Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Культурология - Культурология как интегративная область знания

Культурология как интегративная область знания Культурология. Реферат

  • Тема: Культурология как интегративная область знания
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Культурология
  • Страниц: 26
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: ИНЭП
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

относительно самостоятельные направления философской мысли.
Современная культурология формируется, выходя из-под «родитель-ской» опеки философии, обретает собственный предмет исследования и обосновывает соответствующие ему методы. Несомненно, прежде всего культуролог имеет дело с результатами культурной деятельности (предметы, продукты культурного творчества например, музыка, произведения живо-писи), но его задача идти глубже, к усвоению духа культуры (менталите-та, культурной парадигмы), независимо от того, какой теоретической пози-ции он придерживается. В данном случае обнаруживается второй комму-никативный слой культуры, это уровень общения, институтов образова-ния и воспитания. И, наконец, сама основа культуры, ее ядро, ее архетип структура культуротворческой деятельности. Разные исследователи иденти-фицируют ее по-разному: с языком, психологическим складом нации и спосо-бом сакрализации, принятой системой символики и т. п. Во всех этих случа-ях неизменным остается пафос культурологического поиска целостность, интеграционная основа общества, рассмотрение истории как пересечения творческого самовыражения «эго» и развития культурной традиции в духов-ном пространстве этноса.
Культурология, если она претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к «архео-логии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, рас-крывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культур-ного развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях :
- сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вер-бальной и символической оболочкой;
- обновление культуры, институты обновления знания, новационные воздействия на «код» культуры;
- культуры опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.
Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формо-образований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, эко-номика и т. д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятель-ности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достиже-ний культуры (элитарной культуры), и предполагает постановку и концепту-альное решение проблемы воссоздания такой целостности.
Все эти соображения дают возможность сделать некоторые выводы о предмете и задаче культурологии как научной дисциплины. Ее предметом выступает генезис, функционирование и развитие культуры как специфиче-ски-человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой природы. Задача культурологии построить «генетику» культуры, которая бы не только объяснила историо-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозиро-вать его и, в перспективе, управлять им.
Поставленная задача предполагает решение следующих фундамен-тальных проблем:
- Выявление «гена» и «генетического кода» культурных феноменов, т. е. базисных структур, которые ответственны за сохранение, передачу соци-ального опыта человеческой деятельности;
- Изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мутационное воз-действие на «гены» культурно-исторических образований, перестраивающих их «код» в процессе творчества.
- Изучение суммарных последствий такого развития как реальной ис-тории «очеловечивания» мира.
Разумеется, такое понимание предмета, задач и программы культуро-логических исследований требует вовлечения в научный оборот обширного, разностороннего материала из всех областей и сфер социального творчества, однако главным полем исследования в этой синтетической области знания должен стать образ мысли, образ жизни, образ деятельности «рядовых» субъ-ектов истории. Палеопсихологическая реконструкция наряду с дешифров-кой знакомых систем, т. е. семиотическим анализом, поэтому есть и ме-тод, и содержание культурологии как теоретической дисциплины, не своди-мой к иллюстративности и описательству и предполагающей строго концеп-туальный тип формулирования, постановки и решения своих проблем.
Сказанное позволяет охарактеризовать взаимодействие элементов культурологии как системы знания. Прежде всего нужно отметить, что куль-турология, выделяясь из философии, выступает как стиль философствования и связь с ней воплощает философией культуры. Как бы ни рассматривалась сама философия (сциентистски или мировоззренчески), философия культуры является методологией культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности различной трактовки природы культуры .
Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (все-общее), то культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный материал. То есть в культурологии как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкртных форм с помощью теорий так назы-ваемого среднего уровня, основанных на исторической фактологии. А фило-софия выполняет методологическую функцию, определяет общие познава-тельные ориентации культурологических исследований.
Такой подход характерен и для истории культуры. Ее факты и ценно-сти дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выяв-ление архетипов современной культуры и понимание ее как итога историче-ского развития. Культурология изучает историческое поле фактов культуры, включая как прошлое, так и настоящее. Процессы культурно-исторического развития интересуют эту науку в той мере, в какой это позволяет понять и объяснить современную культуру.
Важнейшим элементом культурологии как системы знаний является культурантропология, изучающая конкретные ценности, формы связи, оп-редмеченные результаты культурной деятельности в их динамике, механиз-мы трансляции культурных навыков от человека к человеку. Для культуроло-га принципиально важно понять, что стоит за фактами культуры, какие по-требности выражают ее конкретные исторические, социальные и личностные формы. Историческое развитие представлений о культуре само по себе не «подводит» к культурологии, это делает культурантропология.
Можно выделить и другие элементы культурологического знания. Для их понимания важно уже при первом знакомстве с культурологией дать ос-новные подходы к самому понятию культура.
В отечественной культурологии доминируют два исследовательских направления. С середины 60-х гг. культура рассматривалась как совокуп-ность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Именно такая трактовка нашла отражение во втором издании БСЭ, в Философской энциклопедии и других довольно многочисленных публикациях. Обладая большой широтой, этот подход отличается неопределенностью, так как от-сутствуют точные критерии того, что же считать ценностями культуры. Ак-сиологическая интерпретация культуры заключается в вычислении той сфе-ры бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к не-му, к этому миру, с точки зрения торонников данной концепции, и приме-нимо понятие культуры. Оно предстает как величественный итог предшест-вующей деятельности человека, являющий собою сложную иерархию значи-мых для конкретного общественного организма духовных и материальных образований.
Сторонники деятельностной концепции усматривают в такой трактовке понятия культуры известную ограниченность. По их мнению, аксиологиче-ская интерпретация замыкает культурные явления в относительно узкой сфе-ре, тогда как «культура... диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов». Деятельностный подход к культуре конкретизируется по двум направлениям:
одно рассматривает культуру в контексте личностного ста-новления (Баллер, Злобин, Коган, Межуев и др.),
другое характеризует ее как универсальное свойство об-щест венной жизни (Давидович, Жданов, Каган, Файнбург, Маркарян и др.).
Поиски содержательного определения культуры приводят, таким обра-зом, к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой исто-рии. Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет по нимать культуру как «систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реали-зуется активность людей в обществе» (Э. Маркарян). Другими словами, культура выступает как «способ деятельности» (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов), «технологический контекст деятельности» (3. Файнбург). при-дающей человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность, и выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизве-дения и развития всей общественной жизни.

