Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Психология - Особенности психологического климата в семьях моряков

Особенности психологического климата в семьях моряков Психология. Курсовая

  • Тема: Особенности психологического климата в семьях моряков
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 36
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: Санкт-Петербург
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

3.1 Особенности семьи моряка

Семья моряка отличается целым рядом особенностей, которые вытекают из специфики морского труда и лежат прежде всего в социальной, психологической и физиологической сфере. Первая состоит в том, что моряк выполняет свои производственные функции вдали от дома, а в семье в это время, как правило, главенствует женщина. Потому что все обязанности по сохранению домашнего очага, в том числе бытовые, которыми должен заниматься мужчина, а также заботы по воспитанию детей на период плавания кормильца, берет на себя жена. Поэтому, выходя замуж за моряка, очень важно, чтобы женщина знала, на что идет. Она должна помнить о социальной составляющей, связанной с особенностью профессии моряка, которая называется социальной депривацией. Это слово означает отчуждение, недостаток, ущемление. Оно очень емко охватывает все многочисленные аспекты социальной жизни общества, в которых моряк практически не может принимать активного участия. Это относится и к его семейной жизни. Так как мужчина в судовой среде находится в состоянии длительной социальной депривации, в семье моряка компенсаторно происходит перераспределение ролевых функций.
Психологическая сфера такой семьи тоже очень сложна и многогранна. Ее можно условно разбить применительно к рассматриваемой проблеме на три ведущие составляющие: 1) социально-психологические особенности малых групп, к которым относится и семья (то, что прежде всего связывает каждого человека с предыдущим, социальным блоком); 2) человек как личность; 3) высшая нервная деятельность и регуляторные функции нервной системы - это медико-психологический аспект. Социально-психологический аспект предполагает, прежде всего и в том числе, наше отношение к другим людям. Личностная составляющая говорит сама о себе: каждый человек - это индивидуальность. В понятие высшей нервной деятельности входят и те функции, которые обеспечивают физиологию человека, его анализаторные, сенсорные функции (органы чувств, такие как слух, зрение) и моторные, преимущественно биологические (опорно-двигательная, сердечно-сосудистая системы, половая сфера). Личность - это такой конгломерат, который, с одной стороны, заложен нашими родителями, а с другой, он вмещает то, что дает нам природа, и, наконец, с третьей - то, что сформировали мы сами и наша социальная среда... В семейных отношениях надо ориентироваться на то, что наш партнер - это индивид, личность. Поэтому нельзя заставить его поступать в жизни так, как поступаете вы, думать так, как думаете вы. Надо учитывать его личные особенности. Попытки подчинить себе партнера приводят к плачевным результатам. Поведение в семье должно быть адативным. Длительное совместное выполнение семейных обязанностей положительно влияет на психологические свойства личности и характера супругов, делает их, как говорят, даже внешне похожими друг на друга. В морских семьях этот процесс не имеет непрерывной динамики, что тоже может отрицательно сказаться на взаимоотношениях супругов, приводить к конфликтным ситуациям. Еще в советское время нам приходилось констатировать, что семьи моряков распадались чаще, чем другие. Хотя, естественно, можно бы привести множество положительных примеров и идеальных браков у моряков. Акцент в данном случае делается на необходимость взаимной адаптации супругов в браке. По сравнению с прошлыми годами количество разводов в семьях моряков уменьшилось. Но это не значит, что узы Гименея стали прочнее. Дело в том, что в менталитете современного человека появились две новые особенности. В нашем обществе в социальном рейтинге значительно вырос экономический фактор. Жизнь в Советском Союзе, когда можно было существовать и на 100 рублей в месяц, отличается