Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Политология - Современное представление о государстве

Современное представление о государстве Политология. Реферат

  • Тема: Современное представление о государстве
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Политология
  • Страниц: 22
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: Универ МВД Санкт-Петербург
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Правовое государство, начавшее складываться под влиянием ли¬беральных конституций, означало принципиально новый этап в раз¬витии государственности, как таковой. Качественной основой такого государственного устройства власти стала ориентация всех его орга¬нов на ценности прав человека, которые не могли быть изменены никакими частными законодательными актами и стилем функцио¬нирования государства. Права человека как совокупность ценностей и идеалов государственной власти обрели неоспоримый приоритет перед любыми законодательными актами конкретного государства.
Универсальным и предпочтительным регулятором политических конфликтов, межгрупповых и межгосударственных противоречий в правовых государствах стали право, закон, система устойчивых норм и правил поведения как государственных органов, так и отдельных лиц и частных организаций. На внешнеполитической арене правовые государства начали придерживаться норм международного права, ориентируясь не только на букву, но и на дух правового решения имевшихся конфликтов и противоречий.
Существенным признаком правово¬го государства является определенное разделение полномочий властей, пре¬рогатив и функций исполнительной, законодательной и судебной властей. В целом это свидетельствует о стремлении данного типа госу¬дарства предотвратить монополизацию власти и добиться наиболее оптимального соотношения функций при принятии решений. Осу¬ществляя свой внутренний суверенитет на основе разделения влас¬тей, правовое государство добивается сбалансированности и стабиль¬ности политического развития.
Необходимость и плодотворность разделения властей в правовом государстве диктуется и необходимостью уравновешивания интере¬сов и сил влияния на власть со стороны различных элитарных груп¬пировок, которые контролируют исполнительные, законодательные, судебные и иные органы власти. Ведь даже несмотря на общность основных ценностей и целей государства, корпоративные интересы отдельных частей правящего, политического класса, амбиции отдель¬ных политиков могут стать мощным фактором политической деста¬билизации в государстве.
Признание необходимости установления разделения властей не говорит, однако, о каком-либо универсальном и жестком закрепле¬нии их взаимных прав и полномочий. Специфика функций, а главное объем прерогатив каждой из ветвей государственной власти должны определяться в соответствии с типом и характером развития государ¬ства, спецификой конкретной исторической ситуации, степенью зре¬лости общественного мнения.

