Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Управление персоналом (Менеджмент) - Менеджмент как наука управленияв социально-экономических системах

Менеджмент как наука управленияв социально-экономических системах Управление персоналом (Менеджмент). Курсовая

  • Тема: Менеджмент как наука управленияв социально-экономических системах
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Управление персоналом (Менеджмент)
  • Страниц: 30
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: москва
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

§ 2.1. Управление - наука и искусство
Управление - древнейшее искусство и новейшая наука. Спе¬циалисты в области управления сходятся во мнении, что управле¬ние является частью больших политических, экономических, тех¬нологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьез¬ный научно-методический фундамент.
Любая наука представляет собой совокупность знаний и не¬престанного поиска новых данных о природе и обществе с целью понять и объяснить явления и законы природы, частью которой является сам человек. В новом сложном явлении наука стремится определить его основу, которая обычно бывает гениально проста, открыть закономерности, скрывающиеся в кажущемся хаосе. Глав¬ным в теории является не подробное описание исследуемого объек¬та, а изучение его основных свойств, выявление общих законов, связей для того, чтобы обеспечить принципиальную возможность установления новых знаний.
Теория управления в социально-экономических системах имеет свой, только ей присущий предмет исследований - она изучает закономерности организации управ¬ленческого процесса и возникающие во время этого процесса от¬ношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управле¬ния и определяет способы предвидения и прогнозирования изучае¬мых процессов.
Регистрация и систематизация явлений, раскры¬тие закономерностей и определение причинных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций - основная задача любой науки, в том числе и науки управления.
Практическая деятельность человечества не сводится только к общественному производству, она охватывает все стороны жиз¬ни, развивает материальную и духовную культуру общества. На¬ука обычно опережает запросы практики, позволяет предвидеть новые явления, но при всей своей самостоятельности теория во многом зависит от практики, ищет в ней подтверждений или опро¬вержений своих концепций - великий процесс восхождения мыс¬ли от абстрактного к конкретному.
Практика оперирует непрелож¬ными, объективно-истинными фактами, хотя сами по себе они не могут решить проблемы. Гипотезы, предположения, интуитивные догадки могут рассыпаться, не выдержав критерия практики, но факты, послужившие основой для построения гипотез, остаются незыблемыми и лишь переходят из одной системы знания в дру¬гую. История развития теории управления с ее находками и пора¬жениями, созданием новых оригинальных гипотез и отторжением их практикой подтверждает эту мысль. Наука располагает мощны¬ми средствами познания мира - методом анализа, т.е. расчлене¬ния явления на его составные части, свойства, ступени развития, и методом синтеза - обобщения, составления цельной картины изучаемого процесса. Анализ предшествует синтезу, их объединя¬ет органическая, внутренне необходимая связь.
Поскольку управление в социально-экономических системах является не только наукой, но и ис¬кусством, то роль интуиции в принятии управленческих решений особенно велика и ответственна, тем более что эти решения обычно принимаются при остром дефиците времени и обычно отмене не подлежат.
Сейчас, когда наша страна находится в стадии мучи¬тельных поисков политических и экономических решений, особо важно, чтобы руководитель любого уровня понимал - успешное управление фирмой, предприятием и, наконец, государством возможно лишь при знании научных основ управления и умении твор¬чески применить эти знания, т.е. при владении искусством управ¬ления.
Наука и искусство управления в социально-экономических системах имеют и свою неповторимую эстетику, созвучную готике и музыке, - порыв и полет фанта¬зии, когда творческое озарение основано на солидном фундамен¬те целесообразности, точном расчете и математически строгой гар¬монии.
В практической деятельности управляющие находятся в по¬стоянном контакте с изменяющейся средой и обязаны принимать решения с учетом случайных явлений и конкретных ситуаций, ос¬новываясь на собственном опыте и интуиции. Творческие поиски оптимального, нетривиального решения придают управлению ха¬рактерные черты искусства. Более того, ряд крупных ученых и практиков категорично настаивают на том, что управление в первую очередь является искусством: "Про¬цесс управления есть искусство, суть которого состоит в примене¬нии науки к реальностям любой ситуации". И далее, о роли науки в управле¬нии: "Хотя деятельность по управлению - это искусство, лица, занимающиеся ею, достигнут лучших результатов, если будут по¬нимать и использовать лежащую в основе этого искусства науку. Когда важность результативности и эффективности группового сотрудничества признается в любом обществе, можно смело утверждать, что управление - важнейшее из всех искусств".
