Дипломная работа

от 20 дней
от 9999 рублей

Заказать

Курсовая работа

от 10 дней
от 1999 рублей

Заказать

Реферат

от 3 дней
от 699 рублей

Заказать

Контрольная работа

от 3 дней
от 99 рублей
за задачу

Заказать

Диссертация

Сроки и стоимость индивидуальные

Заказать

Главная - Психология - Классический психоанализ

Классический психоанализ Психология. Курсовая

  • Тема: Классический психоанализ
  • Автор: Юлия
  • Тип работы: Курсовая
  • Предмет: Психология
  • Страниц: 27
  • Год сдачи: 2008
  • ВУЗ, город: не указан
  • Цена(руб.): 1500 рублей

Заказать персональную работу

Выдержка

3. Методы психоанализа

Цель психоаналитической терапии по 3. Фрейду: «Где было Ид, там будет Эго», т. е. психические процессы, протекающие на бессознательном уровне, должны быть максимально глубоко раскрыты и представлены сознанию для интеграции в экзистенциальную организацию. Человек должен договориться с реальностью. 3. Фрейд писал о сублимации (от лат. sublimo - возношу) защитном механизме (защита от выявления у себя неприемлемых инстинктивных импульсов), дающем возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы так, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. 3. Фрейд считал этот механизм единственным конструктивным защитным механизмом. В рамках классического психоанализа разработаны и используются следующие методы для того, чтобы помочь клиенту достичь высокой степени эффективного функционирования:
1. Метод свободных ассоциаций. Клиент расслабляется, устраивается на кушетке или в кресле и проговаривает вслух все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову, безотносительно к тому, насколько тривиальными, абсурдными или нелогичными они могут показаться. Терапевт находится вне поля зрения клиента, чтобы у него уменьшилось напряжение. Считается, что одна ассоциация влечет за собой другую, более глубоко расположенную в бессознательном. Ассоциации, продуцируемые клиентом, интерпретируются как символическое выражение подавленных эмоций и чувств. Таким образом, свободные ассоциации вовсе не являются свободными. В процессе работы с клиентом методом свободных ассоциаций высвобождается психическая энергия, которую можно использовать в целях лучшей адаптации.
Ассоциации (лат. associare)- соединение, объединение, союз; в психологии - это ассоциация идей - связь представлений, появившись в сознании, вызывает по сходству, смежности или противоположности другое.
Ассоциировать - соединять; (психологически) - мысленно соединять, сближать представления. Понятие «ассоциации» считается одним из древнейших в психологии. Его можно встретить (впрочем, как и понятно о катарсисе) у Платона и Аристотеля.
Начало классическому ассоцианизму было положено концепцией бессознательного английского врача Гартли, центральной идеей которого была универсальная категория ассоциации (человеческое познание представало как ассоциация идей).
Во всех случаях экспериментального изучения ассоциаций в психологии в основном решалась задача исследования работы сознания. Фрейд же первым среди клиницистов (врачей) и психологов использовал материал ассоциаций с другой целью - проникновение в бессознательное; и в этом была его огромная заслуга перед медициной, психологией, философией. Он искал в этом материале путь в область неосознаваемых побуждений, намеки на то, что происходит в «кипящем котле» аффектов, влечений. Для этого, полагал он, следует вывести ассоциации из-под контроля сознания. Они должны стать свободными. Так родилась главная процедура психоанализа, его основной технический прием.
Доктор Дж. Гарт-Вилкинсон, более известный как поэт и мистик направления Сведенборга, применил в 1857 г. для сочинения своих вольных мистических стихотворений новый метод, названный им «Впечатление», который соответствовал «бесконтрольному течению мыслей», «требованию проявления себя, «направленному к самым глубоким бессознательным душевным движениям. При этом необходимо было отстранить волю и всякое размышление, довериться вдохновению, и оказывалось, что «душевные способности направляются к незнакомым целям» .
Другой пример, известный знатокам психоаналитической литературы, - это прекрасное место из письма Шиллера к Кернеру, в котором великий поэт и мыслитель советует всякому, кто хочет быть продуктивным, обращать внимание на свободно приходящие в голову мысли.
Безусловно, ни Гарт-Вилкинсон, ни Шиллер не имели прямого влияния на выбор психоаналитической техники.
Но отношения «более личного характера» на открытие Фрейдом свободных ассоциаций все-таки были. Обратимся вновь к тем же «Заметкам из ранней истории психоаналитической техники». В 1862 г. вышла статья Л. Бьерна «Искусство стать в три дня оригинальным писателем» об известных особенностях стиля Жана Поля, перед которым преклонялся Бьерн. В ней предлагалось взять «лист бумаги и записать три дня подряд без фальши и льстивости все, что вам придет в голову» , все что вы думаете о себе, своей жене, исторических событиях и др.
После побуждения Фрейда его учениками прочесть статью Бьерна, он признал, что «это был первый писатель, в произведения которого он углубился» .
Этот факт сыграл свою роль в последующем применении 3. Фрейдом в катарсисе свободных ассоциаций. К такому же выводу приходит один из ближайших учеников создателя психоанализа Ф. Виттельс в своей книге «Фрейд, его личность, учение и школа»: «Фрейд сам признает, что эта статья могла играть большое значение в истории возникновения идей об использовании в психоанализе свободно возникающих мыслей больного, так как еще с дней своей ранней юности он охотно перечитывал Бьерна» .
В автобиографическом исследовании в 1924 г. Фрейд, возвращаясь мысленно во времена применения «процедуры надавливания», вспомнил об имеющихся проблемах ее использования: «Первоначальный способ преодолевать сопротивление, применяя напор и убеждение, был необходим, чтобы врач мог для начала сориентироваться, чего здесь следует ожидать.Но применять его долго было слишком утомительно для обоих участников, и были некоторые очевидные сомнительные стороны» . Еще раньше в своих лекциях «О психоанализе» он ссылался на утомительность этой процедуры и на то, что она требовала много усилий. Бывали сеансы, когда проходили часы, а «пациент не открывал рта». Фрейд пришел в результате к убеждению, что лечение продвигалось быстрее всего в тот момент, когда он предоставлял пациентам свободу говорить все, что им было угодно («важное, неважное, нелепости, всякую тарабарщину»).
Пациенты «затапливали» его своим многословием, потоком сообщений, против которого безуспешно было воздвигать «плотину». Вначале они особенно усердствовали в этом отношении, пока еще не подозревали о соседстве врача с «дьяволом», не позволяли прерывать себя. Фрейд же в это время спокойно сидел и прислушивался с пристальным вниманием («человек изобрел язык, чтобы скрывать свои мысли»), меньше к тому, что пациенты говорили, а больше к тому, о чем говорили дважды, что произносили в особенных выражениях, или когда молчали. При этом возникали «пробелы», где открывались комплексы пациентов. Фрейд должен был слушать, и слушал до конца, пока не выявлялось то неизвестное, что «пациент старался скрыть своим многословием».

