Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Государство и право - Правовой статус несовершеннолетних лиц

Правовой статус несовершеннолетних лиц Государство и право. Курсовая

  • Тема: Правовой статус несовершеннолетних лиц
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Государство и право
  • Страниц: 27
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: Московский Новый Юридический Институт Город: Москва
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

II. Защита прав несовершеннолетних
2.1 Судебная защита
Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в текущем законодательстве. Согласно ст. ст. 1, 8, 56 СК РФ, ст. 11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.
Под судебной защитой гражданских и семейных прав и интересов ребенка следует понимать осуществляемую в порядке гражданского судопроизводства и основанную на конституционных принципах, принципах гражданского, семейного, гражданского процессуального права, а также моральных принципах деятельность судов, направленную на восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) гражданских и семейных прав и интересов ребенка, посредством применения предусмотренных гражданским и семейным законодательством способов защиты.
Для осуществления судебной защиты используются определенные средства. Под средством понимается прием, способ действия для достижения чего-нибудь. Предмет, совокупность приспособлений для осуществления какой-нибудь деятельности.
Представляется, что под средством судебной защиты гражданских и семейных прав и интересов следует понимать совокупность приемов, при помощи которых обеспечивается восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) прав и интересов ребенка, т.е. применение способов защиты.
К средствам судебной защиты прав ребенка следует отнести иск (заявление, жалобу), судебное постановление (решение, заочное решение, судебный приказ, определение об утверждении мирового соглашения), кассационную и надзорную жалобы, заявление о пересмотре заочного решения, заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, участие органов опеки и попечительства в разбирательстве споров, связанных с воспитанием детей, учет мнения ребенка при разрешении спора. Виды средств судебной защиты определяются характером возникшего правоотношения, заявленным требованием, правовым положением ребенка, порядком вынесения, обжалования и содержанием судебных постановлений и другими условиями.
Так, в зависимости от характера правоотношения можно выделить иск, заявление и жалобу.
Исковое заявление подается при наличии спора о праве. Жалоба - по делам, возникшим из административно - правовых отношений. По делам особого производства в суд подается заявление. Подача в суд иска (заявлени, жалобы) является средством реализации права на судебную защиту и применения способа судебной защиты. Если управомоченное лицо не предъявит в суд иск (заявление, жалобу), судебная защита не может быть осуществлена. Поскольку гражданская процессуальная дееспособность возникает с достижения совершеннолетия, а также со времени объявления эмансипированным, либо со дня вступления в брак до достижения возраста 18 лет, ребенок, не приобретший полную дееспособность, не может самостоятельно подать в суд иск (заявление, жалобу). Таким правом обладают его родители (лица, их заменяющие), прокурор, органы опеки и попечительства (ст. 32 ГПК РСФСР, ст. ст. 35, 36, 26, 28 ГК РФ, ст. ст. 64, 80, 137, 145, 147 СК РФ). Эти лица осуществляют все процессуальные права и несут обязанности, предусмотренные ст. 30 ГПК. Вместе с тем ребенок может обратиться в суд с иском (заявлением, жалобой) самостоятельно по достижении им возраста 14 лет при нарушении его прав и законных интересов, в том числе при невыполнении либо ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию либо при злоупотреблении родительскими правами (ст. 56 СК РФ), а также с иском об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ), и с требованием об объявлении эмансипированным (ст. 27 ГК РФ). Надо полагать, что ребенок в этом случае наделяется не только правом на обращение в суд с иском (заявлением, жалобой), но и всеми гражданскими процессуальными правами и обязанностями: знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства и др. (ст. 30 ГПК). Вместе с тем представляется, что в этом случае органы опеки и попечительства должны назначить ребенку представителя. В этом состоит одна из особенностей судебной защиты прав ребенка. Как средство судебной защиты следует признать и право ребенка выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, и быть заслушанным в ходе судебного разбирательства (ст. 57 СК РФ). Надо отметить, что учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен. Лишь в том случае, когда это противоречит интересам ребенка, суд может не учесть его мнение. Только с согласия ребенка, достигшего 10 лет, суд может принять решение об изменении его имени и (или) фамилии (ст. 59 СК РФ), о восстановлении в родительских правах родителей, лишенных родительских прав (ст. 72 СК РФ), передать его на усыновление (ст. 132 СК РФ), изменить фамилию, имя, отчество при усыновлении и после отмены усыновления (ст. ст. 134, 136, 143 СК РФ), передать его в приемную семью (ст. 154 СК РФ).
Учет мнения ребенка при разрешении спора и участие в рассмотрении дел по спорам, связанным с воспитанием детей, органов опеки и попечительства также являются особенностями судебной защиты прав ребенка.
К средствам судебной защиты, как уже было отмечено, относятся судебные постановления, которые различаются по порядку вынесения, обжалования, содержанию и субъектам на решения, заочные решения, судебные приказы, определения кассационной инстанции и постановления надзорной инстанции, которыми вынесено новое решение, определение об утверждении мирового соглашения (ст. ст. 125(1) - 125(10, 191 - 203, 213(1) - 213(13), 239(7), п. 4 ст. 305, п. 5 ст. 329 ГПК). Объединяет эти процессуальные документы то, что в них указывается способ защиты, применяемый судом для восстановления (признания) нарушенных (оспоренных) гражданских и семейных прав ребенка. Они выступают как средство, устраняющее препятствия при осуществлении прав ребенка. Среди судебных постановлений особое место занимает решение суда. В юридической литературе решение суда рассматривается как акт реализации судебной власти, как постановление, разрешающее дело по существу, и как процессуальный документ. К судебному решению предъявляются особые требования. Оно должно быть законным и обоснованным, справедливым, ясным и определенным. Выносится решение именем Российской Федерации в письменной форме, в совещательной комнате. Решение должно состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей, за исключением решений о расторжении брака, которые могут состоять из вводной и резолютивной частей (ст. ст. 191 - 197 ГПК, Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении" от 26 сентября 1973 г. с изменениями, внесенными Постановлением Пленума от 20 декабря 1989 г. N 11, в редакции Постановления Пленума от 21 декабря 1995 г. N 9). Решение может быть вынесено как судьей единолично, так и коллегиально. Представляется, что гражданским процессуальным законом должно быть закреплено правило, согласно которому все дела по спорам, связанным с воспитанием детей, подлежат коллегиальному рассмотрению (за исключением требований взыскания алиментов). В настоящее время такое правило установлено для рассмотрения дел о лишении родительских прав, об отмене усыновления, об установлении отцовства, а также дел о разводе, связанных со спорами о детях (ст. 113 ГПК). Главой 16(1) ГПК предусмотрено вынесение заочного решения. Заочное решение может быть вынесено в случае неявки в суд надлежащим образом извещенного ответчика и при согласии на рассмотрение дела в таком порядке истца.
Представляется, что по спорам, связанным с воспитанием детей, не должно быть заочного производства. Рассмотрение дел этой категории в упрощенном порядке не вызывается необходимостью. Судебный приказ может быть вынесен судьей по требованиям, указанным в ст. 125(2) ГПК. Причем перечень требований является исчерпывающим. Судебный приказ имеет силу исполнительного листа. Введение приказного производства для строго определенных требований вполне оправданно. Вместе с тем, согласно ст. 125(10) ГПК, судебный приказ может быть отменен, если должник по уважительной причине не имел возможности своевременно подать свои возражения против требования заявителя.