Теория управления в социально-экономических системах не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и собственном опыте. Но лю¬бая импровизация опирается на глубокое знание законов, научно обоснованных и понятых человеком методов мастерства.
В основе любого вида искуства лежат продуманные обобщения, возникаю¬щие в процессе творчества. По-настоящему можно понять произ¬ведение искусства, только постигнув законы композиции, законы творчества.
Знание принципов управления делает выбор методов искусства управления более обоснованным и действенным. Кунц и О'Доннел в книге о системном и ситуационном анализе управлен¬ческих функций говорят: "Управление - это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу. Но всякое искусство использует лежащее в его ос¬нове организованное знание и применяет его с учетом реальной обстановки для достиже¬ния желаемого практического результата".
Профессиональная подготовка кадров управления является одним из высокорентабельных вложений, поскольку лишь выпол¬нив эту задачу, мы сможем подняться на уровень высших эконо¬мических достижений и преодолеть пропасть нищеты, в которую скатывается страна в последние годы. "В стране, которой хорошо управляют, стыдятся бедности. В стране, которой управляют пло¬хо, стыдятся богатства", - говорил Конфуций две с половиной тысячи лет назад, и нам нужно научиться управлять страной хорошо.
Словом, для эффективного управления в социально-экономических системах необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчес¬ки использовать теорию и практику, т.е. владеть искусством уп¬равления.
§ 2.2. Сложность и актуальность теории и практики управления в социально-экономических системах
Итак, цель науки управления в социально-экономических системах - изучение и совершенствова¬ние принципов, структур, методов и техники управления. Поиск оптимальных методов управления ведется постоянно и в большом диапазоне, от технологических до экономических, административ¬ных и социально-психологических. Метод управления можно опре¬делить как способ воздействия на управляемую систему для реа¬лизации поставленных задач. Методы управления зачастую допол¬няют друг друга, выбор их ориентирован на экономическую целе¬сообразность, своевременность и доступность каких-либо из ос¬новных методов.
Решение проблем управления в социально-экономических системах связано со значительными труд¬ностями, так как наряду с процессами, которые поддаются коли¬чественным измерениям, есть и такие, что не поддаются объективной количественной оценке: эффективность действующих методов воздействия на коллектив, воздействие моральных стимулов и системы мотиваций на произ¬водительность труда, значение административного предвидения и прогнозирования, психологический климат и т.п. Анализ и оценка этих явлений возможны лишь после длительного экспериментирования с последующей математической обработкой полученных ре¬зультатов.
Процесс управления технологическими объектами, машина¬ми, станками имеет свои сложности, но физические объекты зна¬чительно надежнее выполняют команды управления, их действия, алгоритм поведения вполне предсказуемы, а вот управлять людь¬ми значительно сложнее. Человек, вежливо улыбаясь, может про¬должать бездельничать, несмотря на самые строгие приказы и предупреждения, - таков уж человек, не всегда можно быть уверенным в логичности, целесообразности и предсказуемости его поведения.
Рост сложности систем управления в социально-экономических системах определяется постоянным повышением производительности труда и скорости обработки опе¬ративной информации, вводом в эксплуатацию все более сложных и совершенствованием действующих технологических объектов, увеличением количества взаимодействия между элементами эко¬номических и государственных систем.
Результаты социологических исследований являются необхо¬димой базой для проверки теорий и гипотез управления, основан¬ных на единстве анализа и синтеза процессов и факторов управле¬ния. Сложность выполняемых экспериментов и их последующая математическая обработка требуют привлечения большого коли¬чества квалифицированных научных специалистов, разработки специальных методик и программ.
Последние десятилетия XX в. характеризуются постоянным вовлечением в органы управления все больших и больших трудо¬вых ресурсов. Рост масштабов производства, его усложнение по¬стоянно увеличивают удельный вес и численность специалистов, в том числе и управленцев, в общей численности работников.
Дан¬ные ЦСУ СССР наглядно подтверждают эту тенденцию: если в излюбленном ЦСУ 1913 году специалистов с высшим и средним образованием в стране насчитывалось окоо 190 тыс. человек, то в 1982 году их численность превысила 30 млн., т.е. увеличилась бо¬лее чем в 150 раз. Если в 1928 г. на одного инженерно-технического работника в промышленности приходилось около 26 рабочих, то к началу перестройки их число сократилось до пяти.

