М., Институт социологии, 1990.
СС. 75-102
23. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. - 308 с.
24. Никифоров Г.С. Психологический отбор и подготовка менеджеров //
Вестник СпбУ. Сер. 6. 1995. № 2.
25. Теория и практика антикризисного управления: Учебник для вузов //
Под ред. С.Г.Беляева и В.И.Кошкина. Москва, ЮНИТИ, 1996. -
26. Управление персоналом. Под ред. Т.Ю. Базарова и Б.Л. Еремина. -
М., Юнити, 1999.-423с.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях Дипломная 2009 76 3000
Выявление лидеров среди школьников Дипломная 2010 90 3000
Социально-психологические условия формирования имиджа успешного руководителя - женщины Дипломная 2009 84 4000
Совершенствование системы обучения и воспитания персонала современной организации(на конкретном примере-ООО\\\"Диамант\\\ Дипломная 2009 71 4000
Комплексная реабилитация детей с патологией опорно-двигательного аппарата Дипломная 2009 135 4000
Влияние уровня коммуникабельности на карьерный рост Дипломная 2009 105 4000
Изучение взаимосвязи удовлетворенности работой и браком Дипломная 2009 78 4000
Социально-психологический портрет лидера Дипломная 2010 120 3500
Особенности семейных конфликтов молодой пары в период появления ребенка Дипломная 2009 102 4000
Основные стратегии разрешения конфликтов в игровой деятельности старших дошкольников Дипломная 2010 42 4000
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.