Содержание

Содержание:

Введение...2
Глава 1. Культура и личность в современном мире.3
Глава 2. Культурология как система знании..10
Заключение.24
Список используемой литературы...25



Введение

Возникновение новой отрасли науки всегда вызывает неоднозначную реакцию в научном сообществе. Можно вспомнить о генетике и кибернетике, социологии и психологии, которые вызывали не только дискуссии среди спе-циалистов, но и запреты, осуждения и гонения. К счастью, эти времена мино-вали. Но настороженность к новой науке сохраняется. О культурологии вы-сказываются диаметрально противоположные точки зрения, восторженные или скептические оценки.
Тем не менее, «караван идет», культурология осваивает научное и об-разовательное пространство. Она входит в число обязательных гуманитар-ных дисциплин в вузах, по культурологическим наукам защищают доктор-ские и кандидатские диссертации, издаются учебники, монографии, прово-дятся конференции.
Человек как создатель культуры «обручен» с ней тесными узами по-вседневной жизни, но и «обречен» осваивать ее нормы и ценности, символы и традиции. Творчество и новаторство необходимые импульсы динамики культуры, но человечество лишь постепенно принимает их как благо и цен-ность. Эти два лика культуры порождали отношение к ней либо как к выс-шему достижению разума и таланта, либо как к оковам, ограничивающим свободу.


