Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Педагогика - Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников.

Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников. Педагогика. Курсовая

  • Тема: Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников.
  • Автор: Сергей Пашков
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Педагогика
  • Страниц: 59
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: Москва
  • Цена(руб.): 1400 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

ВВЕДЕНИЕ

Переход от индустриального общества XX века к постиндустриальному или информационному XXI века, а также прогрессивные тенденции развития глобализации и, как следствие, соиально-экономические, научно-технические, политико-правовые, культурно-информационные, национально-этнические, профессионально-кадровые интеграции мирового сообщества предъявляют иные, качественно новые требования к образованию в целом, что приводит к возникновению конкурентоспособных специалистов в той или иной области деятельности человека. Усложнение общественных отношений и их непрерывное развитие требуют комплексной и в то же время узконаправленной профориентации специалиста, а также его перманентное осваивание все новых и новых бурно развивающихся знаний.
В этом контексте, совершенно очевидно, что способности личности как индивидуума играют приоритетную роль в предопределении степени интеллекта, эрудиции и профессионализма человека не только в качестве специалиста, но и как полноценного человека. Школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка. Необходимо также отметить, что многие специалисты подчеркивал на крайнюю значимость младшего школьного возраста в становлении личности человека и формировании у него продуктивного интеллекта. Существенную роль играет участие младших школьников в играх, способствующее их самоутверждению, развивающее настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. Поэтому условия обучения на начальной ступени школы во многом определяют успешность дальнейшего образования личности, а также продуктивность интеллектуального труда будущего специалиста.
Из психологии известно, что за время обучения в начальной школе ребенок переживает несколько психических кризисов. Первый их них, кризис семи лет, связан с переходом от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. Второй кризис связан с началом полового созревания, сменой мотивов и ведущей деятельности.
Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультур, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. На основе которых при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.
Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психологическая напряженность, которая отражается не только на физическое здоровье, но и в поведении. Несоответствие психофизиологического состояния учащихся формам и методам обучения приводит к тому, что у значительной части детей снижается желание учиться, от класса к классу падает мотивация учения личности, у некоторых учащихся возникает синдром разочарования в школе. Поэтому адекватное обстоятельное рассмотрение ресурсов детской игры и изучение тех условий, которые позволяют ей максимально эффективно воздействовать на самые разные стороны детского развития, и в первую очередь - на формирование у младших школьников творческой и социальной активности, становление навыков учебной деятельности и всех тех качеств и способностей, которые в совокупности обеспечивают успешность их развития, обучения и воспитания. Присущие игре диагностическая, дидактическая, воспитательная, развивающая и другие функции должны быть с обязательностью осознаны и освоены всеми специалистами начальной школы для того, чтобы избежать многочисленных случайностей, нелепостей и грубых ошибок, которые возможны при бессистемном, некорректном и просто неразумном включении игры в педагогический процесс.
Актуальность моей работы выражается в вышесказанном и в этом заключается основание выбора темы. В этом смысле однозначно разделяю мысли Абдульменовой, «что игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка, вызвать творческий интерес к предмету».
Объектом исследования является игра в учебном процессе младших школьников.
Предметом исследования выступает процесс развития познавательной и учебной мотивации под влиянием комплексов деятельности, имеющих характер игровой функции.
Цель исследования состоит в раскрытии самого механизма стимулирующего влияния игровой деятельности, а такж в выявлении его роли на освоение предметов и в формировании мотивации учения младших школьников. Кроме того, целью исследования является разработка методов использования наиболее практичных и универсальных игр.
Исходя из этого, можно сформулировать следующую гипотезу: развитие учебной и познавательной мотивации, формирование психики, мышления и самосознания младших школьников методом использования игры даст наиболее продуктивный эффект при применении:
наиболее адекватных игр с учетом возрастных, психологических, половых и национальных (актуально в многонациональных регионах) специфик детей младшего школьного возраста;
систематического использования игровых приемов и способов в образовательном процессе;
дуалистического подхода: сочетания и синтеза игры с обучением.
Для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи исследования:
изучение теоретических положений самой теории игры;
проведение характеристики современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста и их обобщение;
определение требований к играм в зависимости от особенностей детей;
разработка методов использования игр.
Методологической основой исследования являются изучение, анализ и дальнейшее обобщение достижений психологической и педагогической наук из различных литератур (учебные, монографические, периодические, методологические, статистические и пр.). Также беседа, наблюдение и анкетирование.
Научна новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что на основании изученного материала и проведенного исследования выработан наиболее аргументированный и экспериментально апробированный вариант использования игры с учетом местных особенностей и специфик.
Практическая значимость исследования, несомненно, заключается в дальнейшем использовании его результатов и рекомендаций учителями начальных классов в учебно-воспитательной работе.

Содержание

Введение:
Глава I. Концептуальные взгляды на феномен игры
1.1 Человеческая игра
1.2 Взгляды зарубежных исследователей
1.3 Взгляды отечественных исследователей
1.4 Общая дефиниция игры
Глава II. Игра в жизни ребенка
2.1 Игра и эмоциональное развитие детей
2.2 Игра и учебная деятельность младших школьников
Глава III. Практическая часть игрового подхода в обучении
3.1 Классификация игр
3.2 Цель, задачи и принципы организации игровой деятельности
3.3 Диагностическая основа включения игры в образовательный процесс
3.4 Методика создания и воплощения игровых программ
Заключение
Список литературы:

