Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Психология - Семейный фактор в возникновении и течении психосоматических заболеваний у детей

Семейный фактор в возникновении и течении психосоматических заболеваний у детей Психология. Курсовая

  • Тема: Семейный фактор в возникновении и течении психосоматических заболеваний у детей
  • Автор: Ольга Максимова
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 48
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: Москва
  • Цена(руб.): 1000 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

1.1. Научные подходы к определению понятия «психосоматическое заболевание».

Термин «психосоматика» впервые был применен в начале XIX века Дж.Хаинрот. Позже, в XX веке, психоаналитик Г. Гроддек использовал психоанализ в своем санатории в Баден-Бадене при лечении главным образом соматических заболеваний.
К числу научных концепций, оказавших существенное влияние на развитие психо¬соматической психологии, относятся теория нервизма И.М.Сеченова, психофизиологи¬ческое учение И.П. Павлова, теория стресса Г.Селье (1999), а также психосоматическая теория 3.Фрейда. В частности, конверсион¬ная модель 3.Фрейда описывает смещение психического конфликта (конверсию) и по¬пытку разреить его через тело сомати¬ческие, моторные (например, параличи) или чувственные (например, утрата чувствитель¬ности или локализованная боль) проявле¬ния. Происходят «отделение либидо» от бессознательных, вытесненных представле¬ний и преобразование этой либидонозной энергии в энергию соматическую [3].
Прогресс исследований в области пси¬хосоматической теории связан с именами Ф. Александера, последовательно развивав¬шего представления о роли психических факторов в генезе соматической патологии.
СОМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ («сомы» от греч. тело) процессы, связанные с состоянием тела; они влияют на психику, могут быть и влияния обратного рода, когда слово влияет на телесные процессы (сло¬во «ранит»). Острота вопроса о соотношении психики и теле¬сности становится более заметной, если либо тело, либо психика претерпевает нарушения, приходит в болезненное состояние. Например, телесное хрони¬ческое заболевание кожи, выражающееся в появле¬нии пигментации, высыпании мелких узелков, чешуек, требует не только изменения поведения, образа жизни (соблюдение определенной диеты, при¬ема лекарств), но и порождает мучительные душев¬ные переживания (чувство стыда, неудобство при общении с окружающими, кожный зуд и др.). Воз¬никает ограничение контактов с людьми, пересмотр жизненных планов.
В учебных коллективах могут найтись люди злоб¬ные и соматические недостатки они могут делать пред¬метом осмеяния, оскорбительных прозвищ.
Стремление человека «встать выше» своего физи¬ческого недостатка и максимально использовать и развивать имеющиеся возможности позволяет ему найти подходящую, доступную деятельность и быть в ней успешным [2;13, 52-53 стр.].
В истории психологии можно оты¬скать многочисленные попытки интегративной оценки психосома¬тических заболеваний. Проблема соотношения «психического» и «со¬матического» с давних времен явля¬ется одним из ключевых вопросов психологической науки. Этапным мо¬ментом в становлении психосоматического (психовисцерального) на¬правления стало введение Воттег (1894) понятия «психогения». Стремительное изменение жизненного уклада, характерное для XX века, поставило психогении в ранг важнейших социальных проблем [2;15].
Ис¬торически проблему тропноти патологиче¬ских психовегетативных влияний связывают с представлениями 3. Фрейда (1885) об ис¬терической конверсии. Его концепция пере¬вода вытесненных в бессознательное аффе¬ктов на окольные пути их реализации, но уже в символической форме в виде соот¬ветствующих клинических синдромов, полу¬чила широкое признание в психосоматиче¬ской медицине. Принцип «конверсии на ор¬ган» приобрел значение основного закона психосоматической медицины, определяю¬щего формирование не только функцио¬нальных, но и органических изменений со стороны внутренних органов.
В своей концепции специфичности Ф. Александер (1953) отказывался от симво¬лической интерпретации органической вис¬церальной патологии. Развивающийся при конфликтных ситуациях вегетативный нев¬роз он расценивает как физиологический ответ органа на хронически повторяющееся эмоциональное состояние и предполагает, что аффекты, преимущественно реализую¬щиеся через симпатическую иннервацию, ведут к развитию гипертонической болезни, гипертиреоза, сахарного диабета, артритов, тогда как реализующиеся через парасимпа¬тическую иннервацию к язвенной болез¬ни и бронхиальной астме. Л. Чертог (1982) рассматривал два механизма вмешательст¬ва психики в соматику: истерическую кон¬версию и собственно соматизацию. Он считает, что психосоматический симптом яв¬ляется асимволическим и что его специфи¬ческая направленность определяется не психическими, а иммунологическими и ней-роэндокринными механизмами. Но ни одна из многочисленных теорий, пытающихся объяснить этиологию и патогенез психосо¬матических заболеваний, не смогла дать ис¬черпывающего объяснения психосоматиче¬ским расстройствам. Поэтому в последнее время стали говорить об их мультифактор-ном генезе, где каждая из предложенных теорий объясняет одно из звеньев патоге¬неза [12].

