Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Литература русская - Особенности композициии романа Лермонтова Герой нашего времени

Особенности композициии романа Лермонтова Герой нашего времени Литература русская. Курсовая

  • Тема: Особенности композициии романа Лермонтова Герой нашего времени
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Литература русская
  • Страниц: 43
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: Москва
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

§ 1.3.Психологизм «Героя нашего времени»

«Ге¬рой нашего времени» не просто психологический, а в первую очередь социально-психологический роман - и по характеру психологизма в раскрытии главного героя, и по ши¬роте и многообразию отображенной в нем социальной действи¬тельности, представленной рельефно выписанными образами персонажей, каждый из которых является, в свою очередь, определенным социально-психологическим типом.
Однако психологизм «Героя нашего времени» не только социален, но и в то же время глубоко философичен. И это еще одна его важная жанровая особенность, чаще всего не принимаемая во внимание при определении жанрового свое¬образия, при рассмотрении и анализе романа в целом. А осо¬бенность эта имела тоже свои глубокие истоки как в духе Лермонтовкой эпохи, так и в своеобразии его творческой ин¬дивидуальности. «Наш век, отмечал Белинский, есть век со¬знания, философствующего духа, размышления, «рефлексии».
Онегину при всей его способности «жить и мыслить» еще не была свойственна мучительно-напряженная рефлексия. Печорина же нельзя представить без этой постоянной рефлек¬сии, без непрерывного самоанализа. Но это не болезненое, замкнутое в себе «самокопание». Напряженный анализ и само¬анализ Печорина направлены на, постижение внутренней сущ¬ности человека, его потенциальных возможностей. Это и делает присущий образу Печорина глубокий психологизм не только социальным, но и философичным, предвосхищающим философ¬ский психологизм и Толстого, и Достоевского.
Невозможность прямого социального действия не только способствовала самоуглублению личности, ее самопознанию. От вопросов социально-политических она приводила личность к вопросам нравственно-психологическим и философским.
От¬ношения человека с человеком, личности с обществом и при¬родой, с миром, человеческие устремления, возможности и дей¬ствительность, свобода воли и необходимость все эти, по су¬ти, философские проблемы ставятся в «Герое нашего времени». А это делает его романом не только социально-психологиче¬ским, но и философским, что опять-таки чаще всего не учитывается ни при уяснении его жанровой природы, ни при его конкретном изучении.
Здесь напрашивается определенная па¬раллель между Лермонтовым и Достоевским. Философичность романов Достоевского сейчас доказывать не приходится, а бы¬ло время, когда писатель был вынужден выступать против све¬дения их содержания к самодовлеющему психологизму. И пи¬сатель категорически утверждал: «Меня зовут психологом: не¬правда, я лишь реалист в высшем смысле, т. е. изображаю все глубины души человеческой».
При этом он подчеркивал, что главной его «сверхзадачей» является стремление «при полном реализме найти в человеке человека», т. е. прежде всего в человеке «внешнем», исторически и социально ограниченном, че¬ловека «внутреннего», потенциального, гармонически целостно¬го. И писатель заключал: «Это русская черта по преимуще¬ству».
Социально-психологический и философский роман Лермон¬това, унаследовавший самые различные тенденции в мировом развитии романного жанра, синтезировавший в себе его субъек¬тивные и объективные, романтические и реалистические нача¬ла, представляет собою уникальную художественно-жанровую систему.
Социально-психологическая направленность сочетается в нем с глубинной нравственно-философской проблематикой; беспощадный, доходящий до корней самоанализ героя - с ост¬рой, почти авантюрной сюжетностью и занимательностью повест¬вования; очерковость отдельных описаний и зарисовок сменяет¬ся в нем новеллистической стремительностью и неожиданными поворотами в развитии событий, философские размышле¬ния необычными, подчас смертельными экспериментами ге¬роя; его любовные, светские и иные похождения оборачивают¬ся трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незауряд¬ного человека, рожденного для «назначения высокого».
В жанровой синкретичности лермонтовского романа, сконцентрировавшего в себе важнейшие, исторически развиваю¬щиеся качества этого жанра, кроется одна из причин его мощ¬ного воздействия на дальнейшее формирование и развитие ро¬мана в русской литературе второй половины XIX века.
В нем видятся литературно-жанровые истоки неразрывной связи ге¬роя с самыми жгучими проблемами современности в романах Тургенева. В нем положено начало отображению сложнейшей «диалектики души», напряженных социальных и нравственно-духовных исканий личности в романах Толстого. К «Герою на¬шего времени» восходит почти авантюрная напряженность сю¬жетов и драматизм судеб героев, диалогическая противопостав¬ленность их голосов и правд в романах-трагедиях Достоевско¬го с постановкой в них «последних» вопросов человеческого бытия.
Таким образом, роман «Герой нашего времени» как необык¬новенно емкая жанровая система, «открытая» не только в прошлое, но и в будущее историко-литературного процесса, яв¬ляется при всей своей структурно-художественной неповтори¬мости глубоко закономерным и важным звеном в цепи русской и мировой романистики.

