Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Культурология - Ислам: образ жизни и стиль мышления

Ислам: образ жизни и стиль мышления Культурология. Реферат

  • Тема: Ислам: образ жизни и стиль мышления
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Культурология
  • Страниц: 22
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: МАИ
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

2.1. Исламские обряды

В исламе существует сложная обрядность. По мусульманскому учению, верующие должны не только признавать положения догматики ислама (т.е. веровать в единство бога, посланничество Мухаммада и божественность миссии других пророков, в существование ангелов и чертей, предвечность Корана, рай и ад, воскресение мертвых и в последний день и т.д.), но и совершать пять раз в сутки молитву, платить религиозные подати, соблюдать посты и праздники, предпринимать паломничества и выполнять другие обряды и обычаи.
«Исламские обряды:
Обрезание (суннат) ритуал символизирует взросление мальчика, он больше не возвращается на женскую половину, а приобщается к миру мужчин.
Свадьба обряд совершает один из служителей ислама. Обычно на церемонии читается четвертая сура Корана. В ней излагаются основные положения ислама о месте, правах и обязанностях женщины в семье и обществе.
Рождение ребенка, особенно сына.
Похороны. В последний путь правоверного провожают родственники и духовные лица. Они читают заупокойные молитвы из Корана. Обряд стоит весьма недешево. Это объясняется еще и тем, что за место в раю необходимо платить» .
К установленным, заимствованным исламом из древних арабских культов, относится такой обычай (суннат), как ритуальное обрезание. По-видимому, он возник в первобытнообщинном обществе как один из посвятительных обрядов, которым знаменовался переход юноши в старшую возрастную группу рода.
Подобные мучительные обряды (не только обрезание, но и выбивание зубов и другие телесные повреждения), связанные с испытанием мужества юношей, существовали у древних арабов, так же как и у африканцев, австралийцев и других народов в эпоху их первобытного развития.
В исламе, как и в иудаизме, обряд обрезания получил новое истолкование; он является внешним признаком религиозной принадлежности и тем самым служит целям обособления мусульман от людей других вер, внушает верующим фанатическую идею о мусульманской исключительности.
«Брак для мусульман не совершается на небесах между двумя абсолютно созвучными друг другу душами и не является таинством. Брак для мусульман это, прежде всего, социальный договор, налагающий на обычных мужчин и женщин равные обязательства и предоставляющий им равные права. И только при обоюдном выполнении всех предписаний, условий, взаимной любви и преданности брак может быть признан успешным» .
Истинно исламское бракосочетание представляет собой весьма простой обряд, совершаемый иной раз и в отсутствие невесты, которая по своему желанию может послать двух свидетелей в знак согласия на проведение брачной церемонии.
Свадебное торжество называется валима и отмечается либо в день бракосочетания, либо в один из трех последующих дней. По этому поводу устраивается нередко весьма разорительный для семейного бюджета роскошный пир, на который созывают многочисленных гостей. Впрочем, деньги, издержанные на проведение этого торжества, частично возвращаются в виде традиционных денежных подарков, сумма которых тщательно фиксируется для того, чтобы при случае отдарить гостя равноценным подарком.
«То скандальное обстоятельство, что в исламе разрешено многоженство, совсем не отменяет для мусульманина обязанности любить каждую из тех, кого он взял в свой дом. Брак для мусульманина половина веры, внушает Коран: взаимоотношения мужа и жены описаны в Книге исчерпывающе» .
Появление на свет ребенка мусульмане считают отнюдь не «случайностью» или «ошибкой», но даром Аллаха. Своих новорожденных мусульмане сразу же приобщают к умме, нашептывая в правое ухо младенца призыв к молитве, а в левое ухо повеление восстать на молитву. Иногда в этих целях используют полую тростинку или трубочку. Таким образом, первое слово, которое слышит младенец, это слово «Бог».
Малый обряд тахник состоит из помазания губ младенца медом или сладким фруктовым соком в сопровождении заздравных молитв с благопожеланиями ребенку расти «сладким», послушным и ласковым.
По истечении семи дней новорожденному обривают голову и, призывая на ребенка благодать, раздают нищим денежные суммы, эквивалентные весу состриженных волос.
Принесение в жертву животного древний ритуал благодарения. Двух животных приносят в жертву за мальчика, одного за девочку. Мясо жертвенных животных раздают бедным и нуждающимся.
«Благочестивому мусульманину мысль о смерти не внушает страха, хотя размышления о ней грустны и печальны. Мусульмане знают, что они не в силах избрать день своей смерти, ибо он ведом только Богу, призывающему к себе им же созданные души. Жизнь является Божьим даром, и продолжительность той или иной жизни Его благодеяние. Истинный мусульманин воспринимает все это как поклонение Аллаху, приветствуя возможность смерти словами «Амр Аллах» «По повелению Твоему, о Господи» .
В исламе кремация запрещена. Всегда следует уважительно склоняться перед похоронной процессией. Пророк советовал, что пешая похоронная процессия более уважительна, нежели конная. Пророк дозволял женщинам участвовать в похоронных процессиях, однако не рекомендовал.
Могила должна быть по возможности проще. Всяческие излишества запрещены в исламе, перед Богом все умершие одинаковы. Собравшиеся на похороны люди должны находиться у могилы стоя, вплоть до самого окончания погребального обряда.
Траур по мужу или жене длится четыре месяца и десять дней, траур по другим умершим длится три дня и три ночи. И хотя траур по умершему событие весьма грустное, истинно верующий все же находит утешение в том, что все люди рано или поздно предстанут перед Всевышним и будут судимы им за дела свои; оплакивать же нужно того, кто отринул веру в Бога и погряз в столь неправедной жизни, что уже этим навлек на себя вечное проклятие.

