Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Политология - Российская политическая культура: процессы общественной и политической самоорганизации, результаты, проблемы

Российская политическая культура: процессы общественной и политической самоорганизации, результаты, проблемы Политология. Реферат

  • Тема: Российская политическая культура: процессы общественной и политической самоорганизации, результаты, проблемы
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Политология
  • Страниц: 18
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: РГГУ
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Важнейшим признаком последней являются примат государства над человеком, тотальное подчинение инди¬вида так называемым выс¬шим государственным инте¬ресам, превращение его в «винтик» огромного соци¬ального механизма, направ¬ляемого волей вождя. Носи¬тель авторитарно-вождистской политической культуры в своем поведении ориентируется не на нормы закона, не на принципы функциони¬рования различных полити¬ческих институтов, а на волю вождя, начальника. Обозна¬чившийся ныне переход к де¬мократической политичес¬кой системе невозможен без преодоления прежней, авторитарно-вождистской, поли¬тической культуры, которая все еще проявляется в психо¬логии и поведении широких слоев населения. Демократи¬ческому обществу соответст¬вует гражданская культура, т. е. культура активного уча¬стия граждан в политической жизни.
Из встречающихся в лите¬ратуре других способов типологизации политических культур наиболее популярны следующие два. В первом из них классификация основы¬вается на приоритетности оп¬ределенного субъекта - лич¬ности либо государства - в осуществлении политической жизни. Если политика боль¬шинством населения страны понимается как разновид¬ность рыночных отношений и рассматривается в качестве акта свободнго обмена дея¬тельностью граждан, то та¬кая политическая культура определяется как рыночная. Если главенствующая роль и организации политическом жизни и определении уровней участия в ней индивидов принадлежит государству, то такая политическая культура называется этатистской. Нетрудно прийти к заключению, что к первому типу политической культуры тяготе¬ют западные страны, а ко второму - восточные. Вторая классификация исходит т того, что каждой определен ной стадии общественного развития соответствует определенный тип политической культуры. По данному критерию политическую культуру подразделяют на традиционную, отличающуюся приверженностью населения сложившимся обычаям и традициям общественной жизни модернистскую, для котором характерно следование граж¬дан установленным рациональным правилам и нормам политической жизни, и пос¬тмодернистскую, существен ной особенностью котором являются новейшие информационные технологии осуществления политики и учас¬тия в ней граждан.
Кроме того, политическая культура каждого конкрет¬ного общества, несмотря на свою принадлежность к тому или иному типу, характери¬зуется устойчивыми специ¬фическими чертами, обуслов¬ленными неповторимыми особенностями историческо¬го развития данного народа. Для обозначения данного факта в политологии исполь¬зуются понятия «нацио¬нальный характер», «нацио¬нальный менталитет» или «национальная модель поли¬тической культуры».
Политическая культура отдельной страны, как правило, формируется в процессе переплетения различных ценностных ориентации и способов политического участия граж¬дан, национальных традиций, обычаев, способов общественного признания человека, доминирующих форм общения элиты и элек¬тората, а также других обстоятельств, выражающих устойчивые черты цивилизационного развития общества и государства. Так, например, история государственного развития США, где суме¬ли выработать единые базовые ценности либерализма и демо¬кратии, сформировать плюралистическую организацию влас¬ти, обусловила достаточно деидеологизированные ориентации своих граждан, низкую политическую активность последних (вызванную уважением к правящим элитам), склонность к ис¬пользованию легитимных форм политического участия, зако¬нопослушность, высокий патриотизм и т.д. Английскую поли¬тическую культуру отличает такая же всеобщность базовых политических ценностей, высокий уровень легитимности влас¬тей и ответственности элит за свои действия, особая почти¬тельность граждан к символам государственности, склонность к минимизации конфликтов и поиску согласия между полити¬ческими силами. Политико-культурный облик Германии от¬личает повышенная законопослушность населения, чуткость к правовым регуляторам политического поведения и соблюде¬нию процедур, ответственность элит за исполнение своих обя¬занностей и т.д.
В России также сложились определенные особенности полити¬ческой культуры, прежде всего обусловленные ее геополитичес¬ким положением, доминировавшими формами коллективного образа жизни, длительной дистанцированностью граждан от ре¬альных рычагов власти, низкой политической ролью механизмов самоуправления и самоорганизации населения. Причем в XX в. на характер политической культуры сильнейшее влияние оказали уничтожение тоталитарными режимами целых социальных слоев (купечества, гуманитарной интеллигенции, офицерства) и народ¬ностей, отказ от рыночных регуляторов развития экономики, на¬сильственное внедрение коммунистической идеологии. Это не только нарушило естественные механизмы и трансляторы российских традиций, преемственность поколений, развитие ценностей плюралистического образа жизни, но и деформировало межкультурные связи и отношения России с мировым сообществом. В целом же такая политика послужила усеченному воспроизводству и развитию российской цивилизации.
В России доминирующим является «транзитарный» (переходный) тип политической культуры, возникший вследствие затянувшегося процесса трансформации. Для него характерно разнообразие в политическом поведении и участии, значительные различия в степени активности между теми или иными социальными субъектами, отсутствие толерантности и социальной справедливости, высокий уровень конфликтов между политическими субкультурами, глубокая дифференциация социальных слоев, между которыми нарастает напряжение, взаимное отчуждение и неприятие.
Для российской политической культуры исключается озможность «органической» трансформации, когда преобразовывается система ценностей так, что консервативные элементы бесконфликтно сочетаются с инновационными компонентами, в результате этого, в системе происходит процесс обновления. «Органическая» трансформация возможна тогда, когда есть готовность у общества принять смену ценностных приоритетов и адекватно воспринять последствия данного действия. В России же к социальным изменениям, и в их рамках, трансформации политической культуры, большинство слоев населения были неподготовлены и последствия этих процессов оказались неожиданными.