Содержание

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Зарождение и развитие классического психоанализа 5
1.1. Источники психоанализа 5
1.2. Этапы создания теории классического психоанализа 7
Глава 2. Создание и сущность теории психоанализа 9
3. Методы психоанализа 18
Заключение 26
Литература 27



Введение

Актуальность настоящего курсового исследования. В энциклопедической статье 1922 года Фрейд определил психоанализ как способ исследования психических процессов, иными путями недоступных, а также как метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании, использующий ряд понятий психологии, опирающихся на вышеназванные методы исследования и лечения. Таким образом, Фрейдом был заложен принцип нерасторжимой связи лечения и исследования. Как писал Фрейд: «Наша аналитическая процедура является единственной, где это драгоценное соединение непременно» . Согласно определению науки, данному А. Пуанкаре, что «наука - это прежде всего некоторая классификация, способ сближать между собой факты, которые представляются разделенными, хотя они связаны некоторым естественным скрытым родством. Иными словами, наука есть система отношений» - можно сказать, что Фрейд смог представить исследование бессознательных процессов психики на уровне научных возможностей своего времени. Однако впоследствии психоанализ столкнулся с многочисленными трудностями как в лечении пациентов, так и в деле обоснования истинности своих предпосылок, что привело к перманентному кризису теории и практики психоанализа.
Следует сказать, что предпосылки такого кризиса коренились уже в самих основах психоаналитического учения. Частично они коренились в личных взглядах Фрейда, частично - в недостатках научного знания того времени. Так, например, говоря о личности Фрейда, Э.Джонс писал: «Его великой силой, хотя иногда также его слабостью, было совершенно необычное уважение, которое он питал к единичному факту... Завладевая простым, но важным фактом, Фрейд пытался доказать его универсальность или общность с другими фактами. Мысль о собирании статистических данных по каждому вопросу была для него неприемлема» .
Цель данной работы исследование классического психоанализа.
Задачи работы:
- изучить источники зарождения психоанализа,
- рассмотреть особенности психоанализа,
- исследовать методы психоанализа.