от нынешней. В наше время человек вынужден изо всех сил бороться за выживание, много трудиться, и люди, которые раньше никогда бы не жили вместе, сегодня считают, что обитать под одной крышей им выгоднее и дешевле, и легче вырастить и поставить на ноги детей. Есть еще один, не очень приличный для печати, вопрос: благодаря рухнувшему железному занавесу, вопрос о внебрачных отношениях стал выглядеть менее социально значимым. В нашем обществе сегодня не только прочно утвердились так называемые гражданские браки, но также проще стали смотреть на внебрачные связи, на увлеченность партнера, сохраняя при этом видимость семьи, которая, по сути, в ряде случаев становится лишь формальной оболочкой для совершенно разных людей, со своим кругом привычек, привязанностей, знакомств и друзей.
По возвращении моряка в семью встает ряд проблем социально-психологического порядка. Типичные проблемы, которые возникают в семье, связанные с особенностями профессии моряка. В рейсе он находится в изолированном коллективе и, как правило, психологический склад у него меняется в сторону интроверсии. Интроверсия подразумевает такой вид нервной деятельности, когда внешние контакты ограничиваются и акценты переносятся на внутреннее состояние. Часто это приводит к депрессии, и количество суицидов среди представителей морских профессий - нередкое явление. Так вот, обычно моряк после рейса становится замкнутым, уходит в себя, общение с большим количеством людей для него становится обременительным. Если супруга этого не понимает и если она по типу своей высшей нервной деятельности относится к экстравертам, ей нужна компания, подруги, одного этого бывает достаточно для конфликтной ситуации. Поэтому счастливый брак - это умение использовать стратегию компромисса, стратегию взаимных уступок. В семейных отношениях это очень важно. Так вот, жена, которая долгое время выполняла функции главы семьи, должна уметь, когда возвращается из рейса муж, учитывая особенности его трудовой деятельности, постепенно вводить его в круг семейных забот и передать пальму первенства ему. Точно так же, как моряку необходимо адаптироваться к условиям судна, после рейса ему нужно адаптироваться к береговым условиям. Это касается вопросов питания, режима жизнедеятельности. На судне моряк живет и работает по строго определенному стереотипному графику. И если по возвращению из рейса его сразу же заставляют делать ремонт либо тянут в шумные компании, добром это не кончается. Следует также напомнить, что помимо социальной депривации, моряк подвергается еще и длительной сексуальной депривации. В семейной жизни каждого человека здоровые сексуальные отношения играют очень важную роль. Они влияют на психику, на его физическое здоровье, определяют его успешную деятельность. Длительное половое воздержание ведет к целому ряду негативных изменений в половой сфере, причем достаточно объективных. Могут возникнуть функциональные нарушения, изменения, которые сказываются на характере отношений, особенно в первое время пребывания моряка на берегу. И целый ряд необдуманных решений партнеров связаны с такими явлениями. Очень важно, чтобы моряк мог себя занять, потому что долгие месяцы плавания - большое испытание для каждого человека. Так как помимо врачебной деятельности на судне, я занимался научной работой, активно участвовал в работе и жизни судового экипажа, это оказывало на меня благотворное влияние. - И, прежде всего, здоровог микроклимата в семье. Чтобы молодые моряки, вступающие в брак, понимали, что семья - это не просто любовные связи и отношения, а добровольный долгосрочный союз, основная социальная ячейка общества, которая дает партнерам большие права и одновременно накладывает на них большие обязанности. Именно такой способ социальной жизни, как показывает исторический опыт человечества, наиболее здоровый и плодотворный по сравнению с другими различного рода субститутами. Наукой давно доказано, что совместное проживание в гражданском браке, различные связи, кратковременные любовные отношения - это не только плохо в социальном плане, но и негативно отражается на физическом и психическом здоровье моряка.