Содержание

Содержание

Введение 3
1. Возникновение ислама 5
1.1. Истоки возникновения ислама 5
1.2. Коран и его учение 11
2. Обряды, праздники, посты и культ святых в исламе 14
2.1. Исламские обряды 14
2.2. Посты и культ святых 17
2.3. Праздники в исламе 19
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Введение

По телевидению и радио, в кино и газетах нам каждый день так или иначе намекают: он страшная угроза цивилизованному человечеству. В нем заключена неумолимая разрушительная сила, которую, по большому счету, можно победить лишь вместе с ним. Будь бдителен и готовься к бою, бедный человек ЗападаИз другой же части земного шара с той же взвинченной страстью раздается обратное: без него невозможно никакое благо. Душа только в нем на верном пути. И кто этого не понимает глупец или враг. Как тут быть, как разобраться? Как, в конце концов, приблизиться к пониманию что такое мир ислама?
В начале нового века внимание общественных и политических кругов привлекли такие феномены, как «исламский ренессанс», «исламский бум». Речь идет об особенностях проявления ислама в социально-политической жизни современного мира.
Политики, ученые, журналисты, а также представители неисламских конфессий, заострив внимание мирового сообщества на возрождении исламских ценностей, которое происходит противоречиво и беспокоит многих политиков и государственных деятелей, значительно преувеличивают негативные стороны соответствующих явления.
Ислам, или, иначе, мусульманство, одна из наиболее распространенных религий мира. Две другие иудаизм и христианство. Все три веры тесно взаимосвязаны, ибо в действительности прославляют одного и того же Бога.
С точки зрения истории ислам считается самой молодой из трех религий, хотя мусульмане полагают, что их вера является самой ранней и лежит в основе как иудаизма, так и христианства.
Как известно, ислам зародился на Ближнем Востоке, и откровение, ниспосланное Пророку, предназначалось в первую очередь арабам, однако ныне ислам стал мировой религией, не ведающей никаких ограничений по национальному признаку.
Ислам, являясь сферой духовной жизни общества, впитал в себя гуманные нормы морали, права, регулируя имущественные и неимущественные отношения мусульман.
«Думается, абсолютно верна позиция верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ Талгата Таджуддина, который утверждает, что исламский феномен « совсем не говорит о том, что все мусульмане террористы, а исламская идеология пропитана экстремизмом. Общеизвестно, что все мировые конфессии имеют общие корни и наполнены едиными общегуманистическими принципами» .
Актуальность данной темы определяется тем, что в наше время люди, исповедующие ислам, исчисляются многими миллионами, и арабов в этой необъятной умме, или общине (братстве), весьма и весьма немного. Поэтому все, что происходит в исламском мире, имеет огромное значение для истории и судеб мировой цивилизации.
В работе рассмотрены такие вопросы, как истоки возникновения ислама, взгляды мусульман, обряды, праздники, посты и культ святых в исламе.