Глава 2. Теория полифонического романа

§ 2.1. Диалог само¬стоятельных и равноправных голосов

Между тем в последнее время в нашей литературной науке все больше крепнет тенденция, в результа¬те развития которой русский роман второй половины XIX в. все более резко отграничивается от романа первой половины столетия. При этом романная форма Достоевского противопоставляется всему русскому роману как присущий только этому писателю тип полифонического романа.
Теория полифонического романа, основы которой были за¬ложены М. М. Бахтиным еще в 1929 году с выходом его книги «Проблемы творчества Достоевского», получила огром¬ную популярность не только в советском, но и в зарубежном литературоведении с выходом в 1963 году второго издания этой книги под названием «Проблемы поэтики Достоевского».
При определенной ее спорности и незавершенности теория полифо¬нического романа талантливого филолога явилась исключитель¬но плодотворным стимулом для развития мировой литературо¬ведческой мысли. Из сферы науки она постепенно «спускается» в область вузовского преподавания литературы.
Думается, на¬зрела пора ее освоения, пусть в первом приближении, и в школьном изучении литературы, и прежде всего русской клас¬сической, поскольку концепция полифонического романа М. М. Бахтиным основывалась на жанровых особенностях ро¬манов Достоевского - в их противопоставленности, по сущест¬ву, всем другим русским романам как произведениям «моно¬логическим».
Учителю эту концепцию можно или принимать, или отвер¬гать, или попробовать разобраться, что в ней приемлемо и действительно плодотворно, а что нуждается в определенной корректировке. Попробуем это сделать вместе, чтобы опре¬делить, в каком отношении к полифоническому роману Достоевского находится лермонтовский «Герой нашего вре¬мени».

Содержание

Оглавление



Введение 3
Глава 1. Проблемы типологии жанра 6
§ 1.1. Жанровая природа «Героя нашего времени» 6
§ 1.2. Оригинальность произведения Лермонтова 8
§ 1.3.Психологизм «Героя нашего времени» 15
Глава 2. Теория полифонического романа 19
§ 2.1. Диалог самостоятельных и равноправных голосов 19
§ 2.2. Проблема незавершенности 21
§ 2.3. Полифоническое столкновение различных жизненных правд 26
Глава 3. Жанр, построение, стиль романа 29
§ 3.1. Психологический роман 29
§ 3.2. Композиция и стиль романа 30
§ 3.3. Портретное мастерство Лермонтова 35
Заключение 40
Список литературы 42