3.2 Особенности психологического климата в семьях моряков

Целью диагностики семейных отношений является установление семейного диагноза, т.е. выявление тех нарушений, которые осложняют жизнедеятельность семьи как целостной системы. Психологическая диагностика семьи представляет собой определенные сложности, вызванные действием целого ряда факторов. Во-первых, они обусловлены сложностью самой семьи как социальной системы, включающей в себя индивидов, разных поколений, обладающих своими психологическими характеристиками и находящимися в постоянном взаимодействии друг с другом. Во-вторых, сложности семейной диагностики обусловлены отсутствием единого подхода к пониманию проблем семьи, ее сущности и структуры. Как уже отмечалось выше, до сих пор в науке не существует однозначного определения семьи, понимания ее функций, структуры и динамики развития. Кроме того, диагностика семейных отношений значительно осложняется интимным характером большинства процессов, происходящих в ней.

Содержание

Содержание

Введение 3
1. Семья как малая социальная группа 6
1.1 Определение семьи 6
1.2 Семейные взаимоотношения 9
2 Психологический климат семьи 10
2.1. Определение семейного психологического климата 10
2.2 Психологическая совместимость супругов 13
3Специфика психологического климата семьи моряка 18
3.1 Особенности семьи моряка 18
3.2 Особенности психологического климата в семьях моряков 22
3.3 Рекомендации по результатам исследования 25
Заключение 27
Библиографический список 29
Приложение 1 31
Приложение 2 34
Приложение 3 37



Введение


В нашей стране семья является объектом внимания различных специалистов. Семья является важнейшим атрибутом общественной жизни, является для человека источником счастья, полноты жизни.
В семейной жизни от человека требуется очень разных знаний и умений, а также навыков, формирующихся на протяжении жизни, начиная ещё с родительской семьи.
Постоянное изменение социально-экономических отношений в стране влечет за собой изменения в структуре многих семей как малых групп. Эти внутригрупповые изменения влияют на повышение параметров внутренней конфликтности семьи, а также к снижению рождаемости и увеличению числа распадающихся семей. Данное обстоятельство определяет актуальность исследования факторов, влияющих на психологический климат семьи, что необходимо для психологической поддержки семье. При анализе литературы по данной проблематике выделяются специфические черты, свойственные семьям в современном обществе: падение рождаемости, дисгармоничность межличностных отношений, повышение частоты разводов.
В психологии накоплен большой опыт по исследованию семьи и брака, но долгое время исследования семьи в СССР велись главным образом с позиций ее места, роли в жизни общества, тенденций развития в период перехода от капитализма к социализму и от социализма к коммунизму (С. Вольфсон, В. Светлев, Н.Д. Шимин, Е.Г. Балагушкин, С. Лаптенок, В.И. Чекалин, Н.Я. Соловьев).
В 70-х годах рассматривались такие проблемы, как социально-психологический аспект общения в семье и его роль в процессе формирования личности (Б.П. Парыгин, А.Г. Харчев, А.Р. Лурия, И. Сикорова); характер совмещения женщиной профессиональной деятельности и обязанностей в семейном кругу, и каким образом это сказывается на жизни семьи (А.Г. Харчев, С. Голод, 3. Янкова, Н.Г. Юркевич, В.А. Сысенко, З.А. Янкова.)
Изучается эмоциональная составляющая внутрисемейных отношений (З.И. Файнбург ), условия устойчивости семьи (Ю.Г. Юркевич ), причины напряженности в отношениях между членами семьи (В.И Селиванов, К.Н, Волков, В.Б. Голофаст, А.И. Ушатиков и др.).
Предпринимаются попытки осмысления основных тенденций развития отношений внутри семьи и организация психологической помощи (А.А. Бодалев, Н.Н. Обозов, В.В. Столин, А.Ф. Северина и др.).
Вместе с тем анализ литературных источников показывает, что еще недостаточно разработаны вопросы, имеющие непосредственное отношение к качеству брака, психологического климата в нем.
Семейный социально-психологический климат является основополагающей чертой, формирующей устойчивость внутрисемейных отношений, он влияет на самочувствие, эмоциональное благополучие детей и взрослых в семье. Психологический климат семьи- это не статичное образование, данное раз и навсегда. Он создается членами каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские межличностные отношения. Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Целью данной работы является изучение специфики психологического климата в семьях моряков, которые вследствие особенностей своей работы вынуждены долгое время находиться вне семьи, что не может не накладывать отпечаток на межличностные отношения между супругами.
Задачами работы являются:
1. Рассмотреть особенности семьи как малой социальной группы, определить ее особенности и основные функции;
2.Изучить составляющие психологического климата семьи;
3.Определить особенности социально-психологического климата в семьях моряков в сравнении с обычными семьями.