Содержание

Содержание

Введение 2
I. Правовое положение несовершеннолетних детей 3
1.1 Личные права и свобода детей 3
1.2 Имущественные права детей 11
II. Защита прав несовершеннолетних 13
2.1 Судебная защита 13
2.2 Защита органами опеки и попечительства 17
2.3 Защита прав несовершеннолетних в патронатных семьях 19
ІІІ. Правовые последствия уклонения от обязанностей относительно несовершеннолетних 21
3.1 Лишение родительских прав, опекунов, попечителей, 21
патронатных семей 21
3. 2 Уголовная и административная ответственность неисполнения семейно правовых обязанностей. 24
Заключение 26
Список литературы 27

Введение

Каждый из нас является членом семьи. Те, кто еще не создал свою новую семью, обычно живут с родителями, братьями, сестрами и другими родственниками. Совместно они составляют семью, ячейку общества, маленький коллектив. В семье происходит рождение и воспитание детей, заботятся о престарелых и нетрудоспособных ее членах, организуют быт и отдых. В дружной семье человек находит свое счастье, дети вырастают здоровыми и достойными членами общества; от обстановки в семье во многом зависит, как человек учиться, работает, ведет себя в быту, в обществе.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства (ст.38).
Государство проявляет заботу о семье путем принятия разнообразных государственных мер по сохранению и укреплению семьи, ее социальной поддержке обеспечению семейных прав граждан. Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, 2008 год был объявлен в Российской Федерации Годом семьи.
Особое место при этом всегда занимали правовые нормы и, прежде всего, закон. Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, имеют нормы семейного законодательства, направленные на ее укрепление, установление семье таких отношений, при которых нашли бы свое полное удовлетворение интересы личности и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей.
Актуальность темы вытекает из исключительной ценности институтов семьи, заменяющих семье (опека, попечительство, патронатная семья и т.д.), их непроходящие значения в воспитании подрастающего поколения, передачи важнейших духовных ценностей, накапливаемых поколениями. Защищая права несовершеннолетних детей, государство и обществосоздают благоприятную обстановку для их физического, умственного и нравственного развития. Этим самым обеспечивается достойное во всех отношениях будущее нашей страны, государства, общества.