Введение

Наряду с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина, «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя лермонтовский «Герой нашего времени» находится у истоков нового русского романа. Эти произведе¬ния те «три кита», на которых стоит вся последующая рус¬ская романистика второй половины XIX столетия, принесшая нашей отечественной словесности мировую славу.
О роли в этом процессе «Героя нашего времени» образно и точно сказал А. Н. Толстой: «Лермонтов-прозаик это чудо, это то, к чему мы... должны стремиться... Из этой прозы и Тургенев, и Гончаров, и Достоевский, и Лев Толстой, и Че¬хов. Вся великая река русского романа растекается из этого прозрачного источника, зачатого на снежных вершинах Кав¬каза».
Как во всяком великом произведении, в «Герое нашего времени» немало загадок. К числу вызывающих наиболее жар¬кие споры, помимо образа главного героя, относится и проб¬лема художественного метода. Этот вопрос является одним из самых дискуссионных на протяжении вот уже нескольких деся¬тилетий.
Актуальность темы выражена в том, что как всякое подлинно классическое произведение, «Герой на¬шего времени» вот уже на протяжении полутора веков живет интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании все новых и новых поколений. О подобных произве¬дениях Белинский говорил, что они принадлежат «к вечно жи¬вущим и движущимся явлениям...» Каждая эпоха произносит о них свое суждение.
И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь но¬вое и более врное, и ни одна и никогда не выскажет всего». Говоря же непосредственно о «Герое нашего времени», вели¬кий критик утверждал: «Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении, она была вспрыснута живою водою поэзии».
Цель работы показать, что роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположно¬стей, которые сливаются в единое гармоническое целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неиску¬шенному, читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и мно¬гозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен. Все это порождало и продолжает порождать постоянные споры и дискуссии о нем - с момента его появления в свет и вплоть до наших дней.
«В изучении творчества Лермонтова, отмечала в начале 70-х годов И. Е. Усок проблема его художественного мето¬да одна из самых сложных».
Касаясь непосредственно «Ге¬роя нашего времени», другой исследователь справедливо кон¬статировал: «Центральными вопросами изучения романа оста¬ются два:
a. Каков художественный метод «Героя нашего вре¬мени»? Является ли роман романтическим или реалистическим произведением? Может быть, в романе осуществлен синтез романтизма и реализма? и
b. Кто такой Печорин? Сознатель¬но или поневоле избирает он позицию эгоиста?»
О сложном взаимоотношении в позднем творчестве Лермон¬това романтизма и реализма исследователи начали разговор достаточно давно, по крайней мере, полвека назад. Об их тес¬ном взаимодействии и переплетении писал, адресуя свою статью школьному учителю, еще в 1938 г. Г. Л. Абрамович: «Крити¬ческий реализм сплетается в творчестве Лермонтова с рево¬люционным... романтизмом».



Глава 1. Проблемы типологии жанра

§ 1.1. Жанровая природа «Героя нашего времени»