Глава 1. Культура и личность в современном мире

Проблема личности всегда находится в центре исследований культуры. Это естественно, ведь культура и личность неразрывно связаны. С одной стороны, в культуре формируется определенный тип личности. Общее исто-рическое прошлое, историческая память, пространственно-временные отно-шения, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, биосо-циальный опыт, система общезначимых моделей-образцов, особенности гео-графического пространства, особенности социальных институтов, групповая совесть, преобладающие экономические модели, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, семейные образцы, исторические традиции, идеа-лы и ценности, отношение к чужим ценностям вот далеко не полный спи-сок тех факторов, которые влияют на формирование личности в культуре.
С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Без личности нет культуры, так как личность не только движущая сила и создатель культуры, но и главная цель ее становления. «Самореализа-ция человека осуществляется в культуре, и только в культуре в том смысле, конечно, что сама культура протекает в истории. Хотя история содержатель-но есть личностный процесс, но все-таки собственно личностный процесс это процесс культуры, а история выступает как сфера объективации культу-ры» (М.Б. Туровский).
Личность в культуре не просто приспосабливается к окружающей сре-де, как это свойственно всему живому, но сама создает свой собственный «микромир». Она способна выйти из своего мира в чужой неупорядоченный, проникнуть в иные культуры, в чужую духовную жизнь и определить свое отношение к ним, создать «новое» на основе этого отношения. Подлинное творчество не может не осознавать себя как воссоздание ценностей из исто-рии прошлого . Это имеет огромное значение для понимания и созидания собственной культуры, ибо своя культура строится в соединении двух воз-можностей возможности отграничить себя от другой культуры и возмож-ности открыть себя в другой культуре.
Человек отличается тем, что отделяет себя как деятеля культурных и исторических процессов от результатов своей деятельности. Он отдает про-дукты своего труда другим. Поэтому возникает неизбежная множествен-ность, отчуждение даже в рамках «своего» (когда писатель недоволен своим произведением, художник переписывает картину, а философ отрицает свою принадлежность тому или иному направлению).
Началом подлинной истории человечества стало возникновение преоб-разовательной деятельности, нацеленной в будущее, опирающейся на преем-ственность в традициях. Человек стал создавать продукты труда для своих детей, для следующих поколений, становясь сотворцом истории и культуры. Опосредованное движение от одного человека к другому через продукты культуры, опыт и знания основа становления человееской культуры и ис-тории.
Единственным универсальным способом постичь целостность окру-жающего мира стал способ межчеловеческого общения в культуре.
Важно отметить, что взаимовлияние культуры и личности невозможно без систем общения в культуре. Эта система общения состоит из систем пе-редачи, распространения и хранения информации; системы социальной и межкультурной коммуникации.
Жизнь самой культуры длится во времени и пространстве, выражается в символах, передается с помощью механизмов общения, усиливается с по-мощью создания новых элементов в коммуникации. В ходе развития культу-ры создаются разнообразные предметные и знаковые средства, которые обеспечивают косвенное общение.
Через информационные и коммуникационные средства люди развива-ют общий язык, опыт, ценности, осваивают социальное пространство и вре-мя. Информационные и коммуникативные системы становятся базисным средством сохранения, передачи коллективного знания и опыта важней-шего фактора в развитии культуры. С их помощью взаимообмен стал взаи-мообогащением. Накопление культурных результатов, фиксируемых матери-ально и идеально, культурная память человечества условие нашего во-влечения в непрерывное «поле значений и смыслов» (М. К. Мамардашвили), условие развития творческой деятельности человека.
Творчество создание новых образов, знаний, средств общения, цен-ностей. Творчество продуктивная деятельность по обновлению бытия в культуре. Именно в процессе творчества происходит саморазвитие и само-реализация личности. В истории философии и в теории культуры творчество рассматривается, во-первых, как глубинный, истинно человеческий, «боже-ственный» процесс, не поддающийся рациональному объяснению; во-вторых, как результат развития общества, искусства, науки и техники, ре-зультат нарастания требований в создании нового (начиная с эпохи Возрож-дения) .
Сущность творчества заключена в сотворчестве, в совместной деятель-ности людей по обновлению жизни, в понимании ответственности перед все-общим, в самоотдаче личности. Б. Пастернак говорил, что творческий акт это максимальное выявление себя вовне.
Творческий процесс в культуре определенного периода в истории зави-сит от:
-социального заказа на новацию;
-наличия определенных форм культуры для осуществления новаций;
-особенностей социальной или профессиональной группы, в которой рождается творческая личность;
-системы воспитания и условий для творчества в обществе.
В этой связи особую актуальность приобретает изучение вопросов об источниках творчества, взаимодействии личности и общественного и куль-турного окружения, свободы и ответственности личности. Главной темой бу-дущего должна стать тема места человека в мире культуры, в новом мире, его осознанного права и ответственного выбора.
Для этого важна проблема инкультурации. Это понятие означает по-степенное вовлечение человека в культуру, постепенную выработку им на-выков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, ко-торые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода.
Иначе говоря, это длительное и постепенное освоение человеком спо-собов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни. Древнее ис-кусство практики основа человеческого самоутверждения в истории. Че-ловек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы в жестовой, телесной коммуникации, устной речи, письме и чтении.
Инкультурация предполагает наличие таких социально-культурных элементов, как языковая система; ценностно-смысловые ориентиры; проце-дуры развития творческой деятельности; совокупность накопленных достоя-ний в культуре; традиции и формы преемственности.
Процессы инкультурации изучаются в культурной антропологии (М. Херсковиц). Не следует путать понятия инкультурации и аккультурации. Ак-культурация это процесс приобретения свойств и форм культуры одним народом у другого народа.
Первым условием инкультурации является самоутверждение человека во времени. Для этого человеку необходимо присваивать обретенные умения, способности, готовить возможности для творчества и таким образом обре-тать определенную независимость от природных, общественных условий в постоянно меняющихся обстоятельствах. Это покорение времени человеком происходит через создание автономного культурного пространства .
Следующим условием инкультурации становится присвоение разич-ных способов овладения пространством, его «видение». Иметь возможность видеть значит иметь возможность предсказывать, бежать впереди времени и путем «чтения» пространства.
Но наиболее важным в этом процессе для человека становится овладе-ние знанием, опытом, нормами, умениями для того, чтобы переводить неоп-ределенности истории в понятные человеку время и пространство мира куль-туры.
Оно осуществляется как социализация процесс выработки человеком социальных норм и правил общественной жизни для развития активного, полноценного члена общества, для формирования культурной личности.
В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индиви-да в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача ос-новных форм социокультурного опыта.
В семье, в школе, в высшем учебном заведении индивид осваивает не-обходимые навыки, приобретает знания, приобщается к культурным нормам и традициям. Социализация это также идентификация индивида с «други-ми». Ими могут быть родители, учителя, сверстники, любимые актеры, об-разцы поведения, взятые из литературных произведений, из телевизионных передач и т.д.
Существует множество трактовок процесса социализации. Г. Тард счи-тал, что в основе социализации лежит принцип подражания. Т. Парсонс ви-дел в нем процесс восприятия общественных норм, вбирание информации о значимых «других». Дж. Смелзер отмечал, что социализация приобрете-ние людьми опыта и ценностей, требуемых для выполнения социальных ро-лей. Социализация дает нам возможность взаимодействовать друг с другом, а также способствует передаче опыта от поколения к поколению.
В процессе социализации личностная, или частная, и социальная сферы находятся в постоянном взаимодействии, взаимоопределении. Частная сфера (система личностных взаимоотношений) выражает общественное (публич-ное) мнение, вступая с общественными институтами в публичные диалогиче-ские отношения (Ю. Хабермас).
Следует всегда помнить, что процесс социализации, в конечном итоге, всегда становится процессом самоопределения.
В каждом обществе и культуре постепенно формируется свой характер процесса социализации личности. Особенности типов социализации зависят от исторически-конкретной стуктуры общества и от типа культуры.
В современном мире социализация и инкультурация осуществляются в условиях культурных «расколов» и социокультурных кризисов, растущей роли нестабильности социальных процессов, столкновения и мутации куль-турных парадигм. Все это усугубляется катастрофизмом влияния на сознание человека информационных потоков, все более затрудняющих культурную самоидентификацию.
В этих условиях едва ли не единственным средством спасения лично-сти, ее выживания и развития становится приобщение к истокам родной культуры, понимание опасности потери культурной идентичности, критиче-ское отношение к культурной глобализации.
Изучение культурологии может оказать большую помощь в осознании ответственности личности, особенно молодого человека, за судьбу Родины, ее культуры.

Литература

1. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
2. Баткин Л. М. Не мечтайте о себе! О культурно-историческом смысле «Я» в «Исповеди» бл. Августина. М., 1993. 28с.
3. Гуревич П. Человек как микрокосм // ОНС. 1993. №6.
4. Гуссерль Э. Статьи об обновлении // Вопросы философии. 1997. № 4.
5. Зенъковский В. Единство личности и проблема перевоплощения // Рос-сия XXI . 1998. № 910.
6. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.45с.
7. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978.
8. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
9. Культура: теории и проблемы. М., 1994. 34с.
10. Культурная антропология. СПб., 1996.
11. Mud M . Культура и мир детства. М., 1988. 55с.
12. Михайлов Ф. Т. Загадка человеческого Я. М., 1976. 24с.
13. Одиссей. Человек в истории. М., 1995.
14. Одиссей. Человек в истории. Культурно-антропологическая история сегодня. М., 1991.74с.
15. Одиссей. Картина мира в народном и ученом сознании. М., 1994.56с.
16. Вестник славянских культур//№1, - М., 2000, с. 29.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Восток в культуре Серебряного века. Реферат 2006 24 500
Золотой век русской культуры Реферат 2005 22 500
Омар Хайям: поэт, философ, математик. Реферат 2009 12 300
Жизнь и Творчество Винсента Ван Гога. Реферат 2008 17 400
Социально-культурная жизнь на рубеже XIX-XXвв. Реферат 2006 18 500
Культурные универсалии Реферат 2009 21 250
Храмовая, дворцовая и городская архитекуктура Беларуси 16-18 вв Реферат 2009 14 350
Белорусская живопись 19-начала 20века. Художественные стили и направления. Реферат 2009 11 350
Культура Беларуси: Исторический итог, современное состояние, перспективы развития Реферат 2009 12 400
Диалог культур. Основные особенности. Проблемы Реферат 2009 21 450
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.