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ _____________________________________________________ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ_______________________________________

6
1.1. Научные подходы к определению понятия «психосоматическое заболевание»_________________________
6
1.2. Этиология психосоматических заболеваний ________________ 15
1.3. Симптомы психосоматических заболеваний _______________ 17
Выводы к разделу 1.____________________________________ 25
РАЗДЕЛ 2. ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ТЕЧЕНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ______
27
2.1. Психические особенности и психосоматические расстройства в период раннего детства и у детей дошкольного и младшего школьного возраста_____________________________________

27
2.2. Формирование и развитие психосоматических заболеваний у детей_________________________________________________
36
2.3. Роль семьи при возникновении и протекании психосоматических заболеваний у детей___________________
41
ВЫВОДЫ _______________________________________________________ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ______________________ 48
ДОПОЛНЕНИЯ__________________________________________________ 49



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Одной из наиболее актуальных проблем сегодняшнего дня есть проблема роста психосоматических заболеваний у детей и подростков. Это связано, в первую очередь, с общей социальной напряженностью, психологической неуравновешенностью всего общества. Поляризация доходов, сложное экономическое положение большинства семей, отсутствие уверенности, в завтрашнем дне ведут к росту тревожности, раздраженности, и, как следствие, к росту психосоматических заболеваний у взрослых и детей.
Частота психосоматичес¬кой патологии в структуре общей заболева¬емости в последнее время настолько увели¬чилась, что некоторые исследователи стали называть современное общество «психосо¬матически ориентированным». Трудно на¬звать соматическое заболевание, при кото¬ром на том или ином этапе не возникали бы психосоматические реакции или расстрой¬ства, утяжеляющие его течение и способст¬вующие хронификации.
Причины психосоматических заболеваний в ребенка возникают в результате неблагоолучных семейно бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, избыточной занятости родителей и частых разводов.
Среди детей и подростков распространенность заболеваний со сложными взаимосвязанными психическими и соматичес¬кими проявлениями значительна и имеет устойчивую тенденцию к росту. До 40 % детей, наблюдаемых педиатрами, не имеют диагностически верифицированных заболеваний, хотя и предъявляют множест¬во соматических жалоб. Удельный вес таких детей в разных популяциях имеет значи¬тельные вариации в зависимости от этнокультуральных особенностей, социального окружения, семейной инфраструктуры, вос¬стания (Любан-Плоцца Б. и др., 1977) [9].
Развитие науки и техники растет в геометрической прогрессии. Радио, телевидение, сотовая связь, персональные компьютеры, новые технические и химические технологии создают постоянные психологические и физические перегрузки на человека, снижают способность его организма к социальной и биологической адаптации.
Экологические условия жизни на Земле ухудшаются, усиливается воздействие вредных факторов на здоровье людей, меняются генные структуры человека. Рождаются много детей с выраженными патологиями, с ослабленным здоровьем. Многие психосоматические заболевания детей закладываются в детстве. Нерешенные психосоматические проблемы родителей и воспитателей проецируются на ребенка, повторяются у него в усугубленном виде.
В современном обществе прослеживается кризис семьи, которая оказывается не только в социально-экономической плоскости. Недостаточным также психолого-педагогический и социально педагогический ровные подготовки взрослых к семейной жизни. Актуальными проблемами является отсутствие единственной стратегии, последовательности воспитания детей, в семьи, непонимания самой ценности и уникальности каждого ребенка, неспособность родителей прогнозировать последствия воспитания [11, с. 46].
В специальных исследованиях и публикациях констатируются факты ослабления роли современной семьи с одной стороны, и укрепление семьи с повышением уровня ее педагогической культуры из другого. Анализ современного общества и семьи в нем, проведенный учеными, свидетельствует, что семья часто неспособна создать условия для социализации ребенка. Это приводит к возникновению разнообразных психологических проблем и, как следствие, заболеваний [4, c. 31].
На сегодняшний день психологической литературы об психосоматических заболеваниях достаточно много. Однако по причине отсутствия фундаментальных исследований в этой области уровень и глубина представлений о детской психосоматике остаются старыми, что отображают лишь внешние аспекты этого феномена.
Проблема психосоматических заболеваний у детей актуальна в первую очередь с точки зрения дифференциации норм и отклонений в развитии, и разработки программ психолого-педагогической поддержки (профилактики, коррекции, развития, лечения, и т.д.) ребенка, соответственно этой дифференциации.