Правомерно говорить о каких-то жанровых проблемах применительно к «Герою нашего времени»? Кто не знает, что это роман, а если быть точнее, психологический роман, один из первых, возмож¬но, даже первый психологический роман в русской прозе... И все-таки о проблемах, связанных с жанровой природой «Ге¬роя нашего времени», говорить не только можно, но и нужно.
Такой серьезный исследователь жизни и творчества Лермон¬това, как Э. Г. Герштейн, в книге о «Герое нашего времени» в самом начале своего разговора о нем сразу же ставит вопрос: «Да и роман ли это: можно ли так назвать собрание повестей: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»?..» .
В самом деле, все это вполне самостоятельные за¬конченные произведения, каждое из которых и отдельно взятое имеет свою непреходящую художественную ценность. Не слу¬чайно Л. Толстой, по свидетельству С. Н. Дурылина, на во¬прос, какое произведение в русской прозе он считает наиболее художественно совершенным, не задумываясь ответил; «Та¬мань» Лермонтова».
Характерно, что Лермонтов, работая в 1836 г. над «Княги¬ней Лиговской», оставшейся незаконченной, дал в рукописи вслед за названием произведения очень четкое его жанровое определение: «Роман». А «Герою нашего времени» такого опре¬деления он почему-то не дал. Опубликованная в 1839 г. в жур¬нале «Отечественные записки» повесть «Бэла» имела подзаго¬ловок «Из записок офицера о Кавказе». Когда же в следую¬щем, 1840 г. «Герой нашего времени» вышел отдельной книгой, то и тут в подзаголовке значилось весьма «нейтральное» в жан¬ровом отношении определение: «Сочинение М. Лермонтова». В тексте новеллы «Максим Максимыч» имеется в этом плане весьма любопытное место. Автор-повествователь, рассказывая о своей вынужденно затянувшейся остановке во Владикавказе, говорит: «...и я для развлечения подумал записывать рассказ Максима Максимыча о Бэле, не воображая, что он будет первым звеном длинной цепи повестей».
Создается впечатление, что Лермонтов сознательно не же¬лает называть свое детище романом, обозначая его в то же время очень по-разному: как «записки», «сочинение», «длинная цепь повестей». Но уже в последнем определении усматрива¬ется некий скрытый и более определенный акцент: перед чи¬тателем не просто повести, собранные в одной книге, а их не¬разрывная цепь, составляющая единое художественное це¬лое.
Видимо, Лермонтов полагал, что это не традиционный жанр романа, не одна из его привычных разновидностей, а нечто но¬вое, не укладывающееся в общепризнанные рамки романа («Княгиня Лиговская» в этом смысле была более традицион¬ной, хотя и в ней многое несло на себе печать новизны).
Если Лермонтов действительно так думал, он имел для этого веские основания. «Герой нашего времени» был прин¬ципильно новой формой романа, и не только в русской ли¬тературе. В связи с этим здесь будет уместным сослаться на суждение Л. Толстого, который в 1868 г. писал: «Что такое «Война и мир»? Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника... История русской литературы со вре¬мени Пушкина не только представляет много примеров такого отступления от европейской формы, но не дает даже ни одного примера противного... в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немно¬го выходящего из посредственности, которое бы вполне укла¬дывалось в форму романа, поэмы или повести».
И через много лет, в 1902 г., он продолжал настаивать на этой мысли: «Я ду¬маю, что каждый большой художник должен создавать и свои формы... Не говоря уж о Пушкине, возьмем «Мертвые души» Гоголя. Что это? Ни роман, ни повесть. Нечто совершенно ори¬гинальное. Потом «Записки охотника» - лучшее, что Тургенев написал. Достоевского «Мертвый дом», потом, грешный чело¬век,«Детство», «Былое и думы» Герцена, «Герой нашего времени»...».

§ 1.2. Оригинальность произведения Лер¬монтова

Белинский сразу оценил оригинальность произведения Лер¬монтова, новизну и самобытность его романной формы. В первой своей рецензии на роман он пророчески писал: «Герой на¬шего времени» принадлежит к тем явлениям истинного искусст¬ва, которые, занимая... внимание публики как литературная новость, обращаются в прочный капитал, который с течением времени все более и более увеличивается верными процентами».
Отметив в «Герое нашего времени» такие его каче¬ства, как «глубокое чувство действительности, верный инстинкт, «богатство содержания», «глубокое знание человечьего сердца и современного общества», «неисчерпаемое оби¬лие, эстетической жизни», «самобытность и оригинальность», об¬разующие в своей совокупности «совершенно новый мир искусства, критик со всей определенностью отнес по к форме романа, столь же самобытной, как и его содержа¬ние.
«Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание несколь¬ких повестей, писал он, изданных в двух книжках и связан¬ных только одним общим названием: нет... это роман, в кото¬ром один герой и одна основная идея, художнически развитая» потому, развивал свою мысль критик, «несмотря на его эпи¬зодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, и каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но рома¬на не будете знать».
Чем выше новаторство художника, тем глубже лежащие в его основании традиции. И в данном случае жанровые откры¬тия Лермонтова зиждились на усвоении и творческой перера¬ботке огромного опыта русской и мировой литературы. Иссле¬дователями справедливо отмечалась особая жанровая синте¬тичность «Героя нашего времени».
Так, Б. Эйхенбаум полагал, что лермонтовский «роман в виде «цепи повестей» был подго¬товлен распространенными в русской прозе 30-х гг. циклами повестей». В самом деле, в 1830-х гг. в русской литературе появляются такие циклы повестей, как «Повести Белкина» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя, «Вечера на Кариовке» М. Жуковой, «Пестрые сказки» В. Одоевского и др.
По мнению ученого, в своем романе «Лермонтов соеди¬нил такие характерные для 30-х гг. жанры, как путевой очерк, рассказ на бивуаке, светская повесть, кавказская новелла» и что «Герой нашего времени» был «выходом за пределы этих малых жанров - по пути к объединяющему их жанру романа»
К этому надо добавить, что лермонтовский роман вобрал в себя и такие еще жанровые формы, как исповедь героя, его дневник, «журнал», как тогда говорили. Одним из ближайших предшественников на пути к подобному жанровому синтезу был романтик А. Бестужев-Марлииский, вынашивавший замысел романа «Вадимов», который должен был состоять из отдельных повестей и отрывков и который писатель так и не успел за¬першить. Особый интерес в затрагиваемом здесь аспекте пред¬ставляет опубликованная часть этого романа «Журнал Вадимова».

