Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Психология - Абрахам Маслоу и трансперсональная психология

Абрахам Маслоу и трансперсональная психология Психология. Реферат

  • Тема: Абрахам Маслоу и трансперсональная психология
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 24
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: не указан
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

3. Наследие А. Маслоу в России

В начале третьего тысячелетия большинство авторитетных исследований выделяют в психологии четыре основные направления, или проекта, которые формируют ее смысловое, научно-исследовательское и прикладное содержание. Это психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология и трансперсональная психология.
Если первые три из вышеназванных направлений уже давно стали предметом многочисленных отечественных исследований, то трансперсональное направление даже в конце 90-х годов только-только начинает приниматься во внимание академической психологией.
В научном мире сложилась достаточно неадекватная ситуация.
С одной стороны трансперсональная психология заявила о себе большим количеством публикаций, научных исследований и прикладных психотехнологий.
С другой стороны, в академической психологии трансперсонального направления почти не заметно.
Отечественная традиция гуманистической и трансперсональной психологии имеет ряд отчетливых истоков. Это и монашеская византийская и древнерусская традиция, это и практика традиционного уклада отечественной жизни крестьянской общины и духоборческих исканий от древних раскольнических общин до толстовских коммун.
Это и философия Серебряного века, в которой представлен весь спектр ориентаций от ярко выраженных персоналогических, гуманистических до мистических трансперсональных. Это, конечно, и русская литература, представленная, прежде всего такими авторами экзистенциально-духовной ориентации как Достоевский и Толстой, а также писателями серебряного века. Андрей Белый, например, имел тесное отношение к трансперсональной традиции и был учеником Р. Штайнера. К Штайнеру были близи и чета Мережковских, и актер Михаил Чехов.
Знаменательно, что одним из предтечей американской гуманистической и трансперсональной ориентации был Г.И. Гурджиев также наш соотечественник. Его Институт интегрального развития человека прежде, чем обосноваться в Париже, находился в России.
Ряд мощных гуманистических импульсов содержит культурно-исторический подход Л.С. Выготского и философская антропология М.М. Бахтина. Словом, у русской трансперсональной традиции много истоков, и нам предстоит их заново переосмыслить, и для этого сейчас открылось множество возможностей.
Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины прошлого столетия вызревает уникальное транспесональное направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в XX в.
В его ряду стоят такие философы и ученые, как В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров, др. В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, Л.Н. Толстого, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева также выделяется линия, близкая по своей структуре, целям и содержанию трансперсональной психологии. В русской православной философии созрело направление, которое Н.А. Бердяев называл космоцентрическим, узревающем божественные энергии в тварном мире, обращенным к преображению мира и антропоцентрическим, обращенным к активности человека в природе и обществе.
Именно здесь ставятся проблемы о трансперсональном, интерперсональном и персональном в человеке, разрабатывается активная, творческая система трансформации личности.
Вне сомнения, русская трансперсональная традиция отличается глобализмом и космическим характером. Трансперсональная парадигма связана с идеей активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство.
Это направление мы можем определить как активно-эволюционное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении духом материи, об одухотворении мира и человека.
Русские трансперсоналисты сумели соединить заботу о большом целом Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности конкретного человека. Важное место здесь занимают проблемы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия, которые были поставлены в древних духовных традициях даосизме, буддизме, христианстве
Анализ современных российских работ по трансперсональной психологии потребовал бы отдельной обстоятельной книги.
Это исследования по языку и лингвистике измененных сосотояний сознания доктора лингвистики Д.Л. Спивака. Из других представителей Санкт-Петербургской школы следует отметить работы Е.А. Торчинова, доктора биологических наук Тыну Сойдла, составившего и опубликовавшего на английском языке несколько тематических выпусков Международного журнала трансперсональных исследований Голоса русского трансперсонализма, доктора медицинских наук Е.М. Крупицкого лидера психоделической терапии алкоголиков в России.
Несколько видных исследователей работают в Балтийской академии. Это кандидат наук Ирина Курис и специалист по целостному движению Николай Кудряшев. В Москве живут такие изумительные исследователи как к. биолог. н. Е. Файдыш, недавно опубликовавший свою последнюю книгу Мистический космос, исследователи психотехнологий дыхания к. псих. н. М. Молоканов и к. мед. н. Ю. Бубеев. Среди прочих центров выделяются школа А. и Е. Тытарей в Ростове на Дону и школа интегративной психологии В.В. Козлова в Ярославле.
Трансперсональные исследователи придерживаются, как правило, эклектического, междисциплинарного, интегративного подхода, стараясь, чтобы каждый из трех глаз знания находился на своем месте. Это отличает трансперсональную психологию от многих других школ, строго следующих единой эпистемологии.
Например, бихевиоризм опирается на научное использование данных чувственного опыта, интроспективные школы, такие, как психоанализ, придают особое значение наблюдению психики, в то время как йога культивирует созерцание. Только трансперсональные дисциплины разделяют эклектическую эпистемологию, которая включат науку, философию, интроспекцию и созерцание, стремясь интегрировать их во всестороннее исследование, соответствующее многомерности человеческой природы и человеческого опыта.
В идеале трансперсональный исследователь также занимается какой-либо духовной практикой, то есть является участвующим наблюдателем. Следовательно, разделение и взаимосвязь теории и практики оказывается важной проблемой, которая осложняется тем, что трансперсональная теория стремится выделить из различных духовных дисциплин те универсальные факторы, которые являются их ключевыми, общими составляющими, но каждый человек для достижения компетентности должен практиковать определенную дисциплину.
Кроме того, различные духовные дисциплины сами развиваются в сегодняшней всемирной деревне, где буддизм встречается с европейской наукой, а йога с компьютером. Это делает проблематичными многие аспекты традиционных дисциплин роль учителя, специфические культурные установки и предписания относительно стиля жизни.
Вероятно, следует согласиться с тем, что трансперсональному исследователю совершенно необходимо практиковать какую-либо духовную дисциплину. Трансперсональная область уникальна в отношении синтеза и интеграции различных областей человеческих знаний, поскольку она признает, принимает и исследует все аспекты человеческого опыта чувственного, эмоционального, ментального, социального и духовного.

