Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Социология - Дискуссии о предмете социологии в современной Отечественной литературе

Дискуссии о предмете социологии в современной Отечественной литературе Социология. Реферат

  • Тема: Дискуссии о предмете социологии в современной Отечественной литературе
  • Автор: Леонид
  • Тип работы: Реферат
  • Предмет: Социология
  • Страниц: 22
  • Год сдачи: 2009
  • ВУЗ, город: УрГЭУ
  • Цена(руб.): 500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

Период 70-х годов был достаточно тяжелым для социологии в Совет-ском Союзе. Общество было готово получить от социологов объективную информацию, потому что в глазах общественности социология представала своеобразным зеркалом. Кроме того, от нее ожидали рецептов улучшения жизни. Престиж социологов в обществе был высок. Они владели убедитель-ной аргументацией, представляли в средствах массовой информации обстоя-тельно разработанный анализ. Свою эффективность социология доказывала постоянно, и как раз это хотела использовать партия. Но она видела в социо-логии прежде всего идеологическое оружие.
Партийное руководство, однако, диктовало социологии, какие темы она должна обсуждать. Социологи разрабатывали по заказу вопросы и иссле-довательские планы, и партия решала, что из результатов можно применить для общества. Она использовала социологические аргументы, чтобы дать «научное обоснование» своим решениям. Становилось практически невоз-можным публиковать независимые социологические результаты, потому что все публикации находились под контролем партии и государства. Немало ученых ушло из науки, сменив профессию.

Содержание

Россия является одной из стран, в которых социология стала развиваться еще в 19 веке. В условиях стремительных социальных и политических перемен русская социология с самого начала была тесно связана с внутриполитической жизнью страны. Ее история является не только историей науки, но и политиче-ской историей.
В ней можно выделить три периода:
1. Дореволюционная социология с 60-х годов 19 столетия до 20-х годов 20 века;
2. Социология при социализме, начиная с 20-х годов и до конца 80-х;
3. Современные социологические дискуссии, начиная с 1988 года.
В эти периоды по-разному ставились и решались основные проблемы российской социологии, в частности:
- Понимание ее общественной функции;
- Структура социологии (предмет, теоретические основы и эмпирические исследования);
- Отношение социологии с политической властью;
- Место российской социологии в интернациональной социологической дискуссии.
Целью данной работы является рассмотреть дискуссии о предмете со-циологии в современной отечественной литературе.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие за¬дачи:
1. Изучить научную, научно-методическую и специальную литературу, ресурсы Интернет по интересующей тематике.
2. Выявить то, что изучает социология, что составляет ее предмет.
3. Рассмотреть связь социологии с историческим материализмом.
4. Проанализировать дискуссии о предмете социологии конца 70-х- на-чала 80-х годов.
5. Рассмотреть отечественную социологию 90-х годов.