1. Семья как малая социальная группа
1.1 Определение семьи


Семья как элементарная единица общественной структуры стала центром внимания исследователей различных дисциплин достаточно давно. Еще в конце XIX века в работах Г. Кунов и Л. Моргана (1877), К. Штарке (1888), Э, Вестермарка (1891) были опубликованы первые научные труды, посвященные историческому анализу возникновения института семьи и структуры власти в ней- Однако до настоящего времени в науке не сложилось однозначного определения семьи, и, соответственно, единого представления об ее функциях и ценностях. Некоторые из существующих определений настолько распространены, что не всегда удается достоверно определить их авторство. Не ставя перед собой задачи предложить новую дефиницию, попытаемся провести теоретический анализ существующих принципов определения семьи, которые могут быть важными для исследования института современной семьи.
В целом, в литературе выделяется два основных направления в разработке проблемы определения понятия «семья»: фактологический и логический. [32]
Фактологический подход фиксирует эмпирически наблюдаемую картину распределения населения по группам, в основе которого лежат супружество и родственные связи.
По мнению СИ. Голода, семья как социальная общность представляет собой одну из разновидностей открытой эволюционирующей системы, т.к. включает в себя определенным образом взаимодействующие составные части, и одновременно сама, как целое, находится во взаимодействии с другими социальными объектами как часть целого уже более высокого порядка, т.е. общества.
При этом, если принадлежность к этносу может быть достаточно условной, то семья является той общностью, к которой непосредственно принадлежит человек, в которой он живет и существует, на которую ориентируется в выборе своих действий. На фоне снижения общего уровня жизни, изменения привычной социальной среды, роста конкурентных отношений в профессиональной сфере, потребность человека в принадлежности к семейной группе и отождествлении себя с ней неизбежно возрастает. Исследования последних лет наглядно демонстрируют значительное увеличение рангового места различных форм семейной идентичности в структуре социальных идектичностей личности. Семья сегодня становится зачастую единственной общностью, в которой человек получает психологическую поддержку и признание, в которой он может чувствовать себя уверенно и безопасно. По мнению К. Леша, в бездушном, раздираемом противоречиями обществе «семья стала олицетворять собой единственный источник эмоциональной опоры для ее членов», именно она дает человеку основание для формирования новой идентичности, устойчивых оснований своей социальной жизни». [9, с.95].
Таким образом, одной из наиболее ярких трансформаций семейной структуре, проявившейся в последние несколько лет, является изменение семейной идентичности личности и ее роли в формировании системы социальных идентификаций человека. В связи с этим, на сегодняшний день с особой актуальностью встает проблема исследования механизмов формирования семейной идентичности, поскольку, как это не парадоксально, данный вопрос в современной психологической литературе практически не освещается.
Отечественная социальная психология изучает семью с точки зрения ее групповой структуры, т.е. как разновидность малой группы со специфическим целевым назначением. Социальная психология, являющаяся связующим звеном между социологией и психологией, изучает групповую и массовую психологию, которая проявляется во взаимодействии, переживаниях и способах психологического общения, рассматривает специфику поведения личности под влиянием группы, то, что отличает коллективное поведение человека от его поведения в относительном одиночестве [3, с. б]. Отсюда семья- это коллектив, так как ее внесемейная и внутрисемейная деятельность является общественно важной, социально необходимой; находясь в структуре общества, семья является аккумулятором его ценностей.
Семья является культурной общностью совокупностью людей, которых объединяет определенное единство жизненных принципов, представлений, единство взглядов на взаимоотношения с обществом и т. д. Именно специфичность данных взглядов является содержанием, формой и критерием стабильности брака [1,с.64].
Одним их самым полных является понятие семьи, сформулированное А.Б. Харчевым: "Семья есть связующее звео между физической жизнью и жизнью социального организма. Ее можно определить как группу родственников по браку, по крови или усыновлению, совместно проживающих, ведущих общее домашнее хозяйство, связанных определенными психологическими, нравственными, а при наличии государства и правовыми отношениями, и несущих друг за друга ответственность перед обществом" [5,с.5].
В настоящее время еще недостаточно полно разработана единая классификация и типология функций семьи. По мнению Г.М. Свердлова и В.А. Рясенцева (1958) как главные функции семьи выделяются функции продолжения рода, хозяйственная, воспитательная и взаимопомощи. Э.К. Васильева (1981) в своих исследованиях изучает три группы функций семьи: хозяйственно-экономическую, генеративно-воспитательную, культурно-рекреационную. Как считает С.Д. Лаптенок (1967), важнейшими функциями семьи следует считать хозяйственно-бытовую, воспроизводства населения, воспитания и организации досуга своих членов.