Содержание

Оглавление



Введение 3
1. История развития транперсональной психологии 5
2. Развитие идеи трансперсональной психологии в работах Маслоу 8
3. Наследие Маслоу в России 16
Заключение 21
Список литературы 24


Введение

Термин "трансперсональная психология" имеет латинские и греческие корни. Греческое слово "психология" состоит из двух слов - "psyche", что означает душа, дух, дыхание и "logos", т.е. слово, рассуждение. Выходит, что первичное значение слова "психология" следующее: "слово души" или "слово духа". Слово "трансперсональная" происходит от латинских "trans" и "persona", т.е. "сквозь", "через" и "маска". Таким образом, изначально "трансперсональная психология" подразумевает "слово души сквозь и по ту сторону маски".
Трансперсональная психология - это одно из направлений современной психологии, развивающее основные теории и идеи европейской психологии на основе опыта мировых духовно-религиозных традиций, внеконфессиональных древних и современных экстатических и трансцендентных психотехнологиях.
Согласно современному определению трансперсональная психология является всеобъемлющей моделью развития сознания, связывающей психологические и духовные дисциплины.
Трансперсональная психология занимается исследованием предельных способностей и возможностей человека, она изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, пара-психологические феномены.
Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, включая шаманизм, а также разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие, как медитация, холотропное дыхание, телесно ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и т.д.
Если для Фрейда или современных представителей направления НЛП человек представляет собой всего лишь самопрограммирующуюся машину, функционирование которой определяется лишь набором биографических программ и врожденных инстинктов, машину, которую можно настроить и подправить, то для представителей гуманистической психологии человек и мир его души представляют собою главную ценность.
В 60-е годы известные американские психологи и мыслители А. Маслоу, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и другие выступили с идеей о том, что гуманистическая парадигма достаточно ограничена, и что в мире человека существует нечто большее, относящееся к сфере не только психики, но и духа.
Так родилось психологическое направление, которое первоначально было названо трансгуманистическим, т.е. сверхгуманистическим. Свое современное название трансперсональная психология получила, когда одновременно и независимо, Абрахам Маслоу и Станислав Гроф, читая лекции в разных городах США, употребили термин трансперсональная.
Лидерами современной трансперсональной психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Криппнер и другие, каждый из которых развивает свое направление исследований, методы и школу. В России трансперсональную психологию традиционно ассоциируют с исследованиями Станислава Грофа, холотропным дыханием и психоделической терапией, хотя это всего лишь одно из направлений трансперсональной психологии.
Фактически, трансперсональная психология является областью психологии, пограничной между классической психологией и духовными практиками.