Цель данной курсовой работы заключается в правовом института семейного права защите прав несовершеннолетних детей, обязанностей детей и родителей. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть личные и имущественные права и обязанности несовершеннолетних детей, закрепление в международных и российских правовых документах (актах);
- охарактеризовать основные способы защиты прав несовершеннолетних детей, организацию усыновления, опеки, контроля за их соблюдением;
- рассмотреть правовые последствия неисполнения родителями своих прав и обязанностей (лишение родительских прав, ограничение родительских прав, уголовную и административную ответственность).
Для теоретической разработки в данной курсовой работе были использованы следующие материалы: труды таких ученых как Антокольской М.В., Нечаевой А.М., Сергеева А.П., Толстова Ю.К., Кузнецова И.М., Пчелинцева Л.М.


I. Правовое положение несовершеннолетних детей
1.1 Личные права и свобода детей
Всеобщая декларация прав человека 1948 года, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, Европейская конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950 года. Правила, определяющие права ребенка в Российской Федерации, появились в Семейном Кодексе РФ после того, как 13 июля 1990 года Россия ратифицировала Конвенцию правах ребенка", принятую 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Выполняя взятое на себя обязательство, Российская Федерация привела семейное законодательство в соответствие с требованиями, содержащимися в Конвенции. В результате этого и появились в Семейном кодексе РФ нормы, в которых регламентируются личные и имущественные права несовершеннолетних детей в РФ. В соответствии с нормой, содержащейся в Конвенции и, соответственно в Семейном кодексе РФ, ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетия. Он, как и любые граждане, с момента рождения обладает правоспособностью, т.е. имеет конкретные субъективные права - личные и имущественные.
Соответственно семейное законодательство определяет права и обязанности, как правило, несовершеннолетних (т.е. не достигших 18 лет) детей, и только в отдельных случаях права совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся детей. Обязанности Семейным кодексом возлагаются лишь на детей, достигших совершеннолетия.
Обязанности несовершеннолетнего ребенка в семье определяются только нормами нравственности, поскольку понудить к их исполнению с помощью закона невозможно. Личным правом ребенка является: право жить и воспитываться в семье; право на общение с родителями и другими родственниками; право на защиту; право выражать свое мнение; право на имя, отчество и фамилию (см. Приложение 1). Права ребенка- гражданина РФ носят универсальный характер. Ни один из субъекта РФ не может отказаться от обязанности признать и гарантировать права человеке гражданина на своей территории.
Все права и свободы, предоставленные ребенку, являются основными, равноценными неотчуждаемыми. Ни государство, ни родитель (усыновитель), опекун или попечитель не могут взять на себя обязательство перед третьими лицами не пользоваться принадлежащими ребенку правами или совокупностью прав. Обязательства по отказу от осуществления прав детей ничтожны.
В случае нарушения прав и свобод ребенка они должны быть восстановлены соответствующими государственными органами и (или) законными представителями детей.
Для возникновения основных прав ребенка достаточно самого факта его рождения Права и свободы человека являются непосредственно действующими (ст.18 Конституции РФ). Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ (ст.2 ГК).
Запрещаются любые формы ограничения прав детей по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (п.2 ст.19 Конституции РФ). Ребенок получает, таким образом, защиту от дискриминации по признаку расы, национальности, отношению к религии.
Семья как основная ячейка общества обязана предоставить ребенку необходимую защиту и содействие, создать ему условия для полного и гармоничного развития личности, подготовить к самостоятельной жизни в обществе.
Как и всякий человек, ребенок, прежде всего, имеет право на жизнь (п.2 ст.54 СК). Это право является естественным и неотъемлемым правом каждого, высшей социальной ценностью. Государство призвано обеспечить в максимально возможно степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст.6 Конвенции о правах ребенка). Право на жизнь обеспечивается рядом конституционных гарантий и охраняется специальными законодательными актами, как предоставляющими определенные прав, ребенку, так и устанавливающими некоторые запреты в отношении детей. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно (п.2 ст.54 СК). Это одно из основных прав ребенка. Поэтому, проживая в семье, ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интерес' всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства, право находит] в окружении своих родителей в атмосфере счастья, любви и понимания. Семейному воспитанию отдается явное предпочтение, ему подчинены и такие формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, как усыновление (удочерение), приемная семья, передача детей в семью опекуна (попечителя). Этому способствуют нормы семейного и жилищного законодательства, допускающие вселение ребенка независимо от размера занимаемой ими площади и согласия других членов семьи, исключающие при определенных условиях выселение лиц, имеющих несовершеннолетних детей, и прочее.
При лишении родительских прав и отобрании ребенка от родителей вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей (одного из них) может быть решен по-разному в зависимости от конкретных обстоятельств (путем выселения родителей (одного из них) или помещения ребенка в детское воспитательное или лечебное учреждение).
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) и только при отсутствии такой возможности - в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
Ребенок, насколько это, возможно, имеет право знать своих родителей, которые обязаны проявлять о нем заботу, служащую фактором его надлежащего существования полного удовлетворения его моральных, духовных и физических потребностей. Это право закреплено в ст.54 СК в контексте с правом ребенка на получение заботы их стороны. Это позволяет сделать вывод о том, что данная норма должна применятся и в тех случаях, когда ребенку либо лицу, осуществляющему его воспитание, необходимо получить сведения о его родителях и установить их местонахождение, с тем, чтобы получить от них всевозможные виды помощи по содержанию, лечению, обучению, защите ребенка. В тех случаях, когда разлучение ребенка с его родителями произошло в связи с арестом, тюремным заключением, высылкой, депортацией или смертью одного или обоих родителей, ребенку или, ее это необходимо, другому члену семьи по их просьбе должна быть предоставлена необходимая информация в отношении местонахождения отсутствующего члена или членов семьи, если предоставление этой информации не наносит ущерба благосостоянию ребенка (п.4 ст. 9 Конвенции о правах ребенка). Конвенция о правах ребенка обязывает государства - участников Конвенции обеспечивать уважение прав ребенка на его семейные связи, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию.
Если ребенок разлучен с одним или обоими родителями, он имеет право поддерживать, на регулярной основе, личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка (пп.1 и 2 ст.9 Конвенции о правах ребенка).
Право ребенка на совместное проживание с родителями, закрепленное в семейном законодательстве, гарантируется тем, что местом жительства несовершеннолетни} не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей- родителей, усыновителей или опекунов (п.2 ст.20 ГК) . Место жительства детей при раздельом проживании родителей устанавливается соглашением родителей, а при отсутствии соглашения - судом, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (п. З ст.65 СК). Само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не является безусловным основанием для удовлетворения требований этого родителя о передаче ему ребенка.2 Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересе всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства (абз.2 п.2 54 ст.СК). Праву ребенка на получение семейного воспитания корреспондирует обязанное родителей по осуществлению воспитания своих детей.