Глава 1. Зарождение и развитие классического психоанализа
1.1. Источники психоанализа

Ясное понимание цели, сущности, основных технических приемов и правил, психологических элементов (механизмов) психоаналитического метода психотерапии затруднено без знания основных источников его происхождения.
А один из его первых соратников, создатель аналитической психологии - К. Юнг не менее справедливо подчеркивал: «Даже самая оригинальная и самостоятельная идея не с неба падает, а произрастает на уже имеющейся, объективно заданной интеллектуальной почве, корневая система которой - независимо от того, хотим мы того или нет, - представляет собой теснейшее переплетение» .
Можно привести еще ряд высказываний - психоаналитиков, психологии - К. Юнг не менее справедливо подчеркивал: «Даже самая оригинальная и самостоятельная идея не с неба падает, а произрастает на уже имеющейся, объективно заданной интеллектуальной почве, корневая система которой - независимо от того, хотим мы того или нет, - представляет собой теснейшее переплетение» .
Можно привести еще ряд высказываний - психоаналитиков, психологов, философов, врачей, других ученых - по поводу происхождения психоаналитического метода Фрейда, в одних из которых Фрейда упрекали в единоличном присвоении и узурпации открытия психоанализа, в других умаляли роль и значение заслуги Й. Брейера в области психоаналитического метода и т. д .
Были даже заявления о том, что Фрейд вместе с Брейером использовали учение французского психолога П. Жане. Представители французского гипнотизма утверждали, что психоанализ как метод психотерапии стал наследником только гипноза .
Наиболее интересной представляется точка зрения французских психоаналитиков Л. Шертока и Р. де Соссюра, которые полагали, что: «...Фрейд находился под впечатлением некоторых методов и понятий XIX века. Однако его творческий дух наделял их новым смыслом, и в итоге все, что было заимствовано им из прошлого, приобретало совершенно новый облик. Он связан все эти заимствования в единое целостное учение - настолько оригинальное, что его психоанализ стал революционным переворотом, как в области психотерапии, так и в исследовании человеческого духа вообще» .
Аналогичных взглядов придерживались и наиболее последовательные представители классического («ортодоксального») психоанализа - Э. Джонс, Ш. Ференци, К. Абрахам и др.
Изучение этого вопроса позволяет предположить, что психоаналитический метод оформился на благодатной почве его предшественников, имел свои генетические корни в психотерапевтических методах, философских и психологических учениях.
Как известно, сам Фрейд полагал, что основными источниками психоанализа как метода психотерапии были классический гипноз Ж. М. Шарко и Нансийской школы, катартический метод И. Брейера и закон образования ассоциаций - один из древнейших в психологии .
Рассмотрение каждого из них в динамике, в логике развития позволит проследить: с чего началось «движение» к методу; каковы причины отхода основателя психоаналитической терапии от гипнотерапии, а затем и катартического метода; как именно от интереса к истерии («самой загадочной из всех нервных болезней»), гипнозу Фрейд подошел к своему методу свободных ассоциаций.