1. История развития транперсональной психологии

Уильям Джеймс был первым психологом, который использовал термин «transpersonal» (трансперсональное) в своем курсе в Гарвардском университете в 1905 году и он по праву считается первым трансперсональным психологом за свою пионерскую работу «Многообразие религиозного опыта».
В ходе многочисленных дискуссий о том, как назвать новое психологическое направление, в 1968 году кругом его основателей Э. Сутичем, А. Маслоу, С. Грофом и другими было узаконено название «трансперсональная психология».
Трансперсональная психология - раздел общей психологии, выделивший предметом своего исследования надличностные, сверхличностные состояния сознания.
В конце 60-х годов специалисты-психологи Станислав Гроф, Абрахам Маслоу, Энтони Сьютич, Джеймс Фейдиман и другие пришли к решению, что необходимо создать новое психологическое направление, сосредоточенное на изучении сознания и признающее значимость духовных измерений психики, которое они назвали трансперсональной психологией. В 1969 г. вышел первый номер "Журнала трансперсональной психологии" (The Journal of Transpersonal Psychology).
Основатели трансперсональной психологии устремились в бескрайние пространства духа, они углубились в историю религии, психологии и культуры и среди своих предтеч указывали и американца У.Джеймса, первого среди психологов составившего научную энциклопедию "Многообразие религиозного опыта", и швейцарца К.-Г.Юнга, обогатившего психологию мифическими, общекультурными, религиозными и мистическими измерениями, и итальянца Р.Ассаджиоли, бывшего психоаналитика, который в созданном им психосинтезе опирался на теософские, антропософские и буддистские учения, преодолевая с их помощью европейские культурно-антропологические ограничения.
Трансперсональная психология была уязвима для обвинений в иррациональности и ненаучности, а значит - в несовместимости со здравым смыслом и современным научным мышлением, в чем ее первоначально и обвиняли. Но эта ситуация резко изменилась за первые десять лет существования Ассоциации за трансперсональную психологию.
Стало ясно, что трансперсональная ориентация далеко превосходит узкие границы психиатрии, психологии и психотерапии. За это время установились важные связи с революционными открытиями в других научных дисциплинах, в частности, в физике.
Станислав Гроф считается одним из ведущих специалистов в трансперсональной психологии, он имеет степень доктора медицины. Первоначально, в середине пятидесятых годов, эксперименты С.Грофа были связаны с психодислептиками, это время активного легального изучения действия наркотиков на организм.
Целью трансперсональной психологии является расширение существующего психологического знания путем привнесения новых точек зрения. За счет этого человек открывает для себя пути, ведущие к внутренним источникам мудрости.
Трансперсональная психология начала оформляться как самостоятельная область исследований в конце 60-х годов в США. Основателями этого направления выступили широко известные сихологи, психотерапевты и мыслители: А. Маслоу, С. Гроф, А. Уотс, Э. Сьютич, М. Мерфи, С. Криппнер и др.
Трансперсональная психология имеет глубокие корни в истории культуры и религии, в мировых духовных практиках, которые научно обоснованы в классической и современной психологии. Лидерами современной трансперсональной психологии являются С. Гроф, К. Уилбер, Ч. Тарт, А. Минделл, С. Криппнер и другие, каждый из которых развивает свое направление исследований, методы и школу.
Прикладное значение трансперсональной психологии состоит в том, что она предлагает новый взгляд на психическое здоровье и патологию, обеспечивая интегративный, многоаспектный подход к человеку.
Трансперсональные (надличностные) переживания обладают особо мощными целительными возможностями, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития.
Трансперсональный опыт - это "перешагивание" семантических полей сознания, за границами которых отсутствует система знаков, описывающих переживание человека. Именно в этот момент человек поднимается в своем восприятии над заложенными в него "призмами", через которые он видел этот иллюзорный мир.
Богатый спектр трансперсонального опыта включает также внетелесные переживания, во время которых развоплощенное сознание сохраняет способность оптического восприятия и может с различных позиций в точности наблюдать события, происходящие как в непосредственной близости, так и в отдаленных местах.
Возможны глубокие психологические прозрения, проливающие свет на нашу личную историю, на бессознательные силы, которые движут нами, на наши эмоциональные затруднения и межличностные проблемы.
Большинство этих интереснейших прозрений, которые открываются в расширенных состояниях, сосредоточено вокруг философских, метафизических и духовных проблем. В расширенных состояниях сознания можно пережить необычайные откровения, затрагивающие различные аспекты природы и космоса и намного превосходящие нашу образовательную и интеллектуальную подготовку.
Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.
так, возникли новое расширенное исследовательское поле, новый образ человека, произошло преодоление антропологического масштаба, который существовал в рамках гуманистической ориентации.
Была сделана продуктивная попытка заново взглянуть на человека в тех областях, где он выходит за свои границы - в экстатическом, религиозном, мистическом опыте, на границах его жизни в опыте смерти, умирания и рождения.
Необходимость нового научного понимания человека привела к тому, что в профессиональный состав трансперсонального движения вошли не только психологи или такие традиционные гуманитарии как этнологи, культурологи или, скажем, танатологи, но и представители, казалось бы, далеких профессий - физики, биологи, кибернетики.
Дело в том, что поиск нового предметного поля и нового видения человека оказался созвучным поискам новой научной парадигмы и в других, в том числе, естественнонаучных дисциплинах.