Цель исследования: Определить особенности влияния семьи на возникновение и протекание психосоматических заболеваний у детей.

Задание исследования:
- на основе изучения медицинской и психологической литературы определить возникновение и протекание психосоматических заболеваний;
- на основе изученных данных определить особенности влияния семьи на возникновение и протекание психосоматических заболеваний у детей;
- определить наличие данной проблемы и пути ее решения.

Объект исследования: психосоматические заболевания у детей.

Предмет исследования: влияние семьи на возникновение и протекание психосоматических заболеваний у детей.

Гипотеза исследования: мы имеем предположение, что возникновение психосоматических заболеваний у детей могут предопределяться недостатками семейного воспитания.

Литература

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антропов Ю.Ф., Бельмер С.В. Соматизация психических расстройств в детском возрасте. - М., 2005.
2. Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры. // Телесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991.
3. Астапов, В. М. Тревожность у детей. - М.: ПЕР СЭ, 2001.
4. Варга А.Я. «Системная семейная психотерапия»
5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб: Изд-во «Союз», 2004. 448 с.
6. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей: руководство для врачей. СПб: Изд-во «Питер», 2000.
7. Крейслер Л. Психосоматика в психопатологии младенчества. // Мать, дитя, клиницист. М., 1994.
8. Николаева В.В., Арина Г.А. Тяжело больной ребенок: штрихи к психологическому портрету // Школа здоровья №2 1995г.
9. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. СПб: Изд-во «Речь», 2001.
10. Николаева В.В., Арина Г.А. Клинико-психологические проблемы психологии телесности // Психологический журнал 2003 N1 т.24, стр.119-126.
11. Николаева В.В., Арина Г.А. Принципы синдромного анализа в психологическом изучении телесности. // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. М., 1998.
12. Психология телесности: между душой и телом. Под ред. Зинченко, Леви Т.С. М., 2005. Стр. 222-235, 253-269.
13. Телесность человека: междисциплинарные исследования (Под ред. В.В. Николаевой, П.Д.Тищенко). М.,1991.
14. Тревога и тревожность / Под ред. Астапова В.М. СПб.: Питер, 2001.
15. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных личностных расстройствах и соматических заболеваниях. М. 1995.
16. Холмогорова А.Б. Биопсихосоциальная модель как методологическая основа изучения психических расстройств // Социальная и клиническая психиатрия №3 2002.
17. Холмогорова А.Б. Научные основания и практические задачи семейной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал №2 2002.
18. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989.
19. Черников А.В. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики. М., 1997.
20.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи.
СПб.: Питер, 2007.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Проблема нравственного воспитания детей с нарушенным интеллектом Курсовая 2010 29 1500
Проблемы само актуализации и самореализации в истории психологи Курсовая 2010 27 1500
\"Концепция Д.Б. Эльконина:раннее детство\" Курсовая 2009 46 1500
Изучение кратковременной памяти Курсовая 2009 31 1500
Память как высшая психологическая функция Курсовая 2010 25 1500
Определение характера человека Курсовая 2010 13 1500
Личность. Курсовая 2009 29 2000
Концепции и личностного самоопределения в ранней юности Курсовая 2008 37 1500
Гендерные особенности проявления агрессии Курсовая 2008 45 1500
Анализ национальных и религиозных факторов в психологическом консультировании Курсовая 2008 19 1500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.