Содержание

Содержание

Введение 3
1. Российская политическая культура: процессы общественной и политической самоорганизации, результаты, проблемы 4
Заключение 18
Список литературы 19























Введение
В науке сложились два основных подхода к трактовке полити¬ческой культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер). Другая группа ученых, видя в политической культуре прояв¬ление нормативных требований (С. Байт), совокупность типич¬ных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической де¬ятельности (У. Розенбаум) и т.д., считают, что это особый, спе¬цифический субъективный ракурс политики.
Наиболее последовательно такой подход выражается в пони¬мании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глубинных представлениях человека о полити¬ческой власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности.
Задачи работы:
1) провести теоретический анализ проблемы политической культуры России в трудах отечественны и зарубежных авторов;
2) раскрыть понятие «политическая культура»












1. Российская политическая культура: процессы общественной и политической самоорганизации, результаты, проблемы
В науке сложились два основных подхода к трактовке полити¬ческой культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.) и символов (Л. Диттмер). Неудивительно, что понятие полити¬ческой культуры расценивается некоторыми из них не более чем «новый термин для старой идеи», обобщенно характеризующий субъективный контекст властно-политических отношений.
Другая группа ученых, видя в политической культуре прояв¬ление нормативных требований (С. Байт), совокупность типич¬ных образцов поведения (Дж. Плейно), способ политической де¬ятельности (У. Розенбаум) и т.д., считают, что это особый, спе¬цифический субъективный ракурс политики.
Наиболее последовательно такой подход выражается в пони¬мании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глубинных представлениях человека о полити¬ческой власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Характеризуя таким образом неразрывную связь практических действий человека с длительным и подчас мучи¬тельным поиском им своих политических идеалов, политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные черты его поведения, не подверженные каким-либо стремитель¬ным изменениям под воздействием конъюнктуры или перепада настроений. В силу этого политическая культура выражает во¬площаемый на практике внутренний кодекс человеческого пове¬дения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти (И. Шапиро, П. Шаран).
Характеризуя самые устойчивые представления человека и наиболее типичные формы его взаимоотношений с властью, стиль его политической деятельности демонстрирует, насколько им вос¬приняты и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни, как в повседневной активности сочетаются твор¬ческие и стереотипизированные приемы реализации ими своих прав и свобод и т.д. Тот же разрыв (противоречие), который скла¬дывается между освоенными и неосвоенными человеком норма¬ми политической игры, стандартами гражданского поведения, является важнейшим внутренним источником эволюции и раз¬вития политической культуры.
Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим из них можно отнести следующие:
идентификации, раскрывающей постоянную потребность
человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и
отстаивании интересов данной общности;
ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе;
адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осу¬ществления его прав и властных полномочий;
социализации, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной системе власти свои гражданские права, полити¬ческие функции и интересы;
интеграции (дезинтеграции), обеспечивающей различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом;
коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации
и языка общения.
В различных исторических условиях чаще всего при неста¬бильных политических процессах некоторые функции полити¬ческой культуры могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может весьма значительно снижаться коммуника¬тивная способность политических норм и традиций государст¬венной жизни, в результате чего будет неизбежно обостряться полемика между различными общественными группами и осо¬бенно теми из них, которые придерживаются противоположных позиций относительно правительственного курса. С другой сто¬роны, в переходных процессах нередко возрастает способность политической культуры к дезинтеграции систем правления, ос¬нованных на непривычных для населения целях и ценностях. Политическая культура явление полиструктурное, многоуровневое. Многообразные связи политической культуры с различными социальными и политическими процес¬сами предопределяют ее сложное строение и организацию. Раз¬нообразные внутренние структуры политической культуры ото¬бражают технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становления культурного целого (т.е. полити¬ческой культуры отдельно взятой страны, региона), наличие раз¬нообразных субкультурных образований и т.д.
Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою индивидуальную картину миро¬восприятия), гражданском (где, осонавая возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим, собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего полити¬ческого статуса), а также на собственно политическом уровне цен¬ностных представлений (где человек вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и оп¬понентам и т.д.).