1. Возникновение ислама

1.1. Истоки возникновения ислама

«Ислам, мусульманство (арам.) одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII в. в Аравии.
Вероучение изложено в Коране. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм (единобожие вера в Аллаха. Аллах един, всемогущ, он создатель вселенной), признание Корана вечной, несотворенной священной книгой, вера в воскресение мертвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов» .
Ислам как система духовных ценностей родился на Ближнем Востоке от одного корня с иудаизмом и христианством. Пророк Мухаммед основатель ислама и первой общины мусульман, был хорошо знаком с обеими религиями. Видимо, благодаря этой связи в исламе, в отличие от старых восточных религий индуизма, буддизма достаточно ярко выражена идея развития. Ислам в буквальном смысле значит путь к спасению.
Возникновение ислама как монотеистической религии, провозглашенной пророком Мухаммедом и изложенной в Коране, самым непосредственным образом связано с необычайно сложным периодом истории, который переживали народы, населяющие Аравию. Осуществлялся пееход от безгосударственного к государственному строю, появлялись новые формы общественных и хозяйственных отношений, рушились традиционные связи между людьми, в борьбе, сомнениях и противоречиях складывались новые. Прежние верования в многочисленных племенных богов постепенно сменялись верой в единого бога Аллаха. Культ Аллаха в конечном счете трансформировался в идею предопределенности человеческой судьбы, покорности воле бога. Ислам религия мусульман (от араб, «муслим» предавший себя Аллаху).
Основатель новой религии Мухаммад сын Абдаллаха, которого мусульмане считают пророком, особо отмеченным божественной благодатью, человеком, получившим божественное откровение, родился в городе Мекке (центр провинции Хиджаз) около 570-го года.
Будучи уже зрелым мужем, Мухаммад обратился к своим землякам (они были язычниками) с проповедью о том, что мир создан единым Богом Аллахом (слово Аллах по-арабски означает «бог»). О том, что в конце времен Аллах подвергнет человечество страшному суду, накажет нечестивцев и наградит праведников.
Последователи ислама считают, что их религия это наиболее правильная и полная форма единобожия, что существовала она еще в глубочайшей древности. Принципы ее были открыты первочеловеку Адаму и праведнику Нуху (библейскому Ною), Ибрахиму (библейскому Аврааму, Мусе (Моисею), Исе (Иисусу Христу) и другим пророкам. Однако последователи этих пророков, по мнению мусульман, невольно или преднамеренно исказили богоданную истину. И только пророк Мухаммад очистил ее от наслоений. Он был последним из отмеченных благодатью сынов рода человеческого и получил откровение священный Коран в наиболее полном виде.
С научной, религиоведческой точки зрения, невозможно отрицать преемственность религиозной проповеднической деятельности, которая с первой половины первого тысячелетия нашей эры и до эпохи пророка Мухаммада развивалась среди народов семитских,, родственных арабам и евреям. Ну и, конечно же, были исторические предпосылки возникновения ислама.
Можно говорить о ряде причин, породивших ислам. Прежде всего, это причины социального, общественного характера: патриархальное аравийское общество, в котором жил Мухаммад, переживало период серьезных изменений, совершался переход к классовым отношениям. И этому новому нарождающемуся обществу была нужна новая идеологическая система. Ею и стал ислам.
Причины другого рода, вызвавшие появление мусульманской религии, носят культурно-исторический характер. Ближний Восток родина не только ислама, но и двух других крупнейших религий христианства, которое возникло за шесть с лишним веков до ислама, и иудаизма, его корни уходят в еще более отдаленные века.
Мусульманство, безусловно, испытало значительное их влияние. Ислам воспринял иудейско-христианскую космогоническую мифологию, а также учение о конце света. Подобно иудеям и христианам, мусульмане верят в то, что мир был создан Богом (Аллахом), что первыми людьми были Адам и Ева, обитавшие в раю, а затем изгнанные на землю. Что от них и пошел род людской. Правда, в отличие от христиан, мусульмане не считают, что Адам и Ева были изгнаны из рая за грехопадение и что природа человеческая несовершенна.
Мусульманские богословы полагают, что взгляд ислама на земное бытие человечества более оптимистичный, нежели в христианстве. Согласно мусульманскому вероучению мир, в котором живут люди, конечен в своем существовании. В некий момент, известный только Аллаху, он уничтожит Небеса и Землю. Люди, как живые на то время, так и мертвые, восставшие из могил, предстанут пред Страшным Судом. И тогда грешники окажутся в аду, где будут вечно гореть в огне, а праведники в раю.