Социальное государство

Утверждение правового государства как политической реальности не оз¬начало «завершения» исторической эволюции государственности, как таковой. Несмотря на провозглашение гуманистических ценностей, реальная социальная и политическая динамика выявила ряд истори¬ческих ограничений, существенных противоречий и даже определен¬ную нереализуемость тех норм и принципов, которые были заложе¬ны в основание правового государства. Утверждение принципов ин¬дивидуальной свободы, создание условий для равной конкуренции, а также формирование правовых условий, поддерживающих взаим¬ную ответственность государства и общества, выведя общество на новый уровень его социального и политического развития, тем не менее не привело к всеобщему счастью и благополучию граждан.
Роль государства как политического института, не вмешивающе¬гося в дела гражданского общества, не смогла предотвратить издерж¬ки реального неравенства сил и способностей людей. Формально-правовое равенство индивидов не спасло общество от порой весьма существенной экономической дифференциации доходов его граж¬дан, снижения социальных позиций групп населения, кризисов, ухуд¬шающих материальное положение людей. Своеобразным ответом на эту историческую ограниченность правового государства явилось воз¬никновение в развитых индустриальных странах нового типа государ¬ственности государства социального.
Теоретический образ этого государства «всеобщего благоденствия», устанавливающего новые стандарты в социальном обеспечении граж¬дан, развивался на протяжении 70-80-х гг. XX столетия параллельно с практикой утверждения его политических порядков. Предлагавшаяся обществу политическая модель установления социальной справедли¬вости предполагала обеспечение каждому гражданину не только при¬близительно равных шансов на самореализацию, но и тех минималь¬но необходимых условий, которые обеспечили бы ему достойное су¬ществование, должный уровень защищенности от общественных катаклизмов, соучастия в управлении делами общества и государства. Устанавливаемые принципы деятельности государства предполагали сознательное выравнивание реальных социальных условий жизни граж¬дан, формирование той духовной и общественной среды, в которой люди чувствовали бы себя не только самостоятельными и активными гражданами, но и защищенными от наиболее жестких общественных противоречий. Такая переориентация деятельности государства отра¬зилась не столько на системе организации власти, сколько на моди¬фикации стиля деятельности его структур и органов власти, потребовав усиления ресурсного обеспечения их целей.
В целом социальное государство, возникшее в наиболее эконо¬мически развитых странах (Швеция, Германия, США), проводило политику формирования такой социальной среды, в которой карди¬нально повышался бы уровень социальной безопасности. В рамках этой стратегии оно предлагало адресную помощь наиболее нуждающимся слоям общества, предоставляя им источники существования (рабо¬ту, социальную помощь), налаживая социальные контакты, обеспе¬чивая реализацию индивидуальных жизненных планов. Это предпо¬лагало перераспределение государственного бюджета в пользу наи¬менее обеспеченных слоев населения, изменение политики занятости и переподготовки работников, установление новых отношений с ча¬стным сектором, направленных на усиление социального страхова¬ния, поддержку безработных, молодежи, неквалифицированных рабочих, престарелых и инвалидов.
В идеале стратегия социального вспомоществования была направ¬лена не столько на обеспечение минимально необходимых условий для полноценной жизни человека, сколько на его самореализацию, пробуждение творческих сил, раскрепощение его общественной ини¬циативы. Решение этих задач одновременно кардинально подняло уро¬вень общепринятых стандартов жизни в обществе, изменило пред¬ставления о престижной работе и стиле проведения досуга.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ И ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 4
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА 6
ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВ 9
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ 13
ТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ 14
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22


ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим институтом политической системы, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосохранение и адаптация, в котором сосредоточена максимальная политическая власть, является государство. Все политические институты группируются только вокруг государства. За завоевание государственной власти ведется постоянная борьба между различными социально-политическими силами.
Одной из главных характеристик государства является то, что оно обладает монополией на легитимное применение насилия и действует как институциональная система политического господства. Основным из фундаментальных институтов, наряду с семьей, языком, культурой является государство, которое составляет инфраструктуру жизнедеятельности человека как общественного существа. Помимо этого, государство это наиболее высокоорганизованная форма политического сообщества.
К элементам политической системы относят общества, оказывающие содействие образованию власти и нуждающиеся в ее поддержке для осуществления своих интересов. Помимо государства, к таким элементам относятся общественные объединения, политические партии, союзы, церковь, средства массовой информации, группы давления и другие институты общества, которые тесно взаимосвязаны между собой. Среди них только государство осуществляет все важнейшие функции управления обществом.
Государство - это основной институт в политической системе общества. В отличие от других элементов, это самый влиятельный субъект осуществления власти. В связи с этим государство является главной сущностью политической системы каждого общества.