Литература

Исторический материализм (материалистическое понимание истории), марксистская теория развития общества и методология его познания. Пред-метом исторического материализма является общество как целостная и раз-вивающаяся социальная система, общие законы и движущие силы историче-ского процесса. Исторический материализм составная часть марксистско-ленинской философии и вместе с тем специфический компонент системы общественных наук.
Что изучает социология, что составляет ее предмет. Прежде всего, по-смотрим, как отвечали на этот вопрос основатели социологии, труды кото-рых и образовали ее раннюю теоретическую классику (20-70-е годы XIX в.). Франция по праву гордится тем, что один из ее мыслителей, Огюст Конт (1798-1857), стал первым основателем социологии. По праву он дал имя этой науке, придумав новое слово: социология (sociologie, от лат. societas + греч. logos). Будучи в молодости последователем и секретарем Сен-Симона, он уже на первом этапе своего творчества, в начале 20-х годов XIX в., понял, что прежнее общество, основу которого составляли религия и войны, нахо-дится в кризисе, умирает. Вместо него рождается новое общество: научное и индустриальное. Священников заменяют ученые, а военных индустриалы (предприниматели, управляющие, банкиры). Необходима интеллектуальная реформа: синтез наук и формирование позитивной политики. Главным ре-зультатом этой реформы и является социология. Предмет социологии об-щество в его целостности, основу которой образует всеобщее согласие. Это согласие, в свою очередь, опирается на единство истории человечества и са-мой природы человека. Ключом социологической концепции Конта служит формула: «рациональная координация основного ряда разных событий, соот-ветствующая единому замыслу» .
Английский философ и ученый Герберт Спенсер (1820-1903) стал еще одним основателем социологии. Как кабинетный ученый, он начал разраба-тывать свое социологическое учение независимо от Конта, но позднее его (с конца 40-х годов). Признавал его приоритет, но отвергал идею линейного прогресса и настаивал на приоритете свободы индивида в его отношениях с обществом. Всю жизнь, проведя в Англии, наиболее развитой стране того времени, Спенсер видел перед собой сложившееся буржуазное общество. Все глубже дифференцируясь по мере роста, оно сохраняет целостность благода-ря новым социальным институтам, которые сдерживают обострение проти-воречий и совершенствуются, осуществляя эту функцию. По Спенсеру, предмет социологии общество как социальный организм, в котором диффе-ренциация сочетается с интеграцией благодаря естественной эволюции его социальных институтов.
Карл Маркс (1818-1883) сформировался как мыслитель и революцио-нер в Германии и Франции, а большую часть жизни работал в Англии над «Капиталом». На возникшее буржуазное общество он смотрел с позиций по-сткапитализма и доказывал, что оно уже находится в глубочайшем кризисе и рождает из себя новое, социалистическое общество. Он резко критически от-носился к социологическим учениям Конта и Спенсера как буржуазным. Уже к середине 40-х годов он создал свое социологическое учение, которое назвал материалистическим пониманием истории. Согласно этому учению, глубин-ной причиной развития общества служат не идеи, а материальные произво-дительные силы. На базе различных способов производства возникают раз-ные общественные формации, или типы общества. Непосредственной дви-жущей силой истории является борьба антагонистических классов, которая должна завершиться возникновением бесклассового, коммунистического общества как высшей социальной целостности. Следовательно, предмет мар-ксистской социологии составляет общество как органическая система, кото-рая развивается в направлении целостности через классовую борьбу и рево-люции.
Исключительную роль в российской социологии было суждено сыграть марксизму. Распространение марксизма было предуготовано прогрессист-ским настроем общественного сознания и верой в «естественные» законо-мерности. «Для взоров Маркса люди складываются в социологические груп-пы, а группы эти чинно и закономерно образуют правильные геометрические фигуры, так, как будто, кроме этого мерного движения социологических элементов, в истории ничего не происходит, и это упразднение проблемы личности есть основная черта марксизма», - писал С.Н. Булгаков.
Принципиальное значение для последующего развития советской вер-сии марксизма имеет социологический лексикон, который в данном случае может считаться домом научной дисциплины. Летом 1894 г. В.И. Ленин в полемике с Н. К. Михайловским и другими авторами журнала «Русское бо-гатство» дал каноническое определение «научного метода в социологии»: «Как Дарвин положил конец воззрению на виды животных и растений, как ничем не связанные, случайные, «богом созданные» и неизменяемые, и впер-вые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость видов и преемственность между ними, так и Маркс положил конец воззре-нию на общество, как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и вперве поста-вил социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности данных производственных от-ношений, установив, что развитие таких формаций есть естественноистори-ческий процесс». Эта цитата предопределила устойчивую позицию «социо-логии» в общественно-научном лексиконе советского марксизма. Во всяком случае, не было никаких сомнений в том, что исторический материализм и есть единственно научная социология.

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Стимулирование труда в малом предпринимательстве и бизнесе Реферат 2009 21 500
Религия как социальный институт. Реферат 2008 15 500
Социальное равенство в контексте смысловой структуры социального мира Реферат 2008 14 500
Общественное мнение как инструмент граждансокго общества Реферат 2008 15 500
Личность как социальный тип Реферат 2008 22 500
Общество как социальная система. Социологические традиции исследования общества. Реферат 2008 17 500
Метод экспертной оценки в социологии. Реферат 2008 18 500
Цикличность в русской истории Реферат 2008 22 500
Повторяемость в истории политико-экономических реформ России xIX - XX в.в. Реферат 2008 28 500
Нарративное интервью Реферат 2008 12 500
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.