Согласно исламу человек после смерти сразу же, в зависимости от своих земных деяний, обретает определенное место в загробном мире. Однако на Страшном Суде Аллах примет окончательное решение о том, кто из грешников останется в аду навечно, а кого он помилует.
«Для мусульманина ценность будущей загробной жизни неизмеримо выше ценности земного существования. Критерием нравственного поведения для него является богоугодность, а отсюда стремление освятить любой свой поступок именем Аллаха. В исламе, как ни в одной другой религии, существует детальная регламентация жизни человека, особый свод предписаний, касающихся не только отправления религиозных культов (молитва, пост, паломничество и др.), но и повседневных дел, обязанностей, семейных и общественных отношений» .
Ислам, распространившийся уже в средние века в результате завоеваний и миссионерской деятельности на огромные территории, впитал в себя многие исконные обычаи и установления народов, которые его приняли. И это органично вошло в постепенно сложившуюся и основанную главным образом на Коране и Сунне систему мусульманских правовых и бытовых установлений.
Она получила название шариат (дословно «надлежащий путь»). Шариат охватывает практически все стороны жизни мусульманина от колыбели до могилы. Здесь и принцип построения семьи и устроения государственной власти. Помимо официального права шариата мусульманские законоведы признают также и многие народные обычаи, традиции, которые, с их точки зрения, не противоречат исламу, это так называемый адат. Он, например, способствует сохранению таких обычаев, как кровная месть, умыкание невесты.
«Особый интерес представляет анализ ценностей мусульманской культуры, необычайно противоречивой в отношении восприятия человека и оценки его достоинств. С одной стороны, человек рассматривается как самое замечательное воплощение божественного замысла, с другой как слабое существо, зачастую неспособное устоять перед соблазном земных радостей и наслаждений. Богобоязненность и покорность самым причудливым образом переплетаются в его характере со своеволием, гордыней, тщеславием. Вера в Аллаха, неуклонное следование заповедям и принципам Корана залог спасения, уготованного каждому правоверному мусульманину. Мораль исламской культуры коллективистская, ориентированная на единение людей в мусульманской общине. Шариат как свод религиозно-нравственных предписаний ислама, являясь своеобразным аналогом мусульманского права, регламентирует, по существу, все стороны жизни, как каждого отдельного человека, так и общины в целом» .
Появление в ХI-ХII веках таких правовых институтов, как шариат и адат, и их дальнейшее развитие сделали мусульманскую религию не просто мировоззрением, но основой повседневной культуры, образа жизни исповедующих ее народов.
Несмотря на то, что в нашей стране в годы советской власти ислам, как и все прочие религии, подвергался довольно сильному притеснению и деятельность мусульманских служителей культа в значительной мере была ограничена, народные обычаи, имеющие религиозную окраску, продолжали сохраняться и выжили, несмотря ни на что.
Как и всякая мировая религия, ислам породил несколько направлений. Главнейшие из них суннизм и шиизм. Сунниты считают, что после смерти пророка Мухаммада посредничество между Аллахом и людьми стало невозможным. Поэтому верующие должны руководствоваться исключительно Кораном и мусульманским Священным Преданием сунной, хранителями которой они считают себя. Сунниты составляют большинство мусульман всего мира, равным образом как и большинство мусульман в СНГ.
Последователи же другого главнейшего направления в исламе шииты считают, что дар посредничества между Богом и людьми сохранился в роду потомков двоюродного брата и зятя пророка Мухаммада Али ибн Абу Талиба. Потомки Мухаммада, с точки зрения шиитов, обладают исключительными правами на управление мусульманской общиной. Шиизм распространен главным образом в Иране. В Ипаке шииты тоже составляют более половины населения. Значительные шиитские общины есть в Ливане, Йемене, Бахрейне, Азербайджане.
Таковы основные черты ислама религии, которая, как считают ее приверженцы, имеет значительные перспективы в ХХI веке.
«Религиоведение относит мусульман наряду с иудеями и христианами к последователям авраамических религий. Фактически это означает то, что в каждой из них присутствует основополагающая история (миф, представляющий идеальный образец веры) о праотце Аврааме, жившем в ХIХ веке до н.э., заключившем завет с Богом, в котором Бог за послушание пообещал ему, что он будет отцом множества народов» .
А практически речь идет о концептуальной и генетической близости великих религий, рожденных одна за другой в передней Азии. Действительно, их фундаментальные постулаты взгляд на Бога как на личностное творческое начало, четкое противопоставление Добра и Зла, понятие об их непримиримой борьбе идентичны.