Литература

1. Советский Энциклопедический Словарь. М: Издательство «Советская энциклопедия», 1979. 1600 с.
2. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916.
3. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Пг., 1922.
4. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
5. Хут С. Исследование и детская игра. (1966) // Игра, ее роль в развитии. Нью-Йорк, 1976.
6. Хут С., Бхавнани Р. Предсказание игры // Игра, ее роль в развитии. Нью-Йорк, 1976.
7. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925.
8. Фрейд А. Введение в технику детского психоанализа. Одесса, 1927.
9. Эйфманн Р.К. Это детская игра. // Игра, ее роль в развитии. Нью-Йорк, 1976.
10. Пиаже Ж. Игра мастера // Игра, ее роль в развитии. Нью-Йорк, 1976.
11. Пиаже Ж. Символическая игра // Игра, ее роль в развитии. Нью-Йорк, 1976.
12. Коффка К. Основы психического развития. М.-Л., 1934.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии, 1975, №2.
14. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
15. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. Т.-1. - М., 1946. 488 с.
16. Эльконин Д.Б. Психология игры: для психологов. М: Педагогика, 1978. 304 с.
17. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду. В кн.: Н.К. Крупская о дошкольном воспитании. М.,1973
18. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М., 1948
19. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.
20. Макаренко А.С. Собр. Соч., т. V. М., 1958.
21. Королева Н.В. Роль игры в формировании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. В кн. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. Под ред. Д.Б. Эльконина. М., 1957.
22. Запорожец А.В. Изменение моторики ребенка-дошкольника в зависимости от условий и мотивов его деятельности. Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 14.
23. Фрадкина Ф.И. Лехтман Абрамович Р.Я. Этапы развития игры и предметных действий в раннем возрасте. М., 1949.
24. Славина Л.С. О развитии мотивов игровой деятельности в дошкольном возрасте. Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 14.
25. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. Дошкольное воспитание, 1965, №10.
26. Недоспасова В.А. Психологические механизмы преодоления «центрации» в мышлении у детей дошкольного возраста. Автореф. канд. дис. М., 1972.
27. Филиппова Е.В. Психологические предпосылки формирования логических операций у детей дошкольного возраста. Автореф. канд. дис. М., 1977.
28. Истомина З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте. Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 14.
29. Мануйленко З.В.Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста
30. Истомина З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте. Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 14.
31. Бугрименко Е.А. психологические условия организации контроля и самоконтроля у дошкольников. Автореф. канд. дис. М., 1948
32. Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с. (Психология: Классические труды).
33. Фромм А.; пер. И.Г. Константиновой; предисл. И.М. Воронцова. Лениздат, 1991. 319 с.
34. Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование, 2000. - №8. с.134-136
35. Леви-стросс К.; Пер. вступ. ст., примеч. А.Островского. М.: ТЕРРА Кн. клуб; Республика, 1999. 382 с.
36. Чутко Н.Я. Игра в учебной деятельности детей // Начальная школа: плюс-минус. 2001. - №8. - С.8-11
37. Абдульменова З.З. Игра способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2003. № 11
38. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка: для психологов и педагогов. М.: Педагогика, 1986 320 с.
39. Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. Книга для воспитателей детских садов. 3 е изд. М.: Просвещение, 1972 78 с.
40. Педкасистый П.И. Искусство преподавания: Первая кн. учителя / Пед. О-во Росси. 2-е изд. М.: ПО России, 1992. 210 с.
41. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и ин-тов повышения квалификации. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
42. Каптерев П.Ф. детская и педагогическая психология / Авт. вступ. ст. коммент. и сост. Н.С. Лейтес; Акад. пед. и соц. наук, моск. психол. соц. ин-т. М., 1999, - 331 с.
43. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под. Ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2001.
44. Организация и руководство игровой и руководство игровой деятельностью младших школьников в учебной и внеклассной работе: Метод. указания. Гомель, 1984
45. Макаренко А.С. Педагогические сочинения / Педагогические сочинения в 8 ми т. Том 8 / Сост. М.Д. Виноградова, А.А. Фролов. М.: Педагогика, 1986. 336 с.
46. Ушинский К.Д. Избр. Пед. Соч. Т.П. М., 1939. 268 с.
47. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: «Просвещение», 1977. 244 с.
48. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: - 7-е изд., стер. М.: «Академия», 2002. 452 с.
49. Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками // Начальная школа плюс До и После. 2003. №8 80 с.
50. Абдульменова З.З. Игра способ развития пытливости и любознательности // Начальная школа. 2003. № 11
51. Сиденко А. Игровой подход в обучении // Народное образование. 2000, №8 352 с.
52. Рогозин В.М. Природа и генезис игры (опыт методологического изучения) // Вопросы философии. 1999. №6, -160 с.
53. Выготский Л.С. Психологическое значение игры // Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с. (Психология: Классические труды).
54. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е/, М., «Советская Энциклопедия», 1972. Т10. Ива - Италики. 1972.- 592 с. С илл., 37 л. илл., 7 л. карт.
55. Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продленного дня: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1983. 192с., ил.
56. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. - 192с.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Влияние нарушений здоровья учащихся на обучение и воспитание Курсовая 2011 61 1220
Деятельность социального педагога по преодолению трудностей общения у младших школьников на начальном этапе систематического обучения Курсовая 2011 46 1000
Звуковой анализ как средство развития фонематического слуха младших школьников в развивающей системе обучения. Курсовая 2008 61 1500
Процесс обучения письму леворуких детей. Курсовая 2009 52 1500
Влияние воспитательного климата семьи на становление личности младшего школьника. Курсовая 2007 35 1100
Формирование коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка как объект педагогического процесса. Курсовая 2007 23 1000
Анализ условий обеспечения социально-педагогической поддержки детей группы риска. Курсовая 2008 46 1320
Педагогические условия, способствующие развитию мотивации учебной деятельности студентов. Курсовая 2008 25 1200
Работа психолога с одарёнными детьми. Курсовая 2008 38 1300
Воспитательный процесс в смешанном отряде. Курсовая 2008 22 1150
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.