ПОНЯТИЕ И ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Государство является центральным, интегрирующим общество полити¬ческим институтом. Оно концентрирует высшие властны полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные отношения. Государство это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечи¬вающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития.
Долгая история формирования и развития государства сопровождалась не менее длительными и не всегда результативными попытками теоретического объяснения источников возникновения данного института, его отличительных черт, социального назначения и перспектив будущего развития. Долгое время государство практически отождествлялось с обществом, его социальной организацией. И только в XVI веке благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые использовался термин stato (от лат. status положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин «государство».
Сложность и многообразие путей формирования этого института власти, его функций и назначения отразилась и на объяснении причин его происхождения. В частности, в Древней Греции в основном преобладали теории естественного происхождения государства. Так, Аристотель полагал, что люди как социальные по своей природе су¬щества, стремящиеся к совершенству и потому постоянно взаимо¬действующие друг с другом, неизбежно образуют общество и его формальную организацию государство. В средние века большое распространение получила теория боже¬ственного происхождения государства, творцы которой рассматрива¬ли государство как результат Божьего промысла, орудие проявления заранее предуготованного для человека божественного плана, выяв¬ление высшей воли Творца. Такое понимание природы государствен¬ной власти предусматривало, что именно Бог выбирает короля и да¬рует ему абсолютные полномочия по отношению к подданным, ко¬торым надлежало подчиняться земному властителю, даже если тот был тираном
Собственную трактовку происхождения государства дала договор¬ная теория, находившаяся в оппозиции к «божественному праву ко¬ролей» и основывавшаяся на идее народной власти, т.е. признания народа главным источником государственного суверенитета. Возник¬шая в XVII-XVIII вв. теория общественного договора в самм общем виде утверждала идею о том, что властители и подвластные имеют друг перед другом определенные обязательства, возникшие в тот период, когда суверенный народ согласился создать государство и пе¬редать правителям определенные полномочия. Таким образом, признавалось, что люди могут аннулировать правительство и государ¬ство, если они не служат их целям.
Свою лепту в обоснование источников возникновения государ¬ства внесли теоретики, настаивавшие на насильственном характере этого процесса. Еще в древние времена возникли идеи о том, что государство было создано путем захвата и насилия сильных над сла¬быми.
Собственную трактовку происхождения государства дала маркси¬стская теория, в которой указывались определенные предпосылки данного процесса (прежде всего наличие общественного разделения труда, возникновение частной собственности и классов) и непос¬редственная причина создания государства (непримиримость классо¬вых взаимоотношений, вследствие чего экономически господствую¬щий класс создает государство как инструмент принуждения своих конкурентов).
Современная общая теория государства в том виде, в каком она непосредственно складывалась в Западной Европе после Второй мировой войны, является юридической, ибо она видит основание государственности в правах народов и связывает понятие государственной власти с категорией прав человека.
Таким образом, современная общая теория государства рассматривает современное государство как правовую форму организации и функционирования политической власти - с точки зрения международного права.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Как специфический институт поли¬тической власти государство в современном мире облада¬ет рядом качественных свойств, от¬личающих его от иных институтов.
Прежде всего, государство выступает как институт, который дей¬ствует на строго ограниченной территории. Законы и правила, нормы и постановления государства действуют только на определенном про¬странстве, обладая соответствующими ограничениями в регулирова¬нии поведения граждан. Этот признак отличает государство от всех иных политических и социальных объединений людей, формирую¬щихся на основе их кровнородственных, этнических, идеологичес¬ких, экономических или других форм связи. Причем размеры самой территории не имеют значения (государства могут быть такими круп¬ными, как Россия, и такими «карликами», как Ватикан).
Государство представляет собой публичный политический инсти¬тут, обладающий особой организацией, структурой, профессиональ¬но-кадровым составом и другими чертами, не совпадающими с ха¬рактеристиками организации общества как такового. В этом смысле государство предстает в качестве особого аппарата управления социальными процессами, особой группы лиц, профессионально зани¬мающихся осуществлением функций по руководству и регулирова¬нию общественными отношениями.
Государство обладает высшей властью (суверенитетом) на зани¬маемой им территории. Только оно может издавать и устанавливать общеобязательные законы, нормы, правила человеческого поведе¬ния для постоянно проживающего на его территории населения. Кроме того, государство обладает правом отменять постановления и реше¬ния частных политических структур и организаций, противоречащие его решениям. Тем самым государство устанавливает для проживаю¬щих на его территории людей гражданский статус, означающий как признание властью собственной ответственности перед ними, так и установление за гражданами известных прав и обязанностей перед государством. Обычно люди получают государственное гражданство по факту рождения на территории данного государства.
В рамках контроля за вводимыми им правилами общежития госу¬дарство обладает монополией на легальное применение силы, на фи¬зическое принуждение отдельных граждан, групп или организаций к выполнению принятых им решений. Спектр применяемых государ¬ством средств контроля, таким образом, может простираться от со¬знательного побуждения и мотивации поведения граждан вплоть до физического уничтожения тех, кто не придерживается установлен¬ных им норм. Для такого обеспечения контроля у государства имеются особые органы армия, полиция, службы безопасности, прокурату¬ра, суд, а также соответствующие средства оружие, тюрьмы и др.
Государство обладает и монопольным правом на взимание с на¬селения различного рода налогов и сборов, которые используются для материального поддержания социальной организации совмест¬ной жизни: на оплату работы госслужащих, создание структур общесоциального назначения (судов, больниц, школ), а также для обес¬печения целенаправленных изменений в области экономической, социальной и духовной жизни (для обеспечения реализации государ¬ственной политики в этих сферах). Тем самым государство претенду¬ет на представление интересов всех граждан, заинтересованных в по¬зитивном развитии своей страны и общества.
Несмотря на сущностную значимость всех указанных черт госу¬дарства, удельный вес каждой из них, а равно их роль и влияние на повседневную деятельность государства в целом весьма различны. Например, в современных условиях в силу интенсивного развития глобальных информационных связей или развития мировых рыноч¬ных отношений, приводящих к возрастанию экономического влия¬ния крупных фирм или ассоциаций (типа Европейского союза, Аме¬риканской ассоциации свободной торговли и т.п.) по сравнению со «своим» государством, постепенно снижается значение территори¬альных параметров последнего. Иными словами, нарастание инфор¬мационной и экономической проницаемости границ сокращает су¬веренные права национальных государств в области внутриполити¬ческого регулирования соответствующих процессов. Более того, в таких регионах, как объединенная Европа, вырисовывается тенденция не просто к усилению информационной и экономической взаимозави¬симости государств, но и к нарастанию условности внешних границ в рамках постоянно усиливающейся межгосударственной интеграции.
Конечно, это не свидетельствует об окончательной утрате значе¬ния территориальной очерченности государств. Многочисленные кон¬фликты в мире по поведу контроля над территориями и расположен¬ными на них ресурсами показывают, что сохранение существующих границ до сих пор является весьма принципиальным для государств вопросом. Скажем, те же государства объединяющейся Европы ук¬репляют свои общие границы от проникновения нежелательных им¬мигрантов, беженцев, ставят заслоны на пути потоков наркотиков, международного терроризма и т.д. В то же время определенное ослаб¬ление значения государственных границ показывает необходимость развития в современных странах альтернативных гоударственным средств поддержания общесоциального порядка, например, путем создания механизмов регионального контроля, повышения интен¬сивности инокультурных контактов между народами, усиления ин¬теграционных процессов.



ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВ

Проявление специфических свойств и функций государства в действитель¬ности всегда зависит от формы орга¬низации власти и характера взаимосвязей высших органов государ¬ства, соотношения их функций, связей с населением и других мо¬ментов, свидетельствующих об устройстве данного политического института.
С точки зрения наиболее общих особенностей территориально-административного устройства государства подразделяют на унитар¬ные, федеративные и конфедеративные.

Литература

Алексеев С.С. Государство и право. М, 1996 315 с
2. Денисов А.И. Сущность и формы государства.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1996 215 с.
3. Лейст О.Э., Мачин И.Ф. Гражданское общество и современное государство//Вестник Московского университета. Серия 11.Право.1995.N 4.
4. Политология (проблемы теории). СПб.: Издательство «Лань», 2000. 384 с.
5. Твадов Г.Т. Политология: Учебное пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 416 с.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Типы современных государств. Реферат 2008 20 500
Международные политические отношения Реферат 2008 21 500
Российский федерализм, межнациональные отношения и пути их решения Реферат 2008 28 500
Политическая коммуникация и средства массовой информации Реферат 2008 17 500
Типы современных государств Реферат 2008 20 500
Модели эффективного консультанта Реферат 2008 19 500
Внешняя политика России Реферат 2008 16 500
Методы политических исследований Реферат 2008 32 500
Человек как субъект политики Реферат 2008 30 500
Современные проблемы геополитики Реферат 2008 25 500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.