1.2. Этапы создания теории классического психоанализа

Созидание Фрейдом теории можно довольно грубо подразделить на четыре этапа, содержание которых отражено в таблице 2.1.:
Таблица 2.1. Этапы создания З.Фрейдом теории психоанализа
1 Период от 1886 до 1895 года мы хотели бы рассматривать как этап нахождения новых путей в понимании психопатологии неврозов. В это время Фрейд занимался исследованием неврозом, той деятельностью, к которой волей-неволей его принуждали проблемы с пациентами, которые были у него в частной практике. С методом гипноза Шарко Фрейд познакомился в Париже, а от Йозефа Бройера он узнал, что гипнотическое лечение можно с большой пользой использовать в лечении истерических пациентов.
2 На период от 1895 до 1899 выпадает самоанализ Зигмунда Фрейда, когда Фрейд еще более тонко разработал видение структуры и функций неврозов. Таковое могло быть действительно осуществлено только на этом этапе, так как техника лечения у Фрейда теперь могла существенно измениться. Он полностью отказался от гипноза, перейд к применению свободных ассоциаций пациента в качестве необходимого средства подступа к его бессознательным представлениям, конфликтам и психическим травмам. В ноябре 1899 года появилось знаменитое «Толкование сновидений» (Traumdeutung), в VII. главе которого впервые предпринимается попытка обобщения теоретических представлений в форме топографической модели.
3 С 1900 по 1914 год перед нами третий период созидания психоаналитической теории. Разрабатывается первый психоаналитический подход в теории, который можно без преувеличения (учитывая дальнейшие тенденции в развитии теоретических представлений) назвать временем господства психологии сферы Оно. Именно на эту фазу выпадают исследования, посвященные теории бессознательной сферы и сексуальной теории, причем клинические находки, связанные с выявлением роли психосексуального развития ребенка, нашли для себя свое первое систематическое обобщение в теории либидо. В этот период Фрейд публикует наиболее знаменитые истории болезней пациентов.
4 Четвертый период созидания психоаналитической теории Фрейдом простирается от 1914 до 1939 года. Этот период можно назвать этапом структурной теории и созидания психологии сферы Я, а также интегральной теории личности. В работе «О необходимости введения понятия нарцизм» Фрейд еще в 1914 году существенно модифицирует и расширяет свою теорию либидо, позволяя включить в последнюю накопленный им опыт, говорящий о том, что и Я может либидозно оккупироваться. А до этого Я понималась исключительно в качестве рациональной части личности. Именно на этом этапе Фрейд выделяет два вида влечений, так называемые влечения Я, служащие самосохранению, и влечение либидо, принадлежащее сексуальному влечению. Новое понимание нарцизма и возможность либидозно оккупировать Я, которое довольно сильно отличается от появившегося позднее понятия «сферы Я», рассматривавшейся в качестве инстанции психического аппарата, безотлагательно привело к изменению прежних теоретических представлений. Пока, наконец, в статье «Сфера Я и сфера Оно» (1923) Фрейд не представил новую теоретическую модель, которая подразумевала разделение психического аппарата на три инстанции, на три сферы: Оно, Я и Сверх-Я. При этом от топографической модели никто не отказывался, хотя в то же время и не старался полностью интегрировать её в новую структурную модель. Представление о Я как инстанции психического аппарата существенно продолжение таблицы 2.1.

отличается от определения, даваемого Я, в прежних работах, так как Я в качестве психической инстанции (сферы) представляет собой абстрактную конструкцию, одну из теоретических концепций в рамках трехчленной концепции личности, в то время как ранее термин «Я» можно было использовать и для переживаний своей собственной самости, что привело к некоторым неточностям и неясностям. Появлению теории сферы (инстанции) Я предшествовал постулат о существовании двух основных влечений, сексуального влечения и влечения к смерти (1920 год). Новая теория влечений, речь о которой впервые возникает в работе «По ту сторону принципа наслаждения», вызвала большое замешательство среди тогдашних психоаналитиков. Да и сегодня немногие психоаналитики способны к тому, чтобы присоединиться к созданной Фрейдом дуалистической теории. Хотя идея об агрессивном влечении принимается многими психоаналитиками, сама концепция о существовании влечения к смерти в полном объеме фрейдовской идеи разделяется далеко немногими. В связи с появлением теории о двух фундаментальных влечениях и концепцией сложной структуры сферы Я в качестве одной из психических инстанций прежние теории, объясняющие происхождение неврозов и базировавшиеся на теории либидо 1905 года, подверглись изменению. Модификация прежних взглядов осуществлялась с большим трудом, Дальнейшие трудности в теоретических разработках были вызваны появлением в наше время новых теоретических баз интересов, например, теории объект-отношений или теории нарцизма.