Содержание

Оглавление


Введение 3
Глава 1. Проблемы управления в условиях политического и экономического кризиса России 6
§ 1.1. Развал системы управления в социально-экономических системах - основная причина политического и экономического кризиса в России 6
§ 1.2. Новые требования к управлению 8
§ 1.3. Порочность дилетантских методов в управлении 10
Глава 2. Характерные особенности теории и практики управления 12
§ 2.1. Управление - наука и искусство 12
§ 2.2. Сложность и актуальность теории и практики управления в социально-экономических системах 16
§ 2.3. Управление как профессия 19
Глава 3. Перспективы развития российской модели управления 21
§ 3.1. Сохранение российской модели управления 21
§ 3.2. Глубинные причины неудовлетворительного развития управления 23
§ 3.3. Развития теории управления в понимании российских экономистов 25
Заключение 27
Список литературы 29


Введение

Перед мировым сообществом и Россией в особенности стоит крупная проблема, масштабы которой сегодня явно не осознаны либо принижаются, - создать инновационную теорию и практику управления в социально-экономических системах, сформировать управленцев новой генерации, способ¬ных мыслить и действовать в условиях кризисного состояния об¬щества, принимать упреждающие решения, эффективно исполь¬зовать имеющиеся ресурсы.
Разрыв между непрерывно меняющейся жизнью и субъектом управления углубляется, что порождает кризис управления, политического руководства в том числе. Это сдерживает темпы социального прогресса, порождает социальные, политиче¬ские, экономические, духовные, биологические и техногенные ка¬тастрофы, способные погубить жизнь на планете Земля. Мировое сообщество, как считает наука, пока не отвечает на грозные вызовы XXI века.
Но отвечать придется, поскольку альтернатива такова: либо жизнь в состоянии непредсказуемых катастроф, катаклизмов, потрясений, возможных взрывов, либо поиск сбалансированного устойчивого развития, потом, возможно, и гармоничного, - иного не дано. Выбор очевиден - управление процессом, а значит, и преимущественные инвестиции мирового сообщества, кажой от¬дельной страны в сферу управления: финансовые, образовательные, интеллектуальные, информационные и др.
Именно управленческий ресурс как интегрально-интеллектуаль¬ный сегодня становится определяющим. Его неполное или иска¬женное использование ведет к стагнации общественного развития, является тормозом прогресса, несет дезорганизацию и неисчислимые беды национальной и личной безопасности граждан. В силу целого ряда причин этот ресурс общества пока заморожен, хотя наряду с «человеческим» он является определяю¬щим. Раскрыть его - задача первостепенной значимости. Однако, как это ни парадоксально, пока нет учебного пособия по современ¬ным основам социального управления, выстроенного в единой логике.
Сегодня существует множество авторских подходов к понима¬нию сущности управления в социально-экономических системах, ее внутренней структуры, что плодотворно в исследовательском плане, но недостаточно для учебного пособия, где необходима целостная картина этого вида общественных отношений - управленческих - и соответствую¬щей деятельности. Они должны быть представлены в единой логике.
Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств - искусства управления не претендует на роль панацеи на все случаи жизни, но во всех случаях не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.
Актуальность данной работы заключена в том, что управление в такой ситуации приобретает особую значимость: оно позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления в социально-экономических системах.
Цель курсовой работы - показать, что при переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности. Поэтому необходима разработка совершенно новых подходов к приоритету ценностей. Необходимо повернуть сознание работающих к потребителю, а не к начальнику и прибыли.
В целом, в процессе исторической эволюции в социально-экономических системах накоплен огром¬ный и разносторонний опыт эффективного решения общественных дел, который и нашел отражение в теории управления.
Однако приходится констатировать печальный факт: субъекты управления пока явно недостаточно знают общие законы и принципы управления в социально-экономических системах, не умеют пользоваться ими в своей практической деятельности.
Это во многом является причиной тех социальных аномалий, потрясений, которые стоят на пути достижения устой¬чивого развития в мире, в России в особенности.