Литература

1. Антокольская М.В. Семейное право. - М.: Юрист, 2008.
2. Гришин И.П., Гришина И.И. Семейное право. Вопросы и ответы. - М.: Ю.,2007.
3. Зубенко В.А. Принципы и категории прав и свобод. - ОБЖ.2002., №5
4. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под. Общ. Ред. Крашенинникова П.В., Седугина П.И.-2-е изд.-М.,2007.
5. Кузнецова И.М. Домашняя юридическая энциклопедия - М. , 2008г.
6. Косова О. Установление факта происхождения ребенка в Особом Судопроизводств //РГ. 1998г. №1
7. Мартынова Л.В. Методическое пособие по Конвенции прав ребенка - М., 2005г.
8. Муратова С.А. Семейное право - М.:Юрист. , 2003г.
9. Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. - 2-е изд. , перераб. и доп. - М. :Юрист. , 2004г.
10. Основы права, под ред. Мицкевич А.В., М. , 2001г.
11. Пчелинцев Л.М. Семейное право России - М., 2000г.
12. Права человека. Учебник для ВУЗов. Под ред. Лукашовой Е.А. - М., 2000г.
13. Семейное законодательство/ Под ред. Подзорова С.А.- М., 2001г.
14. Сергеев А.П. , Толстой Ю.К. Гражданское право том 3. - М., 1999г.
15. Семейный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами
Крашенинников П.В., Аксенова И.В., Николаева И.И.-2-е изд., доп.-М.,1998г.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Формирование понятия права на основании его сущности и признаков Курсовая 2008 21 1500
Семья религиозного права Курсовая 2008 20 1500
основные теории права Курсовая 2008 26 1000
классификация правонарушений Курсовая 2008 25 1000
Сущность государства, его основные типы и функции. Курсовая 2008 30 1000
Понятие, назначение и свойства судебной власти. Курсовая 2009 19 900
Правонарушения: понятие, виды, со-став. Курсовая 2008 24 900
Субъекты правоотношений: правоспособность и дееспособность. Курсовая 2008 42 1200
Нотариат и его роль в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Курсовая 2008 105 1620
Государственные (муниципальные) земельные ресурсы: формы использования и права на землю. Курсовая 2008 50 1250
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.