Литература

1. Белинский В. Г, «Герой нашего времени»: Сочинение М. Лермонтова//Полн. собр., соч.М., 1954.Т. IV
2. Виноградов В. В. Стиль прозы Лермонтова//Лит, наследство. М, 1991.№ 4344.
3. Виноградов И. Философский роман Лермонтова//Новый мир. 1964.№ 10
4. Герштейн Э. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова.М., 1976
5. Григорьян К- Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени».Л., 1975
6. Долинина Н. Печорин и наше время. Л., 1970
7. Дурылин С, Н. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. М., 1990
8. Коровин В. И. Творческий пут М. Ю. Лермонтова. М., 1973
9. Максимов Д. Е. Поэзия Лермонтова.М.; Л., 1964
10. Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»:Комментарий. 2-е изд. 1995
11. Маркович В. М. «Герой нашего времени» и становление реализма в русском романе//Рус. лит.1967
12. Михайлова Е. Н. Проза Лермонтова.М., 1957
13. Осьмаков Н. Е. «Герой нашего времени» Лермонтова в историко-функциональном аспекте//Лермонтов и литература народов Советского Союза.Ереван, 1974
14. Рез 3. Я. М. Ю. Лермонтов в школе.2-е изд.Л., 1963.
15. Тойбин И. М. К проблематике новеллы Лермонтова «Фаталист»// Уч. зап. Курского гос. пед. ин-та, 1999.Вып. IX
16. Удодов Б. Т. «Герой нашего времени»//Лермонтовская энциклопедия,М 1981
17. Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы. Воронеж, 1973
18. Усок И. Е. К спорам о художественном методе М. Ю. Лермонтова//истории русского романтизма. М., 1973
19. Фридлендер Г. М. Лермонтов и русская повествовательная про¬зам/Рус, лит.1965,№ 1
20. Эйхенбаум Б. М. «Герой нашего времени»//Эйхенбаум Б. М, Статьи о Лермонтове,М.; Л., 1961

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
В.В.Маяковский и Б.Л.Пастернак - футуристы Курсовая 2008 33 1500
Борьба с искусством «эстетов» и «реминисцентов» Курсовая 2008 33 1500
Система образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Курсовая 2005 36 1000
Система образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Курсовая 2005 33 1500
Языковые средства выражения экспрессивности в текстах, блогах В. Соловьева. Курсовая 2009 32 1370
Редакторский анализ повести Лады Лузиной «Киевские ведьмы. Меч и крест. Курсовая 2009 29 1300
"Мальчик у Христа на елке" как святочный рассказ в творчестве Ф.М. Достоевского. Курсовая 2007 31 1000
Мотивы видения в повестях В. Пелевина Курсовая 2009 27 1500
Анализ изданий писем и переписки Гоголя Курсовая 2009 27 1500
Современная детская поэзия второй половины XX века Курсовая 2009 24 1500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.