Глава 1. Проблемы управления в условиях политического и экономического кризиса России

§ 1.1. Развал системы управления в социально-экономических системах - основная причина политического и экономического кризиса в России
Никогда еще за всю историю человечества народное хозяйство ни одной страны в мирное время не подвергалось такому то¬тальному развалу и разграблению, как достояние России за после¬днее десятилетие XX века.
Останавливаются не только отдельные предприятия, но и целые отрасли, капитальные вложения сократились за 2000 - 2002 годы более чем в три раза . По данным Высшего Арбит¬ражного Суда России, в 2002 году предприятий, объявленных бан¬кротами и представленных на конкурс для смены профиля производства, было 305, а в 2006 году - 567.
Инфляция ежегодно вы¬тесняет за порог бедности новые миллионы и миллионы людей, постоянно сокращаются доходы населения , растет безрабо¬тица, особенно среди молодежи, работников культуры, образова¬нии, науки, сокращается средняя продолжительность жизни населения. Угрожающие размеры приобрел нелегальный вывоз валют¬ных средств за рубеж, так называемое "бегство капитала. По данным исследований, масштабы бегства капитала из России в млрд. долл. иллюстрируются таблицей:


1997 1999 2001 2006
40 46 2025 2931 2829

По данным Всемирного банка, в 2002 - 2006 годах из России, ежегодно вывозится от 20 до 46 млрд. долларов.
И самое страшное - происходит стремительная переоценка нравственных ценностей, девальвируются понятия честности, справедливости, уважения к труду, к семье и близким, растет кор¬рупция и криминализация общества.
Называются следующие причины политико-экономического кризиса в России:
a. отсутствие научно обоснованной и согласованной програм¬мы экономического, управленческого и социально-психологичес¬кого развития общества;
b. крайне низкий, дилетантский уровень культуры управле¬ния во всех сферах общественной жизни - от высших, государ¬ственных иерархических уровней до управления предприятиями, организациями и фирмами;
c. сложность, многозвенность организационных структур уп¬равления, их слабая адаптация к изменениям внешних условий. На государственном уровне в настоящее время насчитывается 89 ре¬гиональных субъектов управления, которые существенно отлича¬ются по социально-экономическим показателям: по стоимости ос¬новных фондов и величине промышленной продукции - в десятки и даже сотни раз, по доходам на душу населения - от 6 до 12 раз;
d. ложный, а иногда и корыстно продуманный акцент на уп¬равление в социально-экономических системах в ущерб первоочередным про¬блемам управления производством продукции и, наконец, - как следствие того, что политика стала формой сверхвыгодного пред¬принимательства, - алчность, корыстолюбие многих дорвавших¬ся до власти новых бизнесменов, безжалостно растаскивающих народное достояние, коррумпированность бюрократического ап¬парата и небывалый разгул преступности.
И одновременно - традиционно отрицательное отношение к всякого рода реформам и к власти вообще. Наш исторический опыт показывает, что всегда реформаторские усилия встречали недоброжелательное отношение большинства, считающего, что не¬удачи реформ есть результат некомпетентности, эгоизма и кор¬румпированности власти. Так было с реформами Петра Великого и Александра II, так было и с реформами Столыпина, Керенского, Хрущева, Горбачева, такой же синдром всеобщей подозрительности к реформам характерен и для нашего времени.