Глава 2. Создание и сущность теории психоанализа

Одна из довольно значительных трудностей при изучении теоретических концепций психоанализа заключается в том, что даже при жизни Фрейда они подвергались постоянным изменениям. Это приводило к все более усложненным представлениям, причем, хотя от прежних теоретических воззрений приходилось иногда отказываться, делалось это далеко не всегда в явном виде. А это означает, что некоторые концепции из фрейдовских работ с течением времени незаметно довольно сильно изменили свое значение. Так что не может удивлять то, что даже научно искушенные читатели трудов Фрейда при игнорировании ими времени появления какой-либо из научных статей, будут приходить к ложным выводам. Некоторыми критиками психоанализа (на мой взгляд, почти всегда намеренно) это используется для опровержения научности психоанализа, внося и без того большую путаницу в его понимание. При цитировании работ Фрейда, для того чтобы доказать или опровергнуть какое-либо мнение, необходимо не забывать указывать год выхода соответствующей работы. Только тогда и можно будет быть уверенным в том, что точно знаешь, на каком этапе создания психоаналитической теории находишься.
Диапазон трактовок психоанализа велик. Если взять за исходное определение какую-то одну трактовку, то ускользает почва для адекватного понимания психоанализа.

Литература

1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. - СПб. Изд-во МФИН, 1992.
2. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. М., 1996
3. Боулби Д. Создание и разрыв аффективных связей. Лекция 2. Этологический подход к исследованию развития ребенка-. М., 1996
4. Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. - Л., ЭГО, 1991.
5. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1997
6. Пуанкаре А. О науке. М., 1990
7. Руткевич А.М. Глубинная герменевтика А.Лоренцера // Антология российского психоанализа. Т.2, М., 1999
8. Смирнова А.Н. Психология. М.: ПРИОР, 2005
9. Спотниц Х. Современный психоанализ шизофренического пациента // Психоаналитический вестник. 1999. №1 (7).
10. Столороу Р., Брандшафт Б., Атвуд Д. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. М., 1999.
11. Томэ Х., Кэхеле Х. Современный психоанализ. т.1. М., 1996
12. Умаров С.Ю. Хрестоматия по психологии. М.: МР3 Пресс, 2004
13. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. - М., Наука, 1990.
14. Фрейд 3. Избранное. - М., Внешторгиздат, 1989.
15. Фрейд 3. Избранное. - М., Внешторгиздат, 1989.
16. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. - М., Прогресс, 1992.
17. Хорни К. Собрание сочинений в 3 т. Т.2. М., 1997
18. Юнг К. Г. Архетип и символ. - М., Ренессансс, 1991
19. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. - М., Ренессанс, 1998

Форма заказа

Заполните, пожалуйста, форму заказа, чтобы менеджер смог оценить вашу работу и сообщил вам цену и сроки. Все ваши контактные данные будут использованы только для связи с вами, и не будут переданы третьим лицам.

Тип работы *
Предмет *
Название *
Дата Сдачи *
Количество Листов*
уточните задание
Ваши Пожелания
Загрузить Файлы

загрузить еще одно дополнение
Страна
Город
Ваше имя *
Эл. Почта *
Телефон *
  

Название Тип Год сдачи Страниц Цена
Проблема нравственного воспитания детей с нарушенным интеллектом Курсовая 2010 29 1500
Проблемы само актуализации и самореализации в истории психологи Курсовая 2010 27 1500
\"Концепция Д.Б. Эльконина:раннее детство\" Курсовая 2009 46 1500
Изучение кратковременной памяти Курсовая 2009 31 1500
Память как высшая психологическая функция Курсовая 2010 25 1500
Определение характера человека Курсовая 2010 13 1500
Отклоняющееся поведение подростков и его причины Курсовая 2009 34 1200
Телесно-ориентированная терапия как метод психологической помощи Курсовая 2008 56 1000
факторы стресса в работе руководителя и их преодоление Курсовая 2008 44 1000
Конфликт в межличностных отношениях в коллективе младших школьников Курсовая 2009 44 900
курсовые, дипломные, контрольные на заказ скидки на курсовые, дипломные, контрольные на заказ

© 2010-2016, Все права защищены. Принимаем заказы по всей России.