1.2 Семейные взаимоотношения

Существует несколько основных типов внутрисемейных взаимоотношений.
Конфронтация- суть противоборство супругов, противоположность их взглядов. Часто причиной таких столкновений являются способы воспитания детей.
Основной особенностью типа сосуществования можно назвать то, что на взгляд постороннего семья выглядит вполне благопристойно: взрослые работают, дети учатся. Но каждый живет своей жизнью. Главная черта таких отношений невмешательство в дела друг друга.
Вышеописанные семейные взаимоотношения неправильны по своей сути. Они не формируют коллективистов, отрицательно сказываются на развитии личности подрастающего человека, мешают в достижении счастья взрослыми, тормозят развитие или приводят семью на грань катастрофы. Естественно, такие семьи нельзя считать коллективами. Совсем иная картина в семьях, которым присущи отношения содружества. Для них характерны единство или близость взглядов, устремлений, интересов, взаимопомощь, сплоченность. А сколько человек должно быть в семье, чтобы стал возможен такой тип отношений? Обратимся к точке зрения психолога А. В. Петровского: «...было бы ошибкой рассматривать размер семьи как ее единственную и даже определяюую характеристику. Все в конечном счете решается ее нравственным климатом, целями, которые, ставит она перед собой, общей стратегической линией ее развития. Просто в большой семье легче протекают процессы коллективообразования, преодолевается индивидуализм, и создаются условия для развития гуманных взаимоотношений».

Литература

1. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. СП6:. Речь, 2001.
аспекты. Л., 2004.
2. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. СП6:. Речь, 2001.
Добрынина О.А. Проблема формирования благоприятного социально -психологического климата семьи ( на примере рабочих-металлургов ): Дисс.... канд. психол. наук. - Новокузнецк, 1992. Л., 1984.
Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: Издательство «Речь», 2001.
3. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.
4. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: Издательство «Речь», 2001.
5. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М.: Педагогика, 2005.
6. Ковалев С.В Психология современной семьи. М., 2001.
7. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. М.. 1998.
8. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - Т. 3. - 1982. - № 2. - С. 147-151.
9. Обозов Н.Н.. Обозова А.Н. Три подходах исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. - 1981. - № 6. - С. 98-101.
10. Столин В. В. Психологические основы семейной терапии // Вопросы психологии. 1982.
11. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. - М., 2002
12. Терехин В.А. Семья и общество. - Ростов-на-Дону: Знание, 1989. Боуэн М. Теория семейных систем. М., 2005.
13. Харчев А.Г. Брак и семья. М., 201.
14. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи, СП6., 1999. 1. Боуэн М. Теория семейных систем. М., 2005.
15. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи, СП6., 1999.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Проблема нравственного воспитания детей с нарушенным интеллектом Курсовая 2010 29 1500
Проблемы само актуализации и самореализации в истории психологи Курсовая 2010 27 1500
\"Концепция Д.Б. Эльконина:раннее детство\" Курсовая 2009 46 1500
Изучение кратковременной памяти Курсовая 2009 31 1500
Память как высшая психологическая функция Курсовая 2010 25 1500
Определение характера человека Курсовая 2010 13 1500
Личность. Курсовая 2009 29 2000
Характер и волевые качества личности Курсовая 2008 37 1500
Понимание субъектом эмоциональных сосояний других людей по внешним выразительным движениям или по особенностям поведения Курсовая 2008 31 1500
Психология цвета в рекламе. Курсовая 2008 29 1000
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.