На каждом из этих уровней у человека могут складываться довольно противоречивые представления. Причем отношение к конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Все это при¬дает формированию и развитию политической культуры допол¬нительную сложность и противоречивость. А степень соответст¬вия уровней ценностной ориентации непосредственно определя¬ет характер целостности и внутренней неравновесности полити¬ческой культуры.
Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориен¬тиров и способов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности к социальным (классы, слои, стра¬ты), национальным (этнос, нация, народ), демографическим (жен¬щины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным (на¬селение определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и другим (религиозные, референтные и проч.) груп¬пам. Выработка людьми ценностных ориентации (и соответству¬ющих форм поведения) на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультур¬ных образований, характеризующих наличие у их носителей су¬щественных (несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического учас¬тия и т.д.
В конкретных странах и государствах наибольшим полити¬ческим влиянием могут обладать самые разные субкультуры (на¬пример, религиозные субкультуры в Северной Ирландии и Лива¬не или этнические в Азербайджане). В целом же наибольшим значением для жизни и политического развития общества обла¬дает субкультура лидеров и элит, определяющая характер испол¬нения ее носителями специализированных функций по управле¬ни политической системой. В этом смысле наиболее важными элементами данной суб-культуры являются способности лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых граждан (и прежде всего не превра¬щать свое общественное положение в способ достижения сугубо индивидуальных целей), их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет, убедить общественность во мнении, что занимаемое высокое место во властной иерархии принадлежит им по праву.
На протяжении развития разнообраз¬ных государств и народов выработа¬но множество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле политического по¬ведения граждан определенных ценностей и стандартов, форм взаимоотношений с властями» а также иных элементов, сложив¬шихся под доминирующим воздействием географических, духов¬ных, экономических и прочих факторов.
Типология политической культуры - результат классификации политичес¬ких культур на основании тех или иных их существен¬ных черт. Вопрос о типах по¬литической культуры обус¬ловлен многообразием поли¬тических систем, различием в уровне социально-экономи¬ческого, политического и культурного развития стран, их исторических традиций, следствием чего является многообразие политических культур народов, наций, со¬циальных общностей, лич¬ностей.
В основе марксистского подхода к классификации по¬литических культур находит¬ся то положение, что суще¬ствующие в рамках одного и того же типа общества поли¬тические культуры имеют об¬щие существенные черты. Со¬ответственно этому выделя¬ются типы политических культур рабовладельческого, феодального и буржуазного общества.
Наиболее разработанную классификацию политичес¬ких культур на основе дан¬ного подхода выполнил польский ученый Е. Вятр. По его мнению, рабовладельчес¬кому и феодальному обще¬ству соответствует тип тра¬диционной политической культуры, характеризую¬щийся признанием священно¬го характера власти и тради¬ции в качестве регулятора политических отношений. В рамках данного типа полити¬ческой культуры ученый вы¬деляет племенную, теократи¬ческую и деспотическую ее разновидности, которые мо¬гут различным образом соче¬тться друг с другом. В бур¬жуазном обществе Вятр выде¬ляет два основных типа поли¬тической культуры: демокра¬тический и автократический Первый характеризуется вы¬сокой активностью граждан и их широкими политическими правами. Второй тип полити¬ческой культуры в качестве идеала государства признает сильную и неконтролируе¬мую власть, ограничиваю¬щую демократические права и свободы граждан.

Литература

1. Белов А.Г. Политология: Курс лекций. М.,1996.
2. Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск, 1995.
3. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.,1994.
4. Зеркин Д.П. Основы политологии. Р.-на Д.,1996
5. История политических и правовых учений. М.,1997.
6. Политические очерки в 3-х вып. Новосибирск, 1994, 1999.
7. Политология в вопросах и ответах. М.,1994.
8. Политология: Энциклопедический словарь. М., 1992.
9. Политология. Уч.пособ./Ред. Полунина Г.В. М.,1996.
10. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.,1995.
11. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для вузов. М.,1997.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Средства массовой информации как орудие политики Реферат 2008 14 500
Тоталитаризм и авторитаризм. Реферат 2008 13 500
Власть как категория политической науки. Реферат 2008 12 500
Современное представление о государстве Реферат 2008 22 500
Типы современных государств. Реферат 2008 20 500
Международные политические отношения Реферат 2008 21 500
Российский федерализм, межнациональные отношения и пути их решения Реферат 2008 28 500
Политическая коммуникация и средства массовой информации Реферат 2008 17 500
Типы современных государств Реферат 2008 20 500
Модели эффективного консультанта Реферат 2008 19 500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.