Литература

1. Ахмед А. Перекрестки ислама//Родина. 1999. №10. С. 18-21.
2. Валиев Р. Что такое мир ислама?//Вокруг света. 2005. № 11. С. 136-150.
3. Володина Н. Ислам: проблемы идеологий, права и политики//Социально-гуманитарные знания. 2002. №6. С. 115.
4. Гуревич П.С. Культурология. 3-е изд., перераб. И доп. М.: Гардарики, 2000. 280 с.
5. История мровой культуры (мировых цивилизаций). 2-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 544 с.
6. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологи. М.: ООО «Издательство «Вече 2000», ООО «Издательство АСТ», 2003. 512 с.
7. Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм//Вопросы истории. 1993. №1. С. 32-41.
8. Максуд Р. Ислам. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 304 с., ил.
9. Мирзахмедов А. Феномен ислама//Социс. 2003. №3. С. 93-95.
10. Толпыкина Т.В., Толпыкин В.Е. Культурология. М.: Гардарики, 2005. 380 с.
11. Чекалов Д.А., Кондрашов В.А. История мировой культуры: конспект лекций. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 352 с.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Понятие культуры и цивилизации в истории филосовского анализа культуры Реферат 2009 29 500
1. Понятие и многообразие подходов к определению культуры Реферат 2008 17 500
Культура русской усадьбы Реферат 2008 33 500
Искусство Древнего Востока. Реферат 2008 18 500
Мировые религии Реферат 2008 12 500
Типы социальной памяти в культуре Реферат 2008 19 500
Русские традиции анализа культуры. Реферат 2008 28 500
История создания Третьяковской галереи Реферат 2008 15 500
Русские традиции анализа культуры Реферат 2008 27 500
Историко-культурная типология О,Шпенглера Реферат 2008 19 500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.