§ 1.2. Новые требования к управлению
Управление в социально-экономических системах, в широком понимании этого термина, - непре¬рывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов. Каждый специалист в области управления обязан владеть теорией, практикой и искусством управления, уметь четко определять цели своей деятельности, определять стратегию и тактику, необходимые для их достижения, принимать управленческие решения и нести персональную ответственность за них.
Жизнь ставит перед руководителем такие проблемные зада¬чи, как внедрение новых технологий, организация выпуска но¬вых, конкурентоспособных товаров, не формальное, а фактичес¬кое внимание к качеству выпускаемой продукции, решение комп¬лекса социальных вопросов, поиск новых методов стимулирования труда, развитие самоуправления и одновременно укрепление еди¬ноначалия и дисциплины.
И еще одно новое и очень важное - риск, ответственность. Сейчас в руках руководителя и аппарата в социально-экономических системах судьба предприятия; помогать отстающему, как было раньше, никто не будет. Ушла в прошлое такая форма социально¬го паразитизма, как хозяйственное иждивенчество, когда госу¬дарство оплачивало просчеты и разгильдяйство отстающих предприятий.
Появилась и успешно развивается новая тенденция в практи¬ке управления в социально-экономических системах - оказалось, что успешная работа предприятия, получение им высоких прибылей и высокая конкурентоспособность во многом зависят от культуры организации. Все крупные и про¬цветающие фирмы мира имеют свою особенную, глубоко проду¬манную культуру организации, т.е. целый комплекс правил, тра¬диций, ритуалов и символов, которые постоянно дополняются и совершенствуются. Все это дало основание утверждать, что на¬ступает время "культурной революции в управлении".
Становится все более очевидным, что методы управления в социально-экономических системах должны охватывать практически все стороны жизни общества. Обоснованно закрепляются понятия общего и специального менедж¬мента: общий менеджмент - управление социально-экономическими процесса¬ми; специальный - управление объектами, имеющими особые, спе¬цифические черты.
Однако функции и объекты управления в социально-экономических системах в этих струк¬турах не определены с необходимой точностью, особенно по вертикали государственной организационной структуры, что приво¬дит к значительному количеству дублирующих друг друга органов управления на всех уровнях власти.

Литература

1. Айвазян З., Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти //Проблемы теории и практики управления, 2001 - № 4
2. Александров Е. А., Боголепов В. П.О некоторых организаци¬онных критериях качества функционирования систем. Организа¬ция и управлени. - М., 2001.
3. Аппенянский А. И. Человек и бизнес. М., 1995.
4. Бендиков М.А. Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий / Менеджмент в России и за рубежом. 2000, № 5.
5. Бобрышев Д. Н., Семенцов С. Л. История управленческой мысли. - М., 1985.
6. Булатов А. С. Вывоз капитала из России и концепция его регулирования. -М., 2003.
7. Власьевич Ю. Е., Бартенев С. А. Экономика России: эффек¬ты и парадоксы. -М., 2001.
8. Илларионов А. Как Россия потеряла ХХ столетие // Вопросы экономики. - 2007. - № 1.
9. Лавровский И. Русский размер менеджмента, или Рецепты издалека // Эксперт. - 2000. - № 25.
10. Львов Д.С. Эффективное управление техническим развитием. - М.: Экономика, 2000.
11. Мартыненко Н. Технология менеджмента: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. -К.: МП "Леся", 2002
12. Мартынов С. Д. Профессионалы в управлении. - Л., 2001.
13. Мильнер Б. 3. Реформы управления и управление рефор¬мами. М., 2000.
14. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управ¬ления. М., 2002.
15. Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов. ¾ М.: Институт экономики РАН, 1999.
16. Субетто А.И., Чернова Ю.К., Горшенина М.В. Квалиметрическое
17. Туленков Н. В. Введение в теорию и практику менеджмента: Учеб. пособ. -К.: МАУП, 2002.
18. Уткин Э. А. Управление компанией. М., 1999.
19. Уткин Э. А. Управление компанией. ¾ М., 1999.
20. Хмель Ф. И. Становления современного менеджмента в России, проблемы теории и практики. - Л, 2002.
21. Экономическая энциклопедия. Гл. ред. Л.И. Абалкин. - М.: ОАО «Экономика», 1999.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Мотивация и стимулирование работников ОАО «Молочный мир» Курсовая 2002 49 1500
Бизнес план фирмы «Медея» Курсовая 2003 31 1500
«Особенности принятия управленческих решений в области человеческих ресурсов с применением моделирования» Курсовая 2004 40 1000
Методы управления. Курсовая 2005 27 800
Недостатки существующей системы управления персоналом и пути их устранения (на примере ООО «ГОРОД») Курсовая 2005 49 1500
Анализ модели проектирования и выполнения работы Курсовая 2006 28 1000
Разработка системы управления гипотетической организации Курсовая 2006 34 800
История развития теории и практики менеджмента (отечественная история и история зарубежных стран). Курсовая 2007 26 900
Стратегия создания конкурентных преимуществ. Курсовая 2007 22 900
Характеристика ОАО «Косулинский абразивный завод» как объекта управления. Курсовая 2007 32 900
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.