2. Развитие идеи трансперсональной психологии в работах Маслоу

Абрахам Маслоу (1908-1970), основатель и лидер гуманистического течения в послевоенной западной (в первую очередь американской) психологии, по праву считается не только одной из самых крупных, но и одной из самых интересных фигур в психологии XX столетия.
Разрабатывая идею самоактуализации на протяжении трех десятилетий, Маслоу сделал ее краеугольным камнем не только теории личности, но и, пожалуй, целой философско-мировоззренческой системы, что и явилось причиной стотысячных тиражей его книг.
Автором еще одной теории самоактуализации в современной литературе принято считать Карла Роджерса, однако у него в отличие от Маслоу идея самоактуализации не выступает краеугольным камнем его построений: К. Роджерс рассматривает вопросы мотивации (и в том числе самоактуализацию) в контексте общей теории личности, тогда как Маслоу, напротив, рассматривает личность в контексте теории мотивации, т. е. самоактуализации.
В своих работах Маслоу затронул очень много насущных жизненных проблем, которые интересуют каждого человека: творчество, любовь, нравственные ценности, воспитание личности, совершенствование общества и др. Круг его интересов был широк, и его взгляды на каждую из этих проблем заслуживают отдельного анализа, в котором критика должна сочетаться с выделением того позитивного вклада, который внес Маслоу в разработку каждой из названных проблем.
Маслоу отмечает, что более выраженная социальность и направленность на общечеловеческие интересы сочетаются у самоактуализирующихся людей с более ярко выраженной индивидуальностью. Для них теряют свой смысл и другие противопоставления: чувств и разума, созерцания и действия, самости и альтруизма, духовности и чувственности, обязанности и удовольствия, зрелости и непосредственности и многие другие, в том числе Оно, Я и Сверх-Я.
Интересно, что ни у одного из своих респондентов Маслоу не обнаружил полного набора из всех 15 характеристик. Он отмечает, что понятие «самоактуализирующиеся люди» описывает не людей, а идеальный предел, к которому они приближаются. Совершенных людей нет и быть не может.
Самоактуализирующиеся люди тоже имеют свои недостатки. Они могут быть надоедливыми, раздражающими, им не чужды суетность, тщеславие, пристрастия, раздражительность, иногда неожиданные проявления жестокости и бессердечия, игнорирование других людей и т. п. Они не свободны от ошибок.
У них есть свои проблемы, которые могут вызвать конфликт, фрустрацию, обиду, чувство вины, тревожности, хотя их проблемы - это реальные проблемы бытия, качественно отличающиеся от невротических псевдопроблем незрелой личности.

Литература

1. Анциферова Л. И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопр. психол. 1973. № 4.
2. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Киев., Релф-бук, 1994
3. Гроф Cтанислав. "За пределами мозга: рождение, смерть и трансценденция в психотерапии". М., 1994
4. Гроф Станислав "Холотропное сознание". М., 1996
5. Гроф Станислав и Джоан Хэлифакс. "Человек перед лицом смерти". М., 1996
6. Гроф Станислав. "Области бессознательного: данные исследований ЛСД". М., 1994
7. Гроф Станислав. "Путешествие в поисках себя: измерения сознания и новые перспективы психотерапии и внутреннего исследования". М., 1995
8. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., Андреев и сыновья, 1992.
9. Козлов В.В., Интегративное содержание трансперсональной психологии.М., 1996
10. Майков Владимир, Козлов Владимир "Трансперсональная психология. Истоки, история, современное состояние" Издательство эзотерческой литературы К. Кравчука, 2004
11. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. Спб., Евразия, 1997.
12. Пути за пределы эго: трансперсональная перспектива. Под ред. Роджера Уолша и Френсис Воон. М.. 1996
13. Слепова Т. В. Критический анализ проблемы эмансипированности личности в некоторых исследованиях «гуманистической» психологии // Вопр. психол. 1976. № 5
14. Теренс Маккенна. "Пища богов: поиск первоначального древа знания". М., 1995
15. Фритьоф Капра. "Уроки мудрости: разговоры с замечательными людьми". М., 1996

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Внимание и его психологические свойства Реферат 2011 16 500
Воспитание ребенка в семье. Реферат 2008 24 500
Характер и поведение человека. Реферат 2008 29 500
Темперамент. Физиологические основы темперамента. Особенности поведения человека. Реферат 2008 24 500
Как развивается личность в коллективе? Реферат 2008 20 500
: Источники и предпосылки создания психологии как самостоятельной науки. Реферат 2008 17 500
Родительские директивы и их влияние на развитие личности ребенка Реферат 2008 22 500
Значение работе В. Келера для развития психологической мысли Реферат 2008 16 500
Виды мышления в зависимости от средств познания и способов решения поставленных задач Реферат 2008 15 500
История развития понятия о темпераменте